Статья "Семья и школа как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников"
статья (6 класс) на тему

Смирнова Юлия Александровна

В данной статье анализируются основные направления совместной работы семьи и школы как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_yu.a._statya_belgorod.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа как два взаимосвязанных звена

в процессе воспитания школьников

The family and school as two interrelated link

in the process of education students

Смирнова Ю.А.

Смирнова Юлия Александровна / Smirnova Yuliya Aleksandrovna – учитель географии и биологии,

 Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №21» г. Белгорода

Аннотация: в статье анализируются основные направления совместной работы семьи и школы как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

Духовно – нравственное, культурное, патриотическое воспитание молодежи – одно из приоритетных направлений современного образования. В концепции модернизации образования, в программах развития образования федерального и регионального уровней формирование гражданственности учащихся рассматривается как один из факторов социального самоопределения школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Сегодня можно говорить о том, что в школе сформирована единая схема работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, которая, безусловно, позволит сформировать базовую культуру личности [3].

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий [5].

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [6].

Но воспитать высокие духовно-нравственные качества личности ребенка в полной мере невозможно без полноценного привлечения к этому процессу всех участников образовательного процесса, включая педагогов и родителей.            

Наряду с активным участием педагогов не менее активны, должны быть и родители наших учеников. Родина, род, народ, родители – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в которой заложено чувство Родины. Большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мир, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности, создает условия для самореализации и самовыражения. В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Поэтому сегодня важно привлечь родителей к проблемам духовно-нравственного здоровья ребенка, его духовному развитию. Расширение государственно-общественного управления, активная работа с родителями, вовлечение их во все досуговые мероприятия – главная задача, которая важна и значима. Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная  система воспитания детей [1].  

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности  занимает просветительская работа с родителями. Для этого в своей работе по данной тематике мы используем такие формы работы с родителями:

  1. индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога);
  2. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских рисунков, поделок, проектов, дидактических игр, литературы;
  3. экскурсии  по родному краю;
  4. совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей;
  5. помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников;
  6. план родительских собраний строится также с учётом вопросов и пожеланий родителей [1].

К сожалению, современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни  вспоминают редко или вообще не вспоминают. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. Несомненно, что взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого учителя в отдельности, воспитательного процесса школы в целом. Дети, родители, учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл [4].

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят cкорректировать поведение ребенка, повлиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры. Несомненно, что в этом вопросе учителю может помочь школьный психолог.

Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью [8].

Таким образом, только совместными усилиями педагогов, родителей, психолога, социального педагога школы мы сможем воспитать достойных граждан, которые смогут любить, ценить и уважать свои семейные традиции и ценности, а также традиции своего народа.

Литература

1. Я - гражданин России. // Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

5. Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2.

7. Смирнова Ю. А. Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3т. М., 1981. – Т.3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

Внеклассная работа работа как неотъемлемое звено в процессе духовно-нравственного воспитания школьников

Внеклассная работа играет важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников. Что такое внеклассная работа в условиях современной школы?...

Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".

В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....

Статья "Семья и школа как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников"

В статье анализируются основные направления совместной работы семьи и школы как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников....

Роль социально - педагогической деятельности в процессе воспитания школьников

Конспект выступления на методическом объединении социальных педагогов на тему " Роль  социально-педагогической деятельности в процессе воспитания школьников". В презентации используется...

Мастер – класс: Использование педагогической технологии «Игры» (методика Н.Е Щурковой ) в процессе воспитания школьников.

В данном мастер - классе представлен опыт использования технологии "Игры" ( по методике Щурковой Н.Е.) на классных часах, во внеурочной деятельности....

Процесс воспитания школьников через обучение волейболу.

Одной из задач педагогических коллективов школ является воспитание всестороннего развитого нового поколения. Значимое место в процессе воспитания занимает физическая культура, одним из средств которой...