Классная рефлексия
материал на тему

Добрынина Екатерина Николаевна

Приемы классной рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_refleksiya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты    классной рефлексии.

1  Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что думал?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?


Интеллектуальная    рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

  Выбери верное утверждение:         1) Я сам не смог справиться с затруднением;

                                                           2) У меня не было затруднений;

                                                           3) Я только слушал предложения других;

                                                           4) Я выдвигал идеи….

Рефлексивные сочинения (5-7 минут в классе)

 "Плюс, минус, интересно"

Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 
- каша в голове 
- ни в зуб ногой 
- светлая голова 

Рефлексия деятельности.


* что я делаю? 
* зачем я делаю? 
* как я делаю? 
* что нового я узнал? 
* каким способом я это узнал? 
* чему я научился?

* Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше? 

«Дело в шляпе» 
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 

«Ступени» 
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д. 

«Солнышко» ,»Смайлики»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

«Корзина идей» 
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 
ЦВЕТОГРАММА

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось). 


«Синквейн» 
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 
1 строка – тема или предмет (одно существительное); 
2 строка – описание предмета (два прилагательных); 
3 строка – описание действия (три глагола); 
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

«10 баллов» 
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 
„Я“ 0________10 
„Мы“ 0________10 
„Дело“ 0________10 

Работа Результат 
Приём «Пантомима» 
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 




Прием «Запрет» 
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. 
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом. 

Эмоционально – художественная рефлексия. 
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

Эмоционально – музыкальная рефлексия. 
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. 

эмоциональная рефлексия «Что ты чувствуешь сейчас?» 

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса. 

«Рефлексивный экран» 
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

«Острова» 
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

А.М.О. «Ресторан» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. 
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). 
Численность: Все ученики 
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки 
Проведение: 
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: 
- Я съел бы еще этого… 
- Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел…  Пожалуйста, добавьте… 
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. 

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся. 

А.М.О. «Химс» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. 
Время: 15 мин. 
Численность: Все ученики 
Материал: лист большого формата, фломастеры. 
Проведение: 
Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:  Хорошо… Интересно… Мешало… Возьму с собой… 
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке. 


А.М.О. «Уборка в доме» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. 
Время: 15 мин. 
Численность: Все ученики 
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. 
Проведение: 
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. 
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. 
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. 
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Способы коммуникации.

  • «Огонёк общения»

  • Ситуационный классный час - классный час, посвященный способам эффективного общения.

«Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше». 
Б. Дизраэли 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

Доклад Рефлексия в работе классного руководителя

Доклад Рефлексия в работе классного руководителя...