Способы формирования сплочённости в коллективе
материал на тему

Хоокуй-оол Алдын Алексеевич

Доклад по теме самообразования классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme_samoobrazovaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАДЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПИЙ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Доклад

«Способы формирования сплочённости в коллективе»

Подготовил и провел: Хоокуй-оол А.А.

Классный руководитель 6 класса

Место проведения: школьный педсовет №2

Хадын. 2013 г.

Цель моей темы самообразования – формирование сплоченного коллектива. Данная тема выбрана не случайно. 6 класс довольно проблемный не только по сплоченности, а еще по таким критериям, как поведение, опоздания, успеваемость, интерес к спорту. Преодоление многих проблем, мне кажется, можно начинать с атмосферы в классе.

Известно, что проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда  родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное – кто и как вводит ребёнка в жизнь.

Самочувствие  ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со  слабыми  и  робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

В  педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это:  Одинокий волк - Сирота - Попрошайка - Штатная единица - Принцесса – Клоун – Способный ребенок – Самобичиватель – Гибралтарский утес и Звезда. В результате наблюдения за классом выявилось следующее: Попрошайка – Артыш, Штатная единица – Юра, Клоун – Сайын, Способный ребенок – все три девочки, Нанзат, Александра, Алдынай, Самобичиватель – Найыр, Гибралтарский утес – Орлан, и Звезда – Руслан. Такое разделение дает возможность решать какой подход требуется к ребенку.

В работе классного руководителя мне видятся несколько составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости. Прежде всего, необходимо:

1. Вовлекать детей в организацию учебного процесса,  поручать  им делать что-то не для себя, а для других или вместе  с другими. На  уроках начал привлекать консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать  не смог. Консультант – очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И они должны  постепенно привыкать переживать не только  за себя, не только за свои успехи – а за успехи других, тех, кого они консультируют. Например, по математике и русскому языку – по очереди помогают Орлану и Юре.

2. Решать  все основные вопросы вместе с детьми. Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений. Всё что,  происходит  в классе решаем вместе: кто будет участвовать на мероприятии или соревновании, какой номер приготовить, как наказать провинившегося, о планах. И в начале этой четверти совместно выработали правила, которыми будем руководствоваться.

Наши правила:

  1. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились  к тебе!
  2. Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
  3. Один говорит – все  молчат!
  4. Задумал - предложи, пообещал - выполни!
  5. Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
  6. Все всегда во всём вместе! - это наш девиз

3. Формирование  классных традиций.

1. Поздравления с Днём Рождения

2. Ежегодная экскурсия в Кызыл.

3. Поздравление и вручение подарков ко дню Защитника Отечества и 8 Марта.

4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»

4. Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.

Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то – издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул.  Но главное  ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус. В основном в конкурсах организаторами являются девочки, танцуют тоже они, стенгазеты рисуют Артыш и Сайын, Максим и Руслан защищают честь класса на спортивных мероприятиях, а Орлан, Найыр и Юра являются пассивными участниками классной жизни.

5. Тематика классных часов, направленные на формирование сплоченности:

Уже проведенные в 5 классе классные часы и часы откровенного разговора «Давайте дружить!», «Учимся быть культурными», «Мой сосед по парте».  

В плане 6 класса следующие темы классных часов:
- «Нелегко жить дружно!»

- «Учимся взаимопониманию»

В плане 7 класса следующие темы классных часов:
- «Наше здоровье в наших руках»

- «Дружба – это…»

Также оказывали помощь по хозяйству пожилым людям в селе.

6.  Летопись класса. В этом году мы решили на пробном уровне создать фотолетопись класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Воспитательная система в школе (классе) и её влияние на сплочённость детского коллектива

Этот материал даёт возможность классному руководителю работать над основной проблемой воспитания школьников: создание сплочённого детского коллектива....

Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...