Классный час «Имею право, но обязан»
классный час (6 класс) на тему
Классный час «Имею право, но обязан» с использованием ИКТ
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся;
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка классного часа | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Имею право, но обязан
Классный час в 6 классе,
проведенный учителем высшей
квалификационной категории
Печковой Р.Х.
2011 год
Классный час «Имею право, но обязан»
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
На классный час приглашены представители правоохранительных органов, которые оценивают ответы учащихся.
I задание: На доске вывешены таблички с определениями:
Права
Обязанности
Долг
Ответственность
Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 задание.
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
3 задание.Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
4задание:
Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).
Права школьника.
- право на бесплатное образование
- право на получение дополнительного образования
- право на охрану жизни и здоровья
- право свободы выражения своих убеждений
- право посещать мероприятия
- право на защиту
- право на отдых
- право пользоваться библиотекой
- право избирать и быть избранным
- право на обучение по индивидуальным программам
- право на выбор образовательного учреждения
- право вступать в общественные организации
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться
- беречь школьное имущество
- уважать учащихся и работников школы
- выполнять устав школы
- выполнять правила внутреннего распорядка.
Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)
4 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
5 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
6 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
- возможность делать все, что хочешь
- независимость от кого-то
- отсутствие стеснения, ограничений
- возможность выбора
- право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
7 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на проезжей части дороги.
8 задание:
Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.
Сценка из школьной жизни
Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.
Ваня:-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!
Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.
Назовите права, которые нарушались.
Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?
9 задание:
“Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
10 задание
“Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).
Пословицы:
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
- По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
- Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Рефлексия.
Учащиеся работают в тетрадях для классных часов
АНКЕТА
1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
2. Что обязан делать ученик?_____________________________
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_
4.Что такое права?_____________________________________
5. Что такое обязанности?_______________________________
6.Зачем придумали права людей и обязанности?
Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:
- как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».
Литература
- 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.
- 2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.
- 3. Европейская социальная хартия. Информационный центр Совета Европы по правам человека. 2000.
- 4. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.
- 5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.
- 6. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.
- 7. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА
- 8 http://festival.1september.ru/authors/ 103- 879-569
- 9.http://festival.1september.ru/authors/ 102-693-623
- 10.Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
- www.koipkro.kostroma.ru/.../Игра-викторина%20Большакова.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
Классный час на тему: «Имею право, но обязан»
Классный час в 6 классе на тему: «Имею право, но обязан»Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «...
Классный час "Имею право, но обязан"
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий....
Классный час "Имею право, но обязан"
Классный час "Имею право, но обязан"...
КЛАССНЫЙ ЧАС "ИМЕЮ ПРАВО, НО ОБЯЗАН".
КЛАССНЫЙ ЧАС в 6 "А" классеКаждый человек должен знать не только свои права, но и обязанности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22448649","attributes":{"alt":"","class":"med...
Классный час на тему: Имею право, но обязан
Основная цель мероприятия - воспитание правовой грамотности учащихся...
Комментарии
Спасибо большое за разработку
Спасибо большое за разработку! Всю голову сломала, о чем бы таком умном поговорить с моими семиклашками. Ваш материал очень пригодился - адаптирую под своих и будет то, что надо!