Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»
классный час (9 класс) на тему

Танделова Залина Амирановна

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»

Учитель: Танделова З. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_stavshaya_legendoy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»

Учитель: Танделова З. А.

Цели: Расширить представление детей о судьбе и личности А.В. Суворова; сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм, верность присяге, упорство, настойчивость; побудить детей к изучению истории России; воспитывать уважение к истории своей страны.    

Ход классного часа.

(На экране название классного часа – слайд№1, приложение 2; звучит музыка «Снегирь» – приложение №1)

Вступительное слово классного руководителя:

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. Герои боевиков, участники телевизионных шоу, миллионеры, политики – вот кумиры современной молодёжи. Но цена этим кумирам – ничтожна. Их забывают, как только они исчезают с экранов. Только жалко людей, которые пускаются в погоню за такими идеалами.

А ведь истинный идеал – он как факел в тёмном, дремучем лесу. Он может осветить всю жизнь человека, придать ей смысл, вдохновить на подвиг. И такие идеалы мы можем найти в истории нашего Отечества.  Сегодня мы будем говорить об одном из них. Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой. Он принёс славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.(1)

(На экране портрет Суворова А.В. и годы жизни /1730 – 1800/) – слайд №2 (приложение 2)

Ведущие две девушки (1, 2):

1. Александр Васильевич Суворов родился в 1730 году в семье офицера гвардии. Его отец считал, что из-за  плохого здоровья сын не пойдёт по его стопам, но мальчик, напротив, стал закаляться: обливался колодезной водой, в любую погоду скакал верхом на лошади…

2. Однажды в дом к Суворовым приехал важный гость – артиллерийский офицер Ибрагим Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I. Увидев отважного мальчугана, который пытался оседлать норовистого коня, гость сказал отцу: «Записывай сына в полк. Добрый будет воин!»

(На экране портрет отца Суворова – Василия Ивановича) слайд №3, приложение 2

1.В отличие от  родителей других военных, Василий Иванович  не добивался присвоения сыну званий по мере взросления, и 17-летний Суворов прибыл в полк простым солдатом. Юных гвардейцев в      учебных целях заставляли совершать длинные переходы, разбивать полевой лагерь и проводить учебные стрельбы. Вот тогда Александру Суворову пригодилась его физическая подготовка. Вскоре он был произведён в офицеры, в то время как другие оставались солдатами. В 1762 году он получил звание полковника и стал командиром Суздальского пехотного полка.

2.Столкнувшись с рекрутами, вчерашними забитыми крепостными крестьянами, Суворов стремился сделать из них находчивых солдат. Он прекратил телесные наказания за дисциплинарные нарушения. Начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров. В книге «Наука побеждать» простым, понятным языком он изложил «три воинских искусства»: Первое – глазомер. Второе – быстрота. Третье – натиск.(2)  

Выходят два бойца (1, 2):

(На экране написано «ПОБЕДА НАД САМИМ СОБОЙ» - слайд №4, приложение 2)

Боец 1.

Наш рассказ о Суворове можно назвать «Победа над самим собой».

Говорят, генералиссимус Суворов провел 60 сражений  и во всех 60 одержал  победу. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлёкся военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода. Он поставил себе цель – стать полководцем. И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу, ходит в лёгкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, он скачет на лошади под проливным дождём, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.

Боец 2.

Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он спал на сене, укрывался простынёй или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы – учил языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба. Он вообще был глубоко верующим человеком.

Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что и в армии все должны быть верующими. Суворов говорил: «Неверующее войско учить, что ржавое железо точить». Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования – терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.(1)

(На экране въезд Суворова в Измаил – слайд №5, приложение 2)

Ведущие две девушки (3, 4):                    

3.Суворовские молниеносные переходы стали легендой. Он появлялся перед противником там, где его не ожидали. Суворов особенно ценил штыковой удар. «Пуля – дура, штык - молодец», - говаривал он. Навязывая неприятелю ближний бой, полководец использовал редкую способность русского солдата к рукопашной схватке.

4. В русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов русские войска под командованием Суворова захватили турецкую крепость Очаков, а в декабре 1790 года пала сильнейшая турецкая крепость Измаил.(2)

Выходят два бойца (3, 4):

(На экране написано «ДОБЛЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ» - слайд №6, приложение 2)

Боец 3.

Наш рассказ о Суворове мы назовём «Доблесть и верность».

Суворов – величайший полководец мира. Он прошёл все ступени воинской службы – от солдата до генералиссимуса. Путём самообразования, он досконально изучил военное искусство, знал географию, математику, интересовался философией, говорил на 8 иностранных языках! Он хорошо знал жизнь солдат и офицеров, жил в солдатских казармах, ел солдатскую кашу, не доверяя никому, вникал во все подробности армейской жизни. Он любил русского солдата, сумел оценить драгоценные качества его души. Он учил их секретам военного искусства. Это была суворовская «Наука побеждать» - так назвал полководец свою книгу о военной науке. И эта наука обучала солдат только одному – атаке и штурму.

Главные правила этой науки: «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиск и удар решают битву. Приступ предпочтительнее осады». Суворовская «Наука побеждать» и сделала его солдат «чудо-богатырями», которые принесли славу полководцу и Отечеству. В современной армии есть спецназ, специальные элитные войска, которые отличаются высоким боевым духом и отличной подготовкой. А у Суворова вся армия была такая!

(на экране портрет Павла I и А.В. Суворова – слайд № 7, приложение 2)

Боец 4.

Император Павел преклонялся перед Пруссией. В русской армии он ввел прусские порядки, нарядил солдат в прусские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, ввёл жёсткую муштру и палочную дисциплину. В этой армии главным было – не служить, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности, инициативе. Он говорил: «Каждый воин должен знать свой манёвр». О прусских порядках он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?

Выходят ПавелI и Суворов.

 Боец4.

На одном из парадов Павел I увидел на Суворове старую русскую форму.

Павел.(зло)

Александр Васильевич, соизвольте снять сие одеяние и предстать на параде одетым по уставу.

Боец4.

Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам.

Суворов.

Что ж, Павел Петрович… Пудра – не порох, букли – не пушка, коса – не тесак, я не немец, а природный русак».

Боец4.

 После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада. За это разгневанный император отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был вернуть его в армию. Суворов отличался безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его мечтой было умереть на поле брани. Суворов был награждён самыми высокими русскими и зарубежными орденами и титулами. Но самой высшей наградой для него была любовь солдат и уважение народа. На всех своих письмах Суворов ставил сургучную печать с пушками, саблями, знамёнами. На печати была надпись по-латыни: «Virtute et veritate», то есть «Доблесть и верность» - этот девиз Суворов пронес через всю жизнь.(1)

Выходят две ведущие (5, 6) и два бойца (5, 6):

(На экране написано «ЧУДО ВЕННОЙ ИСТОРИИ» -  слайд №8, приложение 2)

Боец 5.

Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова. Этот поход назвали «чудом военной истории».

После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинутся в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь – через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22 - 23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправить мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход – двигаться вперёд, иначе – неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило ставший легендарным переход через Альпы.

(На экране картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» - слайд №9, приложение 2)

Боец 6.

Все помнят картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы». На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы – неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат!» Ведя ожесточенные бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.

Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: «Мы русские, мы всё одолеем!» И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом Суворов скажет:

«Русский штык прорвался сквозь Альпы». (1)

Ведущие (5, 6)

5. Участие русской армии в антифранцузской коалиции завершилось военно-политическим союзом между Россией и Францией. Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где на предсмертном одре он узнал, что ему присвоено звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова – полководца, не проигравшего ни одного сражения. (2)

(На экране изображение могилы Суворова – слайд № 10, приложение 2)

6. Те, кто видел его могилу в Александро-Невской Лавре, в Санкт - Петербурге, невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговения…

 Вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений – ни орденов, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмётся сердце. (1)

Классный руководитель:

Русский поэт Ю.Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства.

Могила Суворова.

С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Заслуженная, истинная слава… (1)

Суворов велик и вечен, как и страна его породившая, как и русский народ!

Суворову посвящают стихи, пишут песни. Давайте прослушаем отрывок из героико-патриотического полонеза «Гром победы раздавайся», который был неофициальным русским национальным гимном конца 18-начала 19 столетия.

(Звучит героико-патриотический полонез «Гром победы раздавайся», музыка О.А.Козловского, слова Г.Р.Державина – приложение 3;

На экране слайд №11 «Генералиссимус А.В.Суворов», приложение 2)

Классный руководитель.

«Мы русские, мы всё одолеем». Это слова Суворова. Он страстно верил в силу России, русского духа, характера. И эти слова великого полководца вселяют уверенность, что что бы ни случилось Россия выстоит и всё одолеет

Как вы считаете, ребята, нужно ли сейчас вспоминать о далёких победах русского оружия, устанавливать дни воинской славы?

(ученики отвечают на вопрос, вместе с учителем формулируют вывод, основываясь на том, что они услышали и узнали сегодня)

Использованная литература:

1. Классные часы: 7 класс / Автор-составитель  А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 256 с. – (Учебный год).

2. Краткая энциклопедия школьника: «Великие полководцы» / Автор-составитель В.Авдеенко. – ОАО «Молодая гвардия», 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь, ставшая легендой (классный час, посвящённый А.В. Суворову)

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. Герои боевиков, участ...

Жизнь,ставшая легендой

Жизнь, ставшая легенда...

Жизнь, ставшая легендой...

Предлагаемый классный час - это информационно-познавательное мероприятие, посвященное А.В. Суворову....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Классный час по теме "Жизнь, ставшая легендой", посвященное А.В. Суворову.

Разработка содержит материал  к классному часу о Суворове....

Презентация к классному часу "Жизнь, ставшая легендой"

Презентация содержит наглядный материал о Суворове....