Программа воспитательной работы "Я гражданин"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ессентуки
Воспитательная программа класса
«Я гражданин»
Программа рассчитана
на 2016-2018 учебные годы
Классный руководитель:
Бережная Евгения Васильевна.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
Джон Локк
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, н о и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. В этих условиях педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.
Главное в программе «Я гражданин»
- системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,
любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.
Программа воспитания класса составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; закона РФ «Об образовании».
Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит, и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности взрослеющего человека. Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие
личности ребенка.
Основными направлениями воспитательной деятельности являются:
о духовно -нравственное;
о гражданско - патриотическое;
о интеллектуальное;
о спортивно - оздоровительное;
о экологическое;
о профориентация школьников;
о профилактическая работа.
Концептуальные основы программы.
Цель: способствовать становлению личности как многосторонне развитого гражданина Российской Федерации в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях через систему «школа-семья-социум».
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала;
- формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе;
- использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственного понимания служебного и гражданского долга, правосознания;
- развитие ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- активизация социально - психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;
- создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования.
Образовательные и воспитательные задачи класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе
Воспитательный процесс в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно-ориентированного воспитания - создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности - обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности - построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия - сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода - создание условий для проявления и развития
личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.
Принцип системности - организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы - - 8-9-е классы 2016 - 2018гг.).
1 этап (2016 -2018 гг.) | Реализация основных направлений программы. Становление |
и развитие воспитательной системы класса. | |
Оценка эффективности реализации воспитательной | |
программы класса. | |
Обобщение опыта работы по реализации программы. | |
Определение дальнейших путей развития. |
Задачи:
- развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных
- поступков, а также поступков других;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться,
- правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- побуждение детей к умственному самовоспитанию, самообразованию;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
- воспитать преданность Родине, мужество, стойкость, отвагу, основы гражданского сознания;
- воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье,
- школе, малой родине, России.
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие коммуникативных умений учеников;
- развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации,
- самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
- формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
- формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе
- и профессиональному самоопределению;
- сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;
- создание условий для формирования здорового образа жизни;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Участники программы | Ожидаемый результат |
Учащиеся | Личностная культура: готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора; осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм. Семейная культура: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Г ражданско-правовая культура: формирование гражданственности, правовых знаний и умении их применять, Социальная культура: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. |
Родители | активное участие в жизни класса и решении его проблем; формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты воспитания детей |
Классный руководитель | приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности, осознание первичности системы ценностей профессиональнопедагогической деятельности в отношении целей указанной деятельности; приобретение знаний и умений по педагогическому проектированию |
Содержание программы.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям.
Направления | Основные задачи | Формы деятельности |
Духовно-нравственное (данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств) | воспитание этической культуры кадет; формирование нравственных отношений; развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей; развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; желание совершенствоваться; сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; -развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни. | -тематические классные часы -дискуссии по нравственной тематике -интерактивные игры самопрезентация и самопредставление -праздники, конкурсы, ролевые игры акции «Поздравь ветерана», «Помоги другу» и т.д. -посещение музеев, выставок. |
Гражданско- патриотическое (данное направление ориентировано на создание | -углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; - воспитывать гордость за свою | -уроки мужества, -организация встреч с ветеранами, представителями профессий, связанных с военной службой; |
системы, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека) | Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской; способствовать формированию у кадет чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; содействие военнопрофессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России; формировать правовую культуру; воспитывать активную жизненную позицию. | -торжественные линейки; -вахты памяти; -Дни воинской славы России; -тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»; -тематические классные часы; социальные проекты; -творческие конкурсы; музейные занятия; конкурсы, викторины по правовой тематике; оформление классных уголков, посвященные государственным символам (герб, флаг, гимн); |
Интеллектуальное (данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся интеллектуальном развитии). Работа с одаренными детьми. | -способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями; -содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений подростков; формирование у кадет умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно; определить круг реальных учебных возможностей кадет, его развитие и перспективы, коррекция знаний; добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса. | развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, конференции, диспуты; -дискуссии с целью беспрепятственного полноценного общения и развития мышления, аргументированности, умения выслушивать; тренинги по развитию памяти, внимания, воображения, мышления; тематические классные часы о культуре умственного труда; -выпуск стенгазеты; устный журнал. |
Спортивно - оздоровительное (данное направление | -создать условия для развития физических сил подрастающего поколения; -показать подросткам и его | - спортивные конкурсы, соревнования между классами, спартакиады; |
ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения) | семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления; -организация просвещения учащихся по сохранению, развитию и коррекции здоровья; профилактика вредных привычек; инструктировать подростков по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; формировать у кадет культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. | -марафоны, турниры; встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом; походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике и ЗОЖ, конкурсы газет, устные журналы; беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «Мое здоровье в моих руках» и др.; тематические консультации по вопросам сохранения здоровья кадет. |
Экологическое (данное направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения кадет, убеждения в приоритете экологических ценностей над интересами отдельных личностей и групп) | формировать бережное отношение к природе, как одной из конституционных основ; вовлечение учеников в работу по благоустройству территории школы и города; изучение экологических проблем города, края | беседы; походы, экскурсии; фотовыставки, творческие конкуры; проекты. |
Профориентация (данное направление | - подготовить кадет к осознанному выбору профессии в соответствии с их | -встречи с представителями разных профессий - мастер-классы |
ориентировано на помощь в выборе будущей профессии)
способностями,
психофизическими данными и потребностями общества;
формировать у обучающихся положительную мотивацию к трудовой деятельности на военном и гражданском поприще;
формировать у школьников знания о вооружённых силах РФ, об отраслях хозяйства страны, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной военной и гражданской подготовки.
экскурсии
классные часы, круглые столы
тестирование
Профилактическая
работа
(данная работа ориентирована на профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений, безопасности детей на улице и в помещении)
организация режимных моментов деятельности кадет (вторая половина дня);
привлечение кадет к посещению занятий в кружках и секциях;
формирование правовой культуры учащихся;
формирование ответственного отношения к безопасности на улице, дома, общественных местах.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия с родителями - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья ”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Педагогические лектории, консультации, тематические родительские собрания.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, организации внеклассных мероприятий, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Совместные мероприятия, участие в конкурсах.
Основные задачи родительского комитета Содействие администрации школы:
в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
^ в защите законных прав и интересов обучающихся;
^ в организации и проведении общешкольных мероприятий.
^ Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.
Функции Родительского комитета класса
Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.
Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий
Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
Рассматривает обращения в свой адрес
Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.
Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Я - гражданин".
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"
Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...
Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»
Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...
Программа воспитательной работы "Я - Личность и Гражданин"
Титульный лист и прграмма ВР...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...
Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса
В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России"
Настоящая программа является программой духовно – нравственного и патриотического воспитания студентов. Программа рассчитана на студентов СПО. Программа определяет цели, задачи, основные направления в...