Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа
статья по экологии по теме
Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie.ekol_._sled.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа
Кондакова Н.В., учитель биологии, МАОУ»Гимназия №2
г. Великий Новгород
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.
Бурное развитие экономики многих европейских стран, США, Китая, Индии, а также рост мирового населения привели к серьезному увеличению потребления природных ресурсов нашей планеты.
За последние десятилетия загрязнение окружающей среды стало таким масштабным, что ученые заговорили о глобальном изменении климата, вызванном «экологическим следом» человека. Известно, например, что всего за тридцать лет «углеродный след» человечества (выбросы углекислого газа в атмосферу) вырос в десять раз, количество используемой бумаги в шесть раза, вылавливаемой рыбы в пять раз. Всё это говорит о необходимости формирования экологической культуры учащихся. Одна из форм работы в этом направлении - исследование экологического следа на разном уровне.
Понятие «экологический след» было впервые использовано в 1992 году Уильямом Ризом. Этот индикатор еще называют «показателем давления на природу». Он помогает установить, сколько земельных и водных ресурсов используется человеком для производства, потребления и утилизации необходимых для его жизнедеятельности товаров и услуг. Биологический потенциал - это возможность биосферы Земли производить возобновляемые ресурсы.
В настоящее время биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров. Экологический след - это ресурсы необходимые для удовлетворения наших потребностей, а биологический потенциал - это возможность удовлетворить эти потребности. Если мы вычтем из биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70), то узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты.
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) человеческое воздействие на биосферу планеты превышает способность Земли к восстановлению примерно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.
Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.
Для определения уровня экологической грамотности респондентов был проведен опрос учащихся и их семей МАОУ «Гимназия №2» (г. Великий Новгород), учащихся и их семей МАОУ «Гимназия» (г. Старая Русса) и жителей деревни Анишино Старорусского района по следующим вопросам:
- Что такое нерациональное использование природных ресурсов?
- Как вы думаете, рационально ли вы используете природные ресурсы и почему?
- Какие меры вы предпринимаете для рационализации использования природных ресурсов?
- Знакомы ли вы с понятием «экологический след»?
Всего в анкетировании приняли участие 100 человек.
По результатам анкетирования было установлено:
- 100% респондентов знают, что такое нерациональное использование ресурсов.
- 60% нерационально используют ресурсы.
- 40% предпринимают меры для рационализации использования природных ресурсов.
- 5% респондентам знакомо понятие «экологический след».
С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены беседы «Концепция устойчивого развития», Методика расчета экологического следа (Интернет ресурс).
Респондентам была предложена анкета для определения их собственного экологического следа.
Жителю Земли необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара.
Земля может предоставить лишь 1,8 гектара на человека.
Показатели по Новгородской области:
Жители В. Новгорода.
Максимальный экологический след: 4,18 га
Минимальный экологический след: 1,96 га
Средний показатель: 3,07 га
Жители Старой Руссы.
Максимальный экологический след: 4,01 га
Минимальный экологический след: 1,89 га
Средний показатель: 2,92 га
Деревенские жители.
Максимальный экологический след: 2,17 га
Минимальный экологический след: 1,32 га
Средний показатель: 1,97 га
По результатам анализа анкеты можно сделать следующие выводы:
- Экологический след жителей города областного значения и районного центра мало отличаются.
- Экологический след жителя города и жителя села значительно различаются
- Большинство городских жителей не предпринимают действий по утилизации бытовых отходов.
- Сельские жители регулярно компостируют свои бытовые отходы, а также сдают бутылки.
- Для жителей города очень актуален вопрос об энергосбережении.
- Жители села питаются более экологически чистыми продуктами, чем жители города.
Анкета заставила респондентов задуматься о собственном влиянии на биосферу. Очень многие не знали, каким образом можно уменьшать свое воздействие на окружающую среду.
После анкетирования всем опрошенным был задан один вопрос: «Как можно уменьшить свой экологический след?»
Ответ на него предлагалась дать в свободной развернутой форме.
Было получено множество интересных с практической точки зрения ответов:
- «нужно ввести налог на размер экологического следа и брать большие штрафы с тех, кто превышает допустимые его значения»;
- «вознаграждать тех, кто уменьшает и поддерживает свой экологический след в пределах нормы»;
- «внести на рассмотрение в ГосДуме проект экологического дома, отвечающего положениям концепции устойчивого развития»;
- «материально поощрять тех, кто использует для строительства своего дома экологически чистые материалы»;
- «сделать в каждом доме кнопку полного отключения электроэнергии»;
- «ввести должность «инспектора по вопросу экологического следа»;
- «оборудовать дома под землей, чтобы не загрязнять ее поверхность»;
-«ввести величину лимита энергии на каждого человека, при превышении которого дом полностью отключается от электропитания».
Респондентам был предложен список рекомендаций по уменьшению экологического следа (материалы Интернет). Респондентам было предложено поучаствовать в эксперименте по уменьшению своего экологического следа. Перед ними ставилась задача прожить месяц, соблюдая выработанные рекомендации по уменьшению экологического следа:
- ходить пешком до ОУ;
- полностью отключать электроприборы;
- принять участие в сборе макулатуры;
- применять режим ударного проветривания и т.п.;
- чаще покупать продукты на рынке;
- применять душ вместо ванны и.т.д.
После этого эксперимента вновь рассчитали экологический след. Он уменьшился на 0,17 Гга. Эта цифра заставила задуматься всех участников эксперимента.
Выводы:
- Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.
- Средний показатель экологического следа жителя Новгородской области меньше, чем показатель среднестатистического жителя России.
- Наименьший экологический след наблюдается в деревне, в то время как показатель городского жителя в 1,6 раза выше, чем в городе.
- Наиболее остро в нашей области стоят вопросы о переработке отходов и использовании энергии.
- Респонденты повысили компетентность по экологической культуре посредством изучения понятия экологический след.
- Респонденты приняли активное участие по проблеме уменьшения своего экологического следа.
Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации надо воплотить в жизнь., так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих.
Формированию экологического сознания школьников способствует исследовательская деятельность учащихся в школе. Через работу над исследовательскими проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду в историческом аспекте, степень загрязнения природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.
В работе над проектами предусмотрен практико – ориентированный подход в работе с учащимися по экологической оценке окружающей среды, охране природы, предоставляющий широкие возможности для саморазвития, выполнения социально-значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.
Эта деятельность способствует социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Данная деятельность предусматривает использование в работе над теоретической частью исследования различных литературных источников, установление связей между разделами курса и предметными дисциплинами естественно-математического цикла (биология, география, химия, физика, информатика). Учащиеся используют новейшие научные данные, общаются с представителями власти, обобщают полученную информацию. В работе над практической частью учащиеся учатся работать с группами, разными по количественному, возрастному, социальному составу, делать выводы, строить модели. Из форм организации деятельности учащихся наиболее эффективными являются групповые, парные и индивидуальные методы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время
В современном мире возрастает актуальность экологических знаний. Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...
Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».
Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...
Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.
Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов в условиях образовательной среды адаптивной школы
Значимость проблемы и ее актуальность определили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 5 – 11 классов в условиях адаптивной школы». Сделанный мною выбор те...
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
В докладе отражается опыт работы по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены различные виды работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...
Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.
Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...