Программа развития ребёнка
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Хучельская основная общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Программа индивидуального развития ребёнка
Разработчик программы:
Белкова Ирина Николаевна,
классный руководитель
7 класса
Хучель-2011
Содержание программы:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи.
- Сроки реализации программы.
- Направления программы.
- Промежуточные результаты
Пояснительная записка.
Программа индивидуального развития ребенка необходима в работе классного руководителя, так как помогает достичь основной цели: помочь в становлении личности каждого отдельного учащегося. В каждом ученике мы стремимся воспитать здорового, успешного, достойного члена общества. Классный руководитель осуществляет свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи решаются в соответствии с возрастными особенностями детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности , реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты , создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание воспитательной деятельности:
- Изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания.
- Организация активной и творческой жизнедеятельности.
- Педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его коллективом.
Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно-ориентированной педагогики.
- Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
- Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
- Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
- Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
- Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Цель программы:
- Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Основные задачи программы:
- развитие способностей в соответствии с индивидуальными особенностями школьника и его возможностями;
- развитие интеллекта и познавательных возможностей учащегося;
- формирование лидерских качеств, настойчивости в достижении целей.
Сроки реализации программы: 5-9 классы
Направления программы развития:
1. «Учение»
2. «Здоровье»
3. «Общение»
4. «Досуг»
5. «Образ жизни»
6. «Семья»
7. «Самопознание»
Прогнозирование:
- реализация программы будет способствовать повышению качества обучения ученицы, развитию личности;
- расширит возможности развития индивидуальных способностей;
- формирует всесторонне гармонично развитую личность, способную легко адаптироваться к современным условиям общества.
Этапы реализации программы.
1 этап – диагностический.
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. На данном этапе ставится следующая задача:
- провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья.
2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося.
На основе диагностических данных классным руководителем определяются цели развития ученика, либо самим ребенком (с помощью классного руководителя)определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
3 этап – коррекционно-развивающий.
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
4 этап – подведение итогов.
По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития.
Диагностика
№ п/п | Психолого-педагогическое изучение |
1) | Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Опросник Айзенка) |
2) | Диагностика эмоциально-нравственного развития подростка и юношеского возраста |
3) | Диагностика личности учащегося |
4) | Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) |
5) | Тест школьной тревожности Филлипса |
6) | Диагностика структуры учебной мотивации школьника |
7) | Диагностика индивидуально-типологических свойств |
8) | Анкета «Мое отношение к классу» |
9) | Опросник социализации для школьников «Моя семья» |
10) | Методика Рене Жиля для исследования внутрисемейных отношений |
Изучение здоровья
Вес | Рост | Физкультурная группа | Группа здоровья | Хронические заболевания | Нарушение осанки | Зрение |
52 кг | 158 см | основная | II | нет | Нарушений нет | Правый глаз – 1,0 Левый глаз – 1,0 |
Изучение семьи
Сведения о родителях | Жилищно-бытовые условия | Характер взаимоотношений |
Мать - Руссина Антонина Васильевна, 1968 г.р., образование среднее профессиональное. Отец- Русин Владимир Александрович, 1966 г.р, образование среднее специальное. | Благоприятные. | В семье трое детей: Александр, Станислав.Взаимоотношения в семье доверительные. Дети между собой очень дружные, помогают друг другу, старшие заботятся о младших. |
Характерологические особенности (Тест Айзенка)
-застенчива
-независтлива
-стремится к самостоятельности
-доброжелательна
-с близкими людьми проявляет
наблюдательность, чувство юмора
-склонна к глубоким доверительным отношениям
-избегает ситуаций риска, опасности
-не выносит навязанный темп
-склонна к быстрым решениям
-часто раскаивается в своих поступках
-в неудачах обвиняет только себя
Пути коррекции
-обеспечить спокойную
доброжелательную обстановку
-стараться вовлечь в активное
решение деловых вопросов
-поощрять социальную активность
-привлекать к участию в каких-либо мероприятиях
Изучение духовно-нравственных качеств
Мониторинг успеваемости
Характеристика
Руссиной Наталии Владимировны, ученицы 8 класса
МБОУ «Хучельская общеобразовательная школа»
Канашского района Чувашской Республики
Руссина Наталия родилась 08 апреля 1998 года в городе Канаш Чувашской Республики. Проживает в деревне Новые Турмыши Канашского района. Отец – Владимир Александрович, работает водителем. Мать – Антонина Васильевна – медсестрой. Семья состоит из 5 человек: мать, отец, братья– Александр и Станислав. Взаимоотношения в семье доброжелательные.
Руссина Наталия является одной из лучших учениц в классе. По итогам учебы имеет оценки четыре и пять. Многие предметы, такие как алгебра, литература, география, история, даются ей легко. По остальным предметам Наташа практически не имеет отрицательных оценок в процессе учебы. Без уважительной причины не пропущено ни одного занятия. Ежегодно принимает участие в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чувашская ласточка», «Английский бульдог», «КИТ». Посещает танцевальный кружок в Доме детского творчества г. Канаш.
Наташа интересуется физической культурой и спортом. Часто выезжает на районные спортивные соревнования по лыжному спорту, лёгкой атлетике, баскетболу. Занимает призовые места, награждена дипломами, грамотами и медалями.
В классе пользуется авторитетом среди одноклассников и является заместителем главы класса. Старается участвовать во всех школьных мероприятиях, будь то творческий вечер или спортивное состязание. К поручениям в классе относится серьезно и всегда их старается успешно выполнить. Часто помогает своим одноклассникам в учебе и школьном труде. Можно отметить ее высокую общественную активность, хотя она и не всегда стремится занять место лидера коллектива. Из личных качеств следует выделить ее уверенность в себе и самостоятельность.
Родители следят за состоянием успеваемости дочери в школе и ее поведением, посещают родительские собрания. В целом отношения семьи и школы можно считать нейтральными.
Директор школы: Л.Г.Ильина
Классный руководитель: И.Н. Белкова
Разработка программы по направлениям
План работы на 20010-2011 учебный год
Направление «Учение»
Задачи:
- развивать познавательный интерес ребенка;
- определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую
зону развития;
- дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
мероприятие | Форма проведения | сроки | результат | |
1) | Мониторинг успеваемости за 6 класс | обсуждение | сентябрь | Качество знаний 100% |
2) | Типология мотивов учения | Работа с карточками и тестами | сентябрь | Осознание мотивированной активности при достижении целей учения |
3) | Индивидуальный план развития | Обсуждение и составление плана | сентябрь | Воспитание стремления к самосовершенствованию |
4) | Олимпиады по предметам | Участие на олимпиаде по физкультуре, географии и русскому языку | ноябрь | Выработка умения ставить цель и добиваться цели |
5) | Конкурсы по предметам | Участие в конкурсе-игре «Кенгуру», «Чувашская ласточка», «Русский медвежонок». | февраль-март | Выработка умения ставить цель и добиваться цели |
6) | Дополнительные занятия | Дополнительно заниматься по английскому и русскому языку. | декабрь-март | Осознание мотивированной активности при достижении целей учения |
7) | Классный час в конце года по результатам учебы | Урок-обсуждение | май | Завершение учебного года на «отлично». |
Индивидуальный план развития
ученицы 7 класса Руссиной Наталии
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить7 класс на «отлично».
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1 четверть.
С первых же дней больше обращать внимания на новые учебные предметы: физику, алгебру.
2 четверть
Основательно заняться английским языком, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сама. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах, в конкурсе-игре «Кенгуру», «Чувашская ласточка», «Русский медвежонок».
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по английскому и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Приложить усилия, чтобы завершить учебный год на «отлично».
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Результаты
- индивидуальный план развития(I,II четв.-ударница учёбы,III четв.-отличница учёбы)
- олимпиады по предметам(III место в районе по физической культуре), участвовала на районных олимпиадах по географии, русскому языку
- конкурсы по предметам («Кенгуру», «Чувашская ласточка», «Русский медвежонок», «КИТ»).
Направление «Здоровье»
Задачи:
- защищать, сохранить и укрепить здоровье ученицы;
- формировать ценностное отношение ученицы к своему здоровью.
мероприятие | Форма проведения | сроки | результат | |
1) | Легкоатлетический кросс | участие | сентябрь, май | укрепление здоровья |
2) | Дни Здоровья | участие | весь год | укрепление здоровья |
3) | Зарядка по утрам | участие | весь год | укрепление здоровья |
4) | Спортивные игры | Посещение спортзала по графику | весь год | укрепление здоровья |
5) | Лыжная секция | весь год | укрепление здоровья и организация досуга | |
6) | Волейбольная секция | весь год | укрепление здоровья и организация досуга | |
7) | Лыжные гонки | участие | январь-март | укрепление здоровья |
8) | Олимпиада по физической культуре | участие | ноябрь | развитие познавательного интереса |
9) | Школьные и районные соревнования по волейболу | участие | по школьному графику | воспитание чувства ответственности и чувства товарищества |
10) | «Что такое здоровый образ жизни?» | Классный час | март | Формирование ценностного отношения к своему здоровью |
Результаты
- I место - школьный осенний легкоатлетический кросс
- III место – Всероссийский день бега «Кросс Нации-2010» в Канашском р-не ЧР на дистанции 1000 м
- III место – турнир по волейболу среди основных школ Канашского р-на
Направление «Общение»
Задачи:
- формировать у ребенка культуру общения, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- воспитать качества лидера, чувства долга и ответственности .
мероприятие | Форма проведения | сроки | результат | |
1) | Актив класса | выборы | сентябрь | выбрана заместителем главы класса |
2) | «Умею ли я общаться?» | тест или тренинг | январь | самопознание |
3) | Праздники в школе | подготовка | весь год | формирование организаторских способностей |
4) | «Поговорим о дружбе» | классный час | февраль | формировать культуру общения с мальчиками |
Направление «Образ жизни»
Задачи:
- воспитание интеллигентного человека, адаптированного в социальной среде;
- формирование ценностного отношения к себе, к другим людям, к собственной истории;
- воспитание патриотических чувств;
- создание условий для трудового, нравственного, эстетического воспитания.
№ | Мероприятия | Форма проведения | Сроки | Результат |
1) | День Знаний | классный час и линейка | 1 сентября | создать рабочий настрой на весь год |
2) | День учителя | день самоуправления | 5 октября | формирование уважительного отношения к педагогам |
3) | Дань уважения | встреча с ветеранами пед. труда | октябрь | формирование уважительного отношения к старшему поколению |
4) | Политинфор мация | пятнадцатиминутки по четвергам | весь год | политпросвещение |
5) | Уход за территорией школы | уборка закрепленной территории и уход за клумбой | весь год | воспитание трудолюбия |
6) | «Выдающиеся люди нашего района» | проектная деятельность | февраль | воспитание уважительного отношения к культуре родного края |
7) | Выезд в г.Канаш | экскурсия в музей | апрель | вызвать интерес к культуре края |
8) | Смотр строя и песни | участие в маршировке | май | воспитание патриотического чувства, формирование гражданской позиции |
Направление «Семья»
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу общения с родителями;
- обеспечить гармонию взаимоотношений семьи и школы;
- создать атмосферу заинтересованности друг в друге семьи и школы;
- направить семейное воспитание на всестороннее развитие ребенка.
№ | Мероприятия | Форма проведения | Сроки | Результат |
1) | Родительские собрания | лекции, диспуты, беседы | раз в четверть | взаимосвязь семьи и школы в воспитании ребенка |
2) | Контакт с родителями | посещение на дому, консультации | раз в четверть | держать связь с родителями, налаживать доверительные взаимоотношения |
3) | День матери | классный час | ноябрь | письмо матери |
5) | День открытых дверей | уроки | по школьному графику | взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей |
6) | Поход | участие родителей | май | общение, отдых, сближение |
Направление «Досуг»
Задачи:
- создать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую интерес к различным видам деятельности;
- развивать творческую личность в процессе культурно-досуговой деятельности.
№ | Мероприятия | Форма проведения | Сроки | Результат |
1) | Осенний бал | подготовка и участие | октябрь | отдых, развлечение |
2) | День матери | подготовка и участие | ноябрь | выработать умение держаться на сцене |
3) | Новогодний бал-маскарад | подготовка выступления и участие | декабрь | отдых, развлечение |
4) | Вечер встречи с выпускниками | подготовка выступления и участие | февраль | выработать умение держаться на сцене |
5) | День Защитника Отечества | организация и участие | февраль | отдых, развлечение |
6) | Женский День | участие | март | отдых, развлечение |
7) | Вечера танцев | участие | весь год | отдых, развлечение |
Мероприятия и результаты
- заместитель главы класса
- активное участие в проведении праздников
- командир отряда в смотре строя и песни
- победительница в номинации «Самая талантливая»
(конкурс «Суперзолушка»)
- семья Руссиных - победитель в номинации «Пчёлка Майя»(День матери).
Направление «Самопознание»
Задачи:
- помочь личности познать себя;
- помочь самоопределиться.
№ | Мероприятия | Форма проведения | Сроки | Результат |
1) | Самооценка склонностей (тест Климова) | тестирование | сентябрь | человек-человек, человек-искусство |
2) | Изучение самооценки личности (опросник Казанцевой Г.Н.) | тестирование | октябрь | самооценка заниженная |
3) | «Добрый ли ты человек?» | тестирование | ноябрь | конечно, да! |
4) | «Довольна ли ты собой?» | тестирование | декабрь | самооценка заниженная |
6) | Тест «Умею ли я общаться?» | Тестирование | Январь |
|
5) | «Узнай свой характер» | Тестирование | Февраль | флегматик |
7) | «Как ты действуешь в условиях конфликта?» | Тестирование | Март |
|
4) | Шкала личностной тревожности | Тестирование | Ежемесячно |
|
Ожидаемые конечные результаты:
развитие общеучебных умений ребенка;
развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие лидерских качеств.
Список использованной литературы
1)Диагностика и коррекция психологического развития школьника/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Минск, 1997г.
2) Педагогическая диагностика. Методические рекомендации. Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2003 г.
3) Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб: Речь, 2002 г.
4)Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
5)Н. И. Дереклеева, М. Ю, Савченко, И. С. Артюхова. Справочник классного руководителя./ «Вако», Москва, 2009
6)Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль,1997.
7) Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития речи ребёнка от рождения до года
Система работы родителей с новорожденными детьми по развитию речи....
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации внеурочной деятельности: "Мы вместе"
Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ составлена для организации сопровождения его в системе дополнительного образования: во внеурочной деятельности. Цель программы: развитие самостоятельной...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...
Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.
Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Цел...
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка.
Статья полезна для приёмных родителей....
Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...