Программа "Здоровый ребёнок"
методическая разработка по теме
Разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovyy_rebenok.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы: Общешкольная программа “Здоровый ребенок”.
Нормативно-правовые основания для разработки программы: Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Закон РФ “ Об образовании”. Закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Приказы Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. “О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”. Приказ МЗ РФ о гигиенических требованиях к условиям обучения школьников – САНПиН 2.4.2.576 – 96. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Устав НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД».
Разработчик программы: НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД».
Цель программы: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
1. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу школы, разработка новых локальных актов.
2. Формирование банка современных форм и методов здоровьесбережения учащихся в образовательной среде.
3. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
- здоровьеобразовательной деятельности для учащихся по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ;
- здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;
- здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;
- медико-реабилитационной деятельности медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся.
4. Повышение профессиональной компетенции педагогических и медицинских работников школы по вопросам здоровьесбережения учащихся.
Повышение творческого потенциала сотрудников школы через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам охраны здоровья учащихся в образовательной среде.
Ожидаемые результаты: внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха; сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся; уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья; повышение уровня профилактической работы; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха в жизни.
Основные принципы деятельности:
- демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с родителями, учащимися, педагогами);
- равенство (нет дискриминации, оскорблений, боязни неудач);
- участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);
- целостность (проект направлен на укрепление физического, психического и социального здоровья);
- интеграция (сотрудничество с другими организациями);
- системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе).
Объект: воспитанники 1-9 классов, педагогический коллектив, родители, медицинский работник школы, общественные и государственные организации района и города.
Предмет: Образовательные связи и комплексное взаимодействие образовательной здоровьесберегающей среды и учащихся.
База: НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД».
Сроки реализации программы: сентябрь 2011 г. – май 2015г.
Организация контроля за выполнением программы: администрация НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД», органы ученического самоуправления.
Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум».
Древнегреческий философ Геродот
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Здоровье детей за последние годы резко ухудшилось, появились заболевания, характерные именно для школьников; отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Ст. 51 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых безопасных условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».
В Уставе школы прописано: «Воспитатели совместно с медицинским работником формируют навыки здорового образа жизни у воспитанников, ведут санитарно-просветительскую работу среди родителей и детей, осуществляют контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, а также контроль за соблюдением рационального режима учебной и внеурочной деятельности воспитанников.
Одна из главных задач в Программе развития школы звучит так: «Совершенствование организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
Ничего не может быть дороже здоровья, особенно здоровья ребенка. Без здоровья ничего не имеет смысла.
В России лишь 14% детей практически здоровых, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания, среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология органов пищеварения, в 5 раз – нарушения осанки, в 4 раза - нервно-психические расстройства.
А сколько детей в стране больны хроническим алкоголизмом, наркоманией, причем отмечен рост этих заболеваний в 6 раз.
Эти цифры говорят о том, что главным похитителем здоровья детей является школа. Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный в итоге более чем 20-летних исследований пришел к выводу, что здоровье это категория педагогическая. Медицинская категория - это болезнь. Здоровье, жизнеспособность ребенка формируются, укрепляются в процессе воспитания. Правильное воспитание развивает здоровье. Неправильное воспитание – разрушает и истощает организм.
Факторы, влияющие на здоровье школьника
Поэтому главная причина нездоровья нации кроется в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе.
Разрабатывая программу, мы учитывали, что здоровье представляет собой четырехкомпонентную модель.
Духовный компонент здоровья человека строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности. Этому способствуют мероприятия, формирующие санитарно-гигиеническую культуру школьников, систему непрерывного экологического воспитания, формирующие умение вести здоровый образ жизни. Это беседы, классные часы, внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, привитие стойких культурно-гигиенических навыков, формирование представлений об окружающей среде, формирование понятия о том, что вредно, что полезно. Проблема здоровья заключается, прежде всего, в нашем сознании. Начинать ее решение необходимо с осмысления значения здоровья, пересмотра (ревизии) своего образа жизни, отношения к природе и к человеку.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, наличием резервных возможностей организма. Это организация оздоровительной работы. Утренняя гимнастика. Физические занятия в зале и на воздухе. Работа кружков и секций спортивного цикла.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой. Это, конечно, создание благоприятного климата в школе, уюта, защищенности. Здесь на помощь приходит и социально-психологическая служба. Они составляют мониторинг состояния психического здоровья учащихся, и работают с детьми, имеющими отклонения.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме. Ну а этому способствует вся система воспитательной работы.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе организуются различные спортивные кружки и секции, проводятся спортивные часы и игры, соревнования, туристические походы, спортивные праздники и т.д.
В целях усиления и разнообразия форм работы по формированию здорового образа жизни и привитию интереса к занятиям физкультурой и спортом организован общешкольный конкурс «Самый здоровый класс года».
Предстоит работа по созданию целостной образовательной системы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая бы в себя включала:
- систематические занятия и воспитательные мероприятия по здоровому образу жизни;
- сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих детям сделать выбор в соответствии с их интересами и возможностями;
- организацию труда (включая учебу) и отдыха детей в соответствии с их биоритмами;
- формирование у детей умений управлять своими эмоциями (работа со школьным психологом);
- профилактику вредных привычек с помощью внеклассных мероприятий с привлечением специалистов;
- совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы;
- экологическое воспитание, проведение общешкольных мероприятий, привлечение детей к мониторинговым исследованиям.
Для обучения детей способам сохранения здоровья и стимулирования у них стремления к здоровому образу жизни необходимо шире привлекать специалистов.
Существует метод, который можно назвать универсальным, так как он одинаково способствует и укреплению здоровья ребенка, и правильному его воспитанию. Это - соблюдение режима дня. Режим можно назвать универсальным, так как он объединяет в себе важнейшие требования гигиены и педагогики. Это и укрепление здоровья и выработка полезных привычек, укрепление воли, развитие организованности. Но ни режим, ни идеальный гигиенический уход не работают автоматически, сами по себе. Нужна постоянная работа воспитателя по пропаганде ЗОЖ. То есть не только научить выполнять режимные моменты, правила гигиены, но и открыть для детей значимость данных норм, поставить перед учащимися вопросы: Почему? Для чего нужно вести здоровый образ жизни? А к нахождению ответов есть различные пути. Это и тематические классные часы, беседы с медицинскими работниками, занятия-практикумы по ОБЖ, способы оказания доврачебной помощи. Нужно, чтобы дети видели, что мероприятия носят характер полезности. На самоподготовке обращать внимание на основные ориентиры правильности осанки и посадки. При выполнении домашнего задания устраивать перерывы (физические минутки).
Как бы ни был занят ребенок уроками, необходимо, чтобы у него оставалось свободное время для отдыха и прогулок. Характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.
Свободное общение детей может сочетаться с играми, причем игра должна заинтересовать, должна быть эмоционально окрашена. После активной прогулки у ребят появляется заряд бодрости.
Соблюдение правильного режима должно стать для ребенка устойчивой привычкой и превратиться в потребность.
Быть здоровым – выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически - здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Программа
формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни «Здоровый ребёнок»
Основные принципы Программы
- создание комфортной среды и условий для консолидации школы, семьи, общественно-государственных структур в интересах подрастающего поколения;
- привлечение школьников к целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию учебного и внеучебного времени, формированию у детей здоровых привычек;
- привлечение педагогов к созданию здоровой педагогической среды;
- обеспечение социальной и правовой защищенности детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
- обеспечение преемственности в обучении ЗОЖ на разных ступенях обучения.
Основные направления Программы
- системный анализ состояния здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
- профилактика раннего выявления патологии детей, предупреждения инфекционных заболеваний;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и юношества с его последующей апробацией;
- повышение квалификации педагогических кадров;
- оздоровительная работа, организация двигательной активности.
Обеспечение основных направлений Программы
- Организационно-методическая деятельность по здоровьесбережению:
- мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения;
- разработка плана спортивно-оздоровительной работы в школе и дома, полового и нравственного воспитания детей;
- организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей;
- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
- разработка цикла семинаров и педагогических советов по здоровье-сберегающим методикам.
- Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий:
- проведение индивидуальных профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе;
- привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей;
- проведение мониторинга состояния здоровья школьников с целью определения важнейших направлений их оздоровления;
- использование экспресс-диагностики по выявлению и профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании и других вредных привычек;
- определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.
- Организация питания.
- Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе:
- взаимодействие медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей;
- исследование влияния различных технологий на здоровье детей;
- мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье обучающихся;
- учет и профилактическая работа с обучающимися, имеющими трудности в усвоении учебных программ.
- Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса:
- проведение классных часов по ЗОЖ;
- контроль выполнения программ ОБЖ, физической культуры;
- организация внеклассной работы, спортивных секций, физкультурного досуга детей совместно с родителями;
- организация мероприятий по ЗОЖ, по формированию навыков действий в различных жизненных ситуациях;
- организация отдыха во время перемен;
- введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.
- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
- введение спортивно-оздоровительных дней в школе, проведение дней здоровья;
- организация массовых соревнований;
- использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке;
- осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик;
- разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.
- Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям:
- контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом домашних заданий;
- подготовка памятки о режиме дня и рекомендаций для воспитателей и родителей по организации домашней работы ребёнка;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений;
- профилактика болезней (близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- проведение санитарно-просветительской работы среди педагогов, воспитанников и родителей;
- проведение уроков здоровья, тренингов;
- разработка рекомендаций психологов по преодолению школьных стрессов.
№ | Критерии | Показатели |
1 | Полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области отношений образовательной здоровьесберегающей среды с учащимися школы. |
|
2 | Уровень информированности педколлектива и медицинских специалистов о современных формах и методах формирования здоровьесберегающей среды | 1. Наличие банка современных форм и методов работы по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ в методическом кабинете школы 2. Повышение квалификации (курсовая переподготов-ка, психолого-медико-педагогические семинары). 3. Работа временных творческих групп. |
3 | Уровень использования педколлективом и медицинскими специалистами современных методов и форм при реализации здоровьеобразовательной деятельности по формированию у школьников знаний, умений и навыков о здоровье и здоровом образе жизни. | Реализация системы здоровьесберегающей образовательной деятельности |
4 | Уровень использования педколлективом современных методов и форм при реализации здоровьесберегающей деятельности по осуществлению образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов | 1. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году; устранение в процессе обучения учебной и физической перегрузки через организацию полисубъектного взаимодействия учащихся на уроке, применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий; 2. Организация двигательного режима:
3. Качественная организация и эффективное проведение Дней Здоровья; 4. Осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов: - систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ; - апробация формы индивидуальной накопительной оценки “Портфолио” ученика; - индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению. |
5 | Уровень использования современных методов и форм при реализации здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды | 1. Работа творческих групп по вопросам здоровьеохранной среды. 2. Ранжирование учебных предметов по балльной нагрузке. 3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: проветривание, освещение, влажная уборка учебных кабинетов, воздушно-тепловой режим в школьных зданиях, содержание в чистоте пришкольных участков и их ограждение. 4. Создание условий для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы: улучшение материально-технической базы, своевременный ремонт спортзалов, предоставление учителям физкультуры всех сведений медицинского и психологического сопровождения для определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого ученика. 5. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания; учебников и иной издательской продукции при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным требованиям. 6. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся. 7. Организация рационального питания учащихся. 8. Организация двигательного режима (включение в режим дня динамического часа, организация внеклассных спортивных секций и кружков). 9. Организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры. 10. Совершенствование методической работы в направлении здоровьесбережения:
11. Организация прохождения педагогическими работниками медицинских осмотров. |
6 | Уровень использования современных методов и форм при реализации медико-реабилитационной деятельности медицинскими специалистами по сохранению и укреплению здоровья учащихся | Организация системы мер медико-педагогической реабилитации: 1. Медицинский контроль за физическим воспитанием. 2. Санитарно-просветительская поддержка школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни. 3. Работа лектория для родителей. Система мер медико-биологической реабилитации включает: 1. Санитарно-гигиенический контроль в ОУ. 2. Прививочная работа. 3. Диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся. |
Организация работы по реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок»
Программа “Здоровый ребенок” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьесбережению в школе-интернате №10 ОАО «РЖД».
Этапы реализации программы: |
Основная деятельность | Участники | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 этап – подготовительный (август 2011 г. – ноябрь 2011 г.) |
Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. | Педагогический совет | август | Директор, зам. директора по УР и ВР |
Создание инициативной группы для разработки проекта. | Педагогический коллектив | август | Зам. директора по ВР |
Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды. | Педагогический коллектив и медицинские специалисты | сентябрь-октябрь | Инициативная группа |
Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2 и 3 этапах. | сентябрь-ноябрь | Директор, зам. директора по ВР |
Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме. | Экспертный совет | сентябрь-октябрь | Зам. директора по ВР |
Создание и программирование работы временной творческой группы “Здоровье и образовательная среда”. | Творческие педагоги | сентябрь-ноябрь | Директор, зам. директора по УР и ВР |
Создание научно-методического обеспечения успешной реализации проекта. (Экспертиза). | МО учителей и воспитателей, мед. специалисты | ноябрь | Зам. директора по ВР, руководители МО |
Анализ эффективности сложившейся системы работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе. | Педагогический коллектив | ноябрь | Зам. директора по ВР |
2 этап – проектно-диагностический (декабрь 2011 г. – июнь 2012 г.) |
1. Анализ деятельности по формированию здоровьесберегающей среды и определения возможного потенциала. | Педагогический коллектив и мед. работники | декабрь | Зам. директора по ВР |
2. Обновление базы данных о состоянии здоровья учащихся. | Медицинские сотрудники | декабрь | Зам. директора по УР и ВР |
3. Мониторинг деятельности по формированию здоровьесберегающей среды. | Временная творческая группа | декабрь-март | Соц. педагог |
4. Создание компьютерной базы данных о состоянии здоровья учащихся. | Временная творческая группа | октябрь-декабрь | Директор |
5. Создание банка методик психологической, педагогической, медицинской диагностики и мониторинга, реализации проекта. | Педагогический коллектив | январь-апрель | Зам. директора по ВР |
6. Изучение позитивного опыта здоровьесбережения учащихся | Воспитатели | ноябрь-март | Зам. директора по ВР |
7. Моделирование образовательных связей по здоровьесбережению | Субъекты ОП | Январь-апрель | Зам.директора по УР |
3 этап – практический (август 2012 г. – июнь 2014 г.) |
1. Обеспечение условий для реализации Программы. | Администрация | В течение этапа | Директор |
2. Реализация направлений проекта. | Временная творческая группа | В течение этапа | Зам. директора по ВР |
3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. | Экспертный совет | январь-май 2014 | Зам. директора по УР и ВР |
4. Внедрение в практическую деятельность новых форм здоровьесбережения. | Школьный коллектив, мед. специалисты | В течение этапа | Зам. директора по УР и ВР |
5. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. | Субъекты ОП | В течение этапа | Зам. директора по УР и ВР |
Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение подготовки педагогических и медицинских специалистов к переходу в инновационный режим работы по проекту. | Инициативная группа Педагогический коллектив | В течение этапа | Зам. директора по УР и ВР |
7. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД», разработка новых локальных актов. | Администрация | В течение этапа | Директор |
4 этап – обобщающий (август 2014 – май 2015 г.) |
1. Обработка и интерпретация данных. | Экспертный совет | сентябрь-декабрь | Зам. директора по УР и ВР |
2. Соотношение результатов реализации программы с целями и задачами. | Педагогический коллектив | январь | Зам. директора по ВР |
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. | Члены МО Временная творческая группа | сентябрь-февраль | Зам. директора по ВР |
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта. | Научно-методическая служба | февраль-март | Руководители МО |
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. | Субъекты ОП | март-апрель | Администрация |
6. Издание сборника “Система работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе”. | Временная творческая группа | март-май | Директор, зам. директора по ВР |
7. Презентация опыта по формированию здоровьесберегающей среды. | Педагогический коллектив | В течение этапа | Зам. директора |
Структура системной работы по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни
Критерии | Направления системной работы | Реализация во внеурочной деятельности |
Здоровьесбере-гающая инфраструк-тура | Соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся | Ежедневное выполнение санитарных и гигиенических норм, норм пожарной безопасности, требований охраны здоровья и охраны труда воспитанников. Использование нормативно-правовой базы при решении проблем по формированию здоровьесберегающей среды |
Рациональ - ная организация учебной и внеурочной деятельности | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения | Оптимально допустимая учебная нагрузка на самоподготовках. Ежедневная организация прогулок. Занятия в кружках, секциях в режиме внеурочного времени |
Эффективная организация физкультурно оздоровитель-ной работы | Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья | Организация Дней Здоровья, туристических походов, спортивных часов, Малых школьных Олимпийских игр. Участие в спортивных соревнованиях различных уровней |
Организация дополнитель-ных образова-тельных программ | Внедрение в систему работы школы программ, направлен-ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | Организация работы спортивных кружков и секций. Программы изучения Правил дорожного движения (10 часов) и Пожарной безопасности (10 ч.) |
Просвети-тельская работа с родителями | Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей | Консультации школьного психолога по проблемам психологического здоровья детей. Организация тематических родительских собраний с участием медицинских работников. Информирование родителей об итогах медицинских осмотров. |
Организация работы образовательного учреждения по формированию у школьников культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа:
Первый этап - анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап - организация работы образовательного учреждения.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися, направленная на укрепление здоровья школьников, закаливание организма, содействие физическому развитию детей, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний
Направление деятельности и формы работы с учащимися
Программа "Здоровый ребенок" включает в себя
4 подпрограммы:
- Физическое здоровье
- общешкольные Дни здоровья;
- туристические походы и походы выходного дня;
- спортивные часы;
- спортивные внутришкольные турниры по различным видам спорта;
- деятельность спортивных секций;
- подготовка сборных команд школы по различным видам спорта;
- подведение итогов внутришкольных соревнований;
- проведение медицинских осмотров.
- Социальное здоровье
- трудовые десанты (осень, весна) по уборке и благоустройству школьной территории;
- организация экологических акций;
- беседы, лекции по правилам поведения в общественных местах, в кругу друзей, в семье;
- встречи с медицинскими работниками, сотрудниками ОВД;
- школьные праздники;
- работа с подшефными классами, тимуровская работа.
- Духовное здоровье
- формирование санитарно-гигиенической культуру школьников;
- беседы, лекции о здоровом образе жизни;
- внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений об окружающей среде;
-формирование понятия о том, что вредно, что полезно.
- Психическое здоровье
- создание благоприятного климата в школе, классах;
- создание уюта и защищенности детей;
- мониторинг состояния психического здоровья учащихся;
- работа с детьми «группы риска», учащимися, имеющими отклонения в поведении.
- Физическое здоровье
№ | Содержание деятельности | Срок выполнения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Оборудовать спортивные площадки на территории шко-лы; испытать гимнастическую стенку в игровой и спортивный инвентарь в спортзале | август | Сотрудники школы | Директор, зам. директора по АХР |
2 | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | сентябрь | 1 - 9 | Зам. директора по УР |
3 | Запись в секции и кружки спортивной направленности | сентябрь | 1 - 9 | Руководители секций |
4 | Деятельность спортивных кружков и секций | в течение года | 1 - 9 | Руководители секций |
5 | Выбор физоргов и ответст-венных учащихся за физкуль-турно-оздоровительную и спортивную работу в классах | сентябрь | 1 - 9 | Совет школы, Комиссия по культуре и спорту |
6 | Определение каждому классу места для проведения утренней гимнастики и подвижных игр на переменах; подготовка мелкого спорт. инвентаря, назначение ответственных за его хранение и выдачу | сентябрь | 1 - 9 | Старший воспитатель |
7 | Проведение бесед в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения утренней гимнастики, подвижных игр на переменах и физминуток | сентябрь | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
8 | Составление расписания занятий в секциях и кружках, тренировок команд классов | до 9 сентября | 1 - 9 | Зам. директора по УР |
9 | Составление расписания посещения тренажерного зала | до 9 сентября | 1 - 9 | Старший воспитатель |
10 | Разработка положения об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс года» | до 1 сентября | 1 - 9 | Зам. директора по ВР |
11 | Организация утренней зарядки | ежедневно | 1 - 9 | Старший воспитатель |
12 | День здоровья 1 – 4 кл. – территория школы 5 – 9 кл. – о.п. 350 км | сентябрь | 1 - 4 | Руководитель МО нач. классов |
5 - 9 | Зам. директора по ВР |
13 | Подготовка сборных команд школы по различным видам спорта (районные и городские соревнования) | в течение года (по плану соревнований) | Начальная школа Основная школа | Учитель физкультуры |
14 | Участие в районных и городских соревнованиях по лёгкой атлетике | в течение года (по плану соревнований) | 1 - 9 | Учитель физкультуры |
15 | Участие во Всероссийском лыжном кроссе «Лыжня России- 2012» | 2 четверть | 7 – 9 | Учитель физкультуры |
16 | Организация спортивных часов (в соответствии с расписанием) | 1 раз в неделю | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
17 | Спортивные внутришкольные турниры по различным видам спорта (баскетбол, футбол, шахматы, наст. теннис и т.д.) | в течение года (по плану соревнований) | 1 - 9 | Зам. директора по ВР Учитель физкультуры |
18 | Общешкольная спартакиада (территория школы, спортивный зал школы) | май | 1 – 4 5 - 9 | Зам. директора по ВР, Учитель физкультуры |
19 | Организация плановых медицинских осмотров учащихся | в течение года (по плану детской поликлиники) | 1 - 9 | Медицинский работник школы |
20 | Физкультурные минутки во время выполнения домашнего задания на самоподготовке | ежедневно | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
21 | Организация прогулки | ежедневно | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
22 | Физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные игры, упражнения с мячами и т.д.) | по плану воспитателя | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
23 | КТД школы «7 апреля – Всемирный День Здоровья» | апрель | 1 - 9 | Зам. директора по ВР |
24 | Оформление бюллетеня «Лучшие спортсмены школы» | апрель | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, учитель физкультуры |
25 | Освещение событий спортивной жизни школы в информационных листах | в течение года | 1 - 9 | Пресс-центр школы |
26 | Организация выступлений физкультурников на школьных мероприятиях | в течение года | Спортсмены школы | Зам. директора по ВР |
27 | Организация работы оздоровительных групп для учащихся с ослабленным здоровьем | в течение года | 1 - 9 | Учитель физкультуры |
- Социальное здоровье
№ | Содержание деятельности | Срок выполнения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Организация системы воспита-тельной работы, направленной на творческое развитие школь-ников и занятость каждого ученика полезной деятельнос-тью. Активное участие во всех конкурсах, КТД школы, района и города. | в течение года | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, руководители кружков, органы школьного самоуправления |
2 | Трудовые десанты по уборке и благоустройству пришкольной территории | сентябрь май | 1 - 9 | Старший воспитатель |
3 | Формирование системы непрерывного экологического воспитания: - месячник «Осенняя вахта труда»; - экологические акции по уборке территории; - фестиваль «Осенний марафон»; - цикл кл. часов о бережном отношении к природе; - экологический фестиваль «Зеленая волна», посвященный Дню Земли. | сентябрь апрель октябрь в течение года апрель | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, воспитатели 1 – 9 классов |
4 | Беседы, лекции по правилам поведения в общественных местах, в кругу друзей, в семье | в течение года (по плану воспитателя) | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
5 | Встречи с медицинскими работниками, сотрудниками полиции | в течение года (по специальному плану) | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
6 | Развитие ученического самоуп-равления. Организация шефс-кой помощи в классах. | в течение года | 5 - 9 | Зам. директора по ВР |
7 | Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. | в течение года | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, руководитель ЮИД |
8 | Работа по профилактике пожарной безопасности. | в течение года | 1 - 9 | Зам. директора по ВР, руководитель ДЮП |
- Духовное здоровье
№ | Содержание деятельности | Срок выполнения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Формирование санитарно-гигиенической культуры школьников: 1. Строгое соблюдение норм санитарии и гигиены. 2. Усиление роли санитаров в классах. 3. Работа по профилактике инфекционных, желудочно-ки-шечных, простудных заболе-ваний. 4. Организация еженедельной операции «Уют» в классах и спальнях. 5. Организация цикла бесед «Гигиена девочек, мальчиков». 6. Привитие стойких культур-но-гигиенических навыков. | в течение года | 1 - 9 | Зам. директора по ВР Старший воспитатель Медицинский работник школы Воспитатели 1 – 9 классов |
2 | Беседы, лекции о здоровом образе жизни | в течение года | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
3 | Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий | в течение года | 1 - 9 | Зам. директора по УР и ВР |
4 | Формирование представлений об окружающей среде | в течение года | 1 - 9 | Воспитатели 1 – 9 классов |
5 | Формирование системы антиалкогольного и антинаркогенного воспитания, борьба с курением: - кл. часы, лекции, диспуты; - кино и видеоматериал; - встречи с медработниками, сотрудниками милиции; - акции, конкурсы и др. | в течение года (по специальному плану) | 7 - 9 | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
6 | Проведение музыкальных, литературных часов, уроков культуры, познавательных и расширяющих кругозор мероприятий, сочетающих общечеловеческие и этнокультурные ценности, охватывающие основные аспекты социокультурной жизни | в течение года (по специальному плану) | 1 - 9 | Зам. директора по УР и ВР, руководители кружков, воспитатели 1 – 9 классов |
- Психическое здоровье
№ | Содержание деятельности | Срок выполнения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Создание благоприятного климата в школе, классах | в течение года | 1 - 9 | Администрация, педагогический коллектив |
2 | Создание уюта и защищенности детей | в течение года | 1 - 9 | Администрация, педагогический коллектив |
3 | Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье учащихся | в течение года | 1 - 9 | Социальный педагог, воспитатели 1 – 9 классов |
4 | Работа с детьми «группы риска», учащимися, имеющими отклонения в поведении | в течение года | 1 - 9 | Администрация Социальный педагог |
5 | Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, бродяжничеству, нарушениям школьной дисциплины, оформление картотеки | в течение года (по плану) | 1 - 9 | Социальный педагог |
6 | Активизация работы спортивных, творческих, общественных детских объединений и привлечение учащихся школы к занятиям дополнительного образования | в течение года | 1 - 9 | Администрация, педагогический коллектив |
7 | Проведение цикла бесед по правовому воспитанию школьников | 1 раз в месяц | 1 - 9 | Воспитатели 1 - 9 |
Программа классных часов о здоровом образе жизни и санитарно-гигиенических нормах «Здоровый ребенок»
1 – 4 классы
Месяц | Раздел | Тема и содержание беседы |
Сентябрь | Гигиена труда и отдыха | Режим дня школьника. Для чего нужен режим дня. Учебная нагрузка. Активный и пассивный отдых. Прогулка. Сон и его польза. |
Октябрь | Самопознание | Знание своего тела. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы и их предназначение. Рост и развитие человека. Здоровье и болезнь |
Ноябрь | Предупреждение инфекционных заболеваний | Простудные заболевания. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. Режим проветривания. Витаминизация. Профилак-тические прививки против гриппа. |
Декабрь | Гигиена полости рта. Общее представление о строении ротовой полости. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами. |
Январь | Профилактика инфекционных заболеваний. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Гигиена тела. |
Февраль | Основы личной безопасности и профилактика травматизма | Бытовой и уличный травматизм. Основные факторы травматизма в современном жилище, школе, на игровой площадке. Ожоги, электротравма, острые предметы, падение с высоты и др. Элементарные правила безопасности. |
Март | Культура потребления медицинских услуг | Выбор медицинских услуг. Вызов врача на дом. Служба «03», служба спасения. Посещение врача в поликлинике. |
Апрель | Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома, условия их хранения и употребления. |
Май | Питание и здоровье | Гигиена питания. Режим питания. Обработка пищевых продуктов перед приготовлением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Правила поведения за столом. |
Программа классных часов о здоровом образе жизни и санитарно-гигиенических нормах «Здоровый ребенок»
5 – 7 классы
Месяц | Раздел | Тема и содержание беседы |
Сентябрь | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний | Гигиена тела. Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица, рук, ногами. Уход за ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Уход за волосами. Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков. |
Октябрь | Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, пасты. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога. |
Ноябрь | Гигиена труда и отдыха. Биологические ритмы организма. Периоды работоспособности. Режимы учебы, отдыха и сна. Переутомление и его признаки. Признаки утомления органов зрения. Оптимальные условия учебного труда школьника. |
Декабрь | Профилактика инфекционных заболеваний. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи. Механизмы защиты организма. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекции. |
Январь | Питание и здоровье | Питание – основа жизни. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Режим питания. Правила поведения за столом. |
Февраль | Гигиена питания. Обработка пищевых продуктов перед приготовлением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Основные химические и биологические загрязнители пищи. |
Март | Культура потребления медицинских услуг | Выбор медицинских услуг. Вызов врача на дом. Служба «03», служба спасения. Посещение врача в поликлинике. |
Апрель | Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома, условия их хранения и употребления. |
Май | Предупреждение употребления психоактивных веществ | Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма и никотина. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества |
Программа классных часов о здоровом образе жизни и санитарно-гигиенических нормах «Здоровый ребенок»
8 – 9 классы
Месяц | Раздел | Тема и содержание беседы |
Сентябрь | Гигиенические правила | Гигиена тела. Выбор гигиенических средств для ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты и здоровья. |
Октябрь | Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, пасты. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога |
Ноябрь | Гигиена труда и отдыха. Физиологическая и психологическая адаптация организма к нагрузкам. Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: при подготовке и во время экзаменов, в период тренировок и соревнований и т.д.. |
Декабрь | Питание и здоровье | Питание – основа жизни. Основные правила рационального питания: режим питания, сбаланси-рованность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты и голодание. |
Январь | Гигиена питания. Обработка пищевых продуктов перед приготовлением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. Основные химические и биологические загрязнители пищи. |
Февраль | Предупреждение употребления психоактивных веществ | Алкоголь и табак. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении. |
Март | Наркотические вещества. Вред, наносимых организму человека при употреблении наркотических веществ. Изменения в поведении человека. Отказ от употребления на различных этапах. |
Апрель | Предупреждение инфекционных заболеваний | Профилактика инфекционных заболеваний. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи. Механизмы защиты организма. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекции. |
Май | Самопознание | Знание своего тела. Субъективные и объективные признаки здоровья. Представления о здоровом и больном теле в разных культурах. Здоровье юноши и девушки. |
Система внеклассных занятий
по правовому воспитанию младших школьников "Занимательное правоведение"
Описание системы внеклассных занятий
Цель данной системы – ознакомить детей младшего школьного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка», формировать у учащихся представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; способствовать воспитанию правовой культуры младших школьников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов, повышению гражданской активности.
Предложенные занятия базируются на основных, доступных ребёнку статьях международных и российских документов, направленных на защиту прав ребёнка. Изучение Конвенции ООН «О правах ребёнка» носит ознакомительный характер и является пропедевтикой обучения школьников демократическим ценностям и правам человека в дальнейшем.
Воспитательные занятия смоделированы на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить детей перед выбором действия, поступка, они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга и цивилизованно защитить свои.
Независимо от класса занятия по правам ребёнка рекомендуется проводить следующим образом: 1 занятие в месяц по 30-35 минут.
В результате ознакомления с правами и обязанностями, закреплёнными в международных и российских документах, дети должны получить общие представления о своих основных правах и свободах.
Система внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников:
1 – 4 классы:
Месяц | Тема и содержание беседы |
Сентябрь | «Права и обязанности» – вводное занятие. На данном занятии дети вместе с воспитателем выясняют, зачем человеку нужны права; какой была жизнь людей, когда они не имели никаких прав. В итоге беседы учащиеся должны ответить на вопрос, что такое права и обязанности и зачем они нужны. |
Октябрь | «Почему люди решили защищать права ребенка?» Дети знакомятся со Всеобщей декларацией прав человека, с идеей возникновения прав ребёнка, с принятыми соответствующими документами (Конвенция ООН «О правах ребёнка», Женевская декларация прав ребёнка, российские документы о правах ребёнка), в общем порядке рассматривают права ребёнка. Не нужно стремиться, чтобы каждый ребёнок сразу усвоил содержание Конвенции. Главное, чтобы дети осознали сам факт её принятия и то, что есть документы, направленные на защиту их прав. |
Ноябрь | «Право на жизнь». Младшие школьники знакомятся с правом каждого человека на жизнь, правом детей на особую защиту здоровья. |
Декабрь | «Право на уважительное отношение». Учащиеся рассматривают такие вопросы как: право человека быть самим собой; необходимость терпимости по отношению людям, непохожим на нас; право на уважительное к себе отношение; что такое «достоинство» человека; как защитить своё достоинство. |
Январь | «Право на образование». Из данной беседы ребята узнают, что такое образование, зачем оно нужно. Знакомятся с правом на образование. |
Февраль | «Право на собственное мнение». Учащиеся знакомятся с правом каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний; рассматривают правила, как необходимо высказывать своё мнение, чтобы не обидеть других людей; обсуждают вопрос, всегда ли нужно высказывать своё мнение. |
Март | «Право на отдых». Учащиеся выясняют, что такое отдых и зачем он нужен; знакомятся с тем, как правильно отдыхать, как не нарушить право других людей на отдых. |
Апрель | «Органы по защите прав ребёнка». На данном занятии ребята знакомятся с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка. Тема сложная для усвоения, однако, абсолютно необходимая, так как большинство детей младшего школьного возраста не имеют знаний по данному вопросу, не знают, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения их прав. |
Май | «Правила личной безопасности». Итоговое занятие |
Для достижения наибольшего воспитательного эффекта каждое занятие из данной системы рекомендуется проводить с использованием электронного приложения «Занимательное правоведение».
Использование данной системы внеклассных занятий способствует повышению уровня знаний о правах ребёнка, воспитанию правовой культуры младших школьников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов.
Программа по правовому воспитанию
учащихся основной школы
«Закон обо мне. Мне о законе»
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Одним из важных средств правового воспитания является ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки.
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. Содержательное направление.
§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников.
§ Организация работы лектория правовых знаний.
§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление.
§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам.
§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника.
3. Управленческое направление.
§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы.
§ Создание условий для реализации основных направлений программы;
§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в месяц.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Координация и контроль реализации программы:
Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД», которая:
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Содержание программы
по правовому воспитанию учащихся основной школы
«Закон обо мне. Мне о законе»
5 – 7 классы:
Месяц | Раздел | Тема беседы |
Сентябрь | Правила общения | «Знакомство с правилами школьной жизни» |
Октябрь | «Правила личной безопасности» |
Ноябрь | Правила поведения | «Человек в мире правил» |
Декабрь | «Права и обязанностями учащихся» |
Январь | «За что ставят на внутришкольный учет?» |
Февраль | Права ребенка | «Равенство прав людей от рождения» |
Март | «Конвенция «О правах ребенка. Права детей – забота государства» |
Апрель | Административная и уголовная ответственность | «Преступления и правонарушения. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним» |
Май | «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» |
Содержание программы
по правовому воспитанию учащихся основной школы
«Закон обо мне. Мне о законе»
8 – 9 классы
Месяц | Раздел | Тема беседы |
Сентябрь | Правила общения | «Правила личной безопасности» |
Октябрь | «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» |
Ноябрь | «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» |
Декабрь | Правила поведения | «Права и обязанностями учащихся» |
Январь | «За что ставят на учет в милицию?» |
Февраль | Права ребенка | «Подростку о трудовом праве» |
Март | «Права подростка при задержании работниками правоохранительных органов» |
Апрель | Асоциальное поведение | «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» |
Май | Административная и уголовная ответственность | «Преступления и правонарушения. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним» |
Система профилактической работы НОУ «Школа-интернат №10 ОАО «РЖД»
с детьми «группы риска»
Направление | Деятельность администрации | Деятельность администрации с педагогами | Деятельность социального педагога | Работа педагогов с детьми | Работа с родителями | Связь с социальными институтами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Профилакти-ческая работа | Организация ра-боты Совета про-филактики пра-вонарушений не-совершеннолет-ними. | Оказание мето-дической помощи в работе с детьми «группы риска». | Социально-педа-гогическая диаг-ностика. Индиви-дуальная и груп-повая коррекцио-нная работа с детьми. Выявле-ние причин «по-падания» детей в «группу риска». | Проведение разъяс-нительной работы о правовых обязан-ностях и ответст-венности несовер-шеннолетних. Правовые классные часы. | Организация лек-тория и индиви-дуальных консуль-таций. Посещение семей воспитан-ников, изучение жилищных усло-вий. | Проведение сов-местных рейдов, месячников и от-дельных меро-приятий, встреч с сотрудниками правоохранительных органов. |
2. Досуговая деятельность | Координация деятельности кружков и клубов в системе допол-нительного обра-зования школы и за ее пределами. | Мероприятия по укреплению взаи-мосвязей разно-возрастных кол-лективов и взаи-моотношений в классах. | Отслеживание посещений круж-ков детьми «группы риска» и привлечения их к участию в обще-школьных и клас-сных мероприя-тиях | Создание условий для выявления и развития способнос-тей детей. Включе-ние в коллективные и малые формы работы. | Привлечение ро-дителей к органи-зации и прове-дению совмест-ных мероприятий. | Организация про-дуктивного сво-бодного времени воспитанников. Участие в меро-приятиях район-ного, городского и дорожного уровней. |
3. Пропаганда здорового образа жизни | Создание усло-вий для безопас-ных условий тру-да и образования всех участников УВП, отслежива-ние активных форм работы. | Проведение семи-наров и совеща-ний по пробле-мам организации мероприятий, пропагандирую-щих здоровый образ жизни. | Соиально-педаго-гическая диагнос-тика психичес-кого и физическо-го здоровья вос-питанников. | Привлечение к учас-тию в массовых и спортивных меро-приятиях. Проведе-ние часов здоровья по профилактике вредных привычек. | Просвещение ро-дителей о воз-растных особен-ностях развития детей и профилак-тике вредных при-вычек. | Привлечение спе-циалистов раз-личных социаль-ных институтов к работе с педаго-гами, детьми и родителями. |
Направление | Деятельность администрации | Деятельность администрации с педагогами | Деятельность социального педагога | Работа педагогов с детьми | Работа с родителями | Связь с социальными институтами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Общение и развитие | Отслеживание личностного раз-вития детей. Индивидуальная работа с проб-лемными детьми | Взаимодействие с пед. коллектива по решению воз-никших проблем. Проведение педа-гогических конси-лиумов. | Проведение груп- повых тренингов общения, индиви-дуальных бесед. Подготовка пед. консилиумов. | Определение задач по развитию каж-дого воспитанника. | Организация кон-сультаций специа-листов по жела-нию родителей и по решению педа-гогического сове-та и Совета про-филактики. | Взаимодействие с районными и го-родскими профи-лактическими службами и уч-реждениями культуры |
5. Научно-методическая работа | Посещение семи-наров и конфе-ренций. | Ознакомление с нормативно-пра-вовыми докумен-тами и мето-диками диагнос-тики. | Индивидуальные консультации пе-дагогов. Пополне-ние методичес-кого кабинета материалами по работе с детьми «группы риска». | Определение влия-ния системы воспи-тательной работы с классом на разви-тие личности каж-дого ребенка. | Диагностика и ак-тивное включение в работу школы. | Коррекция личностного развития вос-питанников. |
6. Учётно- регистрационная деятельность | Самоанализ ра-боты школы. Изучение норма-тивно - правовых документов. | Своевременное выявление детей «группы риска». Разработка плана мероприятий по работе с данной категорией детей. Отслеживание результатов педагогической и коррекционной деятельности. | Проведение меро-приятий по защите прав ребенка и профилактике правонарушений. | Посещение детей на дому. Выявле-ние семей, нахо-дящихся в социа-льно опасном по-ложении. | Координация деятельности и своевременная отчетность. |
Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Софьи Перовской,
д. 50. Тел.: (3435) 49-22-92; e-mail: kovando@e-tagil.ru
НОУ «Школа-интернат №10 основного общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Свердловская железная дорога
Программа
формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни
«Здоровый ребёнок»
Негосударственного
общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат №10 основного общего образования
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
на 2011-2015 годы
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета № 5 директор НОУ «Школа-интернат №10
от « 30 » августа 2011 г. ОАО «РЖД»
____________________ Н.В. Ковандо
Приказ №____от « 01 » сентября 2011 г.
Формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни
Здоровье
сбергаю-щая
инфра-
структура
Рациональ
ная орга-
низация
учебной
и внеучроч
деятелно-сти
Эффектив-ная орга-низация
физкульт-оздоровит.
деятельно-сти
Организа-ция
дополнит.
образова-тельных
программ
Просвети-тельская
работа с
родите-лями
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Здоровье школьника
Состояние физического развития уч-ся
Уровень физического воспитания
Состояние лечебно- оздоровительной работы
Уровень учебной нагрузки на организм учащегося
Уровень психологической помощи школьникам
Состояние влияния внешней социальной среды
Состояние микроклимата в школе и дома
Образ жизни школьника (питание, режим дня и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей; 2) воспитывать чувство взаимопонимания...
Как подготовить слепого и слабовидящего ребёнка к школе. Как подготовить слабовидящего ребёнка к обучению письму.
Очень часто в школу для слабовидящих приходят дети или совсем неподготовленные или слабо приготовленные к школе. Сейчас возрос уровень требований к детям, поступающим в школу. Если вы, родители, до 7 ...
« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГО...
« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов обще...
Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»
Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» 1-4 кл...
Роль матери в жизни ребёнка. Как стать для приёмного ребёнка родным.
Заседание клуба замещающих родителей ...