Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
статья на тему
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы классного руководителя с семьей ученика
«Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».
А. С. Макаренко.
Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце- концов, защищает его.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи и семейного воспитания:
1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;
3) открытость и доверительность отношений с детьми;
4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и другие. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
-индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
-групповые (творческие группы, органы ученического самоуправления и др.);
-коллективные (общественно-значимые дела, конкурсы, спектакли, концерты, слеты, фестивали, соревнования, походы, турниры и др.).
При выборе форм работы необходимо руководствоваться:
-определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
-принципами организации образовательного процесса, возможностями, интересами и потребностями обучающихся, внешними условиями;
-обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
· обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
· оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный союзник в воспитании детейю
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного уважения и доверия, терпения и терпимости, поддержки и помощи по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Индивидуальные беседы— наиболее эффективная, на мой взгляд, форма индивидуальной работы педагога с родителями: при таких беседах происходит более тесное и дружелюбное общение и взаимодействие обеих сторон.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Целесообразно хотя бы раз в год проводить совместные родительские собрания (лучше это делать в конце года), когда подводятся итоги работы класса за год, поощряются наиболее активные ученики класса. В заключении таких собраний можно провести концерт, на котором выступят дети.
При подготовке классного родительского собрания опираемся на следующие правила:
1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
При подготовке и проведении родительских собраний можно проводить анкетирование, как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы:
-как в твоей семье отдыхают,
-назови любимый семейный праздник,
-знают ли родители твоих друзей и др.
Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям» задаю такие, например, вопросы:
-ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу, где идут мультфильмы, что вы делаете,
-как вы строите свои отношения с детьми, и др.
Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные и коллективные тематические консультации. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей воспитании.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации проводить индивидуальные беседы с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараться делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.
Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного (экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс, привлекаю их к проведению классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными - это бывают и грамоты, благодарственные письма, и.т.д.
Таким образом, формы взаимодействия педагога с родителями разнообразны.
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
А.С.Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-37070-1636387339.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/25/picture-197186-1535165676.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-303679-1431876352.jpg)
Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися.
Презентация выступления на ШМО по теме "Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-720348-1551581068.jpg)
Взаимодействие классного руководителя с семьёй как главным партнёром в воспитании личности
Доклад на педагогический совет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-273220-1515093715.jpg)
Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"
Обобщение опыта работы классного руководителя на конкурсе "Самый классный классный"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1465062-1679411059.jpg)
Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"
Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...