ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ | 670.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Еткульский муниципальный район
2009 год
Оглавление.
Паспорт программы---------------------------------------------------------------------------------------3 стр.
Отзыв родительского комитета-------------------------------------------------------------------------4 стр.
I. Основания для разработки программы------------------------------------------------------------------------
1. нормативно-правовая база---------------------------------------------------------------------------5-9 стр.
2. социальный паспорт класса---------------------------------------------------------------------------10 стр.
3. психолого-педагогическая характеристика класса-------------------------------------------11-13 стр.
4. пояснительная записка-----------------------------------------------------------------------------13-14 стр.
5. мои принципы воспитания---------------------------------------------------------------------------14 стр.
6. педагоги-единомышленники-------------------------------------------------------------------------14 стр.
7. модель личности выпускника--------------------------------------------------------------------14-15 стр.
II. Программа деятельности----------------------------------------------------------------------------------------
- цель, задачи, ожидаемые результаты---------------------------------------------------------16 стр.
4. приоритетные направления----------------------------------------------------------------------16-19 стр.
5. структура самоуправления класса--------------------------------------------------------------19-21 стр.
6. содержание и структура программы-----------------------------------------------------------22-23 стр.
7. блок 1 Коммуникативность----------------------------------------------------------------------23-27 стр.
8. блок 2 Нравственность----------------------------------------------------------------------------27-33 стр.
9. блок 3 Знания, умения, навыки------------------------------------------------------------------33-38 стр.
10. блок 4 Индивидуальность------------------------------------------------------------------------39-40 стр.
11. блок 5 Семья----------------------------------------------------------------------------------------41-44 стр.
12. структура взаимодействия---------------------------------------------------------------------------45 стр.
13. план воспитательной работы-------------------------------------------------------------------45-48 стр.
14. диагностика-----------------------------------------------------------------------------------------48-49 стр.
III. Результативность программы--------------------------------------------------------------------------49 стр.
IV. Использованная литература----------------------------------------------------------------------------50 стр.
Паспорт программы.
Наименование. | Программа деятельности классного руководителя «Гармония». |
Сроки и этапы реализации программы. | Программа рассчитана на 5 лет, 2006 – 2011 г. (5 – 9 класс). Программа реализуется в три этапа:
|
Основной разработчик программы. | Классный руководитель МОУ Еткульская СОШ №1 Котова Анна Валерьевна |
Исполнители программы. |
|
Цель. | Создание условий для формирования гармонично развитой личности на основе само- и взаимоуважения в сплоченном коллективе. |
Задачи. |
|
Приоритетные направления. |
|
Ожидаемые результаты |
|
Отзыв родительского комитета 7 «в» класса
о работе классного руководителя
7 «в» класса МОУ Еткульская СОШ Котовой А.В.
Классный руководитель следит за успеваемостью учеников, за комфортным пребыванием каждого ученика в классном коллективе, за безболезненным разрешением конфликтных ситуаций. Каждый ученик вовлекается в значащую для него и окружающих деятельность, повышается уровень воспитанности учащихся.
Котова А.В. проводит открытые мероприятия; вовлекает родителей учащихся в дела коллектива класса; организует совместные с родителями мероприятия (чаепития, спортивные состязания, концерты); изучает семьи учащихся и организует индивидуальную работу с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке. Позиция классного руководителя активная; она не только сама возглавляет работу, но и раздает поручения.
Ученический коллектив под руководством классного руководителя успешно участвует в общешкольных делах, по итогам 2006-2007 учебного года класс занял первое место среди всех классов. Класс посетил театр, кинотеатр, бассейн, музей, заповедник.
За прошедший учебный год проведено 6 родительских собраний (включая совместные мероприятия), где были затронуты интересующие родителей вопросы по воспитательной работе, проводилось анкетирование родителей и анализировалось анкетирование детей, представлялись результаты учащихся.
В работе классного руководителя присутствуют анализ деятельности классного коллектива, определение уровня развития личности и коллектива, планирование работы, самоанализ, взаимодействие с родителями, работа с лидерами, проведение классных часов по интересным и полезным темам, игровые методы, подведение итогов успеваемости и совместные выводы с учащимися.
У Котовой А.В. есть необходимые знания, умения и качества личности для успешной работы классного руководителя.
Председатель родительского комитета Горчева И. В. ----------------------------------------
I. Основания для разработки программы
1. Нормативно- правовая база.
Целями государственной политики в области воспитания являются:
- воспитание у учащихся уважения к правам и свободам других людей
- формирование научного мировоззрения учащихся
- воспитание учащихся физически, нравственно, социально здоровыми
- создание условий для самореализации
- приоритет воспитания над образованием
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога,
направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций
классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Список нормативно-правовых документов.
- Конституция РФ
- Закон РФ « Об образовании»
- Закон РФ « ОБ основных гарантиях прав ребенка в РФ» Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г № 223-ФЗ
- О наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 г
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.
- Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 561
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Утверждена Приказом Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393.
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Утверждена Приказом Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 и одобрена решением Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г.
- Международная Конвенция ООН по правам ребенка от 15.09.1990 г.
- Федеральный закон № 120 – ФЗ от 24.06.99г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон «Об ограничении курения табака» Принят Государственной Думой 21.06.2001 г.
- Закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
- Закон РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на период до 2010 года»
- Типовое положение об образовательном учреждении
- Приказ МОиН России « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 №21.
- Письмо Министерства образования РФ от 15.12.2002 №30 -51 -914/16. Методические рекомендации о реализации Государственного стандарта о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию детей в учреждениях общего образования.
- Письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 №480/30 – 16 « Методические рекомендации по организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях»
- Письмо Министерства образования от 02.04.2002 №13 – 51 -28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса»
- Письмо Министерства образования от 11.02.2000 №101128 -16 « О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»
- Письмо Министерства образования от 22.07.2002 №30 -51 -547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях»
- Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 №04 -1140 « Об организации деятельности классных руководителей в образовательных учреждениях»
- Программа воспитания МОУ Еткульская СОШ
- Устав МОУ Еткульская СОШ
- Должностная инструкция классного руководителя
- Положение о родительском комитете МОУ Еткульская СОШ
- Положение о классном самоуправлении МОУ Еткульская СОШ
2. Социальный паспорт класса.
- Статус семей.
- Полные – 72%, из них с отчимом 16%;
- Неполные – 16%;
- Количество детей в семье.
- 1 ребенок – 33%;
- 2 ребенка – 58%;
- 3 ребенка – 9%
- Малообеспеченные семьи – 24%
- Дети-сироты – 4%
- Опекаемые – 4%
- Дети, в основном находящиеся на попечении бабушки – 16%
- Социальный статус родителей:
- Рабочие – 10%
- Служащие – 46%
- Предприниматели – 23%
- Безработные – 5%
- Инвалиды – 3%
- Пенсионеры – 3%
- Образовательный уровень родителей.
- Высшее – 32%
- Неоконченное высшее – 10%
- Среднее техническое – 50%
- Среднее – 8%
- Потенциальное воспитательное влияние семьи .
- Устойчиво-благополучное – 66%
- Слабое, с потерей контроля – 30%
- Агрессивно-негативное – 4%
- Маргинальное – 0%
- Жилищные условия.
- Квартира – 30%
- Дом – 68%
- Съемное жильё – 12%
- Дети, имеющие отдельную комнату – 45%, компьютер – 56%.
Выводы.
Уделить особое внимание семьям со слабым и негативным воспитательным влиянием (Конян Оганес, Булатова Мария, Гатова Мария, Овчинниковы Костя и Максим, Синицына Таня, Бородина Алексаендра, Половинкин Дмитрий); детям, находящимся в основном на попечении бабушки (Васильев Вадим, Неручева Екатерина, Половинкин Дмтрий); семье с опекуном-бабушкой (Гатова Мария).
3. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.
1. Общие сведения.
Данный классный коллектив сформировался 1 сентября 2002 года, при поступлении детей в первый класс. Состав класса стабильный, с 2006 года никто не выбывал и не прибывал.
Согласно традиции нашей школы, мое знакомство с классом состоялось гораздо раньше 1 сентября 2006 года, когда дети пришли в 5 класс. В последней четверти 4 класса я приходила к ним на уроки, беседовала с детьми, педагогом, присутствовала на празднике окончания начальной школы.
В классе 14 девочек и 10 мальчиков. 7 человек – 1996г.р., 17 человек – 1995г.р. По национальному составу: Конян Оганес – армянин, Вадутов Рашид – башкир, остальные – русские.
По состоянию здоровья особого внимания требуют Васильев Вадим (бронхиальная астма), Неручева Катя (зрение, только первая парта среднего ряда), Волкова Анна и Уварин Евгений (смещение позвонков, рекомендован средний ряд), Половинкин Дмитрий (нарушение зрения, рекомендована первая парта). У 8 ребят – сколиоз, 6 человек страдают близорукостью. 8 человек имеют 1 группу здоровья, 10 человек – 2 группу здоровья, остальные – подготовительную. 3 человека освобождены от уроков физкультуры.
2. Учебная деятельность.
На конец 4 класса | На конец 5 класса | На конец 6 класса | |
Отличники | 3 чел. | 5 чел. | 5 чел. |
Ударники | 19 чел. | 17 чел. | 17 чел. |
1-2 «четверки» | 6 чел. | 7 чел. | 8 чел. |
1-2 «тройки» | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. |
неуспевающие | --- | --- | --- |
Класс сильный, работоспособный, активный. Стабильный интерес к получению знаний, стремление улучшить свои результаты. Васильев Вадим и Дмитрюкова Ольга – одаренные дети. Они учатся ровно, в основном на «отлично», часто знают сверх программы, участвуют в школьных и районных олимпиадах, олимпиадах по УРФО и показывают высокий уровень знаний. Конян Оганес и Гатова Мария имеют очень слабые способности, им трудно дается школьная программа, работать самостоятельно не могут, требуют особых заданий и внимания. Овчинниковы Костя и Максим часто пропускают занятия из-за поездок на спортивные соревнования, поэтому им трудно учиться, у них появились «тройки». В параллели класс является самым сильным.
3. Занятость учащихся.
Занятость учащихся составляет 100%. 20% детей посещают несколько кружков и секций. К примеру, Неручева Катя посещает 4! кружка и при этом учится на «отлично». Конян Оганес, хотя учится слабо и не всегда отличается хорошим поведением, занимается тремя! видами спорта и посещает авиамодельный кружок. 8 человек посещают спортивные секции, 3 человека занимаются хореографией, 1 человек – музыкой, остальные посещают различные кружки Районного дома детского творчества.
4. Структура классного коллектива.
В классе много сильных личностей, стремящихся к лидерству. Причем одного лидера нет, а лидеры в деловом и дружеском общении различны. Явно присутствует дух соревнования, хотя иногда он приводит к конфликтам.
По результатам социометрических исследований и цветового теста Люшера, в классе уменьшилось количество «одиночек», не стало «отверженных» (см. приложение). Ребята учатся принимать другого человека таким, какой он есть, акцентировать внимание на его достоинствах, а не недостатках. До сих пор проблемными являются взаимоотношения с коллективом Савловой Вики, ей пока трудно принимать чужую точку зрения.
Структура коллектива достаточно однородна, нет четкого деления на микрогруппы, ребята свободно общаются друг с другом, объединяются во временные группы по интересам.
5. Характер общения учащихся в группе.
Классному коллективу третий год, его отличает высокая степень сплоченности, слаженности в совместной деятельности. Ребята эффективно взаимодействуют, им свойственно чувство локтя, ответственности за коллективные дела, мобильность и высокая исполнительность. Между мальчиками и девочками сложились доброжелательные отношения. Ребята поддерживают друг друга во всех делах.
6. Познавательный и творческий потенциал.
Познавательный и творческий потенциал коллектива очень высок. Ребята любят творческие задания. Учащиеся, которые учатся слабее основной части коллектива, стараются проявить себя в делах школы, класса. Большинству очень нравится самостоятельно готовить классные часы, программу классных праздников.
7. Основные проблемы и задачи работы с классом.
Творческий потенциал ребят, их высокая активность в деятельности требуют от классного руководителя личной активности, поиска новых форм и методов работы с классом.
Свою деятельность как классного руководителя вижу в решении следующих задач:
- помочь каждому ребенку максимально реализовать свой потенциал: личностный, интеллектуальный и творческий;
- помочь каждому ребенку осознать свою индивидуальность, научить принимать и уважать индивидуальность каждого;
- формировать у ребят чувство локтя, умение сопереживать и поддерживать товарищей, оказывать посильную помощь;
- научить ребят свободно мыслить, рефлексировать свое поведение, отвечать за свои поступки;
- помогать каждому ребенку в достижении успехов в разных видах деятельности, для полной реализации его потенциалов;
- обеспечение условий для совместного творчества детей и родителей, сохранения и укрепления семейных традиций в контексте современной культуры.
4. Пояснительная записка.
«Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны того, чего хочет педагог».
Ж.-Ж.Руссо
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П.Чехов.
Исходя из современных определений, а также целей и задач процесса воспитания и классного руководства на государственном, областном и внутришкольном уровне, можно сделать вывод, что моделью выпускника является гармонично развитая личность. Но воспитать такую личность в современном мире достаточно сложно. Сегодня школа уже не несет основной воспитательной функции и не является основным источником информации. Огромный поток информации на школьника обрушивается из Интернета, СМИ, различных молодежных объединений, с улицы. И информация эта в лучшем случае развлекательная, в худшем – негативная. Сегодня очень часто говорят о дегуманизации общества, о падении нравственности, о бездуховности. Так ли это?
Когда в 2006 году я стала классным руководителем 5 «в» класса, я предложила сначала детям, а затем родителям написать 8-10 основных человеческих качеств, которыми должен обладать современный человек. Результаты получились практически одинаковыми: ум, доброта, честность, справедливость, активность, сила воли, воспитанность, у детей – красота и общительность, у родителей – настойчивость, практичность. Без сомнения, никто не хочет быть злым, лживым, жадным и т.п. Значит, нравственные ценности по-прежнему «в моде» и цель детей, родителей и педагогов одна. Классному руководителю лишь необходимо выработать четкую систему действий для достижения этой цели, то есть создать условия для развития гармонично развитой личности на основе само- и взаимоуважения в сплоченном коллективе. Поэтому я назвала свою программу «Гармония».
Программа – это документ, призванный упорядочить деятельность классного руководителя. Данная программа облегчает и упорядочивает деятельность классного руководителя, так как содержит в себе все основные направления воспитания и развития школьников. Каждое из направлений сопровождается задачами, перечнем путей и способов их реализации, конкретными разработками, циклограммой и диагностикой.
Программа носит гибкий, открытый характер, что позволяет уточнять и совершенствовать её, а также продолжить до 11 класса.
5. Мои принципы воспитания.
- Начни с себя
- Направляй, а не подавляй
- Хвали не только за успех, но чаще за усилие
- Избегай ошибок, но не бойся признаться в своей неправоте
- Педагоги-единомышленники.
При работе над составлением программы я взяла за основу работы Н.Е.Щурковой. Программа основана на гуманистических идеях процесса воспитания: ребенок является субъектом процесса воспитания, в основе лежит взаимодействие, сотрудничество всех участников этого процесса. Также педагогами-единомышленниками являются Я.А.Каменский, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили.
7. Модель личности выпускника школы.
Знания и умения.
- Достойный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования.
- Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
- Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
- Экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой.
- Знание основных достижений культуры.
- Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.
Познавательная деятельность.
- Интеллектуальная готовность и способность к продолжению
- Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их.
- Способность использовать знания на практике.
- Рациональная организация труда, самообразования.
- Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция.
1. Гуманистическое мировоззрение.
2. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
3. Правовая культура.
4. Коммуникативность, культура общения.
5. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
6. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
7. Оптимизм. Настойчивость в преодолении трудностей.
8. Адекватная самооценка.
- Цель – творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к самореализации.
- Основополагающая идея – гуманизация образования.
II. Программа деятельности.
1. Цель программы
Создание условий для формирования гармонично развитой личности на основе само- и взаимоуважения в сплоченном коллективе.
2. Задачи программы
- Формирование навыков общения
- Формирование различных предметных умений и навыков
- Формирование нравственных ценностей
- Способствовать развитию индивидуальности
- Способствовать сплочению коллектива
3. Ожидаемые результаты
- Подростки овладеют приемами эффективного межличностного общения
- Разовьются позитивные личные качества подростков
- Классный коллектив станет дружным, сплоченным
- Подростки научатся реально оценивать свои возможности, достоинства и недостатки; работать над собой
4. Приоритетные направления.
- Совместная работа родителей, детей и педагога.
- Проведение родительских собраний совместно с детьми
- «отчет» детей в творческой форме об успехах класса в начале родительского собрания
- Проведение совместного праздника в конце года, других праздников
- Организация совместных трудовых дел, поездок
- Посещение родителями уроков, беседы с классом
- Участие в КТД школы
- Посещение на дому учеников
- Индивидуальные беседы педагог – ученик – родитель, по надобности - с приглашением администрации, социального педагога, психолога, учителей-предметников
- Составление презентаций «Моя семья»
- Работа в группах.
- Подготовка и проведение классных часов по ПДД, ЗОЖ, по интересам
- Подготовка и проведение классных часов и праздников в подшефном классе
- Коллективное планирование и подведение итогов
- Помощь в работе классного руководителя, организация самоуправления
- Конкурс «25 пятерок»
- Выпуск газет, оформление класса к праздникам
- Ведение странички «Это интересно»
- Индивидуальный корректив личности.
- Рефлексивная деятельность ученика
- Индивидуальные беседы
- Педагогический импульс
- Само- и взаимопрезентации
Особое место занимает работа с одаренными и способными детьми, а также работа с отстающими и «трудными».
Программа наблюдения за проявлением познавательного интереса учащихся на уроке.
- отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе
- включается в обсуждение дискуссионных вопросов
- проявляет стремление высказать свое соображение
- владеет логическими приемами мышления
- проявляет упорство при выполнении трудных заданий
- по собственной инициативе выбирает трудные задания
Работа с одаренными детьми (Дмитрюкова Ольга, Васильев Вадим).
- постоянный контакт с родителями
- обязанности в органах самоуправления – «министерство образования и науки»
- привлечение к участию во всех олимпиадах
- создание ситуации соревнования (к соревнованию привлекаются не только эти учащиеся, но и другие способные)
- проведение информационных классных часов
- ведение своего раздела странички «Это интересно»
- помощь отстающим
- связь с учителями-предметниками, обеспечение заданиями повышенной сложности и творческими заданиями
- диагностика развития
План работы с «трудными» детьми (Конян Оганес).
- Краткая характеристика педагогической запущенности, обстановки в семье.
Оганес проживает на съемной квартире с родителями, сестрой и бабушкой. Отдельной комнаты у него нет, постоянного места для занятий тоже. Родители часто ссорятся. Отец оказывает отрицательное влияние на сына: употребляет часто спиртные напитки и наркотики, занимается сбытом краденого, причем безнаказанно, применяет по отношению к членам семьи рукоприкладство.
Оганес состоит на учете за вымогательство и хищение телефона. Друзья у Оганеса в основном старше него, тоже из категории «трудных». Учится очень слабо, причин тому можно назвать несколько: низкие способности, отсутствие стремления к получению знаний и оценок, низкий образовательный уровень родителей, отсутствие ценности знаний. Оганес часто пропускает уроки в связи с поездками на соревнования и по неуважительной причине. По характеру Оганес вспыльчивый, неуравновешенный, иногда нарушает дисциплину на уроке. В то же время он добрый, готов помочь, с удовольствием занимается в спортивных секциях, участвует в жизни класса, школы. У него много друзей.
2. Меры преодоления отклонений
- доведение до сведения родителей;
- регулярный контроль за посещаемостью ученика;
- регулярный контроль за учебной деятельностью ученика;
- приглашение родителей на собеседование с классным руководителем;
- приглашение ученика на Совет профилактики;
- приглашение ученика и родителей на Совет профилактики;
- приглашение родителей на собеседование с администрацией школы;
- ведение дневника наблюдения за учеником, изучение его результатов
деятельности (учебной, трудовой, общественно-полезной и т.д.); - индивидуальные беседы с учащимися;
- индивидуальные беседы с родителями;
- социометрические изменения, анкетирование, работа с психологом, социальным педагогом
- раскрытие индивидуальных особенностей ученика;
13. включение во внеучебную (кружковую), общественно-полезную деятельность, воспитание читательских интересов и вкусов;
- организация консультаций с педагогом-психологом, социальным
педагогом.; - закрепление за «трудным» учеником шефа из актива класса, родительского комитета для индивидуальной работы;
- работа с семьей ученика;
- мини-педсоветы по единым педагогическим требованиям (уважение, доброжелательность, дружелюбие к ученику и др.);
5. Структура самоуправления класса.
На уровне школы весь детский коллектив – Школьная страна - поделен на города-классы. Каждый класс-город имеет свое название, девиз, мэра, вице-мэра, и 6 советников. Мэр города выбирается общим голосованием, затем он подбирает себе вице-мэра, и они вдвоем назначают 6 советников. Советники сами набирают себе команду из 2-3 человек.
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
Девиз: «Дело Мастера боится»
Мэр города: Тельманов Александр.
Вице-мэр – Горчева Яна.
Советник по образованию – Васильев Вадим. Его команда – Дмитрюкова Ольга, Неручева Екатерина, Ересько Глеб, Уварин Евгений («отличники»)
Советник по культуре – Волкова Анна, помощник – Петренко Елена.
Советник пресс-центра – Новицкая Оксана, помощник – Огаркова Мария.
Советник по спорту – Вадутов Рашид, помощники – Овчинниковы Костя и Максим, Конян Оганес.
Советник внутренних дел – Пушкарев Стас, помощники – Половинкин Дмитрий, Булатова Мария, Бородина Александра.
Советник библиотеки – Савлова Виктория, помощник – Шведько Елена.
Советник финансов – Синицына Оксана, помощники – Гатова Мария, Колодяжная Екатерина.
Обязанности администрации класса-города
Администрация города - это орган классного самоуправления. В состав администрации избираются представители класса, которые могут возглавить одно из направлений работы. Функционал администрации города:
- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел города;
- заслушивает отчеты о проделанной работе ответственных за направление;
- организует и проводит классные коллективные мероприятия;
- проводит контроль за проведением классных мероприятий и классных часов;
- обсуждает и решает вопросы о наказаниях и поощрениях;
- организует и проводит встречи с администрациями других городов;
- поддерживает связь с министерствами и администрацией Президента школьного государства.
МЭР города: Обязанности мэра города:
- подготовка и проведение классных часов по вопросам работы Советов
- (итоги, предложения);
- Организация выборов советников;
- распределение обязанностей при проведении классных мероприятий;
- принимает участие в работе, посещает заседания совета дела, составляет отчеты о работе
администрации города.
Вице-мэр: Обязанности вице-мэра:
- отчет на каждом уроке об отсутствующих в классе, опоздавших на урок;
- помощь мэру в организации классных часов;
- помощь мэру при проведении классных мероприятий.
Совет по образованию. Советник
Обязанности совета по образованию:
• проверка дневников, выписывание текущих оценок в дневник (1 раз в неделю);
• помощь в контроле за успеваемостью в классе (выявление отличников,
.хорошистов и двоечников);
• ведение листа успеваемости.
Совет по культуре. Советник
Обязанности совета :
- организация и проведение классных огоньков и праздников;
- подготовка номеров на школьные концерты;
- подведение итогов экскурсий, посещений музеев и театров,
Совет пресс- центра. Советник
Обязанности совета :
- оформление классов к праздникам;
- выпуск стенгазет к знаменательным датам.
- сбор материала для классных стенгазет
Совет по спорту. Советник
Обязанности совета по спорту:
• проведения инструктажа по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям;
- подбор участников для спортивных мероприятий;
- проведение спортивных соревнований в классе или в параллели;
- пропаганда спорта.
Совет по труду и внутренних дел. Советник
Обязанности совета:
- организация дежурства в классе;
- составление графика дежурств;
- проведение генеральной уборки в классе;
- проведение беседы с учащимися по ПДД (правилам дорожного движения) и ОБЖ (основам .безопасности жизнедеятельности).
Совет библиотеки. Советник
Обязанности совета:
- - планирует и организует КТД совместно с сельской и школьной библиотеками;
- - проверяет сохранность учебников.
Совет финансов. Советник
Обязанности совета: контроль за накоплением школьной валюты;
Таким образом, каждый вовлечен в структуру самоуправления класса, оказывает посильное содействие в работе классного руководителя, проявляет свои способности, развивает умения и навыки.
6.Содержание и структура программы.
Содержание программы выстраивалось, основываясь на особенностях классного коллектива и каждого ученика в отдельности, на возрастных особенностях развития ребенка, а также в связи с основными направлениями воспитательной работы школы.
Структура программы носит этапно-циклический характер.
Вся деятельность классного руководителя поделена на 5 блоков, которые повторяются из года в год. Однако содержание педагогического воздействия изменяется, что обусловлено возрастными особенностями, увеличением активности учеников и меры их самостоятельности, расширением круга социального общения, а также восхождением от простых истин к высшим ценностям. Это позволяет решить все воспитательные задачи в системе:
- блок 1 – коммуникативность
- блок 2 – нравственность
- блок 3 – знания, умения и навыки
- блок 4 – индивидуальность
- блок 5 – семья
Все вышеуказанные причины обуславливают и деление деятельности на 3 этапа:
- 5-6 класс – «Осмысление ценности человека»
- 7-8 класс – «Осмысление ценности общества»
- 9 класс – «Осмысление достойного образа жизни, выбор»
Такая структура дает возможность создавать циклограммы по каждому блоку, которые в свою очередь являются опорой для создания календарно-тематического планирования. Всё это помогает мне при составлении плана работы не упустить ни одно направление работы и добиться цели всего воспитательного процесса.
Структура программы
Блок 1. Коммуникативность
Здоровье ребенка – понятие не только медицинское, но и социальное, эмоциональное, душевное, психологическое. На каждом шагу в жизни ребенка возникают проблемы, связанные с общением. Кто-то излишне застенчив, кто-то слишком бурно выражает свои эмоции; нередко ребята обижают друг друга, не подозревая об этом. Занятия, запланированные в этом блоке, помогают ребенку научиться правильно себя вести в определенных ситуациях, знакомят с общими правилами поведения, сближают ребят. В дружном коллективе каждый ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее. Исходя из этого я ставлю перед собой следующие задачи:
Задачи:
- формирование навыков бесконфликтного общения
- формирование позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе
- мотивация учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков
- сплочение коллектива
Методы и формы работы:
- беседа
- ролевая игра
- тренинг
- дыхательные и двигательные упражнения
- способы самовыражения
Структура занятий
- Приветствие - позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия.
- Разминка - настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение.
- Основная часть - представляет собой совокупность упражнений и приёмов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
- Рефлексия занятия - предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что показалось самым важным, полезным и т.д.).
Блок 2
Нравственность
Основной формой работы в этом блоке является классный час. Классный час – это групповое размышление о законах жизни, поэтому простое назидание, преподнесение истин в готовом виде недопустимо. Необходимо выработать у ребят систему ценностей. Необходимо также соблюдать следующие правила при подготовке и проведении классного часа:
- логика развертывания вопросов должна быть следующей: «что? – почему? – где? – когда? – как?»
- предоставление свободы высказывания, но с аргументацией
- строгий отбор материала для классного часа – материалы культуры
- свободное расположение ребят, причем так, чтобы все видели друг друга
- обсуждаемая проблема должна носить практический выход на реальную жизнь ребят; ведется блокнот, куда записываются выводы классного часа
- обязательно предоставлять возможность самим ученикам приготовить и провести классный час; тема должна быть интересна ребятам
Задачи:
- осмысление ценности Человека;
- расширение ценностного кругозора школьника благодаря распредмечиванию предметно-вещного мира;
- раскрытие сути наивысших ценностей жизни – того, что имеет значимость для человеческой жизни на земле;
- развитие соответствующих ценностным отношениям умений;
- формирование способности к самостоятельному разрешению собственных проблем личной жизни;
- содействие организации жизни «здесь и сейчас» на уровне высоких духовных достижений культуры.
Методы и формы работы:
- Аксиологический классный час – выдвигает ценностную категорию, её определение, значение ценности в жизни человечества, личностный смысл её для каждого индивидуального человека, а также формы проявления ценностного отношения в повседневной жизни. Ученики научаются «распредмечивать» предметный окружающий мир.
- Информационный классный час – предоставляет школьникам некоторые сведения социально-психологического плана, которые могли бы углубить понимание ценностного объекта рассмотрения. Ученики научаются пользоваться литературой для решения жизненной проблемы.
- Праксиологический классный час - тот же вопрос разбирается с точки зрения практического воплощения ценностного отношения в реальной жизни человека. Ученики приобретают основные умения и некоторые навыки для самостоятельного выражения личностных отношений во взаимодействии с окружающим реальным миром.
- Аналитический классный час – выдвигает главное противоречие проблемы ценностного отношения, анализирует его, находит способы разрешения данного противоречия. Ученики осваивают способы анализа явления и ставшей перед ними проблемы.
- Проблемный классный час – обращает внимание на непосредственные проблемные ситуации действительной («здесь и сейчас») жизни детей, находит решения и формы разрешения этих личных проблем. Ученики приобщаются к стороннему и объективному рассмотрению ситуации, в которой они оказались.
- Событийный классный час – это непосредственный отклик на событие мировое, общественное или личное, его проживание эмоциональное и рациональный анализ и, возможно, планирование практических действий как реакция на происшедшее.
Блок 3.
Знания, умения и навыки.
Работа в этом блоке предполагает предметное взаимодействие учеников с миром. Сюда входит работа над сохранением и повышением успеваемости, но она не является определяющей.
При организации разновидовой деятельности необходимо учитывать следующие моменты:
- определить цель и предполагаемый результат деятельности
- формировать мотивацию («мне это зачем делать?»)
- определить время и объем работы
- определить роль каждого участника
- если это конкурс, определить вид поощрения и довести до сведения
Задачи:
создание материально ощутимого, визуально воспринимаемого, отдельно оформленного предметного результата, имеющего практическую значимость в следующих видах деятельности:
- познавательная – деятельность, формирующая знания (представления, понятия) о самых разнообразных объектах мира и тем самым расширяющая картину мира для ученика. «Субъект познает объект».
- преобразовательная – деятельность, направленная на изменение мира (созидание, усовершенствование, сохранение), оснащающая ученика огромным количеством умений по взаимодействию с объектами мира. «Субъект преобразует объект».
- художественная – деятельность по взаимодействию с художественным образом, созданным средствами искусства, помогающая познавать, оценивать либо преобразовывать душу человека. «Субъект взаимодействует с художественным объектом».
Методы и формы:
- Консультация (индивидуальная, групповая)
- Тренинг
- Праздник
- КТД
- Конкурс (соревнование между Советами)
- Беседа
Блок 4
Индивидуальность
Одна из важнейших задач педагога, по какой бы программе он ни работал, - это создание условий для свободного развития личности. Это очень сложная задача , поскольку для ее решения недостаточно коллективных и групповых форм работы и такую работу нельзя полностью спланировать. Здесь на первый план выходит индивидуальное общение, от педагога в данном случае требуется постоянное внимание к каждому ученику, корректность и осведомленность в вопросах психологии.
Задачи:
- индивидуальный корректив– пробудить в индивидуальности способность быть субъектом, способствовать свободному развитию особенностей личности. (И ни в коем случае нельзя понимать «индивидуальный корректив» как давление на личность).
- организация деятельности индивидуальности в группе, которая не препятствует, а открывает возможности для ребенка выразить свое «Я».
1. Методы:
- инициирование у детей рефлексии, возвращающей их в прошедшее и позволяющей анализировать происшедшее и собственное «Я» в контексте события, - что позволяет развиваться самосознанию и саморегуляции;
- непосредственная индивидуальная беседа с учеником как диалог, в процессе которого ученик осознает себя
- организация педагогического импульса для инициирования самостоятельной автономной деятельности ученика по самосовершенствованию.
Форм воздействия на личность может быть много:
- реплика
- мимическая реакция
- совет
- пожелание
- намек
- аналогия
- ссылка на воспоминание
- просьба
- рассказ с подтекстом
- положительное подкрепление
- «Я-сообщение»
- «Ты-сообщение»
При осуществлении индивидуального корректива с помощью любых методов и форм необходимо соблюдать следующие принципы:
- уважение к человеку, соблюдение этических норм
- конфиденциальность
- опора на достоинства личности
- не навязывать свое мнение, помощь
- установка на позитив
- определение сроков исполнения договора – по ситуации
Блок 5
Семья
На первое место при работе с семьей я ставлю совместную деятельность родителей и детей при участии педагога. Необходимо помнить, что выход на родителей классным руководителем осуществляется с одной целью – забота о развитии ребенка. На классном родительском собрании ни в коем случае нельзя говорить о недостатках отдельных учеников. При анализе негативных явлений, если они носят массовый характер, необходимо предложить или разработать совместно пути улучшения ситуации. Необходимо, чтобы у родителей была полная картина того, как развивается их ребенок.
Принципы взаимодействия с семьей:
► Педагогическая позиция взаимодействия с родителями – забота о развитии ребенка; и только через призму заботы о развитии ребенка педагог выходит на связь с семьей своих учеников.
► Подчеркнутое безусловно уважительное отношение к родителям – вне зависимости от успехов ученика, социального положения и внешнего вида родителей.
► Бережное прикосновение к личности родителей при обсуждении успехов и поведения ученика – помня всегда о родительской любви к ребенку.
► Конструктивность взаимодействия: не ограничиваясь описанием характеристик развития ученика, указывать на конкретные пути семьи для повышения уровня личностного развития ребенка.
► Открытое для ученика взаимодействие с родителями: с доступной ученику информацией о ходе такого взаимодействия, с правом присутствия ученика во время беседы, с правом участия его в обсуждении вопроса.
► Оптимистическая направленность взаимодействия, утверждающая веру в силы ребенка и достижениям им определенных высот образования и веру в действенную любовь родителей, помогающую детям преодолевать трудности развития.
Методы работы:
- Родительское собрание – деловое обсуждение процесса конкретной организуемой в школе и дома деятельности детей в целях развития детей; общее осмысление хода организуемого воспитания в школе и семье; сопряжение педагогических воздействий семьи и школы, согласование научно-педагогического и семейного представления о воспитании и его результатах; решение совместных дел вместе с детьми во имя наилучшего развития каждой личности.
- Педагогическое осмысление семейного воспитания детей, вовлечение и приобщение родителей к педагогическому анализу процесса развития их собственных любимых детей, так чтобы они могли отдавать себе отчет в том, что они делают и насколько это соответствует их воспитательным целям, чтобы могли оценивать меру воспитанности своих детей и собственные воспитательные воздействия на них.
- Совместная деятельность родителей и детей как социально-ценностная работа души и тела по улучшению окружающей жизни, а значит, воспитательной среды для детей, и как осмысление этой текущей жизни во имя определения гуманистической позиции, которую учится занимать достойный человек; в ходе совместной деятельности воспитывается не только ребенок, но и родители.
Формы работы:
- консультации
- индивидуальные
- групповые (с детьми и без)
- ребенок – родитель – педагог
- посещение уроков
- подготовка и проведение праздников-сюрпризов
- совместные поездки
- лекции
- круглый стол
- проведение собрания родителями
- План воспитательной работы.
При работе с планом воспитательной работы класса необходимо помнить, что многие классные дела строго не укладываются в какой-то один блок. К тому же невозможно запланировать абсолютно всю работу (к примеру, индивидуальные беседы, темы анализа этических ситуаций и т.д.). Методы и формы работы отражены в программе, а их осуществление ведется уже по ситуации. Важно, чтобы работа велась в системе и ни одно событие, важное для ребенка (положительное или отрицательное) не прошло мимо.
Мероприятия в ключе общешкольных подчеркнуты.
1 четверть
неделя | «Коммуникатив-ность» | «Нравственность» | «Знания, умения, навыки» | «Индивидуаль-ность» | «Семья» |
1 | «Еще раз познакомимся» | «День знаний» | «Первые 10 дней учебного года» - эссе | Посещение Булатовой М. Огарковой М. Половинкина Д. Тельманова С. Ересько Г. | |
2 | «Личность и социум» | Поездка в Ледовый дворец | |||
3 | Кл. час готовит пресс-центр | Выборы президента школьной страны | Просмотр кинофильма «Чучело» Соревнования по легкой атлетике | ||
4 | «Противоречия жизни» | Работа в поле Выставка «Осенняя рапсодия» | |||
5 | «День учителя» (открытка, День дублера) | «Семейные и школьные обязанности» | |||
6 | «Совесть» | «Мозаика детства» | Этический анализ ситуаций | Единый классный час «Семья» | |
7 | Кл час в подшефном классе | Посещение уроков Игры «Снайперы» | Родительское собрание «В семье – подросток» | ||
8 | Наши итоги. | Конкурс «25 пятерок» | Аналитический поведенческий срез |
В конце каждой четверти – итоговый классный час, на котором отчитываются о проделанной работе все советники, классный руководитель и по ситуации – родители.
2 четверть
неделя | «Коммуникатив-ность» | «Нравственность» | «Знания, умения, навыки» | «Индивидуаль-ность» | «Семья» |
1 | «Мои достижения» - проекты индивидуально, по группам. | Ед. Кл. час по правовому воспитанию | Проекты (см. ранее) Консультации: «Корзина грецких орехов» «Ты какой?» | Подготовка презентаций о маме | |
2 | «Как научиться учиться?» - консультация, обмен опытом | Сочинение о маме | |||
3 | «Честь» - беседа, практикум | Соревнования по настольному теннису | |||
4 | Кл. час в подшефном классе | «Лучшей маме на свете» - КТД | |||
5 | Ед. кл. час «Имидж делового человека» | «Окружим вниманием и заботой ветеранов» - акция- | |||
6 | «Справедливость» - тренинг | Библ Кл час «Энциклопедии и словари на твоем столе» | |||
7 | Акция «Живи, книга» | Поездка в театр. Районный конкурс новогодних игрушек «Зимняя фантазия» | «Вредные привычки» - беседа врача, родители и дети | ||
8 | Наши итоги. | Конкурс «25 пятерок» | Конкурс игрушек на самую необычную пару «Дед Мороз и Снегурочка» |
3 четверть
неделя | «Коммуникатив-ность» | «Нравственность» | «Знания, умения, навыки» | «Индивидуаль-ность» | «Семья» |
1 | «Наша поддержка» | ||||
2 | «Одиночество» | Фотовыставка Мой дом и двор» | |||
3 | Встречи с интересными людьми | Месячник ЗОЖ Экскурсия в пожарную часть | |||
4 | «Субкультура» - презентация, обсуждение | «Все начинается с любви» - КТД | Концерт патриотической песни для ветеранов войны | ||
5 | Ед. Кл. час «Сыны Отечества» | Кл. час в подшефном классе | |||
6 | Кл. час «Соучастие» | «Зарница» | «Твое свободное время – интересы и способности» | Концерт «Цветы весны» | |
7 | «Друг» | Конкурс «Цветы весны» | Конкурс на лучший скворечник | Конкурсно-игровая программа «Суперхозяйка-2009» | |
8 | «Слово – поступок и подарок» | ||||
9 | «Свобода» - беседа | Экологический турнир «Тропинка» | Ед. Кл. час «Черты толерантной личности» | Родительское собрание «Правонарушения подростков» с приглашением участкового и учеников | |
10 | Наши итоги | Конкурс «25 пятерок» |
4 четверть
неделя | «Коммуникатив-ность» | «Нравственность» | «Знания, умения, навыки» | «Индивидуаль-ность» | «Семья» |
1 | «Быть или не быть?» | Месячник ЗОЖ | Посещение на дому | ||
2 | «Я могу тебя понять» | Конкурс плакатов «Мое отношение к здоровью» | |||
3 | Акция «Взаимопонимание | «Мое Я» | Ед. кл. час «Здоровье» | Проективный тест | |
4 | |||||
5 | Митинг «День победы» | Подведение итогов районного конкурса «Класс года» | Самоанализ | Поздравление ветеранов войны и труда | |
6 | Ед. кл. час «Урок мужества» | Трудовой подарок школе | Концерт для родителей «Чего мы достигли?» | ||
7 | Кл. час в подшефном классе | «25 пятерок» | План летних занятий | «Здесь дышится вольней» - пикник с родителями | |
8 | Итоговая линейка. Подведение итогов общешкольного соревнования. Наши итоги. |
- Диагностика
Цели и задачи:
- выявление основных проблем, задач, направлений в воспитании;
- определение критериев и показателей результативности организованного в классе процесса воспитания;
- наличие позитивных изменений в личности ребенка в процессе воспитания;
- руководство к дальнейшей корректировке процесса воспитания.
Правила:
- Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
- Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
- Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса.
- Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
- По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
- Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Методики:
- Наблюдение. Дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
- Опросник. Дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
- Проективные тесты. Позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
- Анкеты. Дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
- Сочинения. Помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
- Графические и рисуночные темы. Позволяют изучить отношение к коллективу, педагогам и родителям.
Названия и результаты диагностик находятся в приложениях.
III. Результативность программы.
За время реализации программы «Гармония» можно выделить следующие результаты:
- В классе 100% общая успеваемость, 70% качественная успеваемость.
К концу учебного года возможен рост качественной успеваемости.
- Два года подряд 5 учеников класса учатся на «отлично»
- Включенность класса в воспитательную среду школы составляет 100%
- В 2007 году класс стал победителем в конкурсе «Самый лучший класс 2007 года»
- Ученики класса являются победителями и призерами школьных олимпиад, олимпиады по УРФО
- 60% учеников класса – призеры различных школьных и районных конкурсов
- В классе есть победители и призеры районных соревнований и участники областных соревнований по хоккею, борьбе, футболу, баскетболу.
- Охват учащихся класса дополнительным образованием составляет 100%.
- Родители класса – полноправные организаторы и участники воспитательных акций.
- В классе нет правонарушителей, никто из учеников не состоит на внутришкольном педагогическом учете и в ИДН.
- По основным воспитательным показателям наблюдается устойчивый рост (см. раздел «Диагностика» в приложении)
Использованная литература.
- Работы Степанова П.В., Щурковой Н.Е.
- Журнал «Классный руководитель» за 2006-2008 год.
- Н.И.Дереклеева. «Справочник классного руководителя», «Новые родительские собрания».М. «Вако» 2006г.
- Материалы ГОУ ДПО ЧИППКРО.
- Журнал «Спутник классного руководителя»
- Журнал «Справочник классного руководителя»
- Работы Я.А.Камеского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
Программа деятельности классного руководителя
5-6 классы...
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...