Программа экологического воспитания
методическая разработка на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Программа экологического воспитания учащихся “ЭкоМиР»” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, муниципального, областного и Всероссийского уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eko_8_klass.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подпрограмма экологического воспитания

Разработчик программы:

Адамова Светлана Алексеевна, учитель химии и биологии

Срок реализации программы: 2012-2017 гг.

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения.

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Программа экологического воспитания учащихся “ЭкоМиР»” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, муниципального, областного и Всероссийского уровней.

1.2. Принципы организации экологического воспитания учащихся:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.

1.3. Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:

  1. По защите природной среды (кормление птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
  2. По предупреждению негативных поступков в природе и борьба с ними;
  3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
  6. Озеленение территории населённого пункта, территории школы, классных комнат.

1.4. Экологические проекты, вошедшие в программу:

  1. Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории);
  2. Проект «Зелёный класс» (озеленение классов и рекреаций школы);
  3. Проект “Живи, родник, живи!»” (забота и уход за Корнеев родником);
  4. “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы)

1.5. Формы работы:

  • Беседы;
  • Конкурсные программы;
  • Познавательные и интеллектуальные игры;
  • Экологические акции:
  • Экологические проекты;
  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
  • Викторины;
  • Экскурсии;
  • Мастер-классы;
  • Флешмоб;

Сроки реализации программы: Сентябрь 2012 – сентябрь 2017 года.

II. Цели и задачи программы.

2.1.Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

2.2. Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы.

3.1. Этапы реализации программы:

I этап: Организационный

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
  2. Формулировка экологической проблемы.
  3. Определение целей и задач экологической проблемы,
  4. Планирование мероприятий по экологическому воспитанию учащихся.
  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
  6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
  7. Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».
  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, экологические стоянки);
  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, фитозоны);
  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
  12. Подведение итогов I этапа программы.

II этап: Практический

2014 год

Зима: “Красная книга – сигнал опасности”

Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ростовской области и Милютинского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.

Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).

Весна: “Природа как единое целое”

Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.

Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.

Лето: “Планета Земля – наш общий дом”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).

Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».

Осень: “Природа в наших ощущениях”

Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.

2015 год

Зима: “Животные в природе нашего края”.

Знакомство с животным миром Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране животного мира.

Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).

Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

Весна: “Птицы наших лесов”

Знакомство с птицами Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране птиц.

Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

Лето: “Природа и человек”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (полив, прополка, рыхление).

Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».

Осень: “Разнообразие растительного мира”

Знакомство с растениями Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране растений.

Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).

Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

III этап: Обобщающий

  1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
  2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
  3. Оформление результатов.

IV этап: Информационно-просветительский

Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.

V. Критерии эффективности программы.

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности

Кто будет оценивать

Критерии эффективности оценки

Анкетирование

Администрация школы

Положительная динамика

Проведение рефлексии

Ответственные за проведение мероприятий

Понравилось или нет мероприятие

Качественные результаты

Администрация школы

Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников

Количественные результаты

Администрация школы

Объем выполненных работ

VI. Ожидаемый результат.

  1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
  3. Развитие организаторских способностей учащихся.
  4. Благоустройство, озеленение прилегающих территорий.
  5. Ежегодная организация работы экологических отрядов и кружков.
  6. Привлечение внимания местного населения  к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.

ПЛАН РАБОТЫ

по реализации Программы экологического воспитания «ЭкоМиР»

на 2015-2016 учебный год

Название мероприятий

Сроки

Ответственный

Красная книга района

Сентябрь

Адамова С.А.

Размещение материалов экологической направленности за 2014-2015 учебный год на школьный сайт

В течение года

Адамова С.А.

«Мой любимый школьный двор»,

Акция «Посади своё дерево!» (Дни древонасаждения)

Октябрь, апрель

Адамова С.А.

Научно-исследовательское и социальное проектирование.

В течение года

Адамова С.А.

Открытые уроки.

Открытые внеклассные мероприятия.

В течение года

Адамова С.А.

Акция «Зелёный класс» (озеленение классных комнат и рекреации школы)

В течение года

Адамова С.А.

Оформление рекреации на экологическую тему (конкурсы рисунков, плакатов, баннеров)

В течение года

Адамова С.А.

Тематические классные часы

В течение года

Адамова С.А.

Организация работы на экологической тропе

В течение года

Адамова С.А.

Выборы в органы школьного самоуправления «ГУРАН»

Октябрь

Адамова С.А.

Акция «Не жгите, люди, листья»

Ноябрь

Адамова С.А.

Акция «Живи, родник, живи!»»

Ноябрь, март

Адамова С.А.

Акция «Синица»

Декабрь

Адамова С.А.

День биологического разнообразия

Декабрь

Адамова С.А.

Выступление агитбригады «нет наркомании! – дороге в бездну!»

Декабрь

Адамова С.А.

Мероприятие «Берегите птиц»

Акция «Синица» (развешивание кормушек)

День заповедников и национальных парков.

Январь-февраль

Адамова С.А.

Акция «Помощь рыбам»

Февраль

Адамова С.А.

Акция «Скворечник»

Март

Адамова С.А.

День птиц

Апрель

Адамова С.А.

Неделя Природолюбия. День Земли

Апрель

Адамова С.А.

Всемирный день здоровья «Быть здоровым – это здорово!»

Апрель

Адамова С.А.

Экологический месячник

Апрель-май

Адамова С.А.

Акция «Мусор – это серьезно!»

В течение года

Адамова С.А.

Итоговая ученическая Конференция

« Наши достижения за год»

Май

Адамова С.А.

День окружающей среды – конкурс рисунков, плакатов и баннеров

31.05.

Адамова С.А.

Литература

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
  5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
  6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
  9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
  10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
  11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
  12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
  13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
  14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
  15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
  16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
  17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
  18. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Программа экологического воспитания

Программа экологического воспитания во внеклассной работе...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...