Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
статья (7 класс) на тему
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboy_kollektiv_ne.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет 30.04.10г
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Смирнова Раиса Владимировна - классный руководитель 6в класса
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
Слайд2 В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это: одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса –клоун -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.
Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
Состояние классного коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:
Слайд3 Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел.
В работе классного руководителя мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.
Прежде всего, необходимо:
Слайд41.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.
Слайд52.Решать все основные вопросы вместе с детьми
Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.
Наши правила:
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
- Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
- Один говорит - все молчат!
- Задумал - предложи, пообещал - выполни!
- Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
- Все всегда во всём вместе! - это наш девиз
Слайд6 Наши принципы:
- Доброжелательность как основной принцип
- Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)
- Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения
- Право каждого на ошибку
- Помощь друг другу
Слайд 7 3. Формирование классных традиций
1. День рождения класса
2. Осенины – мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения
3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
5.Праздник окончания учебного года - каждый ребёнок получает грамоту
по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.
Слайд8-9 4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.
5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями - это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всего класса в районном фестивале творческих коллективов «Афиша» и праздник по итогам года. Главное, чтобы участвовал весь класс.
6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
Слайд 10
7.Грамотно продуманная тематика классных часов
- День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
- Мои одноклассники
- Азбука общения
- Учимся сотрудничать
- Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей
- Роскошь человеческого общения
- Каждый сам за себя или дружная семья - самый результативный по мнению детей
Слайд11 8.Наглядность всей деятельности коллектива - имеет важное значение в формировании коллектива
- Летопись класса
- Презентации на окончание учебного года
- Презентации на родительское собрание
- Рейтинг активности учащихся - для кл.рук
- Рейтинг активности родителей - для кл.рук
Слайд12 9.Союз учеников, родителей и классного руководителя
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов
Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения классного руководителя.
Поэтому огромную роль на формирование коллектива играет личность классного руководителя.
Слайд13 Стараюсь:
1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим
2.Искать выход из конфликта, а не виноватых
3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это детям
4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным
5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства
Слайд14 Стремлюсь:
1.Любить ребёнка таким, какой он есть
2.Уважать в каждом ребёнке личность
3.Верить в возможности каждого ребёнка
4.Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум
5.Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания
Слайд15 Помню:
1.«Терпение - дар неба. Обладающий терпением не унизится до раздражения»
2. «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант
3. « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс
4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо
5. «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ диагностики уровня сплочённости классного коллектива обучающихся 12Г, 12 Д, 12Е классов на начало 2013-2014 учебного года
Анализ уровня сплочённости классных коллективов...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
Способы формирования сплочённости в коллективе
Доклад по теме самообразования классного руководителя...
Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития...
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...
Комментарии
Спасибо за помощь