«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
материал (5 класс) на тему
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5_kl_kl._ruk_garipova_r.a_.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
- адаптацию физиологическую,
- психологическую
- социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- самостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
- 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
- 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1.Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
В 5 классе 10 учащихся: 4 девочки и 6 мальчиков.
У всех учащихся логопедические диагнозы разных видов.
По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.
По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, малообеспеченных семей.
Поведение: есть дети с хорошим воспитанием, есть дети, требующие особого внимания со стороны учителей и родителей.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
- Была написана характеристика класса.
- Был составлен социальный паспорт класса, план работы класса, план работы с родителями.
- Оформлен классный уголок, уголок безопасности.
- Еженедельно проводятся классные часы, которые носят как организационный характер, так и тематические. Проводились классные часы в неформальной обстановке.
- Было проведено 2 родительских собрания.
Одно из них «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям», второе- «Ненасильственные методы воспитания». На первом родительском собрании родители в интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами заполнили анкеты. Была предложена памятка в помощь родителям «Трудности адаптации в 5 классе. Рекомендации для родителей.»
- Наблюдение за учащимися вовремя и вне учебных занятий
- Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
- Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». «ведение дневника».
- Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
- Сотрудничество с учителями – предметниками.
- Проведено анкетирование «Уровень воспитанности учащихся 5 класса» Анкетирование показало, что у большинства учащихся средний уровень воспитанности.
- На своих уроках обращала внимание на следующее:
- По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
- Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
- Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
- Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.
Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение, качество выполнения и степень участия в делах класса и школы отражается на родительских собраниях и классных часах.
В классе между девочками и мальчиками царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей-предметников.
В конце I и II четвертях подвели итоги по посещаемости и успеваемости.
Успехи есть. В I четверти в классе 2 отличника и 3 хорошиста, во II четверти 2 отличника и хорошистов 3. Улучшилась посещаемость. В I четверти было пропущено 102 дня, то во II четверти-54 дня.
Можно считать, что адаптация в 5 классе завершена. Но проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.
Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 50 %.
Классный руководитель –Гарипова Р.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вс...
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе"
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....