Муравейник
рабочая программа на тему
Програма летнего оздоровительного лагеря "Муравейник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_lagerya.docx | 165.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Директор ГКУ Нижегородской области УСЗН Починковского района __________________ В.В.Громов « »___________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пеля – Хованской СШ _______________ А.Н. Каргин « » ____________ 2016 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Пеля - Хованская средняя общеобразовательная школа»
Починковского района Нижегородской области
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: ИЮНЬ 2016 Г.
Содержание программы
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ………………………………………3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..6
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ………………………………………………………………….7
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………………………………………...11
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………….13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………..16
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРЕТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ…………..26
РЕЖИМ ДНЯ……………………………………………………………………………..
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………….27
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Муравейник» с дневным пребыванием при МБОУ «Пеля - Хованская СОШ» Починковского района Нижегородской области |
Цель программы | - создать благоприятные условия для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность; - привить навыки экологической культуры и расширить представления о многогранности мира; |
Направление деятельности | В лагере ведётся работа по трём направлениям: эколого-краеведческое, воспитательное, спортивно-оздоровительное. |
Краткое содержание программы | В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества. Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле.Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану |
Ожидаемый результат | Результативность реализации Программы измеряется:
|
Адрес, телефон | 461787, Починковский район, с. Пеля - Хованская, ул. Участок Конного завода, д.1Б, uchitel.79@list.ru, т.( 83197)32750 |
Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, расположенный в МБОУ «Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области |
Количество, возраст учащихся | 34 обучающихся с 7 до 14 лет |
Сроки проведения, количество смен | С 1по 20 июня 2016г., 1 смена |
Финансовое обеспечение проекта | Финансирование за счет средств УСЗН Починковского района Нижегородской области |
Пояснительная записка
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ«Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа эколого-краеведческого лагеря направлена на формирование экологической культуры, получения и расширения знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.
В основе работы эколого-краеведческого лагеря лежат три направления:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки, минут здоровья.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровые комнаты, комната отдыха, спортивный зал, стадион, библиотека, ДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст.
Цель:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
- Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
- Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Сроки реализации программы: июнь 2016года.
Принципы работы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Муравейник» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Муравейник» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Этапы реализации программы.
- Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Муравейник»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы ;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- Основной этап смены:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы:
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МБОУ «Пеля - Хованская СШ» Починковского района Нижегородской области
- Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
- Материально-технические условия предусматривают:
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровая комнаты | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный Зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база Школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база Школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база Школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база Школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Районный бюджет | Повар |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
3. Участники программы
1. Участниками программы летнего оздоровительного лагеря «Муравейник» являются учащиеся школы, педагогические и медицинские работники.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-14 лет.
3. Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Муравейник» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих .
5. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
Всего детей – 34
Из них:
– из многодетных семей – 10,
– малообеспеченных семей – 8,
– из семей беженцев, переселенцев – 1,
– из числа детей (опекаемых) – 1,
- из семей неработающих родителей (один или двое) - 2
– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – нет,
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 3,
Кадровое обеспечение
- Начальник лагеря - 1
- Воспитатель - 4
- Повар - 1
- Помощник повара – 1
- Уборщица служебных помещений -4
Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
-организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
-разрабатывает программу ЛОЛ «Муравейник»;
-обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
-оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
-руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;
Воспитатель:
-Отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
-Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
-Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
-Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
-Организует с учётом возраста ребят работу по обслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда и ТБ, участие в общественно полезном труде;
-обеспечивает реализацию плана работы;
-обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; обеспечивает сохранение здоровья ребят;
-несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;
Повар:
-Должен соблюдать санитарные нормы и правила по мытью посуды. На инвентаре и посуде иметь маркировку, а на варочных баках литражи.
-Не допускать в меню запрещённые продукты, приготовление пищи без меню – требования на выдачу продуктов питания.
-Не раздавать пищу ребятам без предварительно проводимого бракеража.
Технический персонал:
-Должен знать и выполнять санитарно – гигиенические нормы содержания помещения, оборудования, инвентаря.
-Обеспечить санитарное состояние помещения, где находятся ребята.
4 Материально-техническое и организационно-методическое обеспечение:
- фотоаппарат;
- видеокамера
- компьютер;
- диски
- магнитофон, колонки;
- канцелярские товары;
- спортивно-игровой инвентарь;
- призовой фонд. Грамоты, дипломы, сувенирная продукция, подарки.
- разработка и подборка методических материалов по организации деятельности ЛДП.
- разработка игровых, развлекательно-познавательных, образовательных и т.п. программ.
Подготовка сценариев мероприятий, дел на каждый день ( в нескольких вариантах).
- подготовка помещения, игровых площадок.
- формирование групп детей (списки по группам).
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Управлением Образования Починковского района
- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений.
Направления деятельности | Формы работы | Ожидаемый результат |
Эколого-краеведческая | -работа детей на пришкольном учебно-опытном участке; | Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Развитие и расширение кругозора учащихся. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. |
Воспитательная | - Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» - Посещение школьного музея - Подвижные народные игры (Лапта, городки); - Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», - Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д. | Формирование экологической культуры, развитие творческих способностей учащихся. Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях. Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды |
Спортивно-оздоровительная | Утренняя зарядка. Воздушные и солнечные ванны. Подвижные игры. Экскурсии. Походы с играми на местности. | Пропаганда и формирование здорового образа жизни. Улучшение физического состояния учащихся. Увеличение двигательной активности. Укрепление физического здоровья детей. |
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
- Тематические минутки здоровья: «В гостях у Мойдодыра» , «Правильное питание», «Твой режим на каникулы», «Путешествие в страну витаминию», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Плохи шутки с солнышком» ( 1 - о солнечном ударе и ПМП при этом; 2 – о солнечном ожоге и ПМП при этом)
Аналитическая деятельность по работе программы
- Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Муравейник»;
- Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
(Организация работы лагеря происходит в виде сюжетно-ролевой игры «Цветущий сад», участниками которой становятся все дети. В игре принимают участие 2 отряда, состоящие из участников «Муравейник». В течение смены каждый отряд выполняет различные задания эколого-краеведческого характера, принимает участие в экологических акциях, социально-значимой деятельности, конкурсах, экскурсиях. Ежедневно отряды соревнуются в экологических, воспитательных и спортивных мероприятиях: за каждую победу в мероприятии отряд получает цветок, определённого цвета: ярко-жёлтый -экологическое, розовый – воспитательное, оранжевый – спортивное. В конце дня, на «огоньке» отряды приклеивают заработанные за день цветы на своё дерево.Результат игры: «распустивший сад»)
- Анализ мероприятий, проводимых в ЛОЛ;
- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- Анализ работы программы «Муравейник» в заключительный день работы ЛОЛ
Ожидаемые результаты и критерии их оценивания
Результативность реализации программы лагеря измеряется:
- в качественной организации отдыха и оздоровления учащихся;
- в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в повышении уровня экологических знаний и их применении;
- в сформированности у школьников понимания ценности природы;
- в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
- в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
Критерии, по которым определяется эффективность работы:
- сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
- умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
- продуктивный выход за смену –альбом «Записки юного краеведа»
Законы и правила лагеря «Муравейник»
Закон хозяина.
«Муравейник» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»
Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....
Урок . Тема:полоса препятствий "Муравейник"
Чем может быть интересен урок физической культуры? Как изменить содержание такого обычного, известного с начальной школы урока, сделать его личностно-значимым? Как заинтересовать собстве...
Конспект мероприятия "Спортивный муравейник"
Цель: передача опыта и помощь старших детей младшим.Задачи:1. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристического многоборья, выпол...
Муравейник
Воспитательная программа летнего лагеря.Выбирая форму активного экологического образования, мы остановили свой выбор на лагере с дневным пребыванием детей. Это наиболее удачная форма в наших условиях,...
День Здоровья (игра Муравейник)
Эту игру можно использовать на любом дне здоровья на улице и в зале. Количество станций можно увеличивать и уменьшать, а так же менять для каждого класса....
Презентация "Декабристский муравейник", конкурсная работа команды учеников МКОУ "Гауфская СОШ"
Презентация рассказывает о представителях семейства Муравьевых, участниках декабристского движения, содержит интересный биографический материал, может использоваться для уроков истории в 8 и 10 класса...
Урок "муравейник" 3-4 классы
Урок физической культуры, построенный по методу круговой тренировки похож на муравейник не только внешне, но и по существу выполняемой деятельности направленной на поддержание жэизненно важных функций...