Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе»
Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учёбы;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, буклеты для родителей, выставка детских рисунков.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, учителя-предметники.
Подготовительный этап:
I. Анкетирование родителей учащихся с целью выявления проблем и трудностей в обучении их детей /Приложение №1/
II. Работа с педагогическим коллективом школы:
- Анкетирование учителей-предметников, работающих в данном классе /Приложение №2/
2) Индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успехах детей.
- Беседа с учителем начальной школы.
III. Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью, учебной мотивации учащихся и отношения к учебным предметам:
- Индивидуальные беседы с учащимися.
- Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева /Приложение №3/
- Написание учащимися «Открытого письма родителям» /Приложение №6/
- Сравнительный анализ успеваемости учащихся.
IV. Изучение классным руководителем научно-методической литературы по проблеме преемственности.
V. Подготовка буклетов для родителей с основной информацией по адаптационному периоду пятиклассников /Приложение №5/
VI. Оформление выставки рисунков обучающихся по теме: « Я в школе». /Приложение №7/
VII. Создание мультимедийной презентации по теме /Приложение№8/
ХОД СОБРАНИЯ:
I. Выступление классного руководителя с использованием презентации.
- Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашем собрании. Начало учёбы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.
Слайд №1:
- Итак, первая часть школьной жизни уже позади – ребёнок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
- Тема нашего сегодняшнего собрания: «Особенности адаптации пятиклассников».
Слайд №2
- Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка.
Вопросы родителям:
- Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
- Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
4. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Слайд №3
Сравнительная таблица:
4 класс | 5 класс | |
1 | 9 предметов | 13 предметов |
2 | 22 часа | 29 часов |
3 | 2 учителя | 6 учителей |
4 | 1-1,5 часа | 2,5-3 часа |
Слайд №4
- В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, ученики. Данная система предполагает постоянное взаимодействие между участниками учебного процесса.
Слайд №5
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
Слайд №6
- Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения:
Адаптация – приспособление к окружающим условиям. /Биологическая, психологическая/
Слайд №7
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд №8
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.
II Результаты наблюдений за учебным процессом в 5 классе.
Слайд№12
- Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение.
- Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом.
ш. Рекомендации родителям
Слайд №13-14
1. Как можно помочь обучающимся в период адаптации:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
- Приучайте его к самостоятельности постепенно.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слайд №15
Памятка для учащихся:
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили — дай, пытаются отнять— старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой,
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
- Очень хорошо, если вы, дорогие родители поместите свод этих правил в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. И желательно в конце недели обращать внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.
Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания
Слайд №17
Обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей. Родители могут задавать вопросы, приводить свои доводы и пожелания педагогам, а также побеседовать наедине с интересующим их участником разговора.
VII. Подведение итогов собрания. Решение собрания.
Слайд №18
- Благодарю всех участников собрания за сотрудничество. Исходя из вышесказанного, предлагаю:
Решение собрания:
- Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.
- Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
- Родителям вести контроль за выполнением домашних заданий учащимися, ведением дневников.
/ Решение собрания фиксируется в протоколе /Приложение №1/
Протокол№1
от 19.09 2014.г родительского собрания.
Присутствуют 12 человек.
Тема «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене?».
Вопросы собрания:
- Выступление классного руководителя с темой собрания.
- Выборы родительского комитета
- Разное.
По первому вопросу выступала классный руководитель и познакомила родителей с тем, как происходит адаптационный период у учащихся 5 класса. Родителям была предложена анкета для заполнения.
Второй вопрос - выборы родительского комитета.
Список родительского комитета:
1.Цехместер Елена Алексеевна- председатель
2. Егорова Елена Николаевна
3.Кудряшова Марина Спартаковна
4 Лебедева Елена Владимировна
Третий вопрос- разное
- Утвердили план работы на каникулы
- Питание учащихся в школе
- Школьная форма
Решение родительского собрания:
- Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
- Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.
- Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
- Родителям вести контроль за выполнением домашних заданий учащимися, ведением дневников.
Секретарь родительского собрания: Уткина Т. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
Для родителей пятиклассников систематически провожу собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращаетс...
родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"
родительское собрание...
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Тематическое родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"...
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели:1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;3) привлечь вним...
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Родительское собрание по адаптации пятиклассников...
родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
Задачи :Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;выявить причи...