Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
статья (5 класс)
Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboy_kollektiv_ne.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Смирнова Раиса Владимировна - классный руководитель 9в класса
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве.
В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это: одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса –клоун -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.
Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
Состояние классного коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:
Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел.
В работе классного руководителя мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.
Прежде всего, необходимо:
1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.
2.Решать все основные вопросы вместе с детьми
Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.
Наши правила:
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
- Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
- Один говорит - все молчат!
- Задумал - предложи, пообещал - выполни!
- Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
- Все всегда во всём вместе! - это наш девиз
Наши принципы:
- Доброжелательность как основной принцип
- Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)
- Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения
- Право каждого на ошибку
- Помощь друг другу
3. Формирование классных традиций
1. День рождения класса
2. Осенины – мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения
3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
5.Праздник окончания учебного года - каждый ребёнок получает грамоту
по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.
4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.
5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями - это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всего класса в районном фестивале творческих коллективов «Афиша» и праздник по итогам года. Главное, чтобы участвовал весь класс.
6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
7.Грамотно продуманная тематика классных часов
- День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
- Мои одноклассники
- Азбука общения
- Учимся сотрудничать
- Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей
- Роскошь человеческого общения
- Каждый сам за себя или дружная семья - самый результативный по мнению детей
8.Наглядность всей деятельности коллектива - имеет важное значение в формировании коллектива
- Летопись класса
- Презентации на окончание учебного года
- Презентации на родительское собрание
- Рейтинг активности учащихся - для кл.рук
- Рейтинг активности родителей - для кл.рук
9.Союз учеников, родителей и классного руководителя
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов
Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения классного руководителя.
Поэтому огромную роль на формирование коллектива играет личность классного руководителя.
Стараюсь:
1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим
2.Искать выход из конфликта, а не виноватых
3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это детям
4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным
5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства
Стремлюсь:
1.Любить ребёнка таким, какой он есть
2.Уважать в каждом ребёнке личность
3.Верить в возможности каждого ребёнка
4.Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум
5.Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания
Помню:
1.«Терпение - дар неба. Обладающий терпением не унизится до раздражения»
2. «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант
3. « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс
4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо
5. «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого коллектива...
Анализ диагностики уровня сплочённости классного коллектива обучающихся 12Г, 12 Д, 12Е классов на начало 2013-2014 учебного года
Анализ уровня сплочённости классных коллективов...
«Работа классного руководителя по формированию детского коллектива и воспитанию личности в коллективе»
УДК 373.66...
Способы формирования сплочённости в коллективе
Доклад по теме самообразования классного руководителя...
Выступление на школьном метод объединении классных руководителей "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНОВ ЕГО САМОУПРАВЛЕНИЯ."
В работе описаны принципы формирования классного коллектива и этапы его развития...