Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы - интернат.
статья (7 класс) на тему
Использование средств ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в школе-интернате. | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных
технологий в воспитательном процессе
школы - интернат.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в моей работе открывает возможности:
- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
- создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
- активизировать познавательную деятельность воспитанников;
- оптимально использовать время на занятии;
- видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:
- повышению эффективности усвоения материала детьми;
- повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации powerpoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:
- В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- Как сопровождение моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
- Как информационно-обучающее пособие;
- Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации (Приложение №1 ). Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года (Приложение №2). Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год мои воспитанники принимают участие в ряде районных , областных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ (Приложение №3).
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература:
- Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
- Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
- Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО воспитателей " Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы VIII вида.
Актуальность данной темы не стоит объяснять. Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития об...
Внедрение регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида
В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлени...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека....
Доклад Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе школы-интерната
Игра -самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться....
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы-интерната "
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.Воспитанники с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специал...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Методическая разработка "Использование педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке ракрыты разнообразные эффективные педагогичесие технологии, которые могут применяться на уроках музыки с обучающимися с ОВЗ...