Поэтический вечер памяти и надежды «Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»
методическая разработка на тему

Рочева Екатерина Сергеевна

9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Обращение к теме победы в Великой Отечественной войне служит воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района

Поэтический вечер памяти и надежды

«Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»

Воинам - Победителям посвящается

в честь 70 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Разработали и провели воспитатели:

Рочева Екатерина Сергеевна

Шевченко Лилия Николаевна

Самбург

 2015

Пояснительная записка

9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Обращение к теме победы в Великой Отечественной войне служит воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма.

Проблема патриотического воспитания школьников является одной из наиболее актуальных тем. Подростки и молодёжь на современном этапе переживают «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Но никакие трудности не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Разработка третьей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г., № 795) стала важным этапом усиления внимания к проблемам патриотического воспитания, в том числе и школьников.

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, а следовательно, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно стать одной из важнейших задач современной школы.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности школьника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.

Поэты писали о войне, о её тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах; о женщинах и детях на фронте, о партизанах; передавали трагедию семей, оставшихся без кормильцев, без мужей и сыновей, а порою и без крыши над головой. В стихах создавался образ как всей страны, распростёршейся от края и до края, так  и своего родного города, села, то есть малой родины.

Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.

ЦЕЛЬ и задачи:

- воспитывать у детей гражданственность и патриотизм;

- продолжить знакомство детей с историей Великой Отечественной войны;

- формировать ценностное отношение к Родине, её историческому прошлому;

- воспитывать ответственность за судьбу страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу;

- содействовать личностному развитию детей, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров;

- выявлять и поощрять талантливых детей, предоставлять им возможность для самовыражения посредством чтения поэтических произведений;

- воспитывать уважительное отношение к современной Армии, формировать желание служить в ней, быть достойными защитниками Отечества, быть достойными памяти своих прадедов;

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.

ФОРМА: выступление чтецов поэтических произведений - детей и взрослых; ознакомление с историческими событиями и датами, относящимися к ВОВ.

Оборудование: медиапроектор, презентации, ТСО, магнитофонные записи.

УЧАСТНИКИ: чтецы, актеры, зрители.

Мероприятие можно совместить с конкурсом рисунков, плакатов, стенгазет на тему войны и победы в Великой Отечественной войне, а также с праздником на тему 23 февраля: «Защитник Отечества» или «Наша Армия сильна, охраняет мир она!»

Воспитатели могут также принять участие в конкурсе.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка («Поклонимся великим тем годам»: музыка Александры Пахмутовой, стихи Николая Добронравова, исполняет Иосиф Кобзон)

По окончании музыки

Ведущий:

Мы приветствуем всех сидящих в этом зале. Сегодня в нашем интернате проходит праздник, посвящённый воинам – победителям и защитникам мира от фашизма в Великой Отечественной войне. Праздник приурочен ко дню защитника Отечества. И в этом году наша страна отмечает великую дату - 70 лет со дня Победы над фашистскими захватчиками!

Чтец:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

(отрывок из стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»)

Звучит чуть слышно печальная мелодия.

Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

Поэзия - вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик слушателей. Впервые же месяцы и даже дни войны были написаны произведения, которые трогают душу и заставляются задуматься даже в наше мирное время.

И после окончания Великой Отечественной войны было создано много стихотворений-воспоминаний, лирических и патриотических произведений на тему войны.

Сегодня прозвучат стихи о Великой Отечественной войне, о тех людях, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, умения защищать Родину и побеждать врагов!

Чтец:

Для вас, закрывших Родину телами,

Смотревших в смерть, не опуская глаз,

Правдивыми горячими словами

Учусь писать. Хочу писать для вас.

В час отступленья, боли и печали

Ряды редели, падали друзья.

Погибшие мне голос завещали,

Чтоб с вами им заговорила я.                                Галина Николаева

***

Ведущий: 23 августа 1939 года между Россией (тогда еще Советским Союзом, в который входило множество братских стран) и Германией был заключен Договор о ненападении, то есть Мирный договор. Но фашистские войска Германии 22июня в 1941году вероломно напали на нашу Родину! Началась страшная и долгая Великая Отечественная война. Слушай и услышишь, смотри и  увидишь, сердцем и разумом запомни!

Звучит произведение Д. Шостаковича 7; Слайды: гитлеровские солдаты, разные эпизоды с их войсками.

На двух  стульях рядом сидят  солдат и девушка, за ними стоит матрос и танкист, рядом юноша в штатском. В зале полумрак и тишина. На группу людей  падает свет.

Первый: - Они к нам пришли сами, ночью…

Второй: - Они напали на нас  как звери, неожиданно, исподтишка…

Третий: - А ведь мы им доверяли…

Первый: - Это были фашисты, нелюди, которые считали себя «сверх- нацией», «сверхлюдьми», в жилах которых течет «голубая» кровь.

Второй: - Они со смехом бомбили наши города и села, убивали женщин и детей. Они убивали людей иногда просто так, ради развлечения.

Третий: – Они сжигали, согнав в одно здание, жителей целых деревень. Сжигали заживо…

Первый: – Они сбрасывали бомбы на детские сады и школы, на больницы…

Второй: – Они построили концлагеря и там убивали людей разных национальностей, даже немцев, газом, голодом, болезнями, ставили над людьми опыты, а потом сжигали в крематориях.

Третий: – Они хотели завоевать весь мир, оставив в живых рабов для себя, а остальных уничтожить. Это враги, которые хотели отобрать у нас дом, дорогих и близких людей, всю нашу жизнь!

Первый: – Они называют себя арийцами, мы называем их фашистами и преступниками!

Свет гаснет, по сторонам сцены чтецы выстраиваются двумя рядами, клином или полукругом.

Показываются слайды со сценами разрухи, бомбежек – с эпизодами войны.

Чтец:

Горе не стихая сердце колет,

Лишь придет на память этот год.

…Тенью на картофельное поле

Налетал с крестами самолет.

Двое ребятишек с матерями,

Тяжкие мотыги. Белый зной.

И, качнув тяжелыми крылами,

Тень плеснула огненной струей.

Люди то бежали, то ложились

На ботву, на взрытый поля край…

Он не убивал, хоть в том не жалость,

Тот фашист глумился с высоты…

Души материнские метались,

Губы запеклись до черноты.        Ю.Адрианов «В сорок третьем…»

***

Чтец:

Война шла на меня не стороной.

Я жил одним дыханьем со страной.

Я под прямую попадал наводку,

Срывала пуля с головы пилотку,

И танк утюжил землю надо мной.            А. Люкин, отрывок.

***

Чтец:

Бомбами поле изрыто. Трупы на зяблой земле.

Судьбы оборваны чьи-то в этом военном котле.

Кто-то мечтал, волновался, кто-то к чему-то привык,

Здесь он на пулю нарвался, может на мину, на штык…

Видимо, к ночи завьюжит: тучи закрыли закат,

Зябко. Стервятник все кружит, нашей трагедии рад.         И. Петрухин.

***

Чтец:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить…»

А я ведь не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть, она как силы нам нужна…     Ю. Воронов (отрывок)

***

Чтец:

Намогильные камни,

Не имени нет, ни даты,

Усеяли поле брани

Серые,

Как солдаты.

***

Звучит песня «Вставай, страна…».

Показ слайдов: «Родина-Мать зовет!»; плакаты военных лет; бои на фронтах.

Ведущий: - После временного отступления советские войска стали набирать силу! Народ в тылу – женщины, старики и даже дети - работал под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!» Голодали, недосыпали, но держались стойко. Тысячи и тысячи людей сражались с оккупантами: и на фронтах, и в партизанских отрядах, сражались в подполье. Били фашистов и на земле, и в небе, на воде и под водой! Гнали захватчиков со своей земли! Даже дети воевали! Войска и народ отстояли Москву, разгромили фашистов под Сталинградом. Стали гнать «бешеного зверя» в его логово на Запад. Каждый день совершались подвиги на поле брани!

Чтец:

Он честно завершил короткий бой,

Жалея, что сражаться больше нечем.

В разорванной шинели, молодой,

Он танку мокрому шагнул навстречу.

Вот здесь он поднял грозные гранаты,

Последние мгновения был жив.

Три вздоха оставалось у солдата.

Два вздоха. И - последний. Дальше взрыв!

И танк всей сталью содрогнулся вдруг,

В канаву съехал, чтоб уже не вылезть.

Казалось бы, газуй! – свободен путь,

Но бледных немцев охватила жуть.

Им показалось: русские солдаты

Разбитыми губами шевелят,

И из-за пазух достают гранаты…

И жаркие железные громады

От мертвых отодвинулись назад.

А наши воины у колеи,

Обняв оттаявшую землю, стыли.

Они, и головы сложив свои,

И мертвые врага не пропустили.           М. Шестериков «Они стояли насмерть»

***

Чтец:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.                     С. Щипачев «Павшим».

 

***

Ведущая: - Поколению, принявшему огонь войны на себя, вечная слава!

Чтец:

Товарищи, помните жизнь отстоявших.

Они сберегли нам и солнце и радость.

За честь, за свободу, за Родину павших

Навеки считайте идущими рядом.                 В. Половинкин

***

Чтец:  «Шинель» Елена Благинина

- Почему ты шинель бережёшь? –

Я у папы спросила.

- Почему не порвёшь, не сожжёшь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон, какая дыра,

Приглядись-ка получше,

- Потому я её берегу, -

Отвечает мне папа.

- Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа.

- Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, не врага

И его одолели.

***

Чтец: "Вместе с дедушкой" Ладонщиков Георгий Афанасьевич

Растаял утренний туман,

Красуется весна...

Сегодня дедушка Иван

Начистил ордена.

Мы вместе в парк идем встречать

Солдат, седых, как он.

Они там будут вспоминать

Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят

О всех делах страны,

О ранах, что еще болят

С далеких дней войны.

Походы вспомнят и бои,

Окопный неуют,

И песни бравые свои,

Наверное, споют.

Споют о мужестве друзей,

Что в землю полегли;

Споют о Родине своей,

Что от врагов спасли.

Спасли народы разных стран

От рабства и огня...

Я рад, что дедушка Иван

Берет с собой меня.

***

Чтец:  «Что за праздник?» Надежда Иванова

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

***

Чтец:  «Старый снимок» Семен Пивоваров.

В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет

Старше Димки

Димкин дед.

***  

Чтец:  «Павшим» Степан Щипачев.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

***

Чтец: «Героям Победы - спасибо!!!» Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург

СПАСИБО ГЕРОЯМ,

СПАСИБО СОЛДАТАМ,

Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!!!

Вы кровью и потом

Добыли ПОБЕДУ.

Вы молоды были,

Сейчас - уже деды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -

Вовек не забудем!!!

Пусть МИРНОЕ солнце

Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен

И взрослым и детям.

***                                              

Звучит песня « День Победы», зрители поют караоке. Слайды: знамя над рейхстагом, воины – победители, парад на Красной Площади и другие.

Чтец: «Пусть дети не знают войны» Андрей Усачев 

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

***

Ведущий: - Думаю, что стихи поэтов, прозвучавшие сегодня, оставили в вашей душе не только горечь потерь нашего народа, не только неприятие зла, имя которому – война, но и чувство гордости за воинов, за народ, который принял огонь на себя, кто с беспримерным мужеством и стойкостью отстаивал каждую пядь родной земли! Победа же над страшным врагом, над фашизмом дарит нам, живущим в мирное время, 70 лет спустя, радостные чувства. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира! Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной, да и над всей планетой Земля!

Пусть всегда будет Мир!!!

И в наше время наша Армия сильна, охраняет мир она! И мы надеемся, что, неся службу в ней, правнуки и праправнуки славных воинов - победителей не уронят почетного звания – Защитники Отечества! Сейчас прозвучит стихотворение для наших мальчиков, будущих солдат.

Чтец: «Присяга» Илья Симаненков.

В час, когда присягу принимаешь,

Не забудь с волненьем оглянуть

Всю страну от края и до края,

Весь ее многовековый путь, -

Путь борьбы за счастье и свободу,

Чтоб всем сердцем, всей душой понять,

ЧТО тебе доверено народом,

Как зеницу ока охранять.

Присягая в верности Отчизне,

Ты клянешься в самом дорогом:

Не щадить ни крови и ни жизни

Для победы полной над врагом.

***

Звучит песня «Наша Армия».

***

Ведущий: - Наш вечер поэзии окончен! Во время следующей встречи вы можете прочитать стихи на военную тематику, которые подберете сами, или стихотворения собственного сочинения. Ждем с нетерпением, до скорой встречи!

Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

  1. Вечный огонь: Стихи/ [Сост. Л. Лопухова]. - Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. – 256 с.
  2. Неизвестный солдат: Стихи. Для сред. и старш. школ. возраста/ Сост. В. Измайлов. Худож. С. Букур и Ю. Леу. –  Кишинев: Лит. артистикэ, 1985. – 192 с.
  3. Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы. – Школьная библиотека. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981 г. - 112с.
  4. Стихи о Советской Родине/ Сост. и авт. предисл. Е.Н. Лебедев; Худож. Л.Бирюков. – М.: Современник, 1987. – 62 с. – (Отрочество. Серия книг для подростков).
  5. Стихи и рассказы о войне: для мл. и сред. шк. возраста/ Сост. П.К. Федоренко; худож. Л.П. Дурасов. – М.: Астрель - АСТ, 2013. – 204 с.

Иллюстрации и музыка:

  1. Иосиф Кобзон «Поклонимся великим тем годам» (музыка - Александры Пахмутовой, стихи - Николая Добронравова)// http://russkaya-muzika.ru/slushat/iosif-kabzon_poklonimsja-velikim-tem-godam 
  2. Фотоархив Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.// URL: http://soldat1941.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общешкольное мероприятие, посвященное годовщине победы советского народа над фашизмом "Дорогами, опаленными войной...."

Мероприятие  посвящено событиям Великой Отечественной Войны... Целью данного мероприятия является воспитание в учащихся любви к Родине на  подвиге героев войны, на нечеловеческой стойкости и...

Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"

Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Сценарий литературно-поэтической композиции «Строки, опаленные войной».

Данное внеклассное мероприятие подготовлено для студентов ГБПОУ МО «ЭТОТ» и приурочено к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.Данный вид внеклассных мероприятий является эффективной  формой развити...

Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»

Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни....