Способы формирования сплочённости в коллективе
материал на тему
Доклад по теме самообразования классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАДЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПИЙ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Доклад
«Способы формирования сплочённости в коллективе»
Подготовил и провел: Хоокуй-оол А.А.
Классный руководитель 6 класса
Место проведения: школьный педсовет №2
Хадын. 2013 г.
Цель моей темы самообразования – формирование сплоченного коллектива. Данная тема выбрана не случайно. 6 класс довольно проблемный не только по сплоченности, а еще по таким критериям, как поведение, опоздания, успеваемость, интерес к спорту. Преодоление многих проблем, мне кажется, можно начинать с атмосферы в классе.
Известно, что проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это: Одинокий волк - Сирота - Попрошайка - Штатная единица - Принцесса – Клоун – Способный ребенок – Самобичиватель – Гибралтарский утес и Звезда. В результате наблюдения за классом выявилось следующее: Попрошайка – Артыш, Штатная единица – Юра, Клоун – Сайын, Способный ребенок – все три девочки, Нанзат, Александра, Алдынай, Самобичиватель – Найыр, Гибралтарский утес – Орлан, и Звезда – Руслан. Такое разделение дает возможность решать какой подход требуется к ребенку.
В работе классного руководителя мне видятся несколько составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости. Прежде всего, необходимо:
1. Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках начал привлекать консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант – очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И они должны постепенно привыкать переживать не только за себя, не только за свои успехи – а за успехи других, тех, кого они консультируют. Например, по математике и русскому языку – по очереди помогают Орлану и Юре.
2. Решать все основные вопросы вместе с детьми. Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений. Всё что, происходит в классе решаем вместе: кто будет участвовать на мероприятии или соревновании, какой номер приготовить, как наказать провинившегося, о планах. И в начале этой четверти совместно выработали правила, которыми будем руководствоваться.
Наши правила:
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
- Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
- Один говорит – все молчат!
- Задумал - предложи, пообещал - выполни!
- Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
- Все всегда во всём вместе! - это наш девиз
3. Формирование классных традиций.
1. Поздравления с Днём Рождения
2. Ежегодная экскурсия в Кызыл.
3. Поздравление и вручение подарков ко дню Защитника Отечества и 8 Марта.
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
4. Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то – издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус. В основном в конкурсах организаторами являются девочки, танцуют тоже они, стенгазеты рисуют Артыш и Сайын, Максим и Руслан защищают честь класса на спортивных мероприятиях, а Орлан, Найыр и Юра являются пассивными участниками классной жизни.
5. Тематика классных часов, направленные на формирование сплоченности:
Уже проведенные в 5 классе классные часы и часы откровенного разговора «Давайте дружить!», «Учимся быть культурными», «Мой сосед по парте».
В плане 6 класса следующие темы классных часов:
- «Нелегко жить дружно!»
- «Учимся взаимопониманию»
В плане 7 класса следующие темы классных часов:
- «Наше здоровье в наших руках»
- «Дружба – это…»
Также оказывали помощь по хозяйству пожилым людям в селе.
6. Летопись класса. В этом году мы решили на пробном уровне создать фотолетопись класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива
Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива....
Анализ диагностики уровня сплочённости классного коллектива обучающихся 12Г, 12 Д, 12Е классов на начало 2013-2014 учебного года
Анализ уровня сплочённости классных коллективов...
Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....
Доклад: "Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива"
Доклад на МО классных руководителей...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...