сценарий внеурочного занятия "Непокоренный город"
методическая разработка (5 класс) на тему

Зубкова Нина  Александровна

Сценарий посвящен блокаде Лениграда. Содержит как новые факты , касющиеся жизнив блокадном городе преде всего детей , так и уже известные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneurochnogo_zanyatiya_v_5v_klasse.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Сценарий внеурочного занятия в 5в классе

                                                             «Непокоренный город»

Ведущий: Давно это было, более семидесяти лет назад, но чем дальше уходят эти дни. Тем меньше места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Но у нас нет права забывать о всех жертвах, принесенных нашим народом, о  всех тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в 21 веке необходимо знать и  помнить о том, что выдержали, через что прошли наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Сегодня мы  поведем рассказ об одном из самых страшных событий Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда. А как этот город называется сейчас?

Фрагмент кинофильма о начале войны

Ведущий: война началась в воскресенье, ранним  июньским утром. Наши войска небыли готовы к жестокому напору  немецко-фашистских войск и с  огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Враг  стремился взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории страны. 8 сентября 1941 года город был  окружен с трех сторон ,  С четвертой было Ладожское озеро… Блокада… это значит что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не не сможет проехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки , сахара, масла. Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось, и днем и ночью немцы не прекращали обстреливать город.

Очень скоро ленинградцы оказались на голодной пайке. Причем нормы снабжения быстро сокращались. В начале сентября рабочие и ИТР получали 600 г хлеба в день, с 12 сентября – 500 г, с 2 октября – 400 г, с 13 ноября – 300 г, с 20 ноября – 250 г хлеба. Служащим в начале сентября полагалось 400 г хлеба, с 12 сентября – 300 г, с 2 октября – 200 г, с 13 ноября – 150 г, с 20 ноября – 125 граммов хлеба. Иждивенцам в начале сентября полагалось 300 г, с 12 сентября – 230 г, с 2 октября – 200 г, с 13 ноября – 150 г, с 20 ноября – 125 граммов. Дети до 12 лет, получавшие в начале сентября 400 г,  с 12 сентября могли рассчитывать на 200 г, с 13 ноября – на 150 г, а с 20 ноября – 125 г хлеба в сутки.

 Чтец 1 Переживший блокаду радиожурналист  Л.Е. Маграчев вспоминал: «Многие из нас, блокадников, поначалу считали, что хлеб – это просто хлеб и что сытость от 125 граммов всегда одинакова. Поверьте, это не так. Хлеб можно есть по-разному. И каждый находил для себя самый «сытный» способ. Одни ели, кусая от ломтя, другие отламывали по крошке, а некоторые резали на кусочки, на тонкие прозрачные пластинки, и тогда вроде бы хлеба становилось больше. Другие тоже резали, но на толстые квадратики, похожие на кусочки пиленого сахара. Но все сходились на том, что самое сытное – корка.

Были малодушные – они съедали паек, не успев выйти из булочной. А люди сильной воли доносили все до дому и там делили свой ломоть на части – на завтрак, обед и на сон грядущий, что в прошлом именовалось «ужин».

Ведущий :Одновременно с уменьшением размеров пайков ухудшалось и качество хлеба. Муки в хлебе было меньше всего, только как связывающее вещество. А в основном рецептура была такая: отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина.

Чтец 2: Вместо супа – бурда

                       из столярного клея,

Вместо чая - заварка  сосновой

                    хвои.

Это все ничего, только руки

                                    немеют,

Только ноги становятся вдруг

                                    не твои.

Только сердце внезапно  сожмется,

                                             как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже

                                      не можешь .

Не смолкай! Ведь на наших

                       сердцах - Ленинград.

Бейся,сердце! Стучи, несмотря

                               на усталость,

Слышишь: город клянется, что

                         враг не пройдет!

Сотый день догорал, как потом

                                 оказазалось,

Впереди оставалось еще

                                          восемьсот.

                Ю.ВОРОНОВ. СОТЫЙ ДЕНЬ

Ведущий: Спешно предпринимались и другие меры. Организовывались водные перевозки по Ладожскому озеру. За осеннюю навигацию в Ленинград доставили около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия. Из города были эвакуированы около 33 500 человек. С появлением льда перевозки осуществлялись прямо по льду озера на санях и грузовиках. «Дорога жизни» - так называла вся страна этот путь.

Демонстрация  фрагмента видеофильма.

Ведущий: Другой бедой, обрушившейся на ленинградцев, был холод. С наступлением зимы из строя вышли канализационные и водопроводные трубы. К февралю 1942 года осталось лишь 80 жилых зданий, получавших воду от городского водопровода. Обессиленные люди вынуждены были ходить за водой на Неву.

Чтец3:Мы, школьники, глядя на взрослых, делали все, что могли. И в школе,  и домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. 6 ноября на  своем посту погибла наша подруга Валя Лебедева. Ей было всего 15 лет. В городе не стало, света, не стало воды, начались сильные морозы. А бомбежки не прекращались. Придешь домой -  холодно, есть нечего, возьмешь учебник и при тусклом свете коптилки занимаешься, пока не окоченеют руки и ноги. Кругом люди падали от истощения, дети просили есть, взрослые, сжимая кулаки, работали у станков, а мы впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везешь воду под обстрелом, а пока довезешь она замерзнет, разогреть нечем. И мы ходили и искали щепки, обломки досок  возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а потом мы все пошли разбирать почту.

 Сколько писем там было! Тюки. Среди зимы мы узнали, что  умер от истощения наш любимый учитель Чубинов. Оказывается, чтобы спасти школьный аквариум, он из своего пайка кормил рыбок. В марте умер наш товарищ Мечислав Тумилевич , потом Юрий Овчинников, Лена Рощина, ее два брата и сестренка, Борис Антропов и другие ребята. Умерла моя лучшая подруга Янина Сергель. Как я ненавижу фашистов.(Л. Северская «Я жила в блокаде»

ЧТЕЦ4:

Я забыть никогда не смогу

Скрип саней на декабрьском снегу.

Тот пронзительный, медленный

                                              скрип:

Он, как стон, как рыданье, как всхлип.

Будто все это было вчера…

В белой простыне - брат и сестра…

Ю. Воронов  «Я забыть никогда не смогу…»

Ведущий : Зима и начало весны 1941 - 1942 гг. оказалась самым тяжелым временем всей блокады. Это страшное время отражено во многих документах. Самым пронзительным из блокадных документов стал дневник 12-летней Тани Савичевой. О нем хорошо знают послевоенные поколения, но и сейчас читать его вновь невозможно без содрогания:

Чтец 5

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»

Обессиленную девочку удалось вывезти в эвакуацию. А спасти ей жизнь – нет

Чтец 6:

Девчонка руки протянула.

И головой - на край стола.

Сначала думали  - уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный  

                                         стон,

Учитель выдавил, что  снова

Занятья - после похорон.

Ведущий: в эти дни четырнадцатилетний мальчик Федор  Быков написал отцу на фронт:

  

Чтец 7: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем  отстоять  Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всегда хочу есть, имама тоже все время хочет есть, потому что хлеба дают мало ,а мяса и масла вовсе не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов ! 31 декабря 1941 года.»

 Ведущий: Уже весной 1942 года можно было суверенностью сказать, что город выстоял, город спасен. Люди  хоть и получали еще скудный паек, но перестали  голодать. Появилась первая трава, люди раскопали и засадили все свободные участки земли. Постепенно из парков и садов исчезли все одуванчики. Из них варили щи, из корней делали лепешки, в пищу шла и другая трава. Люди верили, что близок момент освобождения от блокады, и отдавали последние силы для приближения этого дня.

После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.

 27 января 1944 года  блокада была полностью снята.

Слады презентации :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Оно способствует изменению отношения...

Разработка внеурочного мероприятия "Города-Герои ВОВ"

Данное мероприятие разработанно для учеников 7 класса ко Дню Снятия Блокады Ленинграда....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа составлена по ФГОС для внеурочной деятельности в 5-6 классах....

Сценарий внеурочного мероприятия интеллектуальной игры по истории и культуре Санкт-Петербурга «Знаешь ли ты свой город?» 5 класс

Игра предназначена для учащихся начальной и средней школы. Её можно использовать на уроках обобщения, закрепления изученного материала и как итоговое занятие по курсу “История и культура С...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастериц"

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии для 5-7 классов. Программа реализуется за 3 года,  с периодичностью 1 час в неделю. Программа разработана для девочек....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 7 класса....