Доклад Рефлексия в работе классного руководителя
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Филатова Виктория Александровна

Доклад Рефлексия в работе классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_kl_ruk_vystupl2.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия в работе классного руководителя

Рефлексия представляет собой осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия - главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности.

В современной системе образования ведущим принципом провозглашен приоритет развивающейся личности. Ориентация на реализацию гуманистических ценностей образования является главным аспектом в деятельности классного руководителя. Личностно-ориентированная, гуманистически направленная образовательная концепция предполагает со стороны классного руководителя умение строить управление деятельностью ученика не как прямое воздействие, а как создание условий, при которых ученик самостоятельно принимает правильные решения. Педагогическое - взаимодействие приобретает кооперативную, а не авторитарную форму. Таким образом, перед современным классным руководителем стоит ряд задач, разрешить которые в состоянии лишь педагог, обладающий критическим и креативным мышлением, творческой направленностью, различными типами рефлексии.

Успешное осуществление педагогической деятельности невозможно без рефлексивной оценки педагогической действительности в целом. Классному руководителю необходимо видеть весь педагогический процесс, определять общие закономерности и проблемы. Иначе, учитель обречен на хождение по замкнутому кругу до бесконечности, хотя и творчески успешно, решая проблемные педагогические задачи, но так и не видя причин их появления. Профессиональным качеством, отвечающим за подобное виденье, анализ, оценку, является методологическая рефлексия.

К проблеме места и роли методологической рефлексии в научно-исследовательской работе педагога обращаются в своих работах Г.П.Щедровицкий, О.С. Шемелина, С.В. Матюшенко, В.И. Супрун, Ю.А. Шрейдер, М.Г. Ярошевский и др.

Таким образом, можно говорить о том, что методологическая рефлексия педагога является тем необходимым качеством, которое позволяет ему успешно осуществлять практическую деятельность, адаптировать уже имеющиеся инновации, самому реализовывать эффективную творческую деятельность. Иначе говоря, методологическая рефлексия выступает как неотъемлемая часть педагогического мастерства учителя, непосредственно влияющая на его профессионализм.

Определяя роль педагогической рефлексии в структуре социально-психологической компетентности классного руководителя, следует отметить, что:

всякая рефлексия есть сомнения - в себе, своей позиции, своих возможностях, которые могут привести к пессимистическим результатам (пассивность, бездействие, неверие в успех) или оптимистическим, побуждающим к активному действию, преодолению себя и обстоятельств, поиску и реализации способов самоутверждения;

рефлексия не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления;

рефлексивные процессы могут быть как спонтанными, так и специально организованными и управляемыми, что важно для приобретения рефлексивного опыта в ходе профессиональной педагогической деятельности.

В педагогической деятельности именно принятие собственной личности учителя способствует позитивному принятию им своих учеников. Учителя, принимающие себя, характеризуются понимающим отношением к учащимся, стремятся создать атмосферу безопасности, доверия, заботы, что способствует возникновению у ребенка желания быть самим собой

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников учебного процесса.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным обучающимся и вся созидательная работа коллектива может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования подростка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого подростка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего группового (классного) коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование группового (классного) коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

1."Социальная психология. Краткий очерк" Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., Политиздат, 1975 г.

. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете: “К вопросу о внеклассной работе классного руководителя”

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ Педагогический совет от 28.10.2009 г. Тема доклада: К вопросу о внеклассной работе классного руководителя Автор доклада: Багдасарян Сусанна ГеоргиевнаДолжность докладчика...

Доклад работы классного руководителя

Методические рекомендации по работе классного руководителя с родителями...

Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными семьями".

Доклад на тему "Работа классного руководителя с неблагополучными сеиьями"....

Доклад "НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"

Нормативно-правовая  документация и должностная инструкция  классного руководителя согласно новым требованиям...

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...