Индивидуальная карта
материал на тему
Цель программы - создать благоприятные условия для развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа индивидуального развития одарённого ребёнка | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы" | |
ОДОБРЕНО на заседании МО классных руководителей, ____________ С.Н.Семенова "___" ____________ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________ И.А.Курбатов "___" __________ 20 г. |
Программа индивидуального развития ребёнка
"Восхождение к успеху"
Автор: Семёнова Светлана Николаевна,
учитель биологии высшей категории, классный руководитель 5"А" класса
г. Йошкар-Олы
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Поэтому особую актуальность приобретает воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности успешной, гуманной, впитавшей лучшие достижения культуры. Выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять соблазнам, подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть способными учиться добывать знания и "переучиваться в течение жизни", быть здоровыми физически и психологически, уметь самостоятельно ставить и достигать серьезные цели.
Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя. Именно в школе необходимо заложить в обучающихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Как помочь ребёнку в самопознании, самоутверждении, самореализации? Как научить адаптироваться в современном мире, строить взаимоотношения в семье, со сверстниками, как жить в мире и согласии с самим собой?
Программа индивидуального развития "Восхождение к успеху" направлена на формирование успешного стиля жизнедеятельности; высоких нравственных ценностей (человек, труд, семья, культура, честь и достоинство, здоровье, свобода, Родина, мир); потребностей и способностей к самовоспитанию и саморазвитию.
В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и обучающийся. У каждого свои задачи.
Моя задача как классного руководителя – при поддержке родителей помочь обучающемуся обрести уверенность в своих силах на пути достижению успеха, стимулируя его внутреннюю активность, потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Решение этой главной задачи возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспитательного взаимодействия – классный руководитель и обучающийся – поставят перед собой следующие цели:
- создание условий для становления и проявления индивидуальности (цель классного руководителя);
- эффективное использование возможностей стать самим собой (цель обучающегося).
По мнению Паоло Коэльо, успешный человек – это, прежде всего, человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтания как собственное предназначение, ведь "каждый человек, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира". Только познание и принятие самого себя дает человеку способность реализовать свои мечты. Чтобы помочь обучающимся эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате – стать самим собой, т.е. самоосуществиться, в воспитательной деятельности акцентируюсь на индивидуально-ориентированную направленность. Работа направлена на изучение индивидуально-личностного развития ребёнка, на раскрытие его уникальности и неповторимости. На основе диагностики положительных качеств личности, самодиагностики спрогнозировать и спроектировать перспективы его личностного роста
Целесообразность принятия программы воспитания "Восхождение к успеху" обусловлена также особенностями подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка – более высокий уровень самосознания, потребность осознания себя как личности. В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношением людей.
Программа индивидуального развития ребенка была использована при работе с обучающимся 5 класса Александром. Наблюдая в течение определенного периода за А., отметила, что он производит впечатления одаренного ребенка, начитан, проявляет интерес к учебё, наукам, дисциплинирован, аккуратен, добрый. Наряду с сильными сторонами личности, выделяются и слабые стороны, такие как нерешительность, быстрая утомляемость, вспышки эмоционального возбуждения, нетерпеливость, незначительная общительность с одноклассниками.
Основание для разработки программы воспитания
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Закон РФ "Об образовании".
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
- Национальная доктрина образования РФ.
- Президентская инициатива "Наша новая школа".
Цель программы: создать благоприятные условия для самореализации обучающегося как субъекта деятельности, как личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина.
Задачи программы:
- Создание условий для самовыражения обучающегося.
- Формирование "образа успешного человека" как элемента школьной культуры.
- Созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.
- Развитие задатков и способностей растущего человека.
- Освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
- Создание индивидуальной траекторию жизнедеятельности и развития обучающегося.
- Проектирование и создание с обучающимся ситуации выбора.
- Защита ребёнка, оказание ему помощи в разрешении личностных проблем.
- Создание условий для развития и проявления сильных сторон обучающегося
- Формирование нравственной направленности обучающегося.
- Содействование развитию инициативы и творческой активности обучающегося.
- Развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
- Развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
В основу реализации целей и задач по индивидуальной программе развития положены следующие принципы воспитания:
- Принцип целостности (сосредоточение на развитие системообразующего свойства, придающего человеку целостность).
- Принцип бинарности (развитие невозможно вне социума, пространства человеческой деятельности, общения и отношений, социального опыта и ценностей культуры. Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию.)
- Принцип доминанты (доминантные стороны являются наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и в развитие человека. Работа над слабостью должна вестись с позиции развития силы.)
- Принцип вариативности (помочь обучающемуся найти и занять свою нишу, наиболее комфортную и благоприятную в общем пространстве деятельности и отношений в ученическом коллективе)
- Принцип помогающих отношений (положительное отношение взрослого к ребенку, эмпатийное понимание ребенка, восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой.)
- Принцип творческой активности и успеха (проектирование и создание условий для проявления и развития креативных способностей обучающегося, на стимулирование у него желания стать субъектом индивидуального и коллективного жизнетворчества.)
- Принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.)
Основные направления программы:
Основные направления | Цель и задачи | Формы совместной деятельности | Функции классного руководителя |
"Я – научусь учиться" Интеллектуальное направление. | Цель: создание условий для реализации и демонстрации интеллектуальных возможностей обучающегося. Задачи:
| Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, устных журналов, конкурса чтецов, предметных недель, проведение викторин, турниров, предметных олимпиад. |
|
"Я среди людей" Психологическое направление. | Цель: помочь обучающемуся создать образ своего "я", сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Задачи:
10. Помочь подростку осмыслить свою роль в классе, в семье, школе. | Организация и проведение психологических тестов, практических заданий, тренировочных упражнений, классных часов. |
|
"Я – лидер" Общение. | Цель: способствовать развитию в обучающемся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе. Задачи:
11. Научить понимать подростка, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения. | Организация и проведение тренингов, развивающих лидерские качества и умения, ролевых и деловых игр, тестов, психологических и коммуникативных игр через Портфолио, участие в социальных проектах, праздников.
| 1.С помощью диагностических методик выявить обучающихся с лидерскими качествами. 2. Изучение способностей к общению каждого обучающегося в коллективе, определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики. 3. Обучение активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий. 4. Изучение адаптации обучающегося к школе, классу. 5. Регулярные диагностические исследования положения обучающегося в коллективе, взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией. |
"Я достойный духовно – развитый, культурный человек" Духовно – нравственное направление. | Цель: обучение обучающегося пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей. Задачи: 1. Формировать у подростка нравственное отношение к окружающим людям и содействовать культурному росту. 2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях. 3. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. 4. Воспитывать у обучающегося правильную нравственную позицию. 5. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру. 6. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы. 7. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества | Организация и проведение тренингов, акции милосердия, тематических бесед, классных часов, диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы, классных праздников, посещения концертов, театров, кинотеатров. Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер. Формирование и развитие классных традиций. | 1. Изучение приоритетных ориентиров и нравственных ценностей обучающегося. 2. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех возрастных этапах. 3. Формирование у обучающегося потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью. |
"Я здоровый человек" Здоровье сберегающее направление. | Цель: формирование здорового образа жизни 1. Способствовать пониманию обучающимся значения ценности физической культуры в развитии человека. 2. Расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни. 3. Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности. 4. Создавать условия для физического развития обучающегося. 5. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. 6. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни: пропагандировать здоровый образ жизни. 7. Взаимодействовать с медицинским работником школы. 8. Обеспечивать основы безопасности жизни. 9. Сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку обучающихся к личной безопасности жизни. | Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья, тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций, походов, поездок, экскурсий в парки, прогулок. | |
"Мы вместе" Семейное воспитание. | Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятных условий развития личности. Задачи: 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов школы. 2. Организация родительского всеобуча через систему родительских собраний, бесед. 3. Создание условий для профилактики асоциального поведения подростка. 4. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.). 5. Организация и совместное проведение досуга подростка и родителей. | 1.Изучение семьи обучающегося (психолого-педагогическая диагностика наблюдения, беседы, тестирование). 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции, тренинги, индивидуальные и тематические консультации, беседы). 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел) 4. Привлечение родителей обучающегося класса к сотрудничеству |
|
Этапы реализации программы:
I этап. Подготовительный этап – I четверть 2008-2009 учебного года
Цель: собрать информацию о ребенке
Для сбора и анализа фактической информации используются различные методы:
- Наблюдение – изучение обучающегося в процессе воспитания, взаимодействуя с ним.
- Собеседование и анкетирование обучающегося и родителей обучающегося (метод позволяет быстро получить информацию об обучающемся).
- Изучение документации (характеристики, личного дела, медицинской карты, целей и задач работы в начальном звене).
- Консультации, встречи и беседы с учителями, работающими в начальном звене, учителями – предметниками, школьным психологом, медицинским работником.
Содержание деятельности: фиксация информации в индивидуальной карте обучающегося, обработка получаемой информации, определение сильных и слабых сторон, выявление проблемных вопросов, формирование предположения о содержании и причинах возникновения проблемы, подготовка к совместному с обучающимся поиску путей и способов решения возникших личностно значимых для него проблем.
Ожидаемый результат: представление об обучающемся
I. Общие сведения (ФИО., родители, домашний адрес) | |
II. Семейное влияние: | |
1) Состав семьи | полная |
2) Тип семьи | Благополучная, родители морально устойчивы, эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители – пенсионеры |
III.Физическое состояние: | |
1. Состояние здоровья | Имеет хроническое заболевание: аллергик, бронхиальная астма |
2. Соблюдение правил гигиены | соблюдает |
3. Отношение к урокам физической культуры | От уроков физической культуры имеет освобождение, но очень любит их посещать, выполняет посильные двигательные упражнения |
4. Наличие вредных привычек, дурных наклонностей | отсутствуют |
I. Уровень развития навыков общения и социального взаимодействия. Обучающийся в системе воспитательных отношений: | |
1. В системе ученик – семья: | Ребёнок психологически защищен, любим, может рассчитывать на поддержку в семье, отношения взаимного уважения. |
2. В системе школа – семья: | Между требованиями школы и семьи противоречия отсутствуют |
3. В системе ученик – учитель: | Уровень высокий. Отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии, конфликтных ситуаций не наблюдалось |
4. В системе ученик – ученик: | Уровень средний Общается с немногими одноклассниками, 4 постоянных друга – приятелей, иногда бывают незначительные конфликтные ситуации, некоторые мальчики подшучивают из-за его маленького роста |
5. Отношения с ученическим коллективом (методика определения индекса групповой сплоченности Сишора, оценка социально – психологического климата классного коллектива | Дорожит мнением коллектива, уровень групповой сплоченности коллектива оценивает в 11,5 баллов, что соответствует среднему уровню, Психологический климат классного коллектива оценивает как ситуативно-положительный, с преобладанием положительных характеристик. |
II. Уровень средовой адаптации | Недостаточно высокий |
III. Уровень развития основных характеристик учебной деятельности | |
1. Уровень развития познавательной активности (когнитивная организация) | Познавательная активность на уровне среднего. |
2. Уровень развития самостоятельности (регуляция действия) | Уровень средний. Задания выполняет при оказании направляющей помощи |
3. Темп учебной деятельности (скорость) | Средний уровень, напряженно |
4. Общее интеллектуальное развитие | Широкий кругозор, много читает, речь развита |
5. Успеваемость | 4.5 балла, оценки "4" по русскому языку, математике, английскому языку, технологии Высокие знания по биологии, истории. |
IV. Трудовая активность | Трудолюбив |
V. Дисциплинированность | Дисциплину в школе не нарушает |
II этап. Диагностический этап – ноябрь , 2008 г. – май , 2009 г.
Цель: изучить психологическое развитие обучающегося и его потенциальные возможности и составить социально – психологический портрет обучающегося (определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития).
Задачи:
1. Осуществить психолого-педагогическое обследование обучающегося.
На этом этапе необходимо тесное сотрудничество со школьным психологом, используются специальные психолого-педагогические методы:
- Наблюдение.
- Беседа – изучение индивидуальных качеств и особенностей обучающегося, опираясь на жизненный опыт и отношения обучающегося, позволяет поближе познакомиться с обучающимся, понять его, выявить его особенности.
- Анкетирование.
- Тестирование – использование стандартных заданий с целью выявления определенных знаний, умений, навыков, способностей и других психических свойств личности.
- Социометрия.
2. Проанализировать результаты диагностики.
3. Зафиксировать полученную информацию в индивидуальной карте обучающегося.
Приоритетные направления в изучении личности:
1. Выявление индивидуальных особенностей характера.
2. Изучение семьи и взаимоотношений в ней.
3. Выявление коммуникативных особенностей личности.
4. Выявление познавательной активности личности.
5. Изучение творческого потенциала.
6. Комфортность личности в коллективе.
7. Изучение эмоционального фона межличностных отношений.
8.Определение уровня воспитанности.
9. Исследование уровня тревожности.
Ожидаемый результат: углубленное изучение психолого-педагогических особенностей обучающегося, заполнение индивидуальной карты, знакомство родителей обучающегося с результатами диагностических исследований.
Диагностическое изучение особенностей личности | Результаты диагностики | |
Диагностика характера И.А.В. с помощью опросника Шмишека: | Тип акцентуации характера – возбудимый. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье, обладают низкой терпимостью. В эмоционально спокойном состоянии люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. Рекомендации: знание этих особенностей педагогом и их предвидение, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение | |
Диагностика школьной мотивации (по Лускановой Н.А.) Цель: изучить отношение обучающегося к школе, к учебному процессу и эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. | 16 баллов – положительное отношение к школе, благополучно чувствует в школе. Познавательные мотивы мало привлекает | |
Диагностика уровня тревожности с помощью теста Филипса. Проявление тревожности наблюдается, если при обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Более 50% несовпадений – повышенная тревожность. Более 75% несовпадений – высокая тревожность. | 1. Общая тревожность в школе – 82% 2. Переживание социального стресса – 82% 3. Фрустрация потребности в достижении успеха – 62% 4. Страх самовыражения – 33% 5. Страх ситуации проверки знаний – 88% 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 90% 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 80% 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 50 % Среднее значение уровня тревожности: 70.8%. Причина повышенной тревожности в 5 классе – эмоциональные переживания обучающегося, связанные с переходом их из начального звена в основное, а также объединением классов в середине 1 четверти. | |
Самооценка личности (методика изучения самооценки личности, составитель З.В. Соловьева) | 39 баллов, заниженная самооценка. Рекомендации: необходима психолого-педагогическая помощь. При формировании позитивной самооценки обучающегося обратить внимание на следующие основные подходы и техники: одобрение (называть положительные черты характера), помогать вносить свой собственный вклад в развитие коллектива, подчёркивать любые улучшения, успехи, раскрывать сильные стороны, формировать веру в успех, концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах, активизировать работу по ведению портфолио (на основании конкретных результатов обучающийся видит свои реальные возможности). | |
Уровень развития волевых качеств (опросник для оценки волевых качеств). | ||
Целеустремленность | 10 баллов, средний уровень развития качества | |
Настойчивость | 8 баллов, средний уровень | |
Самостоятельность и инициативность | 7 баллов, средний уровень | |
Решительность и смелость | 6 баллов, средний уровень | |
Выдержка и самообладание | 10 баллов, ниже среднего уровень | |
Уровень воспитанности | 0.71 – средний уровень Рекомендации: Продолжить работу над повышением уровня воспитанности обучающегося путем проведения бесед, классных часов. | |
Уровень сформированности опыта эмоционально – ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека (методика "Направленность личности") | Преобладающая направленность – из 17 пунктов опросника: 4 ответа варианта "А" – направленность на собственную личность. 13 ответов варианта "В" – на деловую активность | Ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, интровертированность Заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение. |
Уровень творческого потенциала личности | 98 баллов – из 180, средний уровень | |
Уровень творческой активность (методика определения эффективности коллективных дел) | Активность – зритель | |
Уровень духовно – нравственного развития (методика оценки духовно – нравственного развития, составитель З.В. Соловьева). | 62 балла – чуть выше среднего Рекомендации: используя разнообразные виды деятельности и формы внеклассной работы, способствовать нравственному становлению личности обучающегося. Помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. | |
Готовность к самопознанию | Из 7 баллов: 5 баллов – желает знать о себе, 6 баллов – может совершенствоваться |
III этап. Проектный этап – I четверть 2009-2010 учебного года
Цель: составить индивидуальную программу развития.
Индивидуальная программа подразумевает:
- Выработку оптимальных для обучающегося режима жизни и работы в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья.
- Корректировка отношений со взрослыми и обучающимися, формирование культуры общения.
- Определение, исходя из индивидуальных возможностей обучающегося, основных направлений совместной с обучающимся деятельности с опорой на общечеловеческий ценности.
- Организация консультативной помощи и разработка совместно с семьей путей овладения интеллектуальной культурой в соответствии с познавательными возможностями обучающегося.
- Совместно с классным руководителем, родителями, психологом, обучающийся определяет занятия, мероприятия, способствующие его личностному развитию.
- Фиксация уровня участия обучающегося в различных мероприятиях.
IV этап. Деятельностный этап – ноябрь 2009 г. – октябрь, 2010 г.,
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Задачи: обеспечение поддержки активности обучающегося по осуществлению индивидуальной программы развития
На пути реализации выбранных ориентиров личностного роста обучающийся заполняет портфолио развития и портфолио внешних достижений.
Для отслеживания результатов на всем протяжении работы с обучающимся необходимо структурировать ежедневные наблюдения, фиксировать каждый этап работы и конкретные результаты.
Ожидаемые результаты: повышение интереса, активности обучающегося в жизнедеятельности класса и школы; участие мероприятиях и конкурсах различного уровня; смещение творческой активности с позиции зритель на позиции – участник, член команды, организатор; формирование уверенности в себе.
Основные направления совместной деятельности | Формы совместной деятельности |
"Я – научусь учиться" Интеллектуальное направление. | Участие в школьных предметных олимпиадах Классные часы: "Возможности человеческой памяти", Изучение гибкости мышления. Переводчики. "Обычаи и традиции народов мира". Информационный час "Время. События, люди" Беседа. Культура получения знаний, какое у меня интеллектуальное участие в предметных неделях Интеллектуальное путешествие в Страну знаний Конкурс эрудитов Установления уровня развития умения сравнивать. Анаграммы. |
"Я среди людей" Психологическое направление. | Беседы: "Мои жизненные принципы", "Я успешный человек", "Я и мой класс", "Я и мои одноклассники", "Мой лучший друг", "Мой характер", Автопортрет "Какой я?", "Круг моих интересов", "Искусство успевать", "Я учусь планировать", "Как научиться уважать людей" Классные часы: "Моя самооценка, или как полюбить себя","О силе воли","О терпимости". |
"Я – лидер" Общение. | Привлечение к планированию работы, работе классного собрания, распределению поручений. Оформление классного уголка, летописи класса, выпуск стенгазет, боевых листов, поздравительных открыток. Конкурс патриотической песни. Классные вечера, посвященные Дню влюблённых, 8 марта, Дню защитника Отечества. Участие в реализации социального проекта "Забота о школе". |
"Я достойный духовно – развитый, культурный человек" Духовно – нравственное направление | Поздравление бабушек и дедушек с днем пожилого человека. Посещение Национальной галереи. Благотворительная акция. Посещение Дома ребёнка. Беседы: "Что такое справедливость", "Иметь своё мнение – это важно?", "Учитесь добру", "Бойся равнодушных", Речевой этикет и чистота речи. Как надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли? В чем залог твоего успеха? Классные часы: "Я – дома, я – в школе, я – среди друзей", "Что значит быть порядочным человеком", "Проявляй милосердие", Час общения "Окна моего дома. Что они для меня значат", "Великая сила любви", "Мои потребности", "Творить благо", "Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности", Вся наша жизнь – игра Конкурс осенних композиций "Чудеса своими руками." Занятие – мини – спектакль. Болтовня. |
"Я здоровый человек" Здоровье, сберегающее направление. | Беседа "Как развить свои физические возможности", "Культура здорового тела","Моё здоровье" Классные часы: "Из истории Олимпийского движения", "О героях спорта. Вячеслав Фетисов" |
"Мы вместе" Семейное воспитание. | Родительские собрания, конференции: Помощь родителям в адаптации детям к средней школе. Особенности младшего подросткового возраста. Нравственное воспитание в семье. Как сохранить здоровье ребенка. Компьютер в жизни школьника. Как развивать у ребенка работоспособность. Друзья моего ребёнка. Кто они, какие они? Особенности взаимодействия родитель – ребёнок – учитель. Как развивать чувство ответственности в детях. Воля и пути её формирования у обучающихся. Посещение обучающегося на дому; беседа "Я и мои родители"; классный вечер, посвященный Дню мам. "Я горжусь своей семьей", написание заметки в школьную газету. Итоговые родительские собрания |
V этап. Результативно – аналитический этап – II четверть
2010-2011 учебного года
Цель: обобщить результаты деятельности обучающегося в рамках реализации индивидуальной программы развития, проанализировать динамику развития личности обучающегося.
Основные методы и приемы: беседа, тестирование, прием рефлексии и саморефлексии.
Обучающийся защищает свое портфолио.
Ожидаемый результат: анализирование полученных достижений, выявление наиболее удачных и интересных форм работы, наблюдение динамики развития личности.
Критерии | Результаты развития личности обучающегося (динамика развития) |
1. Уровень развития навыков общения и социального взаимодействия. Обучающийся в системе воспитательных отношений: | |
В системе ученик – ученик: | Уровень повысился до достаточного. Пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, , 4 постоянных друга – приятеля, конфликтных ситуаций не наблюдалось |
Отношения с ученическим коллективом | Дорожит мнением коллектива, оценка уровня групповой сплоченности коллектива повысилась до 14,8 баллов, что соответствует выше среднему уровню. Психологический климат классного коллектива оценивает как ситуативно-положительный, с преобладанием положительных характеристик |
Уровень средовой адаптации | Достаточно высокий |
2.Уровень развития основных характеристик учебной деятельности | |
1. Уровень мотивации | Высокий уровень школьной мотивации, чётко следует всем указаниям учителя, добросовестный и ответственный |
2. Уровень развития познавательной активности (когнитивная организация) | Познавательная активность достаточно высокая на многих предметах, познает осознанно |
3. Уровень развития самостоятельности (регуляция действия) | Уровень достаточный. Задания выполняет при оказании стимулирующей помощи, действует планомерно, настойчиво |
4. Темп учебной деятельности (скорость) | Выше среднего, обладает гибкостью, легко учиться |
Общее интеллектуальное развитие | Широкий кругозор, много читает, умеет выразить свою мысль письменно и устно |
Успеваемость | 5,0 баллов, высокие знания по биологии, истории, географии. |
3. Особенности личности | |
Самооценка личности | 28 баллов, адекватная |
Уровень развития волевых качеств (опросник для оценки волевых качеств). | |
Целеустремленность | 13 баллов, высокий уровень развития качества |
Настойчивость | 9 баллов, средний уровень |
Самостоятельность и инициативность | 12 баллов, высокий уровень |
Решительность и смелость | 7 баллов, средний уровень |
Выдержка и самообладание | 14 баллов, высокий уровень |
Уровень воспитанности | 0.86 – выше среднего |
Творческая активность, участие в мероприятиях | Занимается в школьном кружке "Экологознайки", конкурс патриотической песни, сбор макулатуры, школьные предметные недели, олимпиады Активность – участник, ролевая позиция – член команды, капитан команды, докладчик |
Достижения | "Русский медвежонок" – 2 место по школе Биологический чемпионат – 2 место по городу, 1 место по школе Географический чемпионат – 1 место по городу Городской осенний географический марафон – 4 место Школьная олимпиада по биологии – 1 место Школьная олимпиада по истории – 1 место Школьная олимпиада по географии– 1 место |
Уровень воспитанности обучающегося А.:
Этапы | 1. Долг и ответственность | 2. Бережливость | 3. Дисциплинированность | 4. Ответственное отношение к учебе | 5. Ответственное отношение к труду |
Диагностический этап | 0.31 Низкий уровень | 0.81 Средний уровень | 0.62 Средний уровень | 0.75 Средний уровень | 0.68 Средний уровень |
Заключительный этап | 0.51 Ниже среднего | 1 Высок. уровень | 0.87 Выше среднего | 0.75 Средний уровень | 0.75 Средний уровень |
Этапы | 6. Коллективизм | 7. Доброта и отзывчивость | 8.Честность и справедливость | 9. Скромность | 10. Культурный уровень |
Диагностический этап | 0.43 Низкий уровень | 0.75 Средний уровень | 0.75 Средний уровень | 0.68 Средний уровень | 1 Высокий уровень |
Заключительный этап | 0.62 Ниже среднего | 0.81 Средний уровень | 0.81 Средний уровень | 0.81 Выше среднего | 1 Высокий уровень |
VI этап. Корректирующий этап
Работа на данном этапе способствует уточнению и пересмотру некоторых аспектов индивидуальной программы.
Мониторинг эффективности программы
Ожидаемый результат:
- Созданы все условия для самовыражения обучающегося,
- развиты ключевые компетенции личности.
- Сформирована нравственная, физически здоровая личность
- Положительная динамика творческого и личностного роста обучающегося в классном коллективе
- Обучающийся принимает активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях
1. Мониторинг эффективности эффективность педагогического содействия индивидуальному развитию ребёнка.
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Интеллектуальная развитость обучающегося Познавательная активность | Интеллектуальный потенциал | Методика "Культурно-свободный тест на интеллект". |
Уровень мотивации | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. | |
Освоенность образовательных программ | Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости | |
Нравственная развитость обучающегося | Сформированность основных нравственных качеств личности | Анкета "Диагностика уровня воспитанности" |
Умение и стремление обучающегося к познанию и проявлению своих возможностей. | Стремление к самопознанию Личностный рост ребенка. | Методика "Самооценка" Методика "Репка" |
Развитость коммуникативности | Выше уровень общительности. | Методика "Социометрия" |
Физическая развитость | Состояние здоровья | Статистический медицинский анализ состояния здоровья |
Развитость физических качеств. | Выполнение нормативов | |
Социально – психологическая компетентность | Выше уровень умений устанавливать межличностные отношения с людьми | Интерперсональная диагностика межличностных отношений Т.Лири (модифицированный вариант Л.Н.Собчик) |
Выше уровень сформированности аффилиации (установление, сохранение добрых отношений с людьми) | ||
Выше уровень способности к эмпатии | ||
Ниже уровень тревожности | Тест школьной тревожности Филипса | |
Ниже уровень агрессивности | Тест Розцвейга | |
Креативность личности, высокие достижения. | Обучающийся принимает активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях | Портфолио достижений |
2. Мониторинг результативность деятельности обучающегося по развитию собственной индивидуальности
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Самоосуществимость | Реализация потребности стать самим собой | 1.Методика "Личный сайт" (Н.В. Чернушевич, Е.Н. Степанов) 2. Дневник достижений (Н.А. Алексеева) 3. Методика "Автопортрет – коллаж" (М.А. Александрова) 4. Сочинение – самоисследование "Портрет моего "Я" (Т.В. Лодкина, Ф.И. Кевля) 5. Методика "Мишень творчества" (М.А. Александрова, Е.Н. Степанов) 6. Методика "Чем я отличаюсь от друга (подруги)" (И.С. Артюхова) |
Самоэффективность | Использование своих потенциальных и реальных возможностей | |
Самоудовлетворенность | Ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью |
Ресурсное обеспечение выполнения программы
1. Программно-методическое:
- формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное работу по индивидуальной программе развития личности обучающегося;
- разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся.
- документация (индивидуальный план, портфолио, карта)
2. Информационное:
- информирование коллектива учителей о работе по индивидуальным программам развития личности обучающегося в школе.
- информирование обучающегося и его родителей с результатами диагностических исследований.
3. Кадровое:
- обучение на курсах повышение квалификации, знакомство с опытом работы по данному направлению,
- классный руководитель, учителя предметники, школьный психолог, социальный педагог
4. Организационное:
- подготовить условия для работы с индивидуальными картами развития ребенка.
5. Материально-техническое:
- классные помещения;
- компьютер, Интернет
- организовать пополнение фонда библиотеки методической литературой.
Список использованной литературы
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
- Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000
- Личностное портфолио школьника. 5-7 классы: учеб.-метод. Пособие / З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, М.В.Токарева. – М.: Глобус, 2008. – 96 с. – (Воспитательная работа)
- Настольная книга классного руководителя: 5-9 классы / И.С.Артюхова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. - (Настольная книга учителя)
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – 2-е изд., дораб. – М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996. – 352 с.
- Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям. – М., 1996.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2008. – 336 с. – (Классное руководство)
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М., 1999
- Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М., 2003
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
- Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 1999
- http://lib.udsu.ru/dis_text/3/2007_int_374039734.pdf
- http://www.vashpsixolog.ru/index.php/psychodiagnostic-school-psychologist/122-tests-guidance/714-map-of-interests-golomshtok-study-of-cognitive-interests-in-connection-with-problems-of-vocational-guidance
- http://www.psy-files.ru/bibl/referat/376-faktory-formirovanija-lichnosti..html
- http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
- http://gov.cap.ru/home/56/obrazov/klass/3/p9aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода
В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью ре...
Мониторинг в 5 классе. Индивидуальная карта ученика
Мониторинг - важная составляющая работы педагога. Учитель, принимая пятиклассников, должен знать уровень готовности учеников изучать программу основной школы. В этих целях мы проводим диаг...
Индивидуальная карта слабоуспевающего
Индивидуальная карта слабоуспевающего для 5-х классов...
Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"
Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....
Индивидуальная карта учащегося
Индивидуальная карта учащегося предназначена для заполнения каждым учащимся после изучения темы "Деепричастие". Очень удобна при параллельном использовании с презентацией по этой же теме или как самос...
Индивидуальная карта учебных достижений учащегося
Индивидуальная карта учебных достижений помогает как учителю, так и самим учащимся отслеживать уровень усвоения определённого вида орфограммы и пунктограммы....
индивидуальная карта работы с учеником, стоящем на учете
помощь в работе с учеником, стоящем на учете...