Воспитательная система
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Герасименко Юлия Владимировна

Представляю Вашему вниманию воспитательную систему класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelnoy_raboty_na_god.docx233.32 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

План воспитательной работы

на 2015-2016 учебный год

  7 «Б» класса.

Воспитательная система

«Главная дорога»

Этап «Движение вперед»

Классный руководитель:

Герасименко Юлия Владимировна

Кстово

2015-2016гг.

«Главное – ладить с самим собой»

                                                                                                                      Вольтер

С 2012 в Гимназии №4 реализуетсявоспитательная система «Это наш выбор».

Основная цель воспитательной системы «Это наш выбор» - эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком личностных качеств,формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации.

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

  1. развивать у учащихся умение совершать адекватный выбор форм и способов проявления  себя в  коллективе;
  2. содействовать развитию задатков и способностей детей для проявления их индивидуальности через систему дополнительного образования, педагогического сопровождения воспитания, самоуправления и самосовершенствования;
  3. развивать творческие способности детей, стремление к созданию нового во всех видах деятельности, как учебной, так и внеурочной;
  4. содействовать формированию у детей чувства толерантности.

Наиболее значимыми ценностями воспитательной системы «Это наш выбор»:индивидуальность, выбор, творчество, свобода и успех.

В основу деятельности, общения и отношений в воспитательной системе «Это наш выбор» положены несколько   принципов.

Принцип выбора – ключевой принцип. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализацииспособностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Концепция воспитательной системы

«Главная дорога»

5-9 классы.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса «Главная дорога» основывается на выше приведенных принципах воспитательной системы Гимназии и реализуется через систему мероприятий.

Целью данной воспитательной системы является формирование и развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, реализация интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательную систему «Главная дорога» (5 - 9 классы) можно разделить на 3 этапа:

  1. 5-6 классы «Двустороннее движение», где основная цель  – сплочение коллектива;
  2. 7-8 классы «Движение вперед», где основная цель – раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
  3. 9 класс «Перекресток», где основная цель – профессиональное самоопределение  учащихся.

Нормативно – правовая база.

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конституция РФ
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
  4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010  № 436 – ФЗ)
  5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  6. Федеральная целевая программа « Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 «718)
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106  «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  8. Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 № 82 – ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 № 122 – ФЗ)
  9. Устав и локальные акты МБОУ Гимназии №4 г. Кстово

Анализ воспитательной системы за 2015-2016 гг.

  1. Анализ эффективности  целеполагания  и планирования воспитательного процесса в классе.

Нельзя забывать о том, что 12-13 лет – это переходный возраст, когда отношение детей и к себе, и к окружающим его людям меняется. Необходимо помочь ребенку проявить себя правильно, научить общаться со сверстниками, взрослыми, воспитать уважение к окружающим его людям. Очень часто дети данного возраста хотят интеллектуального, физического, творческого самовыражения, но не знают, как это сделать. Поэтому задача классного руководителя – помочь учащимся. Классный руководитель дает право выбора: ребенок выбирает более близкое ему направление (интеллектуальное, физическое, творческое, нравственное) и раскрывается в нем.

Задачи, поставленные на начало учебного 2015года, являются целесообразными, так как они способствуют достижению желаемого результата – формированию и раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Классным руководителем были изучены интересы и потребности учащихся. Благодаря этому стало легче взаимодействовать с ними, работать в сплоченной команде. Все методики и мероприятия соответствовали возрасту.

  1. Анализ содержания и организации воспитательного процесса в классе.

Содержание и организация воспитательного процесса в 2015-2016 уч.г. были направлены на достижение поставленных целей и задач, учитывая возрастные особенности учащихся.

В начале 2015 года нашему классу было предложено стать отрядом юных инспекторов дорожного движения. Ребята были рады, им хотелось поучаствовать в различных конкурсах, викторинах, связанных с ППД. Совместно с классным руководителем был снят видео ролик, сценка о ППД на областной конкурс. Благодаря данному мероприятию, учащиеся классасплочились, каждый смог проявить свои способности в творческой деятельности.

Формированию коллектива, кроме КТД, способствовало регулярное анкетирование и психологические тренинги, которые проводились во внеурочное время. Также большую роль в раскрытии личности учащихся играли тематические классные часы, где учащиеся могли высказать точку зрения, узнать мнения одноклассников, тем самым раскрывая свой и узнавая характер ровесников. Кроме этого проводились индивидуальные беседы с учащимися, родителями, тематические родительские собрания, посещаемость которых никогда не была ниже 70%. Вовлекая детей в конкурсы и мероприятия по разным направлениям деятельности Гимназии и района, я стремилась создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Все это благоприятно отразилось на психологической атмосфере класса.

  1. Анализ развития учащихся класса.

Учащиеся класса обладают средним интеллектуальным потенциалом. По итогам 6 класса и 3 четвертей 7 класса приведу примеры.

В среднем качество образования – 21%, успеваемость – 89%.

Хотя некоторые ученики стали призерами и победителями школьных  и районных олимпиад. Особых успехов достигла Храмова Мария.

У учащихся есть желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной деятельности. Поэтому регулярно проводятся классные часы, анкетирования, беседы.

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию.  В коллективе ведется работа по созданию атмосферы дружбы, взаимопомощи, общей заботы. Прививается умение уважать мнение каждого, вести спор. Также проводится работа по формированию представления учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

  1. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, родителями. У детей формируются ценностные ориентации, большинство из них позитивно относятся к людям, труду, учебе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, то есть референтного окружения учащихся класса. С теми ребятами, у кого случались конфликты с учителями или учащимися, проводились беседы, также вызывали их родителей и вели работу с ними. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако, общение с одноклассниками и ровесниками становится все более значимым и важным для принятия решения. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. И классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. Уровень сплочения классного коллектива за последний год значительно повысился.

  1. Анализ формирования классного коллектива и жизненного уклада в нем.

За последний год учащиеся класса изменились. Это связано с возрастными особенностями. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой. Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Именно поэтому я посчитала целесообразно проводить мероприятия, которые приведут к общению учащихся класса.

  1. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

Большую роль в воспитательной работе мне оказывают родители. Они принимают участие в классных часах, организовывают поездки в Нижний Новгород (театры), праздники (Новый год, 23 февраля, 8 Марта). Родительский комитет помогает в оформлении кабинета.

По воспитанию детей ведется большая работа с родителями. Каждую четверть проводится тематическое родительское собрание. Посещаемость родительских собраний не менее 70%. Также классный руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями, организует встречи с психологом и социальным педагогом.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что классный коллектив стал сплоченнее, атмосфера в классе благоприятнее, учащиеся стали более ответственными.

Компоненты воспитательной системы.

  1. Ценностно – ориентационный компонент.

Цель и задачи этапа воспитательной системы «Движение вперед» (7-8 классы).

Цель - создание наиболее благоприятных условий для формирования и развития личности учащегося.

Задачи:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности учащихся;
  2. Содействовать развитию индивидуальности ребенка;
  3. Формировать толерантность как свойство личности;
  4. Содействовать интеллектуальному, коммуникативному, творческому и физическому самовыражению;
  5. Расширить сферу социальных контактов учащихся, включая их в КТД.

Чтобы достичь целевых ориентиров и перспектив, классному руководителю всегда необходимо менять, добавлять, пробовать, так как воспитательная система – «живое» системное образование. Постепенно появляются правила и нормы, которые отражают ценностные ориентиры классного сообщества. Это и есть принципы построения воспитательной системы. В воспитательной системе класса я полагаюсь на следующие принципы, (которые также используются в воспитательной системе Гимназии №4):

  1. Принцип выбора – является ключевым. Для развития индивидуальности необходимо предоставлять выбор. Ребенок следует собственной мотивации, а это способствует укреплению его контакта с истинным «Я», развитию таких качеств, как самодостаточность, самоуправляемость и ответственность.
  2. Принцип индивидуальности. Личность ученика - многогранный, сложный мир физических, психических и социальных качеств .Надо основательно изучать эти качества и в соответствии с ними определять средства и методы воспитательного воздействия. Только благодаря этому возможно истинное самовыражение учащихся.
  3. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
  4. Принцип гуманности. Данный принцип проявляется во взаимодействии педагога и воспитанника как обеспечение свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки уникального пути развития и самоопределения каждого ребёнка.
  5. Принцип социально-педагогического партнерства - выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений всех субъектов воспитательного процесса с другими субъектами социализации.

Портрет выпускника основной школы.

Портрет выпускника гимназии несет в себе все те качества, которые  необходимы для успешной реализации в современном мире:

- любящий свой край и своё Отечество;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

 -  осмыслении новых феноменов окружающей жизни, умении вести информативный диалог с окружающей социальной средой, мобильности поведенческих реакций, всестороннем познании национального культурного пространства во всем многообразии его проявлений в различных сферах человеческой жизни;

          - изучить себя как личность во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества;

Воспитательная система реализуется по следующим направлениям:

Работа с учащимися.

Характеристика класса.

В 7 «Б» классе обучается 19 человек. Из них 10 девочек и 9 мальчиков 2002-2003 года рождения. Каждый из них проживает в семье. Условия проживания хорошие.

Учащиеся привыкли к новым учителям, новому объему знаний, но дается это основной массе очень трудно. Многим из них так и  не хватает организованности и  самостоятельности. Но возникающие трудности сплачивают их.

Самой сильной ученицей на конец учебного года продолжает являться Мария Храмова. Она достаточно спокойна и дисциплинированна, и   по результатам проведенной социометрии является лидером.

Достаточно хорошо учатся: Ширина Валерия, Сущева Варвара, Тузков Кирилл.

Некоторые ученики как и в прошлом учебном году вызывают опасения: Гуськов Илья, Сорокин Владимир, Николаев Иван. Они учатся с «2» и «3», и при этом отличаются невнимательностью  и  безответственностью. Хотя некоторые из них пытались лидировать в жизни класса. Настораживает гиперактивность некоторых учеников. Для борьбы  с этим необходим постоянный контроль поведения.

Актив класса в этом году был выбран учащимися самостоятельно. И по итогам голосования командиром класса была выбрана Мария Храмова.

В этом году  ученики воспринимают творческие задания, что говорит о раскрытии творческого  потенциала и о желании трудиться и заниматься дополнительно. Это необходимо учитывать при постановке воспитательных задач.

 С точки зрения медицинских показаний основная масса учащихся по состоянию здоровья относятся ко 2 группе и только несколько человек к 1группе. 9 человек из класса имеют проблемы со зрением  и ограничения по месту посадки. Также в классе обучаются 2 ребенка с пороком сердца.

 74% учащихся посещает  учреждения дополнительного образования и кружки . В основном это музыкальная  и художественная школы и спортивные секции. Один из мальчиков (Русских Никита) серьезно занимается хоккеем.

 В целом классный коллектив спокойный, открытый, добрый. Но стоит отметить общую склонность к невнимательности и неорганизованности.  

Социальный состав семей, в которых воспитываются ребята разнородный и по возрасту, и по образованию, и по составу семей. Есть неполные семьи – их 4 и многодетные - 1. 70% родителей регулярно посещает родительские собрания и охотно помогает при необходимости: организуют классные огоньки, экскурсии, классные часы и другая внешкольная деятельность.

Органы классного самоуправления.

Командир класса – Храмова Мария

Заместитель командира – Сущева Варвара

Ответственные за расписание – Кудряшова Юлия, Балаева Юлия

Ответственные за дежурство – Сорокин Владимир, Едемский Сергей

Совет спорта – Русских Никита, Смирнов Кирилл, Тузков Кирилл

Ответственные за оформление – Ширина Валерия, Потанина Милена, Басова Дарья

Ответственные за порядок – Ступишина Валерия, Созина Татьяна, Набатчикова Кристина

Ответственные за досуг – Потанина Милена, Ширина Валерия

Ответственные за питание – Головин Ярослав, Кочуев Александр

Занятость учащихся во внеурочное время.

  1. Индивидуально – групповой компонент.

        

Работа с родителями.

Состав родительского комитета класса.

  1. Председатель – Головина Ольга Павловна
  2. Заместитель председателя – Сущева Ирина Васильевна
  3. Секретарь – Касаткина Евгения Александровна

Тематика родительских собраний.

  1. «Стресс в жизни подростка» - 1 четверть
  2. «Опасность сети Интернет» - 2 четверть
  3. «Особенности подросткового возраста»  - 3 четверть
  4. «Положительные эмоции и их роль в жизни ребенка» - 4 четверть

Учет посещаемости родительских собраний.

ФИО родителя

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.Балаев А.И.

2. Басова Н.Ю.

3.Головина О.П.

4.Гуськова М.А.

5.Едемская Н.А.

6.Кочуева В.Н.

7.Кудряшова Е.Б.

8.Набатчикова В.М.

9.Николаева Е.А.

10.Потанина А.В.

11.Русских А.Н.

12.Смирнова Е.Н.

13.Созина О.Н.

14.Сорокина О.В.

15.Ступишина В.Ю.

16.Сущева И.В.

17.Логунова Г.М.

18. Касаткина Е.А.

19. Ширина А. Н.

Работа с учителями.

План работы с учителями-предметниками.

                                                     1 четверть.

  1. Знакомство с новыми  учителями-предметниками
  2. Посещение уроков
  3. Изучение отношения учащихся к учебному предмету
  4. Участие в месяце гуманитарных дисциплин.
  5. Выступление учителей-предметников на родительском собрании.

                                                    2 четверть.

  1. Посещение уроков с наиболее низкой успеваемостью по итогам 1 четверти.
  2. Беседа с учителями-предметниками по поводу проблемных детей.
  3. Участие в неделе Математики.

                                                   3 четверть.

  1. Беседа с учителями по поводу поведения и успеваемости в классе.
  2. Участие в олимпиаде по математике.
  3.  Участие в неделе Иностранного языка.

                                                  4 четверть.

  1. Беседа с учителями по итогам года.
  2. Выступление учителей-предметников на итоговом родительском собрании.

План-график  деятельности  классного  руководителя:

Ежедневно:

  1. Работа  с опаздывающими  и  выяснение  причин  отсутствующих.
  2. Организация  питания  учащихся.
  3. Организация  дежурства  класса.
  4. Индивидуальная  работа  с  учащимися  класса.

                                Еженедельно:

  1. Проверка  дневников  учащихся
  2. Проведение  мероприятий  в  классе  (по  плану)
  3. Работа  с  родителями  (по  ситуации)
  4. Работа  с  учителями-предметниками  (по  ситуации)
  5. Встреча  со  школьной  медсестрой  (по  справкам  о  болезни  учащихся)
  6. Работа с трудными детьми

                  Ежемесячно:

  1. Посещение  уроков  в  своем  классе.
  2. Консультации  у  школьного  психолога.
  3. Встреча  с  родительским  активом
  4. Совещание  по  планированию  работы  или  организации  и  проведению  общешкольных  мероприятий.

Один  раз  в  четверть:

1. Оформление  классного  журнала  по  итогам  четверти.

2. Сдача  отчетов  по  классу (успеваемость,  питание  и  т.д.)

3. МО  классных  руководителей.

4. Проведение  родительского  собрания.

Один  раз  в  полугодие:

1.Анализ  выполнения  воспитательного  плана  работы  за  полугодие.

2. Коррекция  плана  воспитательной  работы  на  новое  полугодие.

Один  раз  в  год:

  1. Проведение  открытого  классного  часа  и  мероприятия.
  2. Оформление  личных  дел  учащихся.
  3. Анализ  и  составление  плана  воспитательной  работы  класса.
  4. Статистические  данные  класса  (1  сентября).

  1. Функционально –деятельностный компоненет

План-график реализации программы

на 2015 – 2016 учебный год:

Сентябрь

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Викторина на платформе Дневник.ру «Вехи русской истории»

Саморазвитие

Выборы органов самоуправления в классе

Анкетирование «Твои увлечения»

Социометрия.

Здоровье

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Развитие творчества

Оформление классного уголка

Подготовка к дню учителя

Нравственность

Урок мужества

Кл.час «Посвящение в пионеры»

Патриотизм

«Крещение Руси – обретение истории»

Эстетическая культура

Беседа о правилах поведения в Гимназии, о прилежании, форме, второй обуви, режиме дня.

Озеленение кабинета

Семья

Индивидуальные беседы

Работа с социальным педагогом

Анкетирование «Ваши пожелания»

Общешкольные мероприятия

Торжественная линейка «Вперёд за знаниями!»

День здоровья

Посвящение в пионеры

Правовая игра «Знай права и уважай закон»

ТБ

«Инструктаж по ТБ», «Школа безопасности»

«Инструктаж по ТБ» перед днем здоровья

Профилактика травматизма

Инструктаж о противопожарной безопасности

Октябрь

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Участие в неделе гуманитарных дисциплин

«Победа, сохранившая святую Русь» - единый классный час

Саморазвитие

Анкетирование «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью классного коллектива» по методике А.А.Андреева

Кл.ч. «Познай себя»

Анкетирование «Ты и твой класс»

Здоровье

Беседа о профилактике правонарушений

Беседа о спайсах

Развитие творчества

Подготовка к общегимназическому мероприятию «Культурные традиции народов России»

Конкурс «Открой книгу – поймай время»

Нравственность

Акция «Поздравь ветерана»

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Кл.ч «Этика и Интернет»

Патриотизм

«Победа, сохранившая святую Русь» - единый классный час

Эстетическая культура

Выставка рисунков «Безопасность в сети интернет»

Семья

Родительское собрание «Стресс в жизни подростка»

Анкетирование об удовлетворенности организацией питания

Общешкольные мероприятия

Праздничный концерт, ко Дню учителя

Общешкольное мероприятие «Культурные традиции Греции»

ТБ

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Инструктаж о поведении на ж.д. транспорте

Инструктаж по ТБ,ПДД в каникулярный период

Ноябрь

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Участие в школьных олимпиадах

Викторина «Достопримечательности Лондона»

Интерактивная викторина на платформе Дневник.ру «За победу при Рымнике»

Участие в школьных олимпиадах

Саморазвитие

Беседа «Моя семья - чудесное место для жизни»

Опрос «Личностный рост» по методике Степанова П.В.

Здоровье

Анкетирование о курении

Развитие творчества

Конкурс стихов об А.В. Суворове

Конкурс рисунков «Милая мама моя»

Нравственность

Патриотизм

4 ноября – День согласия и примирения.

Кл.ч «285 лет со дня рождения полководца А.В. Суворова»

Эстетическая культура

Поездка в театр Комедии «Прощальные гастроли»

Конкурс чтецов «Тепло маминых рук»

Семья

Анкетирование о курении

Индивидуальные беседы

Общение с педагогом-психологом

Общешкольные мероприятия

День матери

ТБ

Беседа о терроризме

Беседа о коммендантском часе

Инструктаж о ТБ вблизи водоемов

Декабрь

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Участие в олимпиадах

Интерактивная викторина на платформе Дневник.ру «Государство Российское».

Участие в олимпиадах

Саморазвитие

Анкетирование «Мы -коллектив? Мы – коллектив…»

Здоровье

Беседа с фельдшером «Здоровый образ жизни»

Кл.ч. «Всемирный день борьбы со Спидом»

Кл.ч. «Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам»

Беседа о профилактике простудных заболеваний

Развитие творчества

Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровый образ жизни!»

Подготовка к новогодним праздникам.

Праздник «Праздник к нам приходит!»

Нравственность

Патриотизм

Проведение урока правовых знаний «Я гражданин России»

Эстетическая культура

Что для меня Новый год? (презентации)

Семья

Индивидуальные беседы

Родительское собрание «Опасность сети Интернет»

Анкетирование «Удовлетворенность родителями жизнедеятельностью Гимназии» по методике Степанова Е.Н.

Общешкольные мероприятия

Неделя профилактики

День Конституции

Новый 2015 год

ТБ

Участие в операции «Внимание дети!»

Познавательная игровая программа по правилам дорожного движения «Зеленый свет»

Инструктаж по ТБ,ПДД, общении с чужими людьми, коммендатский час

Январь

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Участие в районных олимпиадах

Саморазвитие

Тест школьной тревожности Филлипса

Здоровье

Питание и болезни

Развитие творчества

Внеклассное мероприятие

 «Крещенский сочельник»

Нравственность

Кл.ч. «Я и моя речь.Культура речи»

Патриотизм

Эстетическая культура

Семья

Индивидуальные беседы

Общешкольные мероприятия

ТБ

Инструктаж о ПДД,ТБ.

Февраль

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Участие в районных олимпиадах.

Участие в неделе математики

Участие в неделе английского языка

Оформление стенда «Классики России».

Всероссийский урок «Арктика – фасад России»

Саморазвитие

Опросник Айзенка на выявление темперамент

Здоровье

Беседа о разнообразии питания

Развитие творчества

Подготовка к мероприятиям, посвященным Дню защитника Отечества.

Подготовка поздравлений папам и одноклассникам

Нравственность

Кл.ч. «Семья как ценность»

акция «Поздравь ветерана»

Игра «Тайный друг»

Патриотизм

Кл.ч. «Один день из жизни армии»

Эстетическая культура

Семья

Беседы с социальным педагогом

Общешкольные мероприятия

Общешкольные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

ТБ

Инструктаж о ТБ в связи с гололедом

Инструктаж по ТБ и ПДД

Март

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Посещение краеведческого музея

Саморазвитие

Опрос «Личностный рост» по методике Степанова П.В.

Кл.ч «Нормы и правила поведения»

Здоровье

Конкурс буклетов о ЗОЖ «Хочешь быть здоровым - будь им!»

Развитие творчества

Подготовка к празднованию 8 марта

Поздравление мам и одноклассниц с 8 Марта

Конкурс «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»

Нравственность

Акция «Поздравь ветерана»

Кл.ч «Нормы и правила поведения»

Патриотизм

День

воссоединения Крыма с Россией (18 марта)

Эстетическая культура

Поездка в театр

Масленица

Семья

Индивидуальные беседы

Родительское собрание «Особенности подросткового возраста»  

Общешкольные мероприятия

ТБ

Инструктаж по ТБ при нахождении рядом с водоемами

Инструктаж по ТБ,ПДД, коммендантский час в каникулярный период

Апрель

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Презентации «День Земли»

Просмотр документальных фильмов. День

Космонавтики

Саморазвитие

Диагностика уровня воспитанности по методике Шиловой М.И.

Тест – опросник на выявление лидерских качеств

Здоровье

«Спорт – лучшее средство расслабления»

Традиционный спортивный праздник«Мы вместе»

Развитие творчества

Участие в районной природоохранной акции «Нет весенним палам!»

Листовки «Спорт против вредных привычек»

Конкурс рисунков на пасхальных яйцах

Нравственность

Кл.ч. «Познаю себя»

Патриотизм

«День Земли»

Акция «Георгиевская ленточка»

Эстетическая культура

«Спорт против вредных привычек»

Семья

Индивидуальные беседы

Родительское собрание «Положительные эмоции и их роль в жизни ребенка»

Общешкольные мероприятия

ТБ

Инструктаж по ТБ в связи с паводком

1.Инструктаж по правилам безопасности в школе и дома,по правилам дорожного движения.

Во время гололеда.

Вблизи домов при сходе снега с крыш.

От укуса собак.

Май

Основные направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Интеллектуальное развитие

Подготовка к экзаменам

Подготовка к экзаменам

Подготовка к экзаменам

Саморазвитие

Игра «Расскажи мне обо мне»

Здоровье

День здоровья

Развитие творчества

Конкурс рисунков «Ради жизни на земле»

Нравственность

Единый классный час «День Победы»

Акция «Поздравь ветерана»

Патриотизм

Конкурс рисунков «Ради жизни на земле»

Единый классный час «День Победы»

Возложение цветов к мемориальным доскам.

Минута молчания.

Эстетическая культура

Акция по уборке памятника.

Семья

Индивидуальные беседы по итогам года

Общешкольные мероприятия

ТБ

Инструктаж по правилам безопасности:

Вблизи водоемов

При разжигании костра

По правилам ПБ в школе и дома

По правилам дорож. движения

Во время уборки территории

От укуса клещей

От укуса собак

В лесу

2.Инструктаж «О нахождении детей до 16 лет после 22.00 ч без сопровождения родителей»

  1. Пространственно – временной компонент.

Особо важно для становления личности – осознание себя в окружающем социуме. Таким образом, необходимо привлекать педагогов, администрацию, органы самоуправления Гимназии, а также учреждения дополнительного образования. Это позволяет расширить возможности внешнего взаимодействия. Успешной реализации воспитательных задач способствуют налаженные и скоординированные связи всех участников образовательного процесса. Одним из средств укрепления классного коллектива и воспитания гордости за свою Гимназию являются КТД из годового плана графика общешкольных мероприятий. Это формирует уважение к традициям Гимназии, играет положительную роль в сплоченности детей и взрослых, способствует приобретению опыта общения. Учащиеся являются неоднократными призерами и победителями школьных мероприятий, конкурсов. Большое значение для становления личности имеет окружающая среда. Учреждения дополнительного образования нашего города дают возможность для реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Благодаря этим учреждениям, ребенок осознает свою значимость, большую ответственность и приобретает новые знания, необходимые ему для дальнейшей социолизации. Приведенная ниже схема показывает степень взаимодействия нашего класса с окружающим его социумом.

Этапы развития воспитательной системы класса «Главная дорога».

  1. Проектирование системы (1 полугодие 5 класса) – изучение интересов, личных характеристик учащихся, укрепление межличностных отношений.
  2. Становление системы (2 полугодие 5 класса – 6 класс) – формирование чувства «Мы», развитие самоуправления.
  3. Стабилизация функционирования системы (7-8 классы) – развитие индивидуальности учащихся.
  4. Завершение функционирования системы (9 класс) – профессиональное самоопределение учащихся, распространение педагогического опыта.

  1. Диагностико – аналитический компонент.

Мониторинг эффективности этапа воспитательной системы «Движение вперед».

Критерии

Показатели

Методики

Воспитанность учащихся

Сформированность нравственных качеств личности

Диагностика уровня воспитанности (методика Шиловой М.И.) Приложение 1

Удовлетворенность учащимися и родителями жизнедеятельностью классного коллектива и Гимназии

Комфорт, защищенность личности учащихся, родителей. Их отношение к основным сторонам жизнедеятельности класса и Гимназии

Изучение удовлетворённости родителей

 (методика Е. Н. Степанова)

Приложение 2

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева)

Приложение 3

Сформированность классного коллектива

Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе

Социометрия  (методика Дж. Морено)

Приложение 4

Тест тревожности  (методика Филлипса)

Приложение 5

Динамика личностного развития учащегося

Личностный рост учащихся школьного возраста.

Уровень сформиванности детского коллектива.

Тип темперамента

Опрос «Личностный рост» (методика Степанова Е.Н.)

Приложение 6

«Ты и твой класс»

Приложение 7

Опрос на выявление темперамента (методика Айзенка)

Приложение 8

Приложения

Приложение 1

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой.

Цель: изучить уровень воспитанности учащихся

Вывод: По результатам диагностики видно, что высоким и хорошим уровнем воспитанности обладает 69% класса. 31% учащихся обладают средним и низким уровнем, при этом низкий показатель в отношении к труду (к учебе), к людям (коллективизму, товариществу) и к культуре (чтению, искусству). Необходимо проводить классные часы, анкетирования о нравственности, тематические родительские собрания, индивидуальные беседы,приобщать к труду через КТД, чаще посещать культурные центры, театры.Безусловно, нужно использовать различные тесты и методики, но ничто лучше не

подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.

Приложение 2

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой Гимназии, его педагогического состава и классного коллектива

Вывод: Анкетирование родителей показало, что коэффициент  равенбольше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.

Большинство родителей согласились, что ребенку комфортно в Гимназии, он чувствует себя защищенным. Многие родители отметили, что в школе функционируют разнообразные кружки, где может заниматься их ребенок. Некоторые родители недовольны перегрузом учебными занятиями и домашними заданиями, при этом подчеркивая, что Гимназия готовит ребенка к самостоятельной жизни. Это и является нашей целью – создавая благоприятные условия для формирования и развития интеллектуальных, творческих, физических качеств учащегося, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к самореализации.

Приложение 3

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вывод: по результатам тестирования выявлено, 90% учащихся удовлетворены школьной жизнью. Дети отметили, что у них хорошее настроение в школе, они могут обратиться за помощью к учителям, высказывать свое мнение. Это свидетельствует о том, что учащимся комфортно в стенах Гимназии. Они могут развиваться как интеллектуально, так и творчески, нравственно, физически. 10% учащихся обладают низким уровнем удовлетворенности школьной жизнью. Это дети, которые имеют проблемы с учебной деятельностью, с классным коллективом. Необходимо проводить индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, педагогом – психологом, социальным педагогом, классные часы, а также вовлекать детей в КТД и жизнь Гимназии.

Приложение 4

Методика «Социометрия» Дж. Морено. Диагностика межличностных и межгрупповых отношений учащихся 2-11 классов.

Цель: определить уровень межличностных отношений учащихся

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итого

1

Балаева Юля

0

2

Басова Даша

3

2

2

2

2

5

3

Головин Ярослав

3

2

2

4

Гуськов Илья

1

2

2

5

Едемский Сережа

1

1

2

6

Кочуев Саша

0

7

Кудряшо ва юля

1

1

8

Набатчи-кова Кристи-на

2

1

3

3

3

5

9

Никола -ев Иван

3

2

2

3

10

Потани-на Милена

3

1

2

3

11

Русских Никита

1

3

1

1

2

5

12

Смирнов Кирилл

3

1

3

2

4

13

Созина Таня

1

1

14

Сорокин Вова

2

1

1

3

15

Ступи-шина Лера

1

1

16

Сущева Варя

1

3

2

17

Тузков Кирилл

3

2

2

1

4

18

Храмо-ва Маша

2

1

3

3

3

1

6

19

Шири-на Лера

1

2

3

3

2

3

6

Вывод: внутренний круг – «зона звезд», второй круг – «зона предпочитаемых», третий круг – «зона пренебрегаемых», четвертый круг – «зона изолированных». По итогам можно определить лидеров и антилидеров. Необходимо проводить классные часы и беседы об отношениях между подростками, индивидуальные беседы с учащимися и родителями, стараться выяснить причину «необщения», следить за поведением детей во время урока и перемены.

Приложение 5

Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой.

Вывод: по результатам тестирования видно, что больше всего учащиеся боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. Причиной этого может быть неблагоприятный психический фон, который также мешать развиваться, самовыражаться и достигать успеха. Дети находятся в переходном возрасте, особенностью которого является наличие тревожности. Необходимо поддерживать учащихся, проводить беседы, опросы, анкетирования и следить за обстановкой в классном коллективе.

Приложение 6

Диагностический опросник «Личностный рост» (методика Степанова П.В.)

Ноябрь 2015г.

Характер отношений школьника к Отечеству

Устойчиво - негативное

0%

Ситуативно – негативное

16%

Ситуативно - позитивное

26%

Устойчиво - позитивное

58%

Характер отношений школьника к Земле

Устойчиво - негативное

6%

Ситуативно – негативное

21%

Ситуативно - позитивное

26%

Устойчиво - позитивное

47%

Характер отношений школьника к миру

Устойчиво - негативное

0%

Ситуативно – негативное

15%

Ситуативно - позитивное

11%

Устойчиво - позитивное

74%

Характер отношений школьника к труду

Устойчиво - негативное

22%

Ситуативно – негативное

26%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

31%

Характер отношений школьника к культуре

Устойчиво - негативное

5%

Ситуативно – негативное

37%

Ситуативно - позитивное

16%

Устойчиво - позитивное

42%

Характер отношений школьника к знаниям

Устойчиво - негативное

16%

Ситуативно – негативное

26%

Ситуативно - позитивное

32%

Устойчиво - позитивное

26%

Характер отношений школьника к другим людям

Устойчиво - негативное

11%

Ситуативно – негативное

42%

Ситуативно - позитивное

26%

Устойчиво - позитивное

21%

Характер отношений школьника к иным людям, иной веры, национальности

Устойчиво - негативное

16%

Ситуативно – негативное

26%

Ситуативно - позитивное

32%

Устойчиво - позитивное

26%

Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я»

Устойчиво - негативное

11%

Ситуативно – негативное

42%

Ситуативно - позитивное

26%

Устойчиво - позитивное

21%

Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, душевному «Я»

Устойчиво - негативное

15%

Ситуативно – негативное

53%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

11%

Март 2015

Характер отношений школьника к Отечеству

Устойчиво - негативное

0%

Ситуативно – негативное

10%

Ситуативно - позитивное

32%

Устойчиво - позитивное

58%

Характер отношений школьника к Земле

Устойчиво - негативное

0%

Ситуативно – негативное

26%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

53%

Характер отношений школьника к миру

Устойчиво - негативное

0%

Ситуативно – негативное

21%

Ситуативно - позитивное

5%

Устойчиво - позитивное

74%

Характер отношений школьника к труду

Устойчиво - негативное

11%

Ситуативно – негативное

20%

Ситуативно - позитивное

43%

Устойчиво - позитивное

26%

Характер отношений школьника к культуре

Устойчиво - негативное

5%

Ситуативно – негативное

32%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

42%

Характер отношений школьника к знаниям

Устойчиво - негативное

15%

Ситуативно – негативное

32%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

32%

Характер отношений школьника к другим людям

Устойчиво - негативное

11%

Ситуативно – негативное

31%

Ситуативно - позитивное

26%

Устойчиво - позитивное

32%

Характер отношений школьника к иным людям, иной веры, национальности

Устойчиво - негативное

15%

Ситуативно – негативное

32%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

32%

Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я»

Устойчиво - негативное

10%

Ситуативно – негативное

32%

Ситуативно - позитивное

32%

Устойчиво - позитивное

26%

Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, душевному «Я»

Устойчиво - негативное

11%

Ситуативно – негативное

53%

Ситуативно - позитивное

21%

Устойчиво - позитивное

15%

Вывод: по результатам опросника, проведенного в начале и в конце учебного года, было выявлено, что характер отношений учащихся изменился. Они стали воспринимать себя, свое телесное и душевное «Я», лучше относиться к людям другой национальности, ответственнее относиться к учебе и труду.

Приложение 7

«Ты и твой класс» (методика Е.Н.Степанова)

Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе

Вывод: Полученные данные позволяют выяснить представление учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного коллектива. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях и друзьях учащихся. Анализ ответов помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.

Приложение 8

Опросник Айзенка «Определение типа темперамента»

Цель: определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости


Вывод: по результатам тестирования было выявлено, что больше половины детей открыты, готовы идти на контакт (экстраверты и амбиверты). Большинство учащихся обладают эмоциональной впечатлительностью, которая свойственна подросткам в переходном возрасте. У 32% детей расшатана нервная система, проявляется это в крике, плаче, агрессии. Было замечено, что они проводят много времени в компьютере, играя в игры. Необходимо проводить классные часы о вреде компьютерных игр и сети Интернет, индивидуальные беседы с родителями, психологом. У одного ребенка выявлены признаки невротизма. С его родителями была проведена беседа и даны советы. В нашем классе по 32% флегматиков и холериков, 21% сангвиники и 15%меланхолики. Если посмотреть на основные тенденции взаимодействия различных типов темперамента, то:

  1. В паре холерик и флегматик последний лучше всего успокаивает и дополняет  первого.
  2. Сангвиник хорошо поддерживает и тонизирует меланхолика.
  3. Холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.
  4. Более проблематично взаимодействуют между собой пары холерик – меланхолик и сангвиник – флегматик.
  5. Благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков.

Учитывая данную информацию, необходимо соединять учащихся в группы, выполнять КТД, проводить индивидуальные беседы с детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...