Поэтический вечер памяти и надежды «Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»
методическая разработка на тему
9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Обращение к теме победы в Великой Отечественной войне служит воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэтический вечер памяти и надежды | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района
Поэтический вечер памяти и надежды
«Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»
Воинам - Победителям посвящается
в честь 70 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Разработали и провели воспитатели:
Рочева Екатерина Сергеевна
Шевченко Лилия Николаевна
Самбург
2015
Пояснительная записка
9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
Обращение к теме победы в Великой Отечественной войне служит воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Проблема патриотического воспитания школьников является одной из наиболее актуальных тем. Подростки и молодёжь на современном этапе переживают «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Но никакие трудности не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Разработка третьей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г., № 795) стала важным этапом усиления внимания к проблемам патриотического воспитания, в том числе и школьников.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, а следовательно, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно стать одной из важнейших задач современной школы.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности школьника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.
Поэты писали о войне, о её тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах; о женщинах и детях на фронте, о партизанах; передавали трагедию семей, оставшихся без кормильцев, без мужей и сыновей, а порою и без крыши над головой. В стихах создавался образ как всей страны, распростёршейся от края и до края, так и своего родного города, села, то есть малой родины.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
ЦЕЛЬ и задачи:
- воспитывать у детей гражданственность и патриотизм;
- продолжить знакомство детей с историей Великой Отечественной войны;
- формировать ценностное отношение к Родине, её историческому прошлому;
- воспитывать ответственность за судьбу страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу;
- содействовать личностному развитию детей, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров;
- выявлять и поощрять талантливых детей, предоставлять им возможность для самовыражения посредством чтения поэтических произведений;
- воспитывать уважительное отношение к современной Армии, формировать желание служить в ней, быть достойными защитниками Отечества, быть достойными памяти своих прадедов;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
ФОРМА: выступление чтецов поэтических произведений - детей и взрослых; ознакомление с историческими событиями и датами, относящимися к ВОВ.
Оборудование: медиапроектор, презентации, ТСО, магнитофонные записи.
УЧАСТНИКИ: чтецы, актеры, зрители.
Мероприятие можно совместить с конкурсом рисунков, плакатов, стенгазет на тему войны и победы в Великой Отечественной войне, а также с праздником на тему 23 февраля: «Защитник Отечества» или «Наша Армия сильна, охраняет мир она!»
Воспитатели могут также принять участие в конкурсе.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка («Поклонимся великим тем годам»: музыка Александры Пахмутовой, стихи Николая Добронравова, исполняет Иосиф Кобзон)
По окончании музыки
Ведущий:
Мы приветствуем всех сидящих в этом зале. Сегодня в нашем интернате проходит праздник, посвящённый воинам – победителям и защитникам мира от фашизма в Великой Отечественной войне. Праздник приурочен ко дню защитника Отечества. И в этом году наша страна отмечает великую дату - 70 лет со дня Победы над фашистскими захватчиками!
Чтец:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
(отрывок из стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»)
Звучит чуть слышно печальная мелодия.
Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкали голоса поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.
Поэзия - вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик слушателей. Впервые же месяцы и даже дни войны были написаны произведения, которые трогают душу и заставляются задуматься даже в наше мирное время.
И после окончания Великой Отечественной войны было создано много стихотворений-воспоминаний, лирических и патриотических произведений на тему войны.
Сегодня прозвучат стихи о Великой Отечественной войне, о тех людях, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, умения защищать Родину и побеждать врагов!
Чтец:
Для вас, закрывших Родину телами,
Смотревших в смерть, не опуская глаз,
Правдивыми горячими словами
Учусь писать. Хочу писать для вас.
В час отступленья, боли и печали
Ряды редели, падали друзья.
Погибшие мне голос завещали,
Чтоб с вами им заговорила я. Галина Николаева
***
Ведущий: 23 августа 1939 года между Россией (тогда еще Советским Союзом, в который входило множество братских стран) и Германией был заключен Договор о ненападении, то есть Мирный договор. Но фашистские войска Германии 22июня в 1941году вероломно напали на нашу Родину! Началась страшная и долгая Великая Отечественная война. Слушай и услышишь, смотри и увидишь, сердцем и разумом запомни!
Звучит произведение Д. Шостаковича 7; Слайды: гитлеровские солдаты, разные эпизоды с их войсками.
На двух стульях рядом сидят солдат и девушка, за ними стоит матрос и танкист, рядом юноша в штатском. В зале полумрак и тишина. На группу людей падает свет.
Первый: - Они к нам пришли сами, ночью…
Второй: - Они напали на нас как звери, неожиданно, исподтишка…
Третий: - А ведь мы им доверяли…
Первый: - Это были фашисты, нелюди, которые считали себя «сверх- нацией», «сверхлюдьми», в жилах которых течет «голубая» кровь.
Второй: - Они со смехом бомбили наши города и села, убивали женщин и детей. Они убивали людей иногда просто так, ради развлечения.
Третий: – Они сжигали, согнав в одно здание, жителей целых деревень. Сжигали заживо…
Первый: – Они сбрасывали бомбы на детские сады и школы, на больницы…
Второй: – Они построили концлагеря и там убивали людей разных национальностей, даже немцев, газом, голодом, болезнями, ставили над людьми опыты, а потом сжигали в крематориях.
Третий: – Они хотели завоевать весь мир, оставив в живых рабов для себя, а остальных уничтожить. Это враги, которые хотели отобрать у нас дом, дорогих и близких людей, всю нашу жизнь!
Первый: – Они называют себя арийцами, мы называем их фашистами и преступниками!
Свет гаснет, по сторонам сцены чтецы выстраиваются двумя рядами, клином или полукругом.
Показываются слайды со сценами разрухи, бомбежек – с эпизодами войны.
Чтец:
Горе не стихая сердце колет,
Лишь придет на память этот год.
…Тенью на картофельное поле
Налетал с крестами самолет.
Двое ребятишек с матерями,
Тяжкие мотыги. Белый зной.
И, качнув тяжелыми крылами,
Тень плеснула огненной струей.
Люди то бежали, то ложились
На ботву, на взрытый поля край…
Он не убивал, хоть в том не жалость,
Тот фашист глумился с высоты…
Души материнские метались,
Губы запеклись до черноты. Ю.Адрианов «В сорок третьем…»
***
Чтец:
Война шла на меня не стороной.
Я жил одним дыханьем со страной.
Я под прямую попадал наводку,
Срывала пуля с головы пилотку,
И танк утюжил землю надо мной. А. Люкин, отрывок.
***
Чтец:
Бомбами поле изрыто. Трупы на зяблой земле.
Судьбы оборваны чьи-то в этом военном котле.
Кто-то мечтал, волновался, кто-то к чему-то привык,
Здесь он на пулю нарвался, может на мину, на штык…
Видимо, к ночи завьюжит: тучи закрыли закат,
Зябко. Стервятник все кружит, нашей трагедии рад. И. Петрухин.
***
Чтец:
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить…»
А я ведь не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть, она как силы нам нужна… Ю. Воронов (отрывок)
***
Чтец:
Намогильные камни,
Не имени нет, ни даты,
Усеяли поле брани
Серые,
Как солдаты.
***
Звучит песня «Вставай, страна…».
Показ слайдов: «Родина-Мать зовет!»; плакаты военных лет; бои на фронтах.
Ведущий: - После временного отступления советские войска стали набирать силу! Народ в тылу – женщины, старики и даже дети - работал под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!» Голодали, недосыпали, но держались стойко. Тысячи и тысячи людей сражались с оккупантами: и на фронтах, и в партизанских отрядах, сражались в подполье. Били фашистов и на земле, и в небе, на воде и под водой! Гнали захватчиков со своей земли! Даже дети воевали! Войска и народ отстояли Москву, разгромили фашистов под Сталинградом. Стали гнать «бешеного зверя» в его логово на Запад. Каждый день совершались подвиги на поле брани!
Чтец:
Он честно завершил короткий бой,
Жалея, что сражаться больше нечем.
В разорванной шинели, молодой,
Он танку мокрому шагнул навстречу.
Вот здесь он поднял грозные гранаты,
Последние мгновения был жив.
Три вздоха оставалось у солдата.
Два вздоха. И - последний. Дальше взрыв!
И танк всей сталью содрогнулся вдруг,
В канаву съехал, чтоб уже не вылезть.
Казалось бы, газуй! – свободен путь,
Но бледных немцев охватила жуть.
Им показалось: русские солдаты
Разбитыми губами шевелят,
И из-за пазух достают гранаты…
И жаркие железные громады
От мертвых отодвинулись назад.
А наши воины у колеи,
Обняв оттаявшую землю, стыли.
Они, и головы сложив свои,
И мертвые врага не пропустили. М. Шестериков «Они стояли насмерть»
***
Чтец:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. С. Щипачев «Павшим».
***
Ведущая: - Поколению, принявшему огонь войны на себя, вечная слава!
Чтец:
Товарищи, помните жизнь отстоявших.
Они сберегли нам и солнце и радость.
За честь, за свободу, за Родину павших
Навеки считайте идущими рядом. В. Половинкин
***
Чтец: «Шинель» Елена Благинина
- Почему ты шинель бережёшь? –
Я у папы спросила.
- Почему не порвёшь, не сожжёшь? –
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон, какая дыра,
Приглядись-ка получше,
- Потому я её берегу, -
Отвечает мне папа.
- Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа.
- Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, не врага
И его одолели.
***
Чтец: "Вместе с дедушкой" Ладонщиков Георгий Афанасьевич
Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идем встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.
Походы вспомнят и бои,
Окопный неуют,
И песни бравые свои,
Наверное, споют.
Споют о мужестве друзей,
Что в землю полегли;
Споют о Родине своей,
Что от врагов спасли.
Спасли народы разных стран
От рабства и огня...
Я рад, что дедушка Иван
Берет с собой меня.
***
Чтец: «Что за праздник?» Надежда Иванова
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
***
Чтец: «Старый снимок» Семен Пивоваров.
В доме память о войне.
Димкин дед
На этом фото:
С автоматом возле дота,
Перевязана рука,
Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет
Старше Димки
Димкин дед.
***
Чтец: «Павшим» Степан Щипачев.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
***
Чтец: «Героям Победы - спасибо!!!» Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом!!!
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен
И взрослым и детям.
***
Звучит песня « День Победы», зрители поют караоке. Слайды: знамя над рейхстагом, воины – победители, парад на Красной Площади и другие.
Чтец: «Пусть дети не знают войны» Андрей Усачев
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
***
Ведущий: - Думаю, что стихи поэтов, прозвучавшие сегодня, оставили в вашей душе не только горечь потерь нашего народа, не только неприятие зла, имя которому – война, но и чувство гордости за воинов, за народ, который принял огонь на себя, кто с беспримерным мужеством и стойкостью отстаивал каждую пядь родной земли! Победа же над страшным врагом, над фашизмом дарит нам, живущим в мирное время, 70 лет спустя, радостные чувства. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира! Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной, да и над всей планетой Земля!
Пусть всегда будет Мир!!!
И в наше время наша Армия сильна, охраняет мир она! И мы надеемся, что, неся службу в ней, правнуки и праправнуки славных воинов - победителей не уронят почетного звания – Защитники Отечества! Сейчас прозвучит стихотворение для наших мальчиков, будущих солдат.
Чтец: «Присяга» Илья Симаненков.
В час, когда присягу принимаешь,
Не забудь с волненьем оглянуть
Всю страну от края и до края,
Весь ее многовековый путь, -
Путь борьбы за счастье и свободу,
Чтоб всем сердцем, всей душой понять,
ЧТО тебе доверено народом,
Как зеницу ока охранять.
Присягая в верности Отчизне,
Ты клянешься в самом дорогом:
Не щадить ни крови и ни жизни
Для победы полной над врагом.
***
Звучит песня «Наша Армия».
***
Ведущий: - Наш вечер поэзии окончен! Во время следующей встречи вы можете прочитать стихи на военную тематику, которые подберете сами, или стихотворения собственного сочинения. Ждем с нетерпением, до скорой встречи!
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
- Вечный огонь: Стихи/ [Сост. Л. Лопухова]. - Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. – 256 с.
- Неизвестный солдат: Стихи. Для сред. и старш. школ. возраста/ Сост. В. Измайлов. Худож. С. Букур и Ю. Леу. – Кишинев: Лит. артистикэ, 1985. – 192 с.
- Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы. – Школьная библиотека. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981 г. - 112с.
- Стихи о Советской Родине/ Сост. и авт. предисл. Е.Н. Лебедев; Худож. Л.Бирюков. – М.: Современник, 1987. – 62 с. – (Отрочество. Серия книг для подростков).
- Стихи и рассказы о войне: для мл. и сред. шк. возраста/ Сост. П.К. Федоренко; худож. Л.П. Дурасов. – М.: Астрель - АСТ, 2013. – 204 с.
Иллюстрации и музыка:
- Иосиф Кобзон «Поклонимся великим тем годам» (музыка - Александры Пахмутовой, стихи - Николая Добронравова)// http://russkaya-muzika.ru/slushat/iosif-kabzon_poklonimsja-velikim-tem-godam
- Фотоархив Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.// URL: http://soldat1941.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
общешкольное мероприятие, посвященное годовщине победы советского народа над фашизмом "Дорогами, опаленными войной...."
Мероприятие посвящено событиям Великой Отечественной Войны... Целью данного мероприятия является воспитание в учащихся любви к Родине на подвиге героев войны, на нечеловеческой стойкости и...
Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"
Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников...
Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...
Сценарий литературно-поэтической композиции «Строки, опаленные войной».
Данное внеклассное мероприятие подготовлено для студентов ГБПОУ МО «ЭТОТ» и приурочено к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.Данный вид внеклассных мероприятий является эффективной формой развити...
Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»
Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни....
Презентация "Опаленные войной ".посвященное памяти участников Великой отечественной войны.
Вахта памяти "Помню,горжусь" из семейного архива ....