Разработка классного часа "Они ушли из жизни молодыми"
классный час (8 класс) на тему
Данная разработка содержит краеведческую информацию
, касающуюся Воронежа и Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_pro_hohol.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хохольский лицей»
Методическая разработка
классного часа
«Они ушли из жизни молодыми»
Р. П. Хохольский
2015 год
Цели и задачи:
- Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, связанными с историей нашего района;
- Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны и своего города;
- Повышение интереса к военной истории;
- Формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свой народ, ответственности за его будущее, уважительного отношения к ветеранам ВОВ.
Оформление:
- рисунки учащихся “Война глазами детей”;
- выставка книг о войне;
- презентация.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
На рассвете 22 июня 1941 года германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда.
В стремительной схватке столкнулись две крупнейшие в то время военные сил. Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих сил с обеих сторон была примерно равной и составляла около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и союзников, 47 тысяч у СССР), по численности танков и самолётов СССР превосходил Германию и её союзников.
Время неутомимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Многочисленные трудности перенесли жители нашей страны. Мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал восхищения героями, отстоявшими страну в самых тяжёлых условиях.
Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбёжками, голодом, холодом, разлуками. Время, героическое и трагическое, одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.
Вышел мальчик из дому в летний день, в первый зной.
К миру необжитому повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке, на платформу шагнул,
К пыльным поручням руки, как слепой протянул.
Невысокого роста и в кости неширок,
Никакого геройства совершить он не мог.
Но с другими со всеми, неокрепший ещё,
Под тяжёлое время он подставил плечо.
Под приклад автомата, расщеплённый в бою,
Под бревно для каната, под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый, но Москва без него
Ничего не смогла бы, не смогла б ничего.
Все – от мала до велика – встали на борьбу с врагом. Не щадя ни сил, ни жизни, люди поднялись против фашистов. Казалось, что вся страна лишилась света, воды, топлива, хлеба, опустилась доисторическая мгла и что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю советского народа.
Оно приходит неожиданно – несчастье,
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы рядом, немцы жмут как раз.
- Восстановить, не медля ни минуты! –
Сержанту отдан был приказ.
«Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь!» - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда он стиснул два конца зубами
И принял бой - неравный, дерзкий бой.
Его нашли, когда уже смеркалось.
В руках винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод, связь не прерывалась.
Вблизи лежала груда вражьих тел.
Он тихо умер, чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице его спокойном и упрямом,
Не ужас был, а ненависть и гнев.
У городов, как у людей, свои судьбы. В жизни человека бывают события, которые преждевременно множат на его лице морщины и серебрят виски. В истории городов есть периоды, оставляющие глубокий след на их облике, - они живут в памяти многих поколений. Немало памятных вех и у Воронежа, свидетеля рождения русского военного флота, революционных событий 1905 года и Великого Октября, Гражданской войны и первых пятилеток, наконец, Великой Отечественной войны…
Каждый год 25 января мы отмечаем День освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.
Бомбить Воронеж ненавистные немцы стали летом 1942 года, и с этого момента город стал прифронтовым. Он долго и упорно защищался, но силы были неравные, и немцы, почти полностью разрушив дома, больницы, школы, заводы, коммуникации, в первый раз вошли в правобережную часть города. Двести двенадцать суток – с 28 июня 1942 года по 25 января 1943 года - продолжались боевые действия в кварталах города. Забыть такое невозможно.
28 июля 1942 года. Всю ночь город бомбили немецкие самолеты, рвались снаряды, висели осветительные ракеты. Когда рассвело, страшно было посмотреть вокруг – дымились разрушенные здания, вокруг которых еще ютились люди, нарушена работа транспорта. Бомбежка продолжалась. Невозможно было выйти на улицу, но опасно было и оставаться в помещении. Затем наступило короткое затишье. Передали приказ: «Всем жителям за 4 часа оставить город»
Двести двенадцать дней улицы и площади Воронежа были местом невиданных по ожесточенности боев.
Отстоять город, разбить у его стен ненавистного врага, приблизить час победы над фашизмом – этой мыслью жил каждый воин. Ради этой великой цели никто не жалел ни сил, ни жизни. Много людей полегло.
На миг, на минуточку вспомним, товарищ,
Как бой за Чижовку вели.
Мы шли в наступленье при свете пожарищ,
То склады горели вдали.
Предместье Чижовка,
Задание ясно –
Брать штурмом пришлось каждый дом.
На улице Светлой, на улице Красной
Врага мы встречали огнем.
Штыком и гранатой,
Бойцовской сноровкой
Мы взяли немало преград.
Мы знали, сражаясь за нашу Чижовку,-
Деремся за свой Сталинград.
В июле 1942 года фашистские войска вступили в село Хохол. Чёрные дни наступили для оставшихся здесь жителей. Сразу же начались аресты коммунистов, активистов. Фашисты создали в районе разведывательную школу. В её задачу входило выслеживание патриотов, коммунистов, партизан, их физическое уничтожение. Фашистские разведчики, прежде всего, искали созданные на территории района партизанские отряды, группы, выявляли места их базирования.
В июле 1942 года партизанский отряд «Орлёнок» вступил в неравный бой с силами врага, превосходящими его по численности. Партизаны погибли. Пали в бою и командир отряда, прокурор района Алексей Павлович Жуковский, и его заместитель – заведующий военным отделом райкома партии С. П. Кудрин.
Но уже в августе начал действовать новый отряд партизан «Смерть немецким оккупантам». В неравных боях погибли наши земляки: Л. А. Серёженко, Д. П. Шенилов, Р. В. Кузнецов, С. И. Алехин и многие другие. Их останки покоятся в братской могиле с. Хохол.
Но смерть не пугала людей. Места погибших занимали лучшие сыны и дочери. Десятки молодых патриотов вступили в борьбу с фашистами. Комсомолка Шура Лавлинская помогала скрываться на отдалённом хуторе председателю райисполкома В. М. Исаеву. Она пробиралась несколько раз через немецкие заслоны и приносила ему ценные сведения из оккупированного Хохла.
Гитлеровские ищейки выследили комсомолку и арестовали её. После пыток в комендатуре её расстреляли. Шура погибла, но не выдала товарищей.
Комсомолка Аня Жаглина призывала односельчан сопротивляться оккупантам, распространяла листовки. Молодая патриотка была схвачена и повешена.
Память о девушках, навсегда оставшихся молодыми, жива и сейчас - улицы посёлка носят их имена.
Когда придёт весна с её цветами,
И тёплым светом неба и земли,
Как больно знать, что мы вас потеряли,
Что вас молитвы наши не спасли…
Более полугода хозяйничали немецко-фашистские захватчики на нашей земле. За это время были разорены колхозы, разграблены личные хозяйства жителей села. А людские потери не счесть никакими цифрами.
На судебном процессе в городе Харькове выяснились страшные подробности расстрела жителей Воронежа. «Воронежцев привезли в Хохол, - рассказывал один из палачей, - а потом повезли в Матрёнки. Началась разгрузка машин. Некоторые пытались бежать, но таких расстреливали немедленно. Всего было расстреляно 2000 человек».
Массовые убийства совершались в больнице Орловка. Спасая жизнь больных, от рук палачей погибли советские врачи: Е. Л. Резникова и С. Е. Груздь.
Хохольцы с болью в сердце видели зверства немецко-фашистских захватчиков и, как могли, мстили ненавистным врагам. Люди жгли хлеб, выводили из строя связь, распространяли листовки. Заведующий «Заготзерном» П. С. Тройнин при приближении немцев поджёг оставшийся в складах хлеб, однако сам скрыться не успел. Его схватили и зверски казнили. В Селе Яблочном В. Д. Шишкина, рискуя жизнью, спасла жизнь тяжело раненному воину П. Васильеву. Он остался жив, вернулся в строй, прошёл всю войну. Таких примеров можно приводить много.
13 января началось наступление Красной Армии южнее Воронежа. Оно вошло в историю как Острогожско-Россошанская операция. 14 января в результате смелого маневра после ожесточённых боёв был окружён 3 корпус венгров в районе сёл Оськино, Архангельское, Сторожевое. Огромный вклад в освобождение Хохольского района внесла 25 гвардейская стрелковая дивизия, 305, 206 дивизии. В боях отличился 605 Алтайский стрелковый полк, 232 Сибирская дивизия, которой командовал полковник Г. С. Васильев.
В конце января 1943 года полк захватил плацдарм на Западном берегу Дона, успешно прорвал оборону противника, освободив населённые пункты: Яблочное, Кочетовку, Верхненикольское, Нижнее Турово.
Фашисты сосредоточили силы на подходе к Кочетовке и решили во что бы то ни стало задержать продвижение наших войск.
Несмотря на превосходство в живой силе и технике, немцы не выдержали натиска сибиряков под командованием подполковника Васильева. В рукопашном бою сопротивление было сломлено, враг отступил. Полк подошёл к селу Нижнее Турово. Завязался сильный бой. 28 января подполковник Васильев был убит. Он похоронен в братской могиле в центре Хохла, где покоятся воины 605 стрелкового полка, погибшие при освобождении сёл района.
За хохольскую землю сражались воины многих национальностей. Хохольцы свято чтут память тех, кто погиб, освобождая нашу землю. В сёлах района установлены памятники, заботливо оформлены братские могилы.
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа по теме "Здоровый образ жизни"
Разработка содержит конспект классного часа и электронную презентацию....
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню победы. "Они ушли из жизни молодыми...".
Внеклассное мероприятие проведено в 8 Г классе (май 2013г. Кл. рук. Шапинская И. А.). Примерный сценарий мероприятия и презентация....
Разработка классного часа по теме "Жизнь и творчество Виктора Цоя".
Жизнь и творчество Виктора Цоя....
Методическая разработка классного часа " Дружба в жизни человека"
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час прохо...
Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!»
Пояснительная записка Наркомании – самая страшная вредная привычка. Ей, как правило, предшествуют курение, употребление алкоголя. Все эти вр...
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения".
Вряд ли кто из вас знает, что при курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется более 400 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла....