Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"
классный час на тему

Вовненко Нелли Иосифовна

Цель:

  • продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
  • познакомить учащихся с различными видами ответственности
  • развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
  • продолжить формировать  чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_otvetstvennost.doc96.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час (5 класс)

«Ответственность. Обязанности. Права»

Цель: 

  • продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
  • познакомить учащихся с различными видами ответственности
  • развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
  • продолжить формировать  чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Задачи:

  • помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки
  • содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий
  • способствовать развитию у школьников  чувства ответственности
  • убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения
  • воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки
  •  способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога

Ход занятия:

 Слайд 1: В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».

На прошедшем классном часе я просила вас ответить на вопрос «Что такое ответственность?». И вы мне ответили, так как понимаете это чувство. У всех ответы были разными. Кто-то понимает, что такое «ответственность», а кто-то не совсем.

Сегодня мы попытаемся ответить на этот сложный и несложный вопрос, мы узнаем, с какими ещё понятиями связано чувство ответственности.

Слайд 2: «Ответственность. Обязанности. Права»

Какие обязанности и за что несете Вы ответственность: до поступления в школу? в начальной школе? сейчас? (Слайды 3-5)

Слайд 6: Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

Слайды 7 – 12:

– Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке?(Болтливость.)

– Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина?(Жадность.)

– Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)

– Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)

– Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)

– Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)

Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

– Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

От этого авторитет

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. (слайд 13)

Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

Административная ответственность (слайд 14) наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

  • приобретение, хранение, употребление наркотических средств
  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • повреждение государственного имущества (например: порча имущества школы)
  • распитие спиртных напитков
  • нарушение правил дорожного движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство и т.д.

Материальная ответственность (слайд 15) за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

Уголовная ответственность (слайд 16) наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

  • грабежи, разбои, хищение
  • умышленное убийство
  • действия сексуального характера
  • угон автотранспортных средств
  • ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

      Итак, можно сделать в ы в о д:

– ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

– вы должны сами отвечать за свои ошибки;

– вы всегда можете пробовать, главное – действовать;

– у вас всегда есть выход из ситуации;

      – у вас есть выбор.

     Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека (слайд 17) – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых.

 В каких документах говорится о правах и обязанностях детей?

(Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

Как вы считаете, что такое право? (слайд 18)

 (Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Выделены ли права ребенка из прав человека? Если да, то почему? 

(ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых)

Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство? Почему вы так считаете?

Может ли быть в бесправном государстве разговор, о  правах ребенка?

Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа, кто знает, как она называется? («Дети России») – слайд 19.

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? 

  • на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства.

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу?

  • бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения.

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? 

  • участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.

Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав? 

  • Право на образование (каждый обязан учиться).
  • Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).
  • На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).
  • На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).
  • На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).
  • Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).
  • Право на ошибку (учиться избегать ошибок).
  • На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).
  • Жить без насилия (не применять насилия к другим).

Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав (слайд 20 – ситуация 1): 

Ситуация 2: 
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история Санкт-Петербурга, если я космонавтом буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право иметь свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете, как касается? меня за Вашу двойку знаете, как наказали?

Кто прав?

 (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

  Ситуация 3:
На перемене в одной из школ между подростками Птичкиным  и Сидоровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Птичкину телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья?

(В действиях Сидорова  усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Сидоров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полицию в отдел по делам несовершеннолетних).

Закончить нашу беседу я хочу словами Станислава Ежи Леца (слайд 24) «Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание - часто».

Кл. руководитель 5а Костина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Классный час «Имею право, но обязан»

Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТЦель: - воспитание правовой грамотности учащихся;            - учить учащихся определять...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Классный час "Мои права и обязанности"

Разработка классного часа "Мои права и обязанности" для учащихся 6 класса. Мероприятие очень интересное, сопровождается презентацией, наглядным материалом на доске, а так же видеоматериалами (фрагмент...

Классный час Наши права и обязанности

Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия  "право",  " права" , "...