цикл классных часов "Путь к успеху"
классный час (9 класс) по теме

Буянтуева Баярма Борисовна

Очевидна необходимость со стороны родителей и классного руководителя пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением. Такова цель этого цикла классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_klassnogo_chasa.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл классного часа «Путь к успеху».

Организация классных часов для учащихся 9 класса цикла «Путь к успеху» совместно с родителем.

Актуальность. Учащимся 9 класса по 14-15 лет и они находятся еще в подростковом возрасте. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под руководством воспитателей и коллектива. Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей — либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

У подростка же возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.

Поэтому очевидна необходимость со стороны родителей и классного руководителя пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением. Возникшее чувство взрослости заставляет искать ответа на вопрос: а что значит быть взрослым? Психологические наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Ряд исследователей (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова) склонны даже выделять общение с товарищами в особую сферу жизни подростка, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений.

В одной из бесед с родителем речь зашла о развитии человека, саморазвитии и самовоспитании подростка. Она предложила свою помощь в организации бесед с учащимися по саморазвитию и самовоспитанию.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко peaгирует  на дружное воздействие коллектива товарищей. И это явилось вторым поводом для родителя воздействовать на сына через коллектив. Потому что мне приходилось из-за поведения и успеваемости ученика часто вызывать маму в школу, что не оказывало должного влияния на него. Поэтому мы посчитали предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с учащимися решили стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Наша цель состояла в организации здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива, что является важнейшим путем формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

С 4 четверти запланировали цикл классных часов «Развитие человека. Путь к успеху».

1 занятие - «Мои ценности жизни». Цель занятия- определить тенденции в формировании ценностей подростков. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром. Научиться ставить цель в жизни, визуализировать свою цель (мечту) путем создания «Карты мечты (цели)». Домашнее задание - определить свою цель (маленькую или большую, краткосрочную или долгосрочную), сделать карту мечты. На этом занятии Людмила Романовна рассказала о себе, о своих семинарах, которые посетила «Школы развития человека», и какова цель этих занятий. В ходе занятия ребята были заинтересованы, внимательно слушали. Были сделаны выводы: Поведение людей мотивируется поставленными целями. Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата. Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных. Для достижения целей необходимо приложить усилия. Иногда для достижения целей возникают противоречия.

  1.  занятие было посвящено «Доброте», умению создать «Банк добрых дел». Цель - осознание учащимися, что такое доброта, научиться фиксировать свои добрые дела, таким образом улучшить себя и окружающее, повышать свою самооценку. Было обсуждение с учениками в занимательной форме способы преодоления негативных убеждений и формирование позитивного настроя по отношению к себе и к товарищам. Было ребятам предложено рассказать о себе в позитивной форме. Многие отказались, но были ребята, которые с удовольствием, рассказали о себе. Было обсуждено, как тренировать в себе качества, которые помогают преодолеть предубеждения и настроить себя позитивно. Каждое занятие начиналось и заканчивалось на позитивной ноте со словами «Вы самые добрые, хорошие, умные, красивые, талантливые!». Домашнее задание - составить «Банк добрых дел», записать в тетрадь все свои добрые дела, которые совершил в течение недели.
  2. занятие - «Банк добрых дел». Цель - умение говорить о своих добрых делах, активно слушать, понимать и принимать себя и других. Ребята по желанию поделились с другими о своих добрых делах. Они рассказали о своих добрых делах и были поощрены за уверенность и умение позитивно настраивать себя.
  3. занятие - жизненные ценности. Цель - дискуссия о понимании школьниками, что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения. Был просмотр фильма о человеке без рук и ног, который достиг успеха в жизни. Итоговым этапом стало обсуждение варианта ценностных выборов, обосновывали жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех - это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

5 занятие - «Правда о табаке». Цель - осознание того, что успешный человек - это человек, заботящийся о своем здоровье, не имеющих вредных привычек. Одна из составляющих успешного человека - это его здоровье. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. И один из способов чувствовать себя взрослым - это курение. И на вопрос классу «Зачем курят подростки?», один из ответов был «чувствовать себя взрослым». Ребятам показали видеолекцию профессора В.Г.Жданова , один сильнейших видеоматериалов в помощь пропаганде здорового образа жизни. «Насколько опасен табак давно известно. Каждый год табак убивает сотни тысяч россиян. Особенно тревожен рост курения среди молодежи, который впоследствии отрицательно скажется на здоровье не одного поколения. Почти 40 % смертей в возрастной группе от 35 до 65 лет связаны с курением. Более 80% некурящих людей невольно являются пассивными курильщиками - на улице, в общественных местах, в подъездах домов. Профессор Жданов ставит очередной заслон табачной эпидемии, последствия которой страшно представить». Ребята были впечатлены просмотром. Так как в классе есть ребята, которые пробовали курить, этот материал дал им повод подумать еще раз - стоит ли курить для того чтобы чувствовать себя взрослым.

  1. занятие - «Негативное воздействие алкоголя на организм подростка». Цель - осознание учащимися последствия употребления алкогольных напитков на организм и на качество жизни в целом. «В Древнем Риме закон запрещал принимать женщинам алкогольные напитки в возрасте до 30 лет. В Древней Индии категорически возбранялось пить всегда и всем женщинам. Рискнувшим нарушить это «табу» раскаленным металлом выжигали на лбу клеймо в виде бутыли - специальный знак для мужчин: «Эту женщину в жены не брать! Угроза потомству!» Пороки сердца сегодня выявляются у одного из двухсот новорожденных. У одного из тысячи врачи констатируют ярко выраженные мутационные изменения. 25 лет назад в нашей стране среди новорожденных небольшие отклонения в состоянии здоровья имели около 20% младенцев. Сегодня отклонения встречаются у 60 % новорожденных детей, а многие из них уже при рождении имеют серьезные заболевания. Если не переломить ситуацию и. не сформировать доминанту здорового родительства в головах молодых членов общества, то наше будущее под очень большим вопросом.» Это из материала занятия. Ребятам так же было предложено посмотреть фильм «Негативное воздействие алкоголя на будущих мам».
  2. занятие - продолжение - «Негативное воздействие алкоголя на организм подростка». «Сейчас в научной среде популярна «Теория Новой Эволюции». Цивилизация максимально обезопасила нас от голода, холода, эпидемий, природных катаклизмов. На смену естественному отбору пришел отбор искусственный - люди стали деградировать и лишаться жизни из-за наркотиков и алкоголя. Однако никто не может лишить человека права выбора - стать жертвой этого жестокого отбора или полноценной Личностью, способной на труд, творчество и любовь. Человеком, способным на Счастье.» Ребята просмотрели фильм «Как убивают наших детей». В очередном фильме проекта «Общее Дело» авторы показывают, как работают технологии спаивания молодежи в современном мире. Этот фильм вызвал большой интерес у ребят. В ходе беседы они были удивлены, как влияют энергетики и пиво на организм. Я думаю, что в ходе этих 3 занятий у ребят складывалось целостное представление о влиянии наркогенных веществ на организм и на качество жизни человека, тем более все было подтверждено наглядно - просмотром фильмов.

Таким образом, какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции. ( Л.И.Божович). Я думаю, что необходимость с нашей стороны пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию через эти занятия имело воздействие. Наша задача была убедить ребят, что возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением, выработке умений обмениваться вербальной и невербальной информацией, активно слушать, понимать и принимать себя и других, а также приобретению навыков личностного и группового взаимодействия, осознанию причин возникновения барьеров в общении и способов их преодоления. Надеемся, что у ребят по мере усвоения курса складывалось представление о закономерностях пути успеха в жизни, дало повод задуматься о себе и о будущем, которые они выбирают. Ведь Успех - это результат самосовершенствования, тяжелой работы, извлечения уроков из неудач, лояльность по отношению к тем, с кем ты работаешь, учишься, и упорство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слагаемые успеха"

Классный час рекомендую для 11 класса, когда дети стоят перед выбором....

Классный час"Час успеха"

Недавние выпускники нашей школы, несмотря на их молодой возраст уже добились определенных  успехов в  спорте, в учебе в творчестве. Они пришли сегодня, чтобы поделиться своими до...

Классный час "Формула успеха"

Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации подростков к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потре...

Классный час"Школа успеха"

Задача классного часа- развить самоуправление в классе. Помочь детям самим спланировать мероприятия в классе,  сознательно найти своё  место в структуре классного самоуправления....

классный час с успехом по жизни

Вступление         Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых назы...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...