Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"
классный час на тему
Цель:
- продолжить формировать у учащихся понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
- закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
- познакомить учащихся с различными видами ответственности
- развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
- продолжить формировать чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_otvetstvennost.doc | 96.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час (5 класс)
«Ответственность. Обязанности. Права»
Цель:
- продолжить формировать у учащихся понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человека
- закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; о гражданских правах и обязанностях
- познакомить учащихся с различными видами ответственности
- развивать правовое мировоззрение и нравственные представления
- продолжить формировать чувство ответственности за свои поступки и действия, уважительное отношение друг к другу
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
Задачи:
- помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий
- способствовать развитию у школьников чувства ответственности
- убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения
- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки
- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога
Ход занятия:
Слайд 1: В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».
На прошедшем классном часе я просила вас ответить на вопрос «Что такое ответственность?». И вы мне ответили, так как понимаете это чувство. У всех ответы были разными. Кто-то понимает, что такое «ответственность», а кто-то не совсем.
Сегодня мы попытаемся ответить на этот сложный и несложный вопрос, мы узнаем, с какими ещё понятиями связано чувство ответственности.
Слайд 2: «Ответственность. Обязанности. Права»
Какие обязанности и за что несете Вы ответственность: до поступления в школу? в начальной школе? сейчас? (Слайды 3-5)
Слайд 6: Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.
Слайды 7 – 12:
– Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке?(Болтливость.)
– Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина?(Жадность.)
– Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)
– Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)
– Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)
– Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)
Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
– Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
Ф. Гинзбург
Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. (слайд 13)
Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.
Административная ответственность (слайд 14) наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:
- приобретение, хранение, употребление наркотических средств
- жестокое обращение с животными
- повреждение транспортных средств
- повреждение государственного имущества (например: порча имущества школы)
- распитие спиртных напитков
- нарушение правил дорожного движения
- нарушение устава школы
- мелкое хулиганство и т.д.
Материальная ответственность (слайд 15) за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.
Уголовная ответственность (слайд 16) наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:
- грабежи, разбои, хищение
- умышленное убийство
- действия сексуального характера
- угон автотранспортных средств
- ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
Итак, можно сделать в ы в о д:
– ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;
– вы должны сами отвечать за свои ошибки;
– вы всегда можете пробовать, главное – действовать;
– у вас всегда есть выход из ситуации;
– у вас есть выбор.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека (слайд 17) – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых.
В каких документах говорится о правах и обязанностях детей?
(Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)
Как вы считаете, что такое право? (слайд 18)
(Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)
Выделены ли права ребенка из прав человека? Если да, то почему?
(ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых)
Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство? Почему вы так считаете?
Может ли быть в бесправном государстве разговор, о правах ребенка?
Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть президентская программа, кто знает, как она называется? («Дети России») – слайд 19.
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок?
- на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства.
Какие права имеет ребенок, поступивший в школу?
- бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения.
Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет?
- участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.
Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав?
- Право на образование (каждый обязан учиться).
- Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).
- На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).
- На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).
- На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).
- Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).
- Право на ошибку (учиться избегать ошибок).
- На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).
- Жить без насилия (не применять насилия к другим).
Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав (слайд 20 – ситуация 1):
Ситуация 2:
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне история Санкт-Петербурга, если я космонавтом буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право иметь свои взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете, как касается? меня за Вашу двойку знаете, как наказали?
Кто прав?
(Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).
Ситуация 3:
На перемене в одной из школ между подростками Птичкиным и Сидоровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Птичкину телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья?
(В действиях Сидорова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Сидоров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в полицию в отдел по делам несовершеннолетних).
Закончить нашу беседу я хочу словами Станислава Ежи Леца (слайд 24) «Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание - часто».
Кл. руководитель 5а Костина Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Наши права и обязанности
Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...
Классный час "Наши права и обязанности".
Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Классный час «Имею право, но обязан»
Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТЦель: - воспитание правовой грамотности учащихся; - учить учащихся определять...
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Классный час "Мои права и обязанности"
Разработка классного часа "Мои права и обязанности" для учащихся 6 класса. Мероприятие очень интересное, сопровождается презентацией, наглядным материалом на доске, а так же видеоматериалами (фрагмент...
Классный час Наши права и обязанности
Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия "право", " права" , "...