ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья на тему

Раиса Поликарповна Трефилова

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в числе личностных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать:

·      осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

·      формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды;

·      участие школьников в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;

·      вовлечение  обучающихся в эколого-ориентированную практическую деятельность;

·      формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности [1].

В рамках ФГОС осуществляется интеграция урочной и внеурочной деятельности  обучающихся. Одной из наиболее эффективных  форм внеурочной деятельности, направленной на развитие экологической культуры, является детское экологическое движение. В МБОУ «Карагайская СОШ № 2», более 20 лет являющейся опорным ОУ по экологическому образованию в Карагайском районе,  56 % обучающихся входят в состав экологических объединений, деятельность которых координирует совет «Эколидер». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Трефилова Р.П.

МБОУ «Карагайская СОШ № 2», karschool2@mail.ru

Культура, от латинского cultura –  возделывание, почитание, воспитание, образование, развитие - один из  критериев цивилизованности общества. Философы и психологи рассматривают культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе требований и норм, в духовных  ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.  Главная цель экологического образования  - воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры.  Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических), экологическое мышление, культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),  культуру экологически целесообразного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации[2].  

В Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования в числе личностных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать:

  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды;
  • участие школьников в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
  • вовлечение  обучающихся в эколого-ориентированную практическую деятельность;
  • формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности [1].

В рамках ФГОС осуществляется интеграция урочной и внеурочной деятельности  обучающихся. Одной из наиболее эффективных  форм внеурочной деятельности, направленной на развитие экологической культуры, является детское экологическое движение. В МБОУ «Карагайская СОШ № 2», более 20 лет являющейся опорным ОУ по экологическому образованию в Карагайском районе,  56 % обучающихся входят в состав экологических объединений, деятельность которых координирует совет «Эколидер». Экологические отряды формируются  в  классах и могут включать, как весь  класс, так и часть классного коллектива. Соответственно в Программе развития классного коллектива имеется раздел, посвящённый работе детского объединения. В зависимости от интересов учащихся, в детском объединении формируется одно-два приоритетных направления деятельности. Одни экологические отряды активно работают в школьном лесничестве «Друзья леса», представляют итоги его деятельности на краевых слётах школьных лесничеств. Другие занимаются исследовательской, проектной и эколого-просветительской деятельностью среди сверстников и населения.

Исследовательская деятельность в природе сочетает в себе теоретические знания и практические умения. Учащиеся при этом находят проблему, формулируют гипотезу, определяют предмет и объект исследования, осуществляют непосредственно само исследование, учатся анализировать результаты исследования, делают выводы, высказывают предложения, представляют свою работу на конференциях и конкурсах. Отряд «Эндемик» реализовал проект «Заповедный край изучай и охраняй», в ходе которого  изучена флора ООПТ «Карагайский лес», организована акция «Чистый лес». Исследовательская работа по этому проекту заняла 1 место в региональном  этапе  и 4  место в российском очном этапе олимпиады «Созвездие». Отряд  «Экомир» активно включились в районную акцию «Речная лента Карагайского района». В рамках проекта «Прудам – нашу заботу»  ребята провели очистку берегов Ефремятского пруда, изучили видовой состав флоры и фауны, провели круглый стол с привлечением местного населения, оформили и распространили агитационные материалы в защиту пруда, написали заметку в газету об экологическом состоянии пруда (руководители проекта - учитель географии Л.И.Фоминых и учитель химии С.Г.Негодяева). Такая общественно-полезная деятельность  содействует воспитанию активной гражданской позиции, ответственности за экологическое благополучие малой родины. И очень важно, что эта деятельность  находит отклик у односельчан, высоко оценивается на разных конкурсах. Материалы по своему проекту учащиеся представили на краевой конкурс «Чистая вода» (3 место)  и на конкурс «Наше лето», который   проводил Центр охраны дикой природы.  В Москве отчёт отряда «Экомир» был отмечен дипломом  2 степени. Члены экологического отряда «МиД» работают волонтёрами в младших классах,  пропагандирует здоровый образ жизни, организуют конкурсы рисунков и плакатов по здоровьесбережению, участвуют в агитбригадах (руководитель Н.Н.Ершова).

Отрадно отметить, что в работу школьного экодвижения активно включаются учащиеся начальных классов. Отряд «Юный эколог» стал победителем районной акции «Помогите птицам» (руководитель Л.Л.Никонова). Ребята  смастерили кормушки и организовали подкормку птиц, как около школы, так и у своих домов. «Юные экологи» подали добрый пример, глядя на них, в эту акцию включились и другие  детские объединения. На счету  детского экологического движения много и других полезных дел: участие в акциях «100 шагов до Арктики» и  «Чистый лес», в трудовых десантах «Очистим планету от мусора», «Раз – листочек, два – листочек, будет дерево» (сбор макулатуры), «Посади дерево». Сейчас ребята участвуют в акции «Батарейки к нам неси - Ёжика спаси». Самые активные участники природоохранных акций и трудовых десантов отмечены сертификатами всероссийской программы «Зелёные школы».

Детские объединения  нашей школы входят в состав районного общественного экологического движения «Зелёный островок». Деятельность лидеров школьного экодвижения  находит признание на муниципальном и региональном этапах ежегодного конкурса «Эколидер», муниципальных экологических слётах, где ребята обмениваются опытом работы, рассказывают об интересных экологических мероприятиях, презентуют эколого-просветительские материалы (листовки, буклеты, плакаты, брошюры). Деятельность районного экодвижения «Зелёный островок» поддерживается администрацией района в рамках Программы «Охрана окружающей среды Карагайского муниципального района».

С 2008 года на базе МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работает Карагайское региональное отделение (Пермский край) Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета». В мероприятиях отделения ежегодно принимает участие более 1000 учащихся со всех уголков Пермского края. Особенно хочется отметить акцию «С любовью к России мы делами общими едины». Участники акции  создали своими руками прекрасные подарки для любимой Родины: заложили парки и сады, разбили клумбы, убрали мусор с улиц и площадей, привели в порядок берега рек и лесные насаждения, проявили заботу о ветеранах, обновили памятники героям войны и труда.

Каждый из участников перечисленных мероприятий   вносит свой собственный вклад  в решение экологических проблем родного края, что содействует достижению цели экологического образования – становлению экологической культуры личности.  

Литература

  1. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования./ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. Экологическое образование школьников./Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Представление педагогического опыта по теме: "Использование исследовательской деятельности как метода формирования экологической культуры школьников"

В системе непрерывности экологического образования школа призвана заложить основу формировния личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде- экологическим. Проектно- исследова...

Представление педагогического опыта по теме: «Исследовательская и проектная деятельность при формировании экологической культуры обучающихся»

Представление педагогического опыта на конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2021» «Исследовательская и проектная деятельностькак средство формирования...

Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"

Выступление из опыта работы на тему  "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...


 

Комментарии

Чикулаева Лилия Ивановна

Раиса Поликарповна, благодарю Вас за предоставленный материал, направленный на формирование основ экологической культуры,за желание делиться и передавать опыт работы по такой актуальной теме.

Раиса Поликарповна Трефилова

Спасибо за отзыв, Лилия Ивановна! Буду рада, если данный материал окажется для Вас полезным.