Программа воспитательной работы "Я - Личность и Гражданин"
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 _______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
Программа воспитательной работы
на 2014-2019гг.
«Я – Личность и Гражданин»
Составитель: Чернявка О.В.,
Классный руководитель 5б класса
г. Советский
2014 – 2015 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка:
- социальная значимость и актуальность Программы;
- психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 2);
- цель и задачи Программы;
- принципы воспитательной работы;
- направления воспитательной работы;
- возраст детей, участвующих в реализации Программы;
- сроки реализации Программы (этапы);
- методы и формы работы;
- ожидаемые результаты
2. Механизм реализации
- содержание Программы по направлениям;
- деятельность по развитию ученического самоуправления;
- работа с родителями;
работа с коллективом класса: индивидуальная, групповая.
- Приложения
- календарно-тематический план (Приложение 1);
- социальный паспорт класса;
- уровень воспитанности;
- анализ воспитательной работы;
- разработки внеклассных мероприятий.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог. Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем. Программа рассчитана на 5 лет с 5 по 9 класс.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- осознание подростком ценности человеческой жизни;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности;
- усвоение подростком базовых национальных ценностей;
- формирование социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
- развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям представителей народов России;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь.
Принципы и особенности организации содержания работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни, который:
- основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
- учитывает историко-культурную и этническую специфику региона,
- потребности обучающихся и их родителей (законных представителей),
- включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся,
- реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Принцип ориентации на идеал
2. Аксиологический принцип
3. Принцип следования нравственному примеру
4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.
5. Принцип идентификации
6. Принцип полисубъектности
7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Воспитательная работа в классе будет осуществляться по следующим направлениям:
- Здоровье
- Экология
- Нравственность
- Интеллект
- Общение
- Досуг
- Гражданин
- Семья
Сроки реализации
Данная программа разработана для обучающихся 5-9 классов.
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
-социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
-умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
-потребность в творческой самореализации;
-умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств
Возрастные категории | Воспитательный | Образовательный | Практический |
Младший возраст | Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным | Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно | Портфолио достижений. |
Средний возраст | Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. | Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы | Портфолио достижений. |
Старший возраст | Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей | Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. | Портфолио достижений. |
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Методы, используемые при реализации программы:
- Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера, метод убеждения;
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
- Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение;
- Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективом учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы социального педагога школы.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
- Портфолио достижений.
Прогнозируемые результаты
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
1.Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
2.Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
3.Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
Механизм реализации
Содержание воспитательной программы по направлениям:
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности:
Направление «Здоровье»
Задачи:
- познакомить учащихся с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования своего здоровья.
Направление «Экология»
Задачи:
- прививать любовь к народным приметам и традициям
- пробудить у детей интерес и любовь к окружающей среде, научить ребят общению с ней.
Направление «Нравственность»
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания
Направление «Интеллект»
Задачи:
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
Направление «Общение»
Задачи:
- знакомить учащихся с традициями разных поколений
- создавать в коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса
Направление «Досуг»
Задачи:
- создать условия для проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности
- способствовать развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи
Направление «Гражданин»
Задачи:
- формировать в детях умения руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора
- обучать решению задач, связанных с нормами выбора и проблемами морального саморазвития
Направление «Семья»
Задачи:
- организовывать совместное проведение досуга детей и родителей
- обучить родителей умению быть родителями и владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Работа с родителями
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательной работы в классе
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, встречи, беседы.
- Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Индивидуальная работа с учащимися класса
- Систематический контроль над успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью;
- Анкетирование, наблюдение;
- Оформление дневников;
- Социометрия;
- Индивидуальные беседы;
- Взаимодействие с психологом или социальным педагогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин".
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...
Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"
Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...
Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»
Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...