Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников
материал по теме

Свечкова Анна Николаевна

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, внеурочной работы по предмету, кружковой работы «Дружина юных пожарных «Факел» и классных часов.Здесь приведен пример поэтапного построения деятельности пяти– и семиклассников: от простого выполнения поставленной учителем задачи до самостоятельного выбора цели и ее достижения.

В результате целенаправленной деятельности удалось сформировать у учащихся следующие умения и навыки:

·         навык творческого подхода к выполнению задания;

·         навык ответственного отношения к выполнению выбранного задания;

·         умение логично выстраивать процесс выполнения задания;

·         умение работать в парах и группах;

·         навык соблюдения эстетических требований к представляемой работе;

·         потребность в самореализации;

·         потребность поделиться достигнутыми успехами и знаниями с другими людьми путем создания проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Тема: «Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников»

(обобщение опыта)

на выставку методических материалов

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности

в процессе воспитания школьника»

Автор: СВЕЧКОВА А.Н.,

учитель русского языка и литературы

Сызрань

2011г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Творчество и самосовершенствование учителя – основа развития творческих способностей учащихся
  3. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве урочной и внеурочной деятельности
  4. Результаты систематической работы по развитию творческих способностей учащихся в урочно-внеурочной деятельности
  5. Список использованной литературы
  6. Приложение 1. План развития творческих способностей школьников в урочной и внеурочной деятельности на 2010-2011 учебный год
  7. Приложение 2. Разработка урока по творчеству И.А. Крылова.
  8. Приложение 3. Разработка классного часа «Восславим женщину-мать!»
  9. Приложение 4. Презентация «Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников»

Пояснительная записка

«Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей – учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы» (Ю.К. Бабанский). И чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание.

Государственная политика Российской Федерации в области образования опирается сегодня на гуманистические принципы общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Роль общеобразовательной школы как социальной структуры в современных условиях резко возрастает, став определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры. Задача школы - воспитать настоящего гражданина общества, востребованного, способного конкурировать, привносить в жизнь что-то новое, т.е. уметь преобразовывать свою деятельность таким образом, чтобы стать незаменимым, грамотно применять полученные в школе умения и навыки. Только раскрепощенная личность, способная добиваться выбранной цели, творчески решать поставленную задачу, трудиться самостоятельно и в коллективе, повести за собой других, сможет успешно реализовать себя в обществе. А для этого деятельность человека должна носить творческий характер. И в настоящее время, в период перехода на образовательные стандарты второго поколения, значение креативной составляющей процесса развития и воспитания личности ребенка в условиях общеобразовательной школы увеличивается.

Воспитывая детей, педагог обязан помнить, что неталантливых людей не бывает. Только таланты бывают разные: талант декламирования, талант рисования, артистические способности и многие другие, раскрыть которые в условиях школы можно только в активной урочной и внеурочной деятельности. Причем работа эта должна быть систематической, поэтапной и разнообразной, позволяющей ученику почувствовать свою значимость и интересность.

В данном случае цель работы педагога – формировать, раскрывать и развивать творческую индивидуальность ученика.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач: 

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Создать единое творческое пространство для каждой возрастной категории учеников.
  3. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.
  4. Обеспечить интеграцию личности ребенка в окружающем мире путем прохождения следующих этапов: ученик-учитель, ученик-коллектив, ученик-общество.
  5. Сформировать у учеников чувство успешности и желание самореализации.
  6. Сформировать у учеников понимание себя как важной части целого - коллектива.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, внеурочной работы по предмету, кружковой работы «Дружина юных пожарных «Факел» и классных часов. Здесь приведен пример поэтапного построения деятельности пяти– и семиклассников: от простого выполнения поставленной учителем задачи до самостоятельного выбора цели и ее достижения.

В результате целенаправленной деятельности удалось сформировать у учащихся следующие умения и навыки:

  1. навык творческого подхода к выполнению задания;
  2. навык ответственного отношения к выполнению выбранного задания;
  3. умение логично выстраивать процесс выполнения задания;
  4. умение работать в парах и группах;
  5. навык соблюдения эстетических требований к представляемой работе;
  6. потребность в самореализации;
  7. потребность поделиться достигнутыми успехами и знаниями с другими людьми путем создания проектных работ.

Творчество и самосовершенствование учителя – основа развития творческих способностей учащихся.

Понимание творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения в научной литературе. Например, В.М. Бехтерев  определяет его как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. Д.Б. Богоявленская, З.Н. Калмыкова  и некоторые другие ученые понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев  понимает творчество в самом широком смысле: как взаимодействие, ведущее к развитию. С точки зрения А.А.Кирсанова, творчество по отношению к деятельности человека условно обозначает психологический акт воплощения, воспроизведения данных нашего сознания в относительно новой оригинальной форме в области художественной или практической деятельности. Е.Л.Яковлева трактует творчество как процесс реализации собственной индивидуальности. Индивидуальность, понимаемая как совокупность характеристик, по которым один индивид отличается от другого, всегда уникальна, а, следовательно, нова. Таким образом, понятие «творчество» тесно связано с понятием «индивидуальность». Выражение себя, своей индивидуальности, есть не что иное, как выражение того, что и как ты видишь, слышишь, чувствуешь.

Анализ многообразия существующих в научной литературе трактовок понятия «творчество» позволяет установить, что общим является одно: создание чего-либо нового, уникального. Творчество школьника есть акт воплощения индивидуально неповторимого опыта личности, накопленного в процессе восприятия окружающего мира.

В своей деятельности я придерживаюсь нескольких принципов. Прежде всего, я считаю, что, для того чтобы научить детей творчеству, педагогу необходимо самому работать творчески. При этом творчество учителя должно осуществляться, опираясь на этические принципы гуманизма, которые утверждали и развивали в своей работе В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивала формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. Эти же идеи классиков отечественной педагогики XX в. о целостности учебно-воспитательного процесса интенсивно развивались в последующие годы Ю.К. Бабанским, Л.Ю. Гординым, B.C. Ильиным, В.В. Краевским, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым и др. На них опираются в своей работе и современные педагоги.

А для того чтобы учитель максимально продуктивно мог строить воспитательный процесс, он, по мнению В. Казаренкова, должен «осознать себя как творца в педагогическом процессе, что проявляется, в частности, в оценке собственной профессиональной пригодности к педагогической деятельности, своего личного места в педагогической реальности». Здесь нельзя не согласиться с ученым. К.Д.Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится. Поэтому я систематически провожу самоанализ уроков и внеурочных мероприятий. В 2010-2011 учебном году мною дан открытый классный час «Восславим женщину-мать!» и планируется открытый урок по литературе «Родная природа в произведениях поэтов XIX века» - с целью получить оценку коллег моей профессиональной деятельности. Дружина юных пожарных «Факел», руководителем которой я являюсь,  дважды выступила с агитбригадой перед учащимися и педагогами начального звена школы. Кружковое направление внеурочной деятельности тоже было оценено администрацией школы и коллегами.

Я также стараюсь много внимания уделять самосовершенствованию, что нашло отражение в докладе «Самообразование и саморазвитие педагога как одно из условий качественного функционирования УВП», с которым я выступила на ноябрьском заседании методобъединения школы. В нем одним из мотивов, побуждающих учителя к самосовершенствованию, мною называется желание творчества, ведь творческий человек не может из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.

Кроме того, нельзя не согласиться с тем же В. Казаренковым, утверждающим, что «учитель должен четко осознавать сущность своей педагогической деятельности, уметь соотносить текущие педагогические задачи с перспективными». То есть очень важно создать систему урочно-внеурочной работы, в результате которой будут достигнуты вполне определенные педагогические результаты. А для этого, готовясь к уроку или внеурочному мероприятию, я стараюсь отбирать наиболее оптимальные методы, средства и формы обучения и воспитания.

Продуктивный воспитательный процесс невозможен и без понимания воспитанника как личности в педагогическом процессе, необходимости глубокого индивидуального подхода к каждому ученику. И чем глубже учитель познает личность ребенка, тем эффективнее педагогическое влияние, тем лучше чувствует себя ребенок в педагогическом процессе, который воспринимается им не как нечто чуждое ему, а как сама жизнь. В этом случае школьник становится соавтором воспитательного процесса, который творит учитель.

Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве урочной и внеурочной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся должно реализовываться через систему мероприятий творческого характера как на уроках, так и во внеурочное время. Это те мероприятия, которые рассчитаны на использование в них творческих возможностей учащихся. При этом могут быть выбраны разнообразные формы взаимодействия:

индивидуальные – выразительное (близкое к актерскому) чтение, написание сочинений, создание персональных презентаций и проектов, собственных иллюстраций к литературным произведениям и др.;

групповые – подготовка кроссвордов по теме, инсценировка произведений, создание стенгазет, памяток, групповых проектов и т.д.;

массовые – агитбригады, акции.

А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании не может быть «уединенного средства», т.е. нельзя все задачи воспитания решать одним средством. В.А. Сухомлинский тоже развивал эту мысль в своей педагогической деятельности. Он доказал, что внеклассная работа не является самоцелью, впрочем как и урок. Главное, чтобы ученик нашел в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться, станет более чутким и отзывчивым.

Ни для кого не секрет, что не всем детям и не все науки даются легко. Для одних математика – родная стихия, для других – русский язык, для третьих – биология. Но как бы там ни было, каждый ученик желает иметь хорошую оценку по каждому предмету. Постоянные же неудачи, низкие баллы только уменьшают веру школьника в свои силы, умаляют его в глазах его самого и его товарищей. Ребенок страдает, иногда замыкается, случается, что и озлобляется. Чтобы этого не произошло, чтобы ученик раскрылся, поверил в свои силы, почувствовал себя значимым, замечательный педагог В.А.Сухомлинский предложил гениальный в своей простоте метод: привести детей в мастерскую, на опытную делянку, в библиотеку, где ребенок сможет реализовать себя, сможет гордиться собственными делами. Тогда и учиться он станет лучше.

Да, не во всех городских школах есть мастерские и уж тем более опытные поля. Но что мешает тот же принцип применять в урочной и внеурочной деятельности сегодня? В своей работе мне удалось убедиться, что он действует. Заучивать правила, выделять морфемы, думать над проверочными словами и расстановкой запятых – для некоторых учеников дело скучное, иногда непосильное. Но стоит только предложить школьникам творческие задания типа:

  1. составь кроссворд по теме;
  2. нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм;
  3. изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева;
  4. нарисуй, как появилось слово в русском языке;
  5. придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…;
  6. сочини сказку «В стране Лексика» и т.д.,

и ребята начинают работать с поразительным воодушевлением, азартом, а главное – задание выполняется в большинстве случаев правильно даже слабыми учениками. И на последующих занятиях в тетрадках они старательно выводят слова, выполняют все, даже самые нудные, по их мнению, упражнения. Естественно, вместо привычных малоприятных оценок на страничках рабочих тетрадей красуются цифры на один-два балла выше.

Такой же прием применяется и на уроках литературы. Школьникам можно дать следующие задания:

  1. нарисуй собственные иллюстрации к произведению;
  2. придумай кроссворд по произведению или творчеству писателя;
  3. расскажи, каким ты видишь главного героя;
  4. придумай, как дальше мог бы жить герой;
  5. составь тест по изученным произведениям;
  6. сочини свою волшебную сказку и др.

Вариантов масса. Здесь учителю тоже стоит проявить собственное творчество, чтобы придумать интересные, продуктивные, отражающие знания школьников задания. И не нужно бояться неудач. Наши ученики – очень способные, нужно только дать им шанс проявить себя, поверить в них.

Но, нужно быть готовым к тому, что не все дети поначалу смогут выполнить творческое задание. Творчеству тоже надо учить. Пусть школьник посмотрит на работы своих товарищей, увидит, как сделали они. И в следующий раз у него тоже получится. Я не призываю поощрять безделье, учитель должен быть требовательным. И ученики должны знать, что выполнение любого задания обязательно, но ребенку нужно дать возможность и на ошибку, и на неудачу.

И еще один очень важный момент: обязательно потом, прямо на уроках, следует устраивать выставки работ, конкурсы «Что бы это значило?», разгадывать кроссворды, читать придуманные сказки. Надо находить на это время. Это важно. Один ребенок сможет гордиться личным успехом, другой – получит необходимый опыт, посмотрев на работы других, третий осознает, что был неправ к самому себе, не сделав задание.

Пожалуй, это самые простые в исполнении творческие задачи, требующие минимум усилий от педагога. Однако, по моему глубокому убеждению, все должно находиться в развитии, и творческая деятельность тоже. Так, от простого иллюстрирования и описания главных героев на уроках литературы я со своими пятиклассниками перешла к более сложным творческим формам, вышедшим за рамки 40-минутного урока. Итоговое занятие по басням И. А. Крылова, например, был проведен в виде урока-игры «Путешествие в Баснеландию». Одни ребята получили задания инсценировать  басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягненок». Это дало возможность школьникам проявить свои артистические способности, поработать в команде. Были споры, обиды, но в итоге актеры получили свои заслуженные аплодисменты и высокую оценку одноклассников. Другая группа учеников подготовила кроссворд, который проверил знание и литературоведческих терминов, и пройденных произведений. Несколько человек получили задание подготовить сообщения о баснописцах разных эпох и стран – Эзопе, Ж. де Лафонтене, А.П. Сумарокове. Часть учеников готовила оформление занятия: рисовала декорации, вырезала поощрительные очки и т.д. Таким образом, практически все пятиклассники были задействованы. Конечно, учителю пришлось помочь ребятам – после занятий дать «несколько уроков театрального мастерства», проверить и утвердить созданный кроссворд... Зато получилось весело и интересно.

В данном случае можно говорить о связи урочной и внеурочной деятельности. А также – о межпредметных связях литературы и изобразительного искусства. На этом этапе творческого развития школьник реализует себя во взаимосвязи ученик-коллектив.

Изучение творчества А.С. Пушкина, а именно «Пролога к поэме «Руслан и Людмила», вылилось в подготовку проектной работы. Традиционно ученики декламировали стихотворение, рисовали иллюстрации к нему. Но потом пятиклассники выразили желание исследовать, в каких русских народных сказках встречаются герои, перечисленные великим писателем в небольшом отрывке. Эта работа будет представлена на ежегодной школьной конференции проектов. Таким образом, ребята выйдут на уровень ученик-общество.

Кроме перечисленных форм работы, в 2010-2011 учебном году я планирую еще провести в 5 классе урок-инсценирование по пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и литературно-музыкальную композицию по теме «Поэты о Великой Отечественной войне», в которой ребята представят сочинения о своих родных, родственниках своих знакомых, участвовавших в ВОВ. Тема выбрана специально – «Рассказ моего прадеда». Она предполагает элементарную исследовательскую работу школьников по истории своей семьи, воспитывает любовь к Родине и гордость за победу родного народа, помогает детям осознать себя его неотъемлемой частью. Тогда каждый участник Великой Отечественной войны будет восприниматься школьниками как человек, подаривший им жизнь, – прадед, предок.

Подобная работа проводилась и на уроках литературы и русского языка в 7 классе. Первым опытом стал урок концерт по творчеству М.Ю. Лермонтова: ребята декламировали стихи, слушали музыкальные произведения на стихи поэта. С помощью костюмов мы попытались воссоздать атмосферу XIX века. Изучая Н.В. Гоголя, мы с семиклассниками впервые попробовали инсценировать отрывки комедии. Конечно, заучить текст и выступить с ним перед одноклассниками для ребят оказалось сложновато, но тем не менее они попробовали свои силы и получили определенный опыт. Впереди – создание литературной гостиной, лаборатории, дебатов: поиск нравственных основ поступков героев произведений классиков. Также я планирую предложить ребятам попробовать свои силы в написании фантастического рассказа. А к годовщине Великой Отечественной войны ученики 7 класса напишут сочинения о тех, кто подарил им сегодняшнюю мирную жизнь. К сожалению, тема Победы 1945 года для нынешних школьников малопонятна, далека, и возродить чувство патриотизма в подрастающем поколении считаю своим долгом.

На уроках русского языка во время изучении темы «Словообразование» семиклассники получили задание найти вокруг себя как можно больше слов, появившихся в языке неморфологическим способом. Эта задача оказалась довольно интересной. Попробовали и проанализировать роль наречий в речи. На начальном этапе такая работа проводилась по желанию самих учеников. Однако в будущем я планирую привлечь к исследованию звукоподражательных слов и омонимов разных частей речи всех учеников класса. Возможно, с этими работами кто-то из семиклассников выйдет и на школьную конференцию.

Особое внимание в этом учебном году мною было уделено такой теме, как День матери. В последнее время мы все больше говорим об утрате истинных человеческих ценностей, разрушении института семьи. Дети не почитают своих родителей, родители все меньше уделяют внимания свои сыновьям и дочерям. Воспитательная функция перекладывается семьей на школу. Но, на мой взгляд, педагоги могут сыграть положительную роль в восстановлении и укреплении внутрисемейных связей.

Например, и пятиклассники, и семиклассники получили задание к празднованию Дня матери написать домашние сочинения о своих мамах. Проводилась данная работа во внеурочное время. В итоге ученики 5 класса оформили выставку своих работ в актовом зале школы. Дети рассказали о том, кем работают их мамы: экономистом, поваром, воспитателем детского сада и даже водителем трамвая. Важно то, что без подсказки учителя ребята написали, что самая лучшая и самая нужная на земле профессия мамы – быть мамой. Было решено эти работы тоже оформить как проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» и представить его на школьной конференции. Интеграция личности пятиклассников, таким образом, пройдет по всем трем задуманным этапам: от индивидуального написания творческой работы до коллективной презентации перед школьным сообществом.

А вот совместно с семиклассниками был подготовлен и проведен открытый классный час «Восславим женщину-мать!», на который были приглашены, в первую очередь, мамы, а также администрация и учителя школы. Ребята подготовили декламацию стихов о мамах, показали забавные сценки из семейной жизни, рассказали о трогательной истории Василия Гроссмана и его матери в письмах. Зачитав отрывки из своих сочинений, ребята составили собирательный образ мамы. На этом мероприятии и дети, и родители сказали много добрых и нужных слов друг другу. Надо отметить, подобные классные часы получаются очень трогательными и оказывают явное положительное воздействие на воспитание подростков, незаметно для них самих пробиваясь через панцирь возрастного всеотрицания. В то же время и родители видят своих детей совсем с другой стороны – в кругу товарищей, выступающими перед аудиторией. Они испытывают чувство гордости за дочерей и сыновей. Так педагог осуществляет положительное влияние на микроклимат в семьях.

Процесс подготовки и проведения данного классного часа осуществлялся в рамках внутрипредметных и межпредметных связей литература – русский язык – история, а также в рамках интеграции школьников на этапе ученик-коллектив, ученик-общество.

Вообще, система классных часов в школьной практике - то воспитательное пространство, где каждый ученик вполне может проявить свое творческое начало, тренироваться, если можно так выразиться, в творчестве, «набивать руку». Классный час как раз и помогает учителю выявить креативные способности своих воспитанников, которые можно использовать в дальнейшей работе. Один ученик поет, другой замечательно рисует, третий артистичен, четвертый владеет различными компьютерными программами, пятый сочиняет стихи. Вместе они создадут прекрасную творческую команду. Однако не следует забывать, что здесь существует опасность одностороннего подхода. Важно не только выявить и развивать уже имеющиеся у ребенка способности, но и помочь ему формировать новые. Для этого должна быть создана четкая система участия школьников в различных видах деятельности. Каждый ученик класса, скажем, раз в месяц или в квартал должен поучаствовать и оформительском, и артистическом, и сочинительском деле и т.д.

Так готовились и проводились классные часы «Государственная символика РФ», «Моя родина – Сызрань. Сызранские герб и гимн», «Единый урок СНГ», «Я и мое поколение», «Знакомьтесь: это я» и другие.

Мною ведется еще одно направление внеурочной деятельности – кружок «Дружина юных пожарных «Факел». Цель этих занятий – воспитать настоящего гражданина России, неравнодушие к проблемам других, дать начальные знания по пожарной технике безопасности. И здесь находится место для творчества школьников. Ребята сами составляли вопросы для анкетирования учащихся, создали памятку «Как вести себя на пожаре», рисовали стенгазеты, выступали с агитбригадой перед учащимися начальной школы. В дальнейших планах – подготовить агитбригаду для воспитанников детских садов и выступить с ней в ДОУ района. А также создать проектную работу о деятельности ДЮП «Факел», с которой семиклассники выступят на ежегодной школьной конференции.

В рамках кружковой работы педагог имеет возможность обеспечить интеграцию личности ребенка в окружающем мире путем прохождения этапов: ученик-коллектив (выступления на занятиях кружка, выполнение групповых заданий), применив полученные умения и навыки в урочной и внеурочной индивидуальной деятельности, и ученик-общество (создание стенгазет, распространение памяток, анкетирование, выступление агитбригад).

Система уроков, направленная на развитие разнообразных творческих способностей учащихся, представлена в приложении 1.

Результаты систематической работы по развитию творческих способностей учащихся в урочно-внеурочной деятельности.

Систематическая работа по развитию и реализации творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности позволила добиться определенных результатов воспитания. Следует отметить, что возросла активность школьников. Так, если в создании первой стенгазеты «Факел» участвовали четыре семиклассника, и это были исключительно девочки, то в подготовке второго выпуска участвовали уже семь человек, которые образовали редколлегию «Факела». Если первая агитбригада (в октябре 2010 г.) включила шесть человек, то в предновогоднем выступлении пожелало участвовать уже девять ребят, как мальчики, так и девочки. И к участию в апрельской агитбригаде я планирую привлечь 13 человек.

Заметным стало и сплочение коллектива в целом. Они стали более терпимыми друг к другу, собранными, ответственными, уверенными в себе. У многих появилось такое положительное качество, как умение доводить начатое до конца. Теперь разнообразные нетрадиционные задания при подготовке к урокам, классным часам, для участия в школьных конкурсах не вызывают у семиклассников страха и робости, а наоборот рождают энтузиазм. Им нравится соревноваться друг с другом, доказывать свою значимость. Положительно это сказалось и на обучении: ребята с большим старанием и ответственностью стали относиться к учебе.

Пятиклассники, конечно, более подвижны в творческом плане в силу своих возрастных особенностей, когда многое воспринимается как игра и через игру, поэтому уровень активности и креативности значительно выше, чем у семиклассников. Но и здесь было над чем поработать. Нередко приходилось слышать от слабых учеников, что они не знают, как сделать то или иное задание, у них не получается. Они склонны были скорее получить двойку, чем приложить усилия для выполнения намеченного. Но, увидев одноклассников в качестве иллюстраторов, актеров, помощников учителя, фамилии товарищей под творческими работами на выставке сочинений «Профессия моей мамы», стали проявлять активность, у них исчезло желание быть в числе аутсайдеров. Ребята поняли, что творить – это весело и интересно, а совсем не трудно.

Считаю, что определенные педагогические задачи и цель, которые я поставила перед собой на начальном этапе данной деятельности, мною достигнуты. Созданы условия для эмоционального, интеллектуального, нравственного самовыражения школьников, творческим устремлениям ребят с моей стороны оказывается всяческая поддержка.  Мною создана система урочно-внеурочной деятельности, что позволяет сформировать единое творческое пространство для каждой возрастной группы ребят. А это в свою очередь приводит к формированию у учащихся чувства успешности и желания в самореализации.

Однако не все задачи еще решены. Я стремлюсь к тому, чтобы добровольное участие детей в творческих делах было 100-процентным. И в конце учебного года и пятиклассники, и семиклассники успешно представили на школьной конференции проекты по самостоятельно выбранным темам.

Список использованной литературы:

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М.: Политиздат, 1989.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». В ред. 2010.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. - www.gumer.info/bibliotek_Buks

5. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. – М., «Педагогика», 1977.

6. Материалы сайта «1 сентября»

7. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.

8. Сухомлинский А.В. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982

9. Щербо А.Б., Ждола Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев, 1977.



Предварительный просмотр:

План развития творческих способностей учащихся

на 2010-2011 учебный год

Литература 5 класс

Тема

Вид деятельности

Кол-во человек

Задачи

1.

В.А.Крылов.

Урок-зачет по творчеству писателя

1. Инсценировка басен

2. Составление кроссворда

3. Оформление урока

10 чел.

3 чел.

7 чел.

Развитие артистических, художественных способностей, формирование умения логично выстраивать работу по заданию.

Воспитание коммуникабельности, ответственности, толерантности, креативности. Стимулирование активности в классе.

2.

В.А. Жуковский

«Спящая царевна»

Иллюстрирование сказки

Весь класс

Развитие воображения, художественных способностей.

3.

А.С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Иллюстрирование сказки

2. Выразительное чтение сказки

3. Составление вопросов для сравнения сказки Пушкина и Жуковского

Весь класс

5 чел.

Развитие речи, художественных способностей, умения выразительного чтения, сравнительного анализа, формирование навыка логично выстраивать работу по заданию.

Воспитание ответственности, самостоятельности, целеустремленности.

4.

А.С.Пушкин.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1. Иллюстрирование

2. Проект «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов и героев русских народных сказок»

Весь класс

4 чел.

Развитие воображения, художественных способностей, умения логично выстраивать работу по созданию проекта, формирование навыка исследовательской работы, оформления проектной работы.

Воспитание коммуникабельности, эстетического вкуса, любви к родной литературе, языку, истории, стране, ответственности, умения доводить начатое дело до конца.

5.

Н.В.Гоголь

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

1. Рассказывание собственных историй о кладах

2. Составление кроссворда по повести «Заколдованное место»

По желанию

5 чел.

Развитие навыка грамотной и связной речи, формирование элементарных навыков работы с информацией.

Воспитание ответственного отношения к заданию, креативности, самостоятельности.

6.

С.Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Инсценировка отрывков пьесы

Развитие связной речи, артистических способностей, стимулирование активности в классе.

Воспитание любви к литературе, умения работать в команде, ответственности, развитие креативности, толерантности.

7.

Поэты о Великой Отечественной войне

1.Литературно-музыкальная композиция.

2.Написание сочинения на тему «Рассказ моего прадеда» .

Весь класс

Развитие устной и письменной связной речи, умения декламированного чтения, формирование навыков исследовательской работы, умения логично строить работу по выполнению задания, стимулирование интереса к истории страны.

Воспитание любви к родной стране, гордости за свой народ.

Русский язык 5 класс

Тема

Вид работы

Количество человек

Задачи

1.

Самостоятельные и служебные части речи

Сочинить сказку

Весь класс

Развитие речи, творческих способностей. Воспитание любви к родному языку, креативности, активности, толерантности.

2.

Лексика. Сколько лексических значений имеет слово.

Нарисовать словообразовательное дерево

По желанию

Формирование умения словообразовательного анализа, умения логично выстраивать выполнение задания, развитие креативности. Воспитание умения доводить дело до конца.

3.

Когда слово употребляется в переносном значении

Исследовательская работа «Тропы в произведениях Есенина (Бунина, Пушкина, Лермонтова)»

По выбору

Формирование навыков исследовательской работы, оформления проектной работы, умения логично выстраивать работу по заданию, формирование творческого подхода. Воспитание креативности, самостоятельности, умения доводить начатое до конца, собранности.

4.

Фразеологизмы.

Нарисуй фразеологизмы

Весь класс

Развитие творческих способностей. Воспитание чуткости и любви к родному языку, креативности, активности.

5.

Глагол

Написание работы по теме «Роль глаголов в письменной речи» (на примере выбранного отрывка)

По выбору

Систематизация знаний по теме, формирование умения обобщать и систематизировать знания, развитие элементарных навыков исследовательской работы. Воспитание чуткости и любви к родному языку, самостоятельности, ответственности.

6.

Имя существительное

Написание исследовательской работы «Этот загадочный род имен существительных»

Написание работы «Одушевленные неодушевленные»

По выбору

Систематизация знаний по теме, развитие навыков исследовательской работы, развитие речи. Воспитание самостоятельности, креативности, умения доводить начатое до конца.

7.

Имя прилагательное

Написание работы «Роль имен прилагательных в речи типа описание»

По выбору

Развитие речи, творческих способностей, навыков исследовательской работы. Воспитание самостоятельности, креативности, умения доводить дело до конца, активности.

Литература 7 класс

Тема

Вид деятельности

Кол-во человек

Задачи

1.

М. Ю. Лермонтов

Урок-концерт по творчеству писателя

1.Иллюстрирование

2.Декламирование

3.Подготовка музыкального сопровождения (произведения на стихи поэта)

4. Театрализация

2 чел.

8 чел.

2 чел.

1 чел.

Развитие навыков выразительного чтения, восприятия литературы как составляющей духовного мира человека, воспитание чуткости к родному слову, любви к литературе, формирование эстетического вкуса.

2.

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Исполнение отдельных сцен комедии

10-12 чел.

Развитие навыков декламирования, артистических способностей. Воспитание любви к родной литературе и языку, развитие активности учащихся.

3.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике

Литературная гостиная

Развитие навыков выразительного чтения, воспитание эстетического вкуса, любви к родной литературе, сплочение коллектива, развитие активности, ответственности, самостоятельности.

4.

М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием»

Литературная лаборатория

Весь класс

Развитие навыков литературного анализа произведения, связной речи, воспитание чуткости к родному слову, активности.

5.

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

Урок-дебаты

Весь класс

Развитие навыков связной речи, формирование умения аргументировать свою точку зрения. Воспитание самостоятельности, активности, толерантности.

6.

М.А. Шолохов «Они сражались за родину»

Сочинение на тему «Они сражались за родину» (рассказ о родственниках, знакомых, участвовавших в ВОВ, или о литературном герое XX века, на которого хотелось бы равняться). Презентация работ.

Весь класс

Развитие связной письменной и устной речи, формирование навыков исследовательской работы, умения логично строить работу по заданию, стимулирование интереса к истории своей страны и семьи. Воспитание чувства гордости за свою Родину, коммуникабельности, умения доводить дело до конца, коммуникабельности.

7.

Р. Шекли «Запах мысли»

Написание фантастического рассказа.

Создание классного сборника лучших произведений.

Участие в ежегодной школьной конференции

По желанию

Развитие письменной речи, литературного вкуса. Воспитание креативности, активности, самостоятельности, толерантности, умения доводить начатое до конца.

Русский язык 7 класс

Тема

Вид деятельности

Кол-во человек

Задачи

1.

Неморфологические способы образования слов

Создание работы «Слова вокруг нас»

По выбору

Формирование навыков проектной деятельности, исследовательской работы. Воспитание внимательного отношения к родному языку, самостоятельности, креативности, умения доводить начатое до конца.

2.

Наречие

Написание работы «Роль наречия в нашей речи»

По выбору

Развитие устной и письменной речи, формирование навыков исследовательской работы. Воспитание самостоятельности, активности, креативности.

3.

Звукоподражательные слова

Написание работы «Звуки и звукоподражательные слова»

По выбору

4.

Омонимия различных частей речи

Написание работы «Как не заблудиться в омонимах»

По выбору

План развития творческих способностей

учащихся 7 класса в системе внеурочной работы

Тема

Вид деятельности

Количество человек

Задачи УВР

1.

Кл. час «Государственная символика РФ»

Подготовка сообщений, презентаций, декламирование стихов.

8 чел.

Развитие навыков исследовательской работы, создания презентаций, развитие устной речи, формирование мастерства выразительного чтения, формирование знаний о главных символах России. Воспитание любви к Родине, ответственности, самостоятельности, креативности, активности, толерантности.

2.

Кл. час «Моя родина – Сызрань. Герб и гимн»

Подготовка сообщений, стендовых докладов. Викторина по истории Сызрани.

6 чел.

Развитие навыков исследовательской работы, создания презентаций, развитие устной речи, формирование знаний по истории родного города. Воспитание любви к малой родине, интереса к истории родного края, самостоятельности, креативности, активности, умения доводить начатое до конца.

3.

Кл. час «Единый урок СНГ»

Подготовка сообщений и презентаций о странах-участниках СНГ

15 чел.

Развитие навыков исследовательской работы, создания презентаций, развитие речи, формирование интереса к истории, расширение кругозора учащихся. Воспитание активности, коммуникабельности, самостоятельности.

4.

Кл. час «Я и мое поколение»

5.

Внеклассное мероприятие «Знакомьтесь: это я»

Представление своих увлечений

Весь класс

Развитие креативности, толерантности, коммуникабельности. Сплочение классного коллектива.

6.

Выпуск тематических стенгазет «Факел»

Выпуск памяток по пожарной безопасности

Письменные тематические сообщения, художественное оформление, пропаганда пожарной безопасности.

5-7 чел.

Формирование умения работать с информацией, развитие художественных способностей, воспитание эстетического вкуса, воспитание гражданственности и формирование навыка безопасной жизнедеятельности. Воспитание коммуникабельности, ответственности, креативности, самостоятельности, собранности, активности, умения доводить дело до конца.

7.

Работа агитбригад по ПБ

Инсценировка, пропаганда пожарной безопасности.

7-13 чел.

Развитие актерских талантов школьников, формирование эстетического вкуса. Воспитание активной жизненной позиции, гражданственности, формирование навыка безопасной жизнедеятельности. Воспитание коммуникабельности, ответственности, активности, собранности, умения доводить дело до конца.

8.

Анкетирование по ПБ

(1 раз в полугодие)

Составление анкет, обработка полученных данных.

5 чел.

Формирование умения работать с информацией, формирование навыков безопасной жизнедеятельности, пропаганды пожарной безопасности. Воспитание коммуникабельности, ответственности, самостоятельности.

9.

Проекта «Мы – юные друзья пожарных»

Создание коллективного проекта по итогам деятельности ДЮП «Факел»

Весь класс

Развитие навыка создания и защиты презентаций, формирование навыка работы с информацией, воспитание гражданственности. Формирование у учащихся чувства уверенности в себе,  гордости, успешности. Воспитание коммуникабельности, ответственности, самостоятельности, креативности, активности, толерантности, собранности, умения доводить дело до конца. Сплочение классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...