Воспитательная система
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Представляю Вашему вниманию воспитательную систему класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty_na_god.docx | 233.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Кстовского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»
План воспитательной работы
на 2015-2016 учебный год
7 «Б» класса.
Воспитательная система
«Главная дорога»
Этап «Движение вперед»
Классный руководитель:
Герасименко Юлия Владимировна
Кстово
2015-2016гг.
«Главное – ладить с самим собой»
Вольтер
С 2012 в Гимназии №4 реализуетсявоспитательная система «Это наш выбор».
Основная цель воспитательной системы «Это наш выбор» - эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком личностных качеств,формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации.
Эта цель реализуется через решение следующих задач:
- развивать у учащихся умение совершать адекватный выбор форм и способов проявления себя в коллективе;
- содействовать развитию задатков и способностей детей для проявления их индивидуальности через систему дополнительного образования, педагогического сопровождения воспитания, самоуправления и самосовершенствования;
- развивать творческие способности детей, стремление к созданию нового во всех видах деятельности, как учебной, так и внеурочной;
- содействовать формированию у детей чувства толерантности.
Наиболее значимыми ценностями воспитательной системы «Это наш выбор»:индивидуальность, выбор, творчество, свобода и успех.
В основу деятельности, общения и отношений в воспитательной системе «Это наш выбор» положены несколько принципов.
Принцип выбора – ключевой принцип. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализацииспособностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Концепция воспитательной системы
«Главная дорога»
5-9 классы.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса «Главная дорога» основывается на выше приведенных принципах воспитательной системы Гимназии и реализуется через систему мероприятий.
Целью данной воспитательной системы является формирование и развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, реализация интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитательную систему «Главная дорога» (5 - 9 классы) можно разделить на 3 этапа:
- 5-6 классы «Двустороннее движение», где основная цель – сплочение коллектива;
- 7-8 классы «Движение вперед», где основная цель – раскрытие индивидуальности каждого ребенка;
- 9 класс «Перекресток», где основная цель – профессиональное самоопределение учащихся.
Нормативно – правовая база.
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 № 436 – ФЗ)
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Федеральная целевая программа « Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 «718)
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995 № 82 – ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 № 122 – ФЗ)
- Устав и локальные акты МБОУ Гимназии №4 г. Кстово
Анализ воспитательной системы за 2015-2016 гг.
- Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
Нельзя забывать о том, что 12-13 лет – это переходный возраст, когда отношение детей и к себе, и к окружающим его людям меняется. Необходимо помочь ребенку проявить себя правильно, научить общаться со сверстниками, взрослыми, воспитать уважение к окружающим его людям. Очень часто дети данного возраста хотят интеллектуального, физического, творческого самовыражения, но не знают, как это сделать. Поэтому задача классного руководителя – помочь учащимся. Классный руководитель дает право выбора: ребенок выбирает более близкое ему направление (интеллектуальное, физическое, творческое, нравственное) и раскрывается в нем.
Задачи, поставленные на начало учебного 2015года, являются целесообразными, так как они способствуют достижению желаемого результата – формированию и раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Классным руководителем были изучены интересы и потребности учащихся. Благодаря этому стало легче взаимодействовать с ними, работать в сплоченной команде. Все методики и мероприятия соответствовали возрасту.
- Анализ содержания и организации воспитательного процесса в классе.
Содержание и организация воспитательного процесса в 2015-2016 уч.г. были направлены на достижение поставленных целей и задач, учитывая возрастные особенности учащихся.
В начале 2015 года нашему классу было предложено стать отрядом юных инспекторов дорожного движения. Ребята были рады, им хотелось поучаствовать в различных конкурсах, викторинах, связанных с ППД. Совместно с классным руководителем был снят видео ролик, сценка о ППД на областной конкурс. Благодаря данному мероприятию, учащиеся классасплочились, каждый смог проявить свои способности в творческой деятельности.
Формированию коллектива, кроме КТД, способствовало регулярное анкетирование и психологические тренинги, которые проводились во внеурочное время. Также большую роль в раскрытии личности учащихся играли тематические классные часы, где учащиеся могли высказать точку зрения, узнать мнения одноклассников, тем самым раскрывая свой и узнавая характер ровесников. Кроме этого проводились индивидуальные беседы с учащимися, родителями, тематические родительские собрания, посещаемость которых никогда не была ниже 70%. Вовлекая детей в конкурсы и мероприятия по разным направлениям деятельности Гимназии и района, я стремилась создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Все это благоприятно отразилось на психологической атмосфере класса.
- Анализ развития учащихся класса.
Учащиеся класса обладают средним интеллектуальным потенциалом. По итогам 6 класса и 3 четвертей 7 класса приведу примеры.
В среднем качество образования – 21%, успеваемость – 89%.
Хотя некоторые ученики стали призерами и победителями школьных и районных олимпиад. Особых успехов достигла Храмова Мария.
У учащихся есть желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной деятельности. Поэтому регулярно проводятся классные часы, анкетирования, беседы.
Особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В коллективе ведется работа по созданию атмосферы дружбы, взаимопомощи, общей заботы. Прививается умение уважать мнение каждого, вести спор. Также проводится работа по формированию представления учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, родителями. У детей формируются ценностные ориентации, большинство из них позитивно относятся к людям, труду, учебе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, то есть референтного окружения учащихся класса. С теми ребятами, у кого случались конфликты с учителями или учащимися, проводились беседы, также вызывали их родителей и вели работу с ними. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако, общение с одноклассниками и ровесниками становится все более значимым и важным для принятия решения. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. И классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. Уровень сплочения классного коллектива за последний год значительно повысился.
- Анализ формирования классного коллектива и жизненного уклада в нем.
За последний год учащиеся класса изменились. Это связано с возрастными особенностями. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой. Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Именно поэтому я посчитала целесообразно проводить мероприятия, которые приведут к общению учащихся класса.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
Большую роль в воспитательной работе мне оказывают родители. Они принимают участие в классных часах, организовывают поездки в Нижний Новгород (театры), праздники (Новый год, 23 февраля, 8 Марта). Родительский комитет помогает в оформлении кабинета.
По воспитанию детей ведется большая работа с родителями. Каждую четверть проводится тематическое родительское собрание. Посещаемость родительских собраний не менее 70%. Также классный руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями, организует встречи с психологом и социальным педагогом.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что классный коллектив стал сплоченнее, атмосфера в классе благоприятнее, учащиеся стали более ответственными.
Компоненты воспитательной системы.
- Ценностно – ориентационный компонент.
Цель и задачи этапа воспитательной системы «Движение вперед» (7-8 классы).
Цель - создание наиболее благоприятных условий для формирования и развития личности учащегося.
Задачи:
- Изучить потребности, интересы, склонности учащихся;
- Содействовать развитию индивидуальности ребенка;
- Формировать толерантность как свойство личности;
- Содействовать интеллектуальному, коммуникативному, творческому и физическому самовыражению;
- Расширить сферу социальных контактов учащихся, включая их в КТД.
Чтобы достичь целевых ориентиров и перспектив, классному руководителю всегда необходимо менять, добавлять, пробовать, так как воспитательная система – «живое» системное образование. Постепенно появляются правила и нормы, которые отражают ценностные ориентиры классного сообщества. Это и есть принципы построения воспитательной системы. В воспитательной системе класса я полагаюсь на следующие принципы, (которые также используются в воспитательной системе Гимназии №4):
- Принцип выбора – является ключевым. Для развития индивидуальности необходимо предоставлять выбор. Ребенок следует собственной мотивации, а это способствует укреплению его контакта с истинным «Я», развитию таких качеств, как самодостаточность, самоуправляемость и ответственность.
- Принцип индивидуальности. Личность ученика - многогранный, сложный мир физических, психических и социальных качеств .Надо основательно изучать эти качества и в соответствии с ними определять средства и методы воспитательного воздействия. Только благодаря этому возможно истинное самовыражение учащихся.
- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
- Принцип гуманности. Данный принцип проявляется во взаимодействии педагога и воспитанника как обеспечение свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки уникального пути развития и самоопределения каждого ребёнка.
- Принцип социально-педагогического партнерства - выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений всех субъектов воспитательного процесса с другими субъектами социализации.
Портрет выпускника основной школы.
Портрет выпускника гимназии несет в себе все те качества, которые необходимы для успешной реализации в современном мире:
- любящий свой край и своё Отечество;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- осмыслении новых феноменов окружающей жизни, умении вести информативный диалог с окружающей социальной средой, мобильности поведенческих реакций, всестороннем познании национального культурного пространства во всем многообразии его проявлений в различных сферах человеческой жизни;
- изучить себя как личность во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества;
Воспитательная система реализуется по следующим направлениям:
Работа с учащимися.
Характеристика класса.
В 7 «Б» классе обучается 19 человек. Из них 10 девочек и 9 мальчиков 2002-2003 года рождения. Каждый из них проживает в семье. Условия проживания хорошие.
Учащиеся привыкли к новым учителям, новому объему знаний, но дается это основной массе очень трудно. Многим из них так и не хватает организованности и самостоятельности. Но возникающие трудности сплачивают их.
Самой сильной ученицей на конец учебного года продолжает являться Мария Храмова. Она достаточно спокойна и дисциплинированна, и по результатам проведенной социометрии является лидером.
Достаточно хорошо учатся: Ширина Валерия, Сущева Варвара, Тузков Кирилл.
Некоторые ученики как и в прошлом учебном году вызывают опасения: Гуськов Илья, Сорокин Владимир, Николаев Иван. Они учатся с «2» и «3», и при этом отличаются невнимательностью и безответственностью. Хотя некоторые из них пытались лидировать в жизни класса. Настораживает гиперактивность некоторых учеников. Для борьбы с этим необходим постоянный контроль поведения.
Актив класса в этом году был выбран учащимися самостоятельно. И по итогам голосования командиром класса была выбрана Мария Храмова.
В этом году ученики воспринимают творческие задания, что говорит о раскрытии творческого потенциала и о желании трудиться и заниматься дополнительно. Это необходимо учитывать при постановке воспитательных задач.
С точки зрения медицинских показаний основная масса учащихся по состоянию здоровья относятся ко 2 группе и только несколько человек к 1группе. 9 человек из класса имеют проблемы со зрением и ограничения по месту посадки. Также в классе обучаются 2 ребенка с пороком сердца.
74% учащихся посещает учреждения дополнительного образования и кружки . В основном это музыкальная и художественная школы и спортивные секции. Один из мальчиков (Русских Никита) серьезно занимается хоккеем.
В целом классный коллектив спокойный, открытый, добрый. Но стоит отметить общую склонность к невнимательности и неорганизованности.
Социальный состав семей, в которых воспитываются ребята разнородный и по возрасту, и по образованию, и по составу семей. Есть неполные семьи – их 4 и многодетные - 1. 70% родителей регулярно посещает родительские собрания и охотно помогает при необходимости: организуют классные огоньки, экскурсии, классные часы и другая внешкольная деятельность.
Органы классного самоуправления.
Командир класса – Храмова Мария
Заместитель командира – Сущева Варвара
Ответственные за расписание – Кудряшова Юлия, Балаева Юлия
Ответственные за дежурство – Сорокин Владимир, Едемский Сергей
Совет спорта – Русских Никита, Смирнов Кирилл, Тузков Кирилл
Ответственные за оформление – Ширина Валерия, Потанина Милена, Басова Дарья
Ответственные за порядок – Ступишина Валерия, Созина Татьяна, Набатчикова Кристина
Ответственные за досуг – Потанина Милена, Ширина Валерия
Ответственные за питание – Головин Ярослав, Кочуев Александр
Занятость учащихся во внеурочное время.
- Индивидуально – групповой компонент.
Работа с родителями.
Состав родительского комитета класса.
- Председатель – Головина Ольга Павловна
- Заместитель председателя – Сущева Ирина Васильевна
- Секретарь – Касаткина Евгения Александровна
Тематика родительских собраний.
- «Стресс в жизни подростка» - 1 четверть
- «Опасность сети Интернет» - 2 четверть
- «Особенности подросткового возраста» - 3 четверть
- «Положительные эмоции и их роль в жизни ребенка» - 4 четверть
Учет посещаемости родительских собраний.
ФИО родителя | 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1.Балаев А.И. | ||||
2. Басова Н.Ю. | ||||
3.Головина О.П. | ||||
4.Гуськова М.А. | ||||
5.Едемская Н.А. | ||||
6.Кочуева В.Н. | ||||
7.Кудряшова Е.Б. | ||||
8.Набатчикова В.М. | ||||
9.Николаева Е.А. | ||||
10.Потанина А.В. | ||||
11.Русских А.Н. | ||||
12.Смирнова Е.Н. | ||||
13.Созина О.Н. | ||||
14.Сорокина О.В. | ||||
15.Ступишина В.Ю. | ||||
16.Сущева И.В. | ||||
17.Логунова Г.М. | ||||
18. Касаткина Е.А. | ||||
19. Ширина А. Н. |
Работа с учителями.
План работы с учителями-предметниками.
1 четверть.
- Знакомство с новыми учителями-предметниками
- Посещение уроков
- Изучение отношения учащихся к учебному предмету
- Участие в месяце гуманитарных дисциплин.
- Выступление учителей-предметников на родительском собрании.
2 четверть.
- Посещение уроков с наиболее низкой успеваемостью по итогам 1 четверти.
- Беседа с учителями-предметниками по поводу проблемных детей.
- Участие в неделе Математики.
3 четверть.
- Беседа с учителями по поводу поведения и успеваемости в классе.
- Участие в олимпиаде по математике.
- Участие в неделе Иностранного языка.
4 четверть.
- Беседа с учителями по итогам года.
- Выступление учителей-предметников на итоговом родительском собрании.
План-график деятельности классного руководителя:
Ежедневно:
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствующих.
- Организация питания учащихся.
- Организация дежурства класса.
- Индивидуальная работа с учащимися класса.
Еженедельно:
- Проверка дневников учащихся
- Проведение мероприятий в классе (по плану)
- Работа с родителями (по ситуации)
- Работа с учителями-предметниками (по ситуации)
- Встреча со школьной медсестрой (по справкам о болезни учащихся)
- Работа с трудными детьми
Ежемесячно:
- Посещение уроков в своем классе.
- Консультации у школьного психолога.
- Встреча с родительским активом
- Совещание по планированию работы или организации и проведению общешкольных мероприятий.
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Сдача отчетов по классу (успеваемость, питание и т.д.)
3. МО классных руководителей.
4. Проведение родительского собрания.
Один раз в полугодие:
1.Анализ выполнения воспитательного плана работы за полугодие.
2. Коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие.
Один раз в год:
- Проведение открытого классного часа и мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана воспитательной работы класса.
- Статистические данные класса (1 сентября).
- Функционально –деятельностный компоненет
План-график реализации программы
на 2015 – 2016 учебный год:
Сентябрь | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Викторина на платформе Дневник.ру «Вехи русской истории» | |||
Саморазвитие | Выборы органов самоуправления в классе | Анкетирование «Твои увлечения» | Социометрия. | |
Здоровье | Анкетирование «Здоровый образ жизни» | |||
Развитие творчества | Оформление классного уголка | Подготовка к дню учителя | ||
Нравственность | Урок мужества | Кл.час «Посвящение в пионеры» | ||
Патриотизм | «Крещение Руси – обретение истории» | |||
Эстетическая культура | Беседа о правилах поведения в Гимназии, о прилежании, форме, второй обуви, режиме дня. | Озеленение кабинета | ||
Семья | Индивидуальные беседы | Работа с социальным педагогом | Анкетирование «Ваши пожелания» | |
Общешкольные мероприятия | Торжественная линейка «Вперёд за знаниями!» | День здоровья | Посвящение в пионеры | Правовая игра «Знай права и уважай закон» |
ТБ | «Инструктаж по ТБ», «Школа безопасности» | «Инструктаж по ТБ» перед днем здоровья | Профилактика травматизма | Инструктаж о противопожарной безопасности |
Октябрь | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Участие в неделе гуманитарных дисциплин | «Победа, сохранившая святую Русь» - единый классный час | ||
Саморазвитие | Анкетирование «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью классного коллектива» по методике А.А.Андреева | Кл.ч. «Познай себя» | Анкетирование «Ты и твой класс» | |
Здоровье | Беседа о профилактике правонарушений | Беседа о спайсах | ||
Развитие творчества | Подготовка к общегимназическому мероприятию «Культурные традиции народов России» | Конкурс «Открой книгу – поймай время» | ||
Нравственность | Акция «Поздравь ветерана» | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Кл.ч «Этика и Интернет» | ||
Патриотизм | «Победа, сохранившая святую Русь» - единый классный час | |||
Эстетическая культура | Выставка рисунков «Безопасность в сети интернет» | |||
Семья | Родительское собрание «Стресс в жизни подростка» | Анкетирование об удовлетворенности организацией питания | ||
Общешкольные мероприятия | Праздничный концерт, ко Дню учителя | Общешкольное мероприятие «Культурные традиции Греции» | ||
ТБ | Беседа «Как не стать жертвой преступления» | Инструктаж о поведении на ж.д. транспорте | Инструктаж по ТБ,ПДД в каникулярный период | |
Ноябрь | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Участие в школьных олимпиадах | Викторина «Достопримечательности Лондона» | Интерактивная викторина на платформе Дневник.ру «За победу при Рымнике» | Участие в школьных олимпиадах |
Саморазвитие | Беседа «Моя семья - чудесное место для жизни» | Опрос «Личностный рост» по методике Степанова П.В. | ||
Здоровье | Анкетирование о курении | |||
Развитие творчества | Конкурс стихов об А.В. Суворове | Конкурс рисунков «Милая мама моя» | ||
Нравственность | ||||
Патриотизм | 4 ноября – День согласия и примирения. | Кл.ч «285 лет со дня рождения полководца А.В. Суворова» | ||
Эстетическая культура | Поездка в театр Комедии «Прощальные гастроли» | Конкурс чтецов «Тепло маминых рук» | ||
Семья | Анкетирование о курении | Индивидуальные беседы | Общение с педагогом-психологом | |
Общешкольные мероприятия | День матери | |||
ТБ | Беседа о терроризме | Беседа о коммендантском часе | Инструктаж о ТБ вблизи водоемов | |
Декабрь | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Участие в олимпиадах | Интерактивная викторина на платформе Дневник.ру «Государство Российское». | Участие в олимпиадах | |
Саморазвитие | Анкетирование «Мы -коллектив? Мы – коллектив…» | |||
Здоровье | Беседа с фельдшером «Здоровый образ жизни» Кл.ч. «Всемирный день борьбы со Спидом» | Кл.ч. «Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам» | Беседа о профилактике простудных заболеваний | |
Развитие творчества | Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровый образ жизни!» | Подготовка к новогодним праздникам. | Праздник «Праздник к нам приходит!» | |
Нравственность | ||||
Патриотизм | Проведение урока правовых знаний «Я гражданин России» | |||
Эстетическая культура | Что для меня Новый год? (презентации) | |||
Семья | Индивидуальные беседы | Родительское собрание «Опасность сети Интернет» Анкетирование «Удовлетворенность родителями жизнедеятельностью Гимназии» по методике Степанова Е.Н. | ||
Общешкольные мероприятия | Неделя профилактики | День Конституции | Новый 2015 год | |
ТБ | Участие в операции «Внимание дети!» | Познавательная игровая программа по правилам дорожного движения «Зеленый свет» | Инструктаж по ТБ,ПДД, общении с чужими людьми, коммендатский час | |
Январь | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Участие в районных олимпиадах | |||
Саморазвитие | ||||
Здоровье | Питание и болезни | |||
Развитие творчества | Внеклассное мероприятие «Крещенский сочельник» | |||
Нравственность | Кл.ч. «Я и моя речь.Культура речи» | |||
Патриотизм | ||||
Эстетическая культура | ||||
Семья | Индивидуальные беседы | |||
Общешкольные мероприятия | ||||
ТБ | Инструктаж о ПДД,ТБ. | |||
Февраль | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Участие в районных олимпиадах. Участие в неделе математики | Участие в неделе английского языка | Оформление стенда «Классики России». | Всероссийский урок «Арктика – фасад России» |
Саморазвитие | Опросник Айзенка на выявление темперамент | |||
Здоровье | Беседа о разнообразии питания | |||
Развитие творчества | Подготовка к мероприятиям, посвященным Дню защитника Отечества. | Подготовка поздравлений папам и одноклассникам | ||
Нравственность | Кл.ч. «Семья как ценность» | акция «Поздравь ветерана» | Игра «Тайный друг» | |
Патриотизм | Кл.ч. «Один день из жизни армии» | |||
Эстетическая культура | ||||
Семья | Беседы с социальным педагогом | |||
Общешкольные мероприятия | Общешкольные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества | |||
ТБ | Инструктаж о ТБ в связи с гололедом | Инструктаж по ТБ и ПДД | ||
Март | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Посещение краеведческого музея | |||
Саморазвитие | Опрос «Личностный рост» по методике Степанова П.В. | Кл.ч «Нормы и правила поведения» | ||
Здоровье | Конкурс буклетов о ЗОЖ «Хочешь быть здоровым - будь им!» | |||
Развитие творчества | Подготовка к празднованию 8 марта | Поздравление мам и одноклассниц с 8 Марта | Конкурс «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» | |
Нравственность | Акция «Поздравь ветерана» | Кл.ч «Нормы и правила поведения» | ||
Патриотизм | День воссоединения Крыма с Россией (18 марта) | |||
Эстетическая культура | Поездка в театр | Масленица | ||
Семья | Индивидуальные беседы | Родительское собрание «Особенности подросткового возраста» | ||
Общешкольные мероприятия | ||||
ТБ | Инструктаж по ТБ при нахождении рядом с водоемами | Инструктаж по ТБ,ПДД, коммендантский час в каникулярный период | ||
Апрель | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Презентации «День Земли» | Просмотр документальных фильмов. День Космонавтики | ||
Саморазвитие | Диагностика уровня воспитанности по методике Шиловой М.И. | Тест – опросник на выявление лидерских качеств | ||
Здоровье | «Спорт – лучшее средство расслабления» | Традиционный спортивный праздник«Мы вместе» | ||
Развитие творчества | Участие в районной природоохранной акции «Нет весенним палам!» | Листовки «Спорт против вредных привычек» | Конкурс рисунков на пасхальных яйцах | |
Нравственность | Кл.ч. «Познаю себя» | |||
Патриотизм | «День Земли» | Акция «Георгиевская ленточка» | ||
Эстетическая культура | «Спорт против вредных привычек» | |||
Семья | Индивидуальные беседы | Родительское собрание «Положительные эмоции и их роль в жизни ребенка» | ||
Общешкольные мероприятия | ||||
ТБ | Инструктаж по ТБ в связи с паводком | 1.Инструктаж по правилам безопасности в школе и дома,по правилам дорожного движения. Во время гололеда. Вблизи домов при сходе снега с крыш. От укуса собак. | ||
Май | ||||
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Интеллектуальное развитие | Подготовка к экзаменам | Подготовка к экзаменам | Подготовка к экзаменам | |
Саморазвитие | Игра «Расскажи мне обо мне» | |||
Здоровье | День здоровья | |||
Развитие творчества | Конкурс рисунков «Ради жизни на земле» | |||
Нравственность | Единый классный час «День Победы» Акция «Поздравь ветерана» | |||
Патриотизм | Конкурс рисунков «Ради жизни на земле» | Единый классный час «День Победы» Возложение цветов к мемориальным доскам. Минута молчания. | ||
Эстетическая культура | Акция по уборке памятника. | |||
Семья | Индивидуальные беседы по итогам года | |||
Общешкольные мероприятия | ||||
ТБ | Инструктаж по правилам безопасности: Вблизи водоемов При разжигании костра По правилам ПБ в школе и дома По правилам дорож. движения Во время уборки территории От укуса клещей От укуса собак В лесу 2.Инструктаж «О нахождении детей до 16 лет после 22.00 ч без сопровождения родителей» |
- Пространственно – временной компонент.
Особо важно для становления личности – осознание себя в окружающем социуме. Таким образом, необходимо привлекать педагогов, администрацию, органы самоуправления Гимназии, а также учреждения дополнительного образования. Это позволяет расширить возможности внешнего взаимодействия. Успешной реализации воспитательных задач способствуют налаженные и скоординированные связи всех участников образовательного процесса. Одним из средств укрепления классного коллектива и воспитания гордости за свою Гимназию являются КТД из годового плана графика общешкольных мероприятий. Это формирует уважение к традициям Гимназии, играет положительную роль в сплоченности детей и взрослых, способствует приобретению опыта общения. Учащиеся являются неоднократными призерами и победителями школьных мероприятий, конкурсов. Большое значение для становления личности имеет окружающая среда. Учреждения дополнительного образования нашего города дают возможность для реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Благодаря этим учреждениям, ребенок осознает свою значимость, большую ответственность и приобретает новые знания, необходимые ему для дальнейшей социолизации. Приведенная ниже схема показывает степень взаимодействия нашего класса с окружающим его социумом.
Этапы развития воспитательной системы класса «Главная дорога».
- Проектирование системы (1 полугодие 5 класса) – изучение интересов, личных характеристик учащихся, укрепление межличностных отношений.
- Становление системы (2 полугодие 5 класса – 6 класс) – формирование чувства «Мы», развитие самоуправления.
- Стабилизация функционирования системы (7-8 классы) – развитие индивидуальности учащихся.
- Завершение функционирования системы (9 класс) – профессиональное самоопределение учащихся, распространение педагогического опыта.
- Диагностико – аналитический компонент.
Мониторинг эффективности этапа воспитательной системы «Движение вперед».
Критерии | Показатели | Методики |
Воспитанность учащихся | Сформированность нравственных качеств личности | Диагностика уровня воспитанности (методика Шиловой М.И.) Приложение 1 |
Удовлетворенность учащимися и родителями жизнедеятельностью классного коллектива и Гимназии | Комфорт, защищенность личности учащихся, родителей. Их отношение к основным сторонам жизнедеятельности класса и Гимназии | Изучение удовлетворённости родителей (методика Е. Н. Степанова) Приложение 2 Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева) Приложение 3 |
Сформированность классного коллектива | Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | Социометрия (методика Дж. Морено) Приложение 4 Тест тревожности (методика Филлипса) Приложение 5 |
Динамика личностного развития учащегося | Личностный рост учащихся школьного возраста. Уровень сформиванности детского коллектива. Тип темперамента | Опрос «Личностный рост» (методика Степанова Е.Н.) Приложение 6 «Ты и твой класс» Приложение 7 Опрос на выявление темперамента (методика Айзенка) Приложение 8 |
Приложения
Приложение 1
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой.
Цель: изучить уровень воспитанности учащихся
Вывод: По результатам диагностики видно, что высоким и хорошим уровнем воспитанности обладает 69% класса. 31% учащихся обладают средним и низким уровнем, при этом низкий показатель в отношении к труду (к учебе), к людям (коллективизму, товариществу) и к культуре (чтению, искусству). Необходимо проводить классные часы, анкетирования о нравственности, тематические родительские собрания, индивидуальные беседы,приобщать к труду через КТД, чаще посещать культурные центры, театры.Безусловно, нужно использовать различные тесты и методики, но ничто лучше не
подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.
Приложение 2
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н. Степанова)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой Гимназии, его педагогического состава и классного коллектива
Вывод: Анкетирование родителей показало, что коэффициент равенбольше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.
Большинство родителей согласились, что ребенку комфортно в Гимназии, он чувствует себя защищенным. Многие родители отметили, что в школе функционируют разнообразные кружки, где может заниматься их ребенок. Некоторые родители недовольны перегрузом учебными занятиями и домашними заданиями, при этом подчеркивая, что Гимназия готовит ребенка к самостоятельной жизни. Это и является нашей целью – создавая благоприятные условия для формирования и развития интеллектуальных, творческих, физических качеств учащегося, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к самореализации.
Приложение 3
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика А.А. Андреева)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Вывод: по результатам тестирования выявлено, 90% учащихся удовлетворены школьной жизнью. Дети отметили, что у них хорошее настроение в школе, они могут обратиться за помощью к учителям, высказывать свое мнение. Это свидетельствует о том, что учащимся комфортно в стенах Гимназии. Они могут развиваться как интеллектуально, так и творчески, нравственно, физически. 10% учащихся обладают низким уровнем удовлетворенности школьной жизнью. Это дети, которые имеют проблемы с учебной деятельностью, с классным коллективом. Необходимо проводить индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, педагогом – психологом, социальным педагогом, классные часы, а также вовлекать детей в КТД и жизнь Гимназии.
Приложение 4
Методика «Социометрия» Дж. Морено. Диагностика межличностных и межгрупповых отношений учащихся 2-11 классов.
Цель: определить уровень межличностных отношений учащихся
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Итого |
1 | Балаева Юля | 0 | |||||||||||||||||||
2 | Басова Даша | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | ||||||||||||||
3 | Головин Ярослав | 3 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
4 | Гуськов Илья | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
5 | Едемский Сережа | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
6 | Кочуев Саша | 0 | |||||||||||||||||||
7 | Кудряшо ва юля | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
8 | Набатчи-кова Кристи-на | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 5 | ||||||||||||||
9 | Никола -ев Иван | 3 | 2 | 2 | 3 | ||||||||||||||||
10 | Потани-на Милена | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||
11 | Русских Никита | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 5 | ||||||||||||||
12 | Смирнов Кирилл | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | |||||||||||||||
13 | Созина Таня | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
14 | Сорокин Вова | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
15 | Ступи-шина Лера | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
16 | Сущева Варя | 1 | 3 | 2 | |||||||||||||||||
17 | Тузков Кирилл | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | |||||||||||||||
18 | Храмо-ва Маша | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 6 | |||||||||||||
19 | Шири-на Лера | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 6 |
Вывод: внутренний круг – «зона звезд», второй круг – «зона предпочитаемых», третий круг – «зона пренебрегаемых», четвертый круг – «зона изолированных». По итогам можно определить лидеров и антилидеров. Необходимо проводить классные часы и беседы об отношениях между подростками, индивидуальные беседы с учащимися и родителями, стараться выяснить причину «необщения», следить за поведением детей во время урока и перемены.
Приложение 5
Тест школьной тревожности Филлипса.
Цель: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой.
Вывод: по результатам тестирования видно, что больше всего учащиеся боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. Причиной этого может быть неблагоприятный психический фон, который также мешать развиваться, самовыражаться и достигать успеха. Дети находятся в переходном возрасте, особенностью которого является наличие тревожности. Необходимо поддерживать учащихся, проводить беседы, опросы, анкетирования и следить за обстановкой в классном коллективе.
Приложение 6
Диагностический опросник «Личностный рост» (методика Степанова П.В.)
Ноябрь 2015г.
Характер отношений школьника к Отечеству | |
Устойчиво - негативное | 0% |
Ситуативно – негативное | 16% |
Ситуативно - позитивное | 26% |
Устойчиво - позитивное | 58% |
Характер отношений школьника к Земле | |
Устойчиво - негативное | 6% |
Ситуативно – негативное | 21% |
Ситуативно - позитивное | 26% |
Устойчиво - позитивное | 47% |
Характер отношений школьника к миру | |
Устойчиво - негативное | 0% |
Ситуативно – негативное | 15% |
Ситуативно - позитивное | 11% |
Устойчиво - позитивное | 74% |
Характер отношений школьника к труду | |
Устойчиво - негативное | 22% |
Ситуативно – негативное | 26% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 31% |
Характер отношений школьника к культуре | |
Устойчиво - негативное | 5% |
Ситуативно – негативное | 37% |
Ситуативно - позитивное | 16% |
Устойчиво - позитивное | 42% |
Характер отношений школьника к знаниям | |
Устойчиво - негативное | 16% |
Ситуативно – негативное | 26% |
Ситуативно - позитивное | 32% |
Устойчиво - позитивное | 26% |
Характер отношений школьника к другим людям | |
Устойчиво - негативное | 11% |
Ситуативно – негативное | 42% |
Ситуативно - позитивное | 26% |
Устойчиво - позитивное | 21% |
Характер отношений школьника к иным людям, иной веры, национальности | |
Устойчиво - негативное | 16% |
Ситуативно – негативное | 26% |
Ситуативно - позитивное | 32% |
Устойчиво - позитивное | 26% |
Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» | |
Устойчиво - негативное | 11% |
Ситуативно – негативное | 42% |
Ситуативно - позитивное | 26% |
Устойчиво - позитивное | 21% |
Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, душевному «Я» | |
Устойчиво - негативное | 15% |
Ситуативно – негативное | 53% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 11% |
Март 2015
Характер отношений школьника к Отечеству | |
Устойчиво - негативное | 0% |
Ситуативно – негативное | 10% |
Ситуативно - позитивное | 32% |
Устойчиво - позитивное | 58% |
Характер отношений школьника к Земле | |
Устойчиво - негативное | 0% |
Ситуативно – негативное | 26% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 53% |
Характер отношений школьника к миру | |
Устойчиво - негативное | 0% |
Ситуативно – негативное | 21% |
Ситуативно - позитивное | 5% |
Устойчиво - позитивное | 74% |
Характер отношений школьника к труду | |
Устойчиво - негативное | 11% |
Ситуативно – негативное | 20% |
Ситуативно - позитивное | 43% |
Устойчиво - позитивное | 26% |
Характер отношений школьника к культуре | |
Устойчиво - негативное | 5% |
Ситуативно – негативное | 32% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 42% |
Характер отношений школьника к знаниям | |
Устойчиво - негативное | 15% |
Ситуативно – негативное | 32% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 32% |
Характер отношений школьника к другим людям | |
Устойчиво - негативное | 11% |
Ситуативно – негативное | 31% |
Ситуативно - позитивное | 26% |
Устойчиво - позитивное | 32% |
Характер отношений школьника к иным людям, иной веры, национальности | |
Устойчиво - негативное | 15% |
Ситуативно – негативное | 32% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 32% |
Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» | |
Устойчиво - негативное | 10% |
Ситуативно – негативное | 32% |
Ситуативно - позитивное | 32% |
Устойчиво - позитивное | 26% |
Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, душевному «Я» | |
Устойчиво - негативное | 11% |
Ситуативно – негативное | 53% |
Ситуативно - позитивное | 21% |
Устойчиво - позитивное | 15% |
Вывод: по результатам опросника, проведенного в начале и в конце учебного года, было выявлено, что характер отношений учащихся изменился. Они стали воспринимать себя, свое телесное и душевное «Я», лучше относиться к людям другой национальности, ответственнее относиться к учебе и труду.
Приложение 7
«Ты и твой класс» (методика Е.Н.Степанова)
Цель: выяснить представления учащихся о своем классе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в классном сообществе
Вывод: Полученные данные позволяют выяснить представление учащихся о своем классе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности классного коллектива. Полезную информацию получает классный руководитель о родителях и друзьях учащихся. Анализ ответов помогает определить круг наиболее авторитетных и значимых лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.
Приложение 8
Опросник Айзенка «Определение типа темперамента»
Цель: определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости
Вывод: по результатам тестирования было выявлено, что больше половины детей открыты, готовы идти на контакт (экстраверты и амбиверты). Большинство учащихся обладают эмоциональной впечатлительностью, которая свойственна подросткам в переходном возрасте. У 32% детей расшатана нервная система, проявляется это в крике, плаче, агрессии. Было замечено, что они проводят много времени в компьютере, играя в игры. Необходимо проводить классные часы о вреде компьютерных игр и сети Интернет, индивидуальные беседы с родителями, психологом. У одного ребенка выявлены признаки невротизма. С его родителями была проведена беседа и даны советы. В нашем классе по 32% флегматиков и холериков, 21% сангвиники и 15%меланхолики. Если посмотреть на основные тенденции взаимодействия различных типов темперамента, то:
- В паре холерик и флегматик последний лучше всего успокаивает и дополняет первого.
- Сангвиник хорошо поддерживает и тонизирует меланхолика.
- Холерик – сангвиник и флегматик – меланхолик требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая – довольно инертна и пассивна.
- Более проблематично взаимодействуют между собой пары холерик – меланхолик и сангвиник – флегматик.
- Благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже – двух сангвиников и совсем плохим – двух холериков.
Учитывая данную информацию, необходимо соединять учащихся в группы, выполнять КТД, проводить индивидуальные беседы с детьми и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...