Программа экологического воспитания
методическая разработка на тему
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Программа экологического воспитания учащихся “ЭкоМиР»” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, муниципального, областного и Всероссийского уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eko_8_klass.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подпрограмма экологического воспитания
Разработчик программы:
Адамова Светлана Алексеевна, учитель химии и биологии
Срок реализации программы: 2012-2017 гг.
I. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения.
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Программа экологического воспитания учащихся “ЭкоМиР»” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, муниципального, областного и Всероссийского уровней.
1.2. Принципы организации экологического воспитания учащихся:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
1.3. Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
- По защите природной среды (кормление птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
- По предупреждению негативных поступков в природе и борьба с ними;
- По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
- По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
- По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- Озеленение территории населённого пункта, территории школы, классных комнат.
1.4. Экологические проекты, вошедшие в программу:
- Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории);
- Проект «Зелёный класс» (озеленение классов и рекреаций школы);
- Проект “Живи, родник, живи!»” (забота и уход за Корнеев родником);
- “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы)
1.5. Формы работы:
- Беседы;
- Конкурсные программы;
- Познавательные и интеллектуальные игры;
- Экологические акции:
- Экологические проекты;
- Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
- Викторины;
- Экскурсии;
- Мастер-классы;
- Флешмоб;
Сроки реализации программы: Сентябрь 2012 – сентябрь 2017 года.
II. Цели и задачи программы.
2.1.Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.
2.2. Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы.
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Организационный
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
- Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».
- Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, экологические стоянки);
- Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, фитозоны);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический
2014 год
Зима: “Красная книга – сигнал опасности”
Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Ростовской области и Милютинского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.
Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).
Весна: “Природа как единое целое”
Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Лето: “Планета Земля – наш общий дом”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).
Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».
Осень: “Природа в наших ощущениях”
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.
2015 год
Зима: “Животные в природе нашего края”.
Знакомство с животным миром Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране животного мира.
Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).
Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).
Весна: “Птицы наших лесов”
Знакомство с птицами Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране птиц.
Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).
Лето: “Природа и человек”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (полив, прополка, рыхление).
Организация работы экологических отрядов «ЗУБРёнок», «ГУРАН», «Зелёный патруль», экологических кружков «Эконика» и «Природа – наш общий дом».
Осень: “Разнообразие растительного мира”
Знакомство с растениями Милютинского района, Ростовской области. Практическая работа по охране растений.
Проект “Посади дерево” (озеленение прилегающей территории).
Проекты “Зеленый класс” (озеленение классов и школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).
III этап: Обобщающий
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский
Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.
V. Критерии эффективности программы.
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности | Кто будет оценивать | Критерии эффективности оценки |
Анкетирование | Администрация школы | Положительная динамика |
Проведение рефлексии | Ответственные за проведение мероприятий | Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты | Администрация школы | Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты | Администрация школы | Объем выполненных работ |
VI. Ожидаемый результат.
- Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей учащихся.
- Благоустройство, озеленение прилегающих территорий.
- Ежегодная организация работы экологических отрядов и кружков.
- Привлечение внимания местного населения к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
ПЛАН РАБОТЫ
по реализации Программы экологического воспитания «ЭкоМиР»
на 2015-2016 учебный год
Название мероприятий | Сроки | Ответственный |
Красная книга района | Сентябрь | Адамова С.А. |
Размещение материалов экологической направленности за 2014-2015 учебный год на школьный сайт | В течение года | Адамова С.А. |
«Мой любимый школьный двор», Акция «Посади своё дерево!» (Дни древонасаждения) | Октябрь, апрель | Адамова С.А. |
Научно-исследовательское и социальное проектирование. | В течение года | Адамова С.А. |
Открытые уроки. Открытые внеклассные мероприятия. | В течение года | Адамова С.А. |
Акция «Зелёный класс» (озеленение классных комнат и рекреации школы) | В течение года | Адамова С.А. |
Оформление рекреации на экологическую тему (конкурсы рисунков, плакатов, баннеров) | В течение года | Адамова С.А. |
Тематические классные часы | В течение года | Адамова С.А. |
Организация работы на экологической тропе | В течение года | Адамова С.А. |
Выборы в органы школьного самоуправления «ГУРАН» | Октябрь | Адамова С.А. |
Акция «Не жгите, люди, листья» | Ноябрь | Адамова С.А. |
Акция «Живи, родник, живи!»» | Ноябрь, март | Адамова С.А. |
Акция «Синица» | Декабрь | Адамова С.А. |
День биологического разнообразия | Декабрь | Адамова С.А. |
Выступление агитбригады «нет наркомании! – дороге в бездну!» | Декабрь | Адамова С.А. |
Мероприятие «Берегите птиц» Акция «Синица» (развешивание кормушек) День заповедников и национальных парков. | Январь-февраль | Адамова С.А. |
Акция «Помощь рыбам» | Февраль | Адамова С.А. |
Акция «Скворечник» | Март | Адамова С.А. |
День птиц | Апрель | Адамова С.А. |
Неделя Природолюбия. День Земли | Апрель | Адамова С.А. |
Всемирный день здоровья «Быть здоровым – это здорово!» | Апрель | Адамова С.А. |
Экологический месячник | Апрель-май | Адамова С.А. |
Акция «Мусор – это серьезно!» | В течение года | Адамова С.А. |
Итоговая ученическая Конференция « Наши достижения за год» | Май | Адамова С.А. |
День окружающей среды – конкурс рисунков, плакатов и баннеров | 31.05. | Адамова С.А. |
Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Программа экологического воспитания
Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...
Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...
Программа экологического воспитания
Программа экологического воспитания во внеклассной работе...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников. Програм...