родительское собрание "Разные взгляды"
методическая разработка (7 класс) на тему
Совместное собрание детей и родителей "Разные взгляды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_rod._raznye_vzglyady._7_kl.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Разные взгляды.
(Психологический практикум).
Цель: Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей
Задачи:
- Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания
- Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.
- Способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей
Необходимое оборудование:
- Мультипликационный фильм
- Карточки с изображением предметов для упражнения № 1
- 2 стенда – мольберта с карточками для упражнения № 1
- Карточки с текстом для упражнения № 2 (2 шт.)
- Пластиковые стаканы (0,5 л) с подписанными номерами от № 1 до № 10 (2 комплекта (для детей и родителей) для упражнения № 3
- Таблички с надписями для упражнения № 4
Мама
Ребенок
Деньги
Квитанция
Компьютер
Компьютерная игра
Телефон
Кошка – наблюдатель
Часы
Хор 1 Хор 2
- Изображение эмоционального термометра для упражнения № 5
- Жетоны разных цветов (4 цвета) для упражнения № 5 по количеству участников, клей
- 2 листа А4 для составления Памяток для упражнения № 6, ручки
- Медленная музыка для упражнения № 7,CD-проигрыватель
- Раздатки «Тест-игра «Какой вы родитель?» по количеству родителей
- Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов
Для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения перед началом разговора можно предложить посмотреть мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, например «Чуня» или «Винни-пух и день забот»
- О чем был данный мультфильм?
(Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы поныть другого, нужно поставить себя на его место).
- Предлагаю вам проверить наши выводы с помощью следующего упражнения.
Упражнение №1.
«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей?»
(автор упражнения Дж. Кuнчер)
Посмотрите на фигуры и напишите, что это, по-вашему, такое.
Приложение № 1.
Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей.
Во время ответов сгруппируйте ответы испытуемых по категориям, размещая их на мольбертах.
- Вещи (одежда, украшения)
- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
- растения
- игрушки
- насекомые, животные
- спортивные предметы
- природа
- строение
- еда
- механизм
- геометрическая фигура
-другое
Сравните детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.
Вопросы для обсуждения полученных результатов
- Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может сказываться на восприятии этих фигур?
- Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?
Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.
Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.
Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!
Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.
Различия между поколениями - это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.
Общество - это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.
Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек.
Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.
Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.
Упражнение №2. Работа с текстом.
Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.
Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:
Долго ждали ответа. Но ...
- Готовые рассказы зачитываются.
- Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО?
Следующие наши упражнения – это своеобразные шаги навстречу друг другу.
- Уточним, в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.
Упражнение №3. Блиц-опрос.
Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей
Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ «ДА» или «НЕТ».
Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.
Для родителей | Для детей | |
| 1.Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений? | Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах, принимаешь важные решения? |
| 2. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав? | Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят. |
| 3. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. | Всегда ли ты говоришь правду родителям? |
| 4. Вы мало времени проводите со своим ребенком. | Ты хочешь чаще общаться с родителями. |
| 5. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. | Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя. |
| 6. Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками? | Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.? |
| 7. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. | Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания. |
| 8. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. | Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время. |
| 9. Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. | Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени. |
| 10.Вы часто говорите ребенку, что любите его. | Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят. |
Обсуждение результатов.
Давайте посмотрим на результаты.
Совпадения по вопросам, связанным…
Расхождения….
- Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.
В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.
«Пьеса» исполнителя психологической роли - это реальная ситуация. «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окружения. «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего поведения. Есть и «пyблика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.
В каждом человеке, по мнению американского психотерапевта Э. Берна, существует три «Я».: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый и берущий ответственност.ь на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интереcы других и распределять ответственность между собой и ими).
Упражнение №5.
Эмоциональный термометр (автор метода психолог ГА. Цукерман).
Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. ВОТ как выглядит «эмоциональный термометр».
Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми
( с родителями ) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.
Все присутствующие размещают разноцветные кружки на изображении эмоционального термометра.
Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.
Надо помнить,
что в человеческих отношениях нет ничего окончатeльнoго, они живут, изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, характера общения.
Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их.
Центральное звено любых отношений – эмоции и чувства.
Эмоциональные способности заложены в природе человека.
По новейшим данным, эмоциональный фактор способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта – вceгo лишь на 20%.
Свои эмоции мы выражаем через слова. Слова имеют большую психологическую силу. Словами мы не только описываем события, предметы, но и вызываем определенные чувства. Зачастую люди плохо умеют или вовсе не умеют описывать свои чувства, особенно гнев или раздражение, и поэтому иногда подавляют их проявление либо выплескивают на головы близких. «Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние - как бы в его власти», - считает отечественный психолог М. Папуш.
«Боясь открыто выразить чувства, которые нас переполняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности», - замечает Е.М. Богат, русский философ ХХ века.
Так возникает привычка быть нечувствительным к происходящему не только с нами, но и с окружающими людьми и во взаимоотношениях с ними. Искусство поддерживать хорошие отношения с другими людьми в значительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других.
VI. Иногда недостаточно просто сказать , чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.
Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.
Упражнение №6.
Составление Памяток.
В течение 5-7 минут составьте памятку своему ребенку (родителю), в которой содержались бы ваши пожелания о взаимоотношениях.
Например.
Родителям | Детям |
Родители! Доверяйте своему ребенку! | Дети! Прислушивайтесь к советам родителей! |
Хвалите меня чаще! | Говорите родителям комплименты! |
Упражнение № 7.
Интересные вещи можно обнаружить в специальном эксперименте, когда два человека садятся близко напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и прямо разговаривают друг с другом. Выясняется, что любые два человека независимо от того. какого они пола и были ли они до этого знакомы между собой, всегда начинают испытывать симпатию друг к другу. Это показывает, что неприязнь между людьми возникает из-за того, что они не видят друг друга и не разговаривают прямо друг с другом» (Э. Берн, американский психолог хх века).
Музыка.
Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки.
Посмотрите друг другу в глаза.
Скажите добрые слова.
Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»: « ... Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... Ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!»
Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей. А дети, в свою очередь, гордитесь своими родителями.
В заключение, мы предлагаем родителям домашнее задание.
Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете, какой Вы родитель.
Приложение № 2
Литература.
- Азаров ,А. П.Семейная педагогика / А. П.Азаров. - М.: 1985
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
- Бадирова, З. А., Козлова, А. В. Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов) / З. А. Бадирова., А. В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С.Макаренко - М.: Педагогика,1983. – 160 с.
- Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководитьелю о работе с родителями) / Л. И. Маленкова. - М. : ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России,1994- 216 с.
- Лупоядова, Л . Ю., Мельникова, Н. А., Якимович, И. Г. Родительский всеобуч. Родительские собрания. 5-7 класс / – Брянск: Курсив, 2006. – 208 с.
- Козлова , Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г. Н. Козлова, Е. В. Любезнова, Е. Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: панорама,2009. – 176 с. – (Воспитательная работа)
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Тест «Какой вы родитель?»
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми:
|
|
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз:
1-2б 8-1б
2-1б 9-2б
3-1б 10-2б
4-1б 11-1б
5-1б 12-1б
6-2б 13-2б
7-2б 14-1б
5-8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________...
Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам. Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:
Долго ждали ответа. Но ...
Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________...
Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам. Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:
Долго ждали ответа. Но ...
Тест «Какой вы родитель?»
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми:
|
|
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз:
1-2б 8-1б
2-1б 9-2б
3-1б 10-2б
4-1б 11-1б
5-1б 12-1б
6-2б 13-2б
7-2б 14-1б
5-8 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Тест «Какой вы родитель?»
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми:
|
|
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз:
1-2б 8-1б
2-1б 9-2б
3-1б 10-2б
4-1б 11-1б
5-1б 12-1б
6-2б 13-2б
7-2б 14-1б
5-8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские встречи . Разные взгляды.
родительское собрание проводится вместе с детьми в форме психологического практикума. Подобранные упражнения способствовуют гармонизации взаимоотношений родителей и детей....
Эссе "Взгляд о професси педагога. Взгляд через год"
Предложенное эссе может помочь начинающим педагогам в написании подобного....
Родительская семья как модель формирования жизненных взглядов ребенка.
Главным объектом психологии всегда был человек. Проблема отражения - одна из ключевых проблем психологии. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одними из важнейших вопросов как ж...
Взгляд со стороны: путь от алкоголизма (методическая разработка родительского собрания совместно с учащимися)
Методическая разработка родительского собрания (совместно с учашимися)...
Родительское собрание "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."
Родительское собрание для 10 класса "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."...
Родительский лекторий: "Семья и школа взгляд в одном направлении"
Представлен материал из опыта работы социального педагога Белинской Е.С. ГБОУ школа № 495 С-Пб, материал может быть полезен коллегам при подготовки родительских собраний. Описана работа школы по напра...
Сценарий тематического родительского собрания-концерта в классе фортепиано "От барокко до джаза. Взгляд сквозь столетия"
Участие в концертах является одним из приоритетных видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. Зак...