Программа воспитательной работы "Я - Личность и Гражданин"
рабочая программа (5 класс) по теме

Чернявка Олеся Валерьевна

Титульный лист и прграмма ВР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Воспитательной Работы32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

Программа воспитательной работы

на 2014-2019гг.

«Я – Личность и Гражданин»

Составитель: Чернявка О.В.,

Классный руководитель 5б класса

г. Советский

2014 – 2015 учебный год


Содержание

  1. Пояснительная записка:
  • социальная значимость и актуальность Программы;
  • психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 2);
  • цель и задачи Программы;
  • принципы воспитательной работы;
  • направления воспитательной работы;
  •  возраст детей, участвующих в реализации Программы;
  •  сроки реализации Программы (этапы);
  • методы и формы работы;
  • ожидаемые результаты

      2. Механизм реализации

  • содержание Программы по направлениям;
  • деятельность по развитию ученического самоуправления;
  • работа с родителями;

      работа с коллективом класса: индивидуальная, групповая.

  1. Приложения
  • календарно-тематический план (Приложение 1);
  • социальный паспорт класса;
  • уровень воспитанности;
  • анализ воспитательной работы;
  • разработки внеклассных мероприятий.


Пояснительная записка

        Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог. Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем. Программа рассчитана на 5 лет с 5 по 9 класс.


Цель  программы:  социально-педагогическая поддержка  становления  и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего  судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей  страны.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения  моральных норм, давать  нравственную оценку своим и чужим  поступкам;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни;
  • формирование  экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности;
  • усвоение подростком базовых национальных ценностей;
  • формирование  социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
  • формирование  у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей  в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям  представителей народов России;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной  социализации;
  • укрепление  доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству.

В области  формирования семейной  культуры:

  • укрепление  отношения к семье как основе российского общества;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, духовная  и эмоциональная  близость членов семьи, взаимопомощь.

Принципы и особенности организации  содержания  работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни,  который:

  • основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
  • учитывает историко-культурную и этническую специфику региона,
  • потребности обучающихся и их родителей (законных представителей),
  • включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся,
  • реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.

Реализация программы воспитания основана на принципах:

1. Принцип ориентации на идеал

2. Аксиологический принцип

3. Принцип следования нравственному примеру

4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.

5. Принцип идентификации

6. Принцип полисубъектности

7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Воспитательная работа в классе будет осуществляться по следующим направлениям:

  • Здоровье
  • Экология
  • Нравственность
  • Интеллект
  • Общение
  • Досуг
  • Гражданин
  • Семья

Сроки реализации

   Данная программа разработана для обучающихся 5-9 классов.

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

-социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;

-умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;

-потребность в творческой самореализации;

-умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств

Возрастные категории
учащихся

Воспитательный

Образовательный

Практический

Младший возраст

Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

Портфолио достижений.

Средний возраст

Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

Портфолио достижений.

Старший возраст

Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Портфолио достижений.

На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

Методы,  используемые при реализации программы:

  • Методы формирования сознания  учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера, метод убеждения;
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  • Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение;
  • Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективом учащихся, их родителями и учителями.
  • Привлечение к реализации программы социального педагога школы.
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
  • Портфолио достижений.

Прогнозируемые результаты
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
1.Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
2.Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;

3.Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

Механизм реализации

Содержание воспитательной программы по направлениям:

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности:
                Направление «Здоровье»
                 Задачи:

  • познакомить учащихся с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования своего здоровья.
     
    Направление «Экология»
        Задачи:
  • прививать любовь к народным приметам и традициям
  • пробудить у детей интерес и любовь к окружающей среде, научить ребят общению с ней.
     
    Направление «Нравственность»
       
    Задачи:
  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания
    Направление «Интеллект»
        Задачи:
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
    Направление «Общение»
      Задачи:
  • знакомить учащихся с традициями разных поколений
  • создавать в коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса

             Направление «Досуг»
             Задачи:

  • создать условия для проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности
  • способствовать развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи
     
    Направление «Гражданин»
        Задачи:
  • формировать в детях умения руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора
  • обучать решению задач, связанных с нормами выбора и проблемами морального саморазвития
       Направление «Семья»
         Задачи:
  • организовывать совместное проведение досуга детей и родителей
  • обучить родителей умению быть родителями и владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Работа с родителями
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательной работы в классе
    Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, встречи, беседы.
  • Взаимодействие с родительским комитетом 
    Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
  • Совместная деятельность родителей и учащихся
    Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

Индивидуальная работа с учащимися класса

- Систематический контроль над успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью;

- Анкетирование, наблюдение;

- Оформление дневников;

- Социометрия;

- Индивидуальные беседы;

- Взаимодействие с психологом или социальным педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по социальному направлению развития личности:  «Я-Гражданин» для 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...