сценарий исторического вечера "Мы никогда не видели войны..."
методическая разработка по истории
Исторический вечер "Мы никогда не втдели войны" посвящен детям на войне. К сценарию составлена презентация, подобрана музыка. В историческом вечера принимали участие учащиеся 5, 10 - классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_muzykalno.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий музыкально-литературной
Оформление:
- вентилятор,
- маленькая табуретка, оформленная под большой камень,
Музыкальное оформление:
- Э. Мориконе «__________________________________»
- Э. Григ «Последняя весна»
- Шум дождя
- А.Александров «Священная война»
- Звук поезда
- Колокольный набат
- Маятник
- Звук бомбёжки
- А. Пахмутова «Белоруссия»
(На подоконнике сидит мальчик. За окном дождь, такой знакомый ленинградский дождь. Шум дождя.)
1. Ведущий: Он любил рисовать. Сидя у окошка, он смотрел на дождь, и старался запомнить его, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. Легкий ветерок всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком. Он любил рисовать синее небо и красивые рассветы над городом. Может быть, он стал бы художником. А может быть моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик. Никто ещё не знал, что он станет мужественным, отважным, находчивым разведчиком.
• Мигает свет. Звук бомбёжки.
2. А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Года идут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили в той войне.
• Э Григ «Последняя весна»
3. Ведущий: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
4. Была земля и жёсткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
5. Ведущий. Сегодня они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
• Без музыки.
6. Ведущий: В суровые дни сорок первого года рядом с взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны:
- собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей;
- выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
7. «Концерт в госпитале». (5 класс)
Сорок трудный год. Госпиталь. Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка:
«Господи!..До чего же артисты маленькие…»
Мы шагаем палатами длинными
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг…
«что в программе?
В программе – чтение,
Пара песен
Военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением…
Мы вошли
Мы стоим в молчании…вдруг
Срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
«Объявляю начало концерта!»
• песня «Катюша»
Сын письмо писал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку.
Много дней письму идти,
Чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути.
Гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок
За стеклом вагона.
А потом мелькнёт лесок
Садик станционный.
А потом пойдут поля
И леса густые,
Пашен чёрная земля –
Средняя Россия.
Через всю пройдут страну
Два листка в конверте
И приедут на войну,
В край огня и смерти.
Привезёт на фронт вагон
Этот груз почтовый.
Там получит почтальон
Свой мешок холщовый.
Долог путь от городка
У границ Китая
До пехотного полка
На переднем крае…
А затем
Не вполне совершенно,
Но вовсю подпевале внимая
О народной поём,
О священной
Так, как мы её понимаем.
• «Священная война».
Мы поём…
Только голос лётчика
Раздаётся,
А в нём – укор:
«Погодите,
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер майор…»
Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо,
Будто в бреду…
Вот и всё
О концерте в госпитале
В том году.
8. Ведущий:
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки. Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?
Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
Свет, затемнение. Читает дети в черном:
9. Спать было не на чем, спали на соломе. Когда пришла зима, на
четверых были одни ботинки. А потом начался голод. Голодал не только детдом, голодали и люди вокруг нас, потому что все отдавали фронту. В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды - позвали на обед, а есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез.
10. В ноябре сорок второго... Начальник госпиталя приказал выдать мне
форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли
найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Солдатом. Что делал? Одни бинты могли свести с ума. Их всегда не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился еще быстрее взрослых.
11. Что у меня осталось с войны? Я не понимаю, что такое чужие люди, потому что мы выросли с братом среди чужих людей. Нас спасли чужие люди. Но какие же они мне чужие? Все люди свои. Я живу с этим чувством...
12. Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!...
13. Ведущий. Лениград…блокада….сколько о ней написано..и все равно написано не всё…
14. На окнах – надоевшие кресты…
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть – взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
14. Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково
А. Молчанов
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.
Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.
Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..
Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.
И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.
Глохли крики и плач в рёве, грохоте, «юнкерсов» гуле,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти…
Мы трагедию эту во веки не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.
Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить… Разве можно всё это простить!
На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.
Вечным сном спять в Лычкове на кладбище
в скромной могиле
Ленинградские дети – далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,
Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.
И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка, словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала…
Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.
А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтобы лычковскую боль все страной не забыть, не простить
15. Звук поезда. Выходит девочка в шинели.
Всё для нас девчонок в армии было сложно. Конечно, когда я увидела обгоревшие лица, я поняла что такое война. Танкистов вытаскивают из горящих машин, на них все горит, а кроме этого, у них часто были перебиты руки или ноги. Это были очень тяжело раненные.
Он лежит и просит: «Умру - напиши моей маме, напиши моей жене… У нас уже было что-то большее, чем просто страх».
16. Тебя я на вечере школьном
Случайно на танец позвал,
И дрогнуло сердце невольно,
Лишь взгляд твой мельком увидал.
Тогда не хватило нам ночи –
Меня ты смогла так увлечь,
Что видел лишь ясные очи,
Да слышал лишь милую речь.
Казалось, что счастье навечно
Здесь наши сроднило сердца,
И было так вместе беспечно,
Не зная судьбы до конца.
Вдруг гул самолетов и взрывы
Порвали в момент тишину.
По первому фронта призыву
Ушел воевать на войну.
И кончилось мирное лето,
Все было в руинах вокруг.
Война отлучила нас слепо
От дома, родных и подруг.
Снаряды летели взрываясь,
Ждала смерть на каждом шагу.
Но школьный наш вальс вспоминая,
Все яростней бил по врагу.
Тебя я на вечере школьном
Случайно на танец позвал,
И дрогнуло сердце невольно
Лишь взгляд твой мельком увидал.
17. Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.
18. Не вернувшиеся с войны наши ровесники. Где вы, наши будущие ученые, профессора, учителя, рабочие? Целое поколение мужчин было уничтожено войной. Им в 41-ом было всего восемнадцать. Им так хотелось жить. Но в 45-ом вернутся лишь немногие.
19. Вы думаете - нет меня,
Что я не с вами?
Ты, мама, плачешь обо мне.
А вы грустите.
Вы говорите обо мне
Звеня словами.
А если и забыли вы…
Тогда простите.
Да. Это было все со мной,
Я помню, было.
Тяжелой пулей разрывной
меня подмыло.
Но на поверхности земной
Я здесь упрямо.
Я только не хожу домой.
Прости мне, мама.
20. Песня «Плач матери»
21. Ведущий: В память о погибших в войне пусть горят свечи.
Минута молчания. Маятник.
22. Ведущий: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!
23. «Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто лез сам… Залезали друг на дружку, третий ли четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».
• «День Победы»
24. На небо глянешь ты...
Что стало, люди,
Ни выстрела, ни гула…
Ти-ши-на-а-а.
Уже зачехлены
Стволы орудий.
Все говорят:
- Окончена война!!!
25. Войны не зная,
Понимаю я,
Что в том бою должна была решиться,
Судьба России и судьба моя:
Родиться мне на свет,
Иль не родиться,
И встать ли мне однажды до утра,
За город выйти спозаранку,
Где бродят тени опаленных танков,
И где траншеи срыли трактора.
26. Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям 21 век.
Иль марсианин впишет в свой дневник,
И по вселенной прокатился крик
И он увидел искаженный лик
Земли, - что, содрогаясь и звеня,
С распущенными косами огня,
Упала в бездну, в вековую даль,
С хвостом Орбиты, скрученной в спираль,
Сейчас обязан думать человек,
Чтоб он пришел к нам, 21 век!
• Звучит «Песня одинокого пастуха» Э. Мориконе.
Ветер, солнечное освещение сцены.
Ведущий:
27. Ведущий: Он любит рисовать. Сидя у окошка, он смотрит на дождь, и старается запомнить его, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. Легкий ветерок всё время перелистывает тетрадку, а мальчик с досадой прижимает уголок камушком. Он любит рисовать синее небо и красивые рассветы над городом. Может быть, он станет художником. А может быть моряком. Или инженером. Он станет мужественным, отважным, находчивым,… Но пусть его мечта обязательно сбудется, пусть над его головой светит ясное солнце и слышится ото всюду только бесконечный смех детей.
• Музыка усиливается. Занавес.
.
Питерские сироты
Ахматова.
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий историческо - спортивной игры посвящённой 200 летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
Данное мероприятие проводится в два этапа. Первый этап: сбор участников (5 - 11 классы) в актовом зале. Затем все идут на улицу на спортивные состязания. Было очень классно, особенно игра в мини футбо...
Сценарий исторического вечера "Война 12-го года"
Областной конкурс учителей истории общеобразовательных учреждений « 200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года»Номинация: методическая разработка внекласс...
«Я не видел войны, я смотрел только фильм…»
Цель: создать творческую атмосферу, способствующую формированию гражданско-патриотических чувств учащихся, сохранению памяти о прошлом, посредством приобщения к военно-патриотической песне и куль...
"Мы никогда не видели войны"
Классный час посвященный празднованию 23 февраля....
Сочинение Я не видела войны…
Сочинение ученицы 9 г класса Белозеровой Дарьи, посвященное Великой Отечественной войне....
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом»....
Сценарий мероприятия "Да, мы не видели войны"
Линейка, посвященная Дню победы для 4-10 классов...