Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
статья (5 класс)

Раиса Смирнова

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuboy_kollektiv_ne.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Смирнова Раиса Владимировна - классный руководитель 9в класса

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда  родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.

      Самочувствие  ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со  слабыми  и  робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

В  педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это:  одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса –клоун  -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый  классный руководитель определит,  кто есть кто у него в классе. И без  знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.

 Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого  уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.

Состояние классного коллектива - это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий  свои этапы:

Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел.

 В работе классного руководителя мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.

Прежде всего, необходимо:

1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса,  поручать  им делать что-то не для себя, а для других или вместе  с другими. На  уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать  не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только  за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.

2.Решать  все основные вопросы вместе с детьми

Всё что,  происходит  в классе   у нас  регулируется  правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.

Наши правила:

  • Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились  к тебе!
  • Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
  • Один говорит - все  молчат!
  • Задумал - предложи, пообещал - выполни!
  • Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
  • Все всегда во всём вместе! - это наш девиз

Наши принципы:

  • Доброжелательность как основной принцип
  • Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать  о тайнах души, не доставлять  неудобства окружающим и т.д.)
  • Уважение индивидуальности.  Мы все очень  разные, но это достойно уважения
  • Право каждого на ошибку
  • Помощь друг другу

3. Формирование  классных традиций

1. День рождения класса

2. Осенины –  мы поздравляем летних именинников  класса с днём рождения

3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества

4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»

5.Праздник окончания учебного года - каждый ребёнок получает грамоту

по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.

4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.

Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то - издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул.  Но главное  ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.

5. Ключевые дела класса играют   значительную  роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями  - это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всего класса в районном фестивале творческих коллективов «Афиша» и праздник по итогам года. Главное, чтобы участвовал весь класс.

6. Регулярные коллективные обсуждения  классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.

7.Грамотно продуманная тематика классных часов

  • День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
  • Мои одноклассники
  • Азбука общения
  • Учимся сотрудничать
  • Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей
  • Роскошь человеческого общения
  • Каждый сам за себя или дружная семья - самый  результативный  по мнению детей

8.Наглядность всей деятельности коллектива -  имеет важное  значение в формировании коллектива

  • Летопись  класса
  • Презентации на окончание учебного года
  • Презентации на родительское собрание
  • Рейтинг активности учащихся - для кл.рук
  • Рейтинг активности родителей - для кл.рук

9.Союз учеников, родителей и классного руководителя

Невозможно без поддержки  родителей добиться хороших результатов

Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения классного руководителя.

Поэтому  огромную роль на формирование коллектива играет личность классного руководителя.

Стараюсь:

1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим

2.Искать  выход из конфликта, а не виноватых

3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это детям

4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно  увеличенным

5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства

Стремлюсь:

1.Любить ребёнка таким, какой он есть

2.Уважать в каждом ребёнке личность

3.Верить в возможности каждого ребёнка

4.Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум

5.Сделать родителей ребёнка  своими союзниками в деле воспитания

Помню:

1.«Терпение - дар неба. Обладающий    терпением  не унизится до раздражения»

2.  «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант

3.  « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс

4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо

5.  «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость.   Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Способы формирования сплочённости в коллективе

Доклад по теме самообразования классного руководителя...