Методические рекомендации к проведению внеклассного воспитательного занятия
консультация на тему
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей учебного курса. Они помогут воспитателю правильно определить цели и задачи внеклассного воспитательного занятия, его структуру, форму проведения, а также правильно распределить время на этапах его проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_k_vneklassnomu_zanyatiyu.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище»
Методические рекомендации по подготовке внеклассного воспитательного занятия.
Составила: Кобринская О.П.
воспитатель 8-А класса
Рассмотрено на заседании МО
и рекомендовано к использованию
Протокол № от 2015г
Руководитель МО 4 курса
О.П.Кобринская
Севастополь 2015
Подготовка внеклассного воспитательного занятия.
При подготовке воспитательного занятия в первую очередь определяется цель занятия, в соответствии с которой выбирается тема занятия, наиболее актуальная для данного класса, и формулируется идея данного занятия. Педагог должен мысленно спрашивать себя: «Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия на детей через раскрытие данной темы?»
Цель внеклассного воспитательного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функции, обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Другими словами, «сообщить знания о...» не может быть целью воспитательного занятия, а задачей - вполне. Чем конкретнее педагог сформулирует цель и задачи внеклассного занятия, тем определённее будут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит приступать к отбору содержания, методов, средств. Непрофессионально поступают те педагоги, которые первостепенное значение придают теме, содержанию, а к формулировке цели подходят формально или совсем ее опускают. В этом случае страдают целенаправленность и систематичность воспитательной работы.
Результаты моделирования отражаются в конспекте внеклассного воспитательного занятия, который имеет следующую структуру:
- Название.
- Цель, задачи.
- Оборудование.
- Форма проведения.
- Ход.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера: вместо задачи «воспитывать любовь к родному городу» лучше ставить задачи «развивать интерес к истории города», «формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею», «способствовать формированию у детей чувства уважения к знаменитым горожанам прошлого» и т.д.
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, видеофильмы, диапозитивы, литература и пр. Следует указывать не только название литературного источника, но и его автора, место, год издания.
Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Математическая викторина», «Конкурс фантазеров», «Экскурсия в зоопарк». Если внеклассное занятие объединяет в себя несколько форм проведения, то указывается способ размещения детей: круг, команды и т.д.
Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение занятия педагогом от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием на карточках (в зависимости от личности педагога). При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное воспитательное занятие может быть от 15-20 мин до 1 -2 ч для детей десяти - пятнадцати лет, если это «Огонек».
В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам внеклассных занятиях следует придерживаться 4 основных этапов занятия.
1. Организационный момент (0,5-3 мин).
Педагогическая цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует сюрпризность в организационном моменте, т.е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др.; изменение условий организации детей; переход детей в другое помещение (в класс биологии, физики, музыки, библиотеку, школьный музей) или просто расположение детей на ковре в классе, кругом и т.д. Это вызывает интерес к предстоящему занятию, положительные эмоции.
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель: активизировать воспитанников, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей детей, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу занятия и какого характера должны быть эти коррективы. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию и др. Таким образом, цель вводной части - «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятий.
Типичная ошибка - игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции воспитанников, т.е. дети могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя детям роль пассивных слушателей. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.
Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические, этические занятия) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).
В первом случае вопросы, во втором - задания должны быть не только интересны детям, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности учащихся к восприятию подготовленного материала. Во вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды. При традиционной системе оценки педагог должен дать четкие критерии, объяснить необходимые правила.
Когда воспитанники разбиваются на команды, нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. Для этого эффективен такой прием: командам вместо очков за правильные ответы раздаются кусочки разрезанной картины. При подведении итогов в заключительной части собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.
Во вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации воспитанников: проблемную беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку, ловкость и т.д.
3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (2/4, чуть больше 1/3 всего времени занятия).
Педагогическая цель: реализация основной идеи занятия.
Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности детей. Однообразие методов - только рассказ или беседа. Отсутствие наглядности и общая бедность использования средств воспитания. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. Создание учебной атмосферы урока. Назидательность, морализаторство.
Методические рекомендации: воспитательный эффект в реализации развивающей, корректирующей, формирующей, воспитывающей, обучающей функций выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации воспитанников на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку, вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. Оптимально, когда несколько детей высказывают свое мнение по одному вопросу. Созданию теплой, доброжелательной атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «глупо», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных, непосредственных реакций, выражающих чувства педагога: «Да? Как интересно!», «Спасибо за новую версию», «Надо же! Вот это да!» - с восхищением, а не сарказмом, и пр.
Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует в ней по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, воспитывающую ситуацию, игру, приучение, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, спортивную и др. Объединяя детей в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить воспитанников так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом (недопустимо объединение по рядам, когда дети сидят друг за другом), распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут воспитанники. Только в этом случае у детей есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.
Методы формирования сознания должны способствовать формированию у детей убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать детей правилам дискуссии:
-Помнить, что спорящие ищут истину, но видят ее по- разному; следует выяснить общее, а потом разность во взглядах и отнестись к этому с уважением.
-Цель дискуссии - установить истину, а не правоту одной из сторон.
-Истину нужно искать с помощью фактов, а не обвинений против личности оппонента.
-Сначала с уважением выслушать, а потом высказать свою точку зрения.
4. Заключительная часть (от 1/5 - 1/4 времени до менее 1/3).
Педагогическая цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.
Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?»
Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации воспитанникам по применению приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, также обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы воспитанникам по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы детей в проведении последующих внеклассных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация к проведению внеклассное мероприятие "Родительский дом - начало начал"
«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению внеклассного мероприятия – викторины «Masterpieces of Literature» («Шедевры литературы»)
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия – викторины тематического содержания “Masterpieces of Literature” для студентов 1-го ...
Методические рекомендации к проведению внеклассного мероприятия "Игра по станциям Merry Go Round"
Обучение через игровые технологии способствует развитию памяти, воображения и внимания. Основная тема игры - "Животные". Игра составлена для учащихся 5-х классов, проходит в течение 60...
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия "Урок - путешествие по Республике Башкортостан".
Цели и задачи данного мероприятия: познакомить учащихся с республикой Башкортостан (с ее географическим положением, национальным составом, выдающимися людьми, героями, культурой, традициями, обычаями,...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»
Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...
Методические рекомендации по проведению анализа воспитательной работы в группе.
Анализ воспитательной работы является неотъемлемой, важной частью деятельности педагога. Вместе с тем он вызывает бо́льшие затруднения у педагогов, чем планирование и организация деятельности с детьми...
Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия "Хлеб блокадного Ленинграда"
Участники: обучающиеся образовательных организаций 1-4, 5-7 и 8-11 классов, педагоги. Цель: сформировать представление о ценностных приоритетах жителей блокадного города, которые стали определяющ...