Доклад: "Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива"
материал

Доклад на МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»

                                                                                 Подготовила:

                                                                     Классный руководитель 5 «А» класса

                                                                     Татаренко Е. И.

                                                         2020 год

Тема самообразования:  «Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива»

Период работы над темой: 2017 –  2020 гг.

Цель   самообразования :

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её   в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
  2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  3. Гармоничное духовно-нравственное  развитие личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

 Задачи:

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской  позиции,  сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.                                                  
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Принципы :

  1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  2. Принцип сотрудничества.
  3. Деятельностный подход.
  4. Личностно-ориентированный подход.

В связи с изменениями социально –экономических условий , в том числе и в процессе дегуманизации общества  наступлением массовой культуры , обозначилась   актуальность нравственного развития подрастающего  поколения.   Современная   действительность   –   это   время пересмотра идеалов,   переоценки   ценностей.   Развитие   страны   зависит   от   того,   насколько   сильно  привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос  о гражданско-патриотическом воспитании. Патриотизм начинается  со знания,  уважения   и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.  Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео,  аудио информация на различных носителях и др.) и выбрав форму работы, я  составила   личный   план   работы   над   поставленной   перед   собой проблемой, разработала план воспитательной работы, согласно которому работаю с классом.  

Работая над реализацией личного плана самообразования, я:

  • знакомлюсь   с   новинками   печатной   методической,  педагогической   и   предметной   литературы   и информацией в Интернете;
  •  посещаю уроки и внеклассные мероприятия  коллег;
  • принимаю участие в  совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  •  выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;
  •   провожу анкетирование среди учащихся и родителей.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности  обучающихся;
  • овладение уровнем воспитанности по отношению к близким,                  знакомым,  одноклассникам;
  • хранение памяти о своих родных, о своей малой Родине.

 Основные коллективные формы и методы нравственного воспитания,  просвещения  и убеждения  школьников, которые использую в своей работе по данной теме: классные часы, беседы, информационные часы, викторины, читательские конференции, игры и др.

 Классный час – это наиболее распространённая форма организации   воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный  час -это не  обычное  воспитательное   мероприятие. К  нему надо  хорошо готовиться,  чтобы   он   запоминался  школьникам,  оставил  след в их сознании, повлиял на их поведение.  В 5  классе были проведены классные часы об отзывчивости и скромности, о культуре общения и дружбе, о доброте и товариществе.  

 В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют цель, обогатить моральные представления  и понятия, которые связаны с положительными проступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся  к своему поведению и поведению  других людей, обсуждаются поступки учащихся.  Такие беседы провожу сразу после совершения  поступка.  В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил  для  учащихся», как главных критериев поведения школьников.   Также проводятся беседы о правилах  поведения в школе,  в столовой, в общественных местах, на улице, со  взрослыми;  правила поведения перехода через дорогу,  пожарной безопасности,  антитеррору и др. Дети   расписываются   за   проведённые   беседы   в   журнале инструктажей. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать и рассказываю  о том, что нужно делать,  как нужно поступать в том или ином случае. Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не   увлекаюсь  коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.

Читательская  конференция – одна из форм  нравственного убеждения. Она помогает  не  только расширить кругозор  школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности. Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности,  обогащающей нравственный мир школьников.    

    Привлекаю   учащихся   к   участию   в   спортивных   мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.  В целях убеждения использую и нравственные  требования поведения школьников.  

     Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников  к выполнению норм и правил общественной морали, выработку   и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается  это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.  В процессе   нравственного воспитания я применяю в основном  два  типа упражнений: организация нравственного опыта учащихся путём   вовлечения  их в разнообразную деятельность  и специальные упражнения для детей.  Особенно велико значение упражнений, связанных  с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности – основное условие приучения.  Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде и в общественной работе, во взаимоотношениях друг с другом. Они  содействуют  приучению  к коллективной деятельности. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание.  Если школьник занят трудом,  он обычно                 любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он               надёжный помощник  в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное  влияние   на  формирование поведения оказывает   выполнение различных   общественных   поручений.   Они тесно связаны  прежде всего с организационной деятельностью.  У каждого ребёнка в классе есть своё поручение. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть  ответственнее, ощущать себя частью  коллектива.  

     Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков.   Например, ученику поручается помочь отстающему в учении однокласснику.  Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений, их систематичность и последовательность, общественно-полезную направленность.    

     В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать своё поведение, что  способствует осознанию им  своих  потребностей.  Использую методы            воздействия на эмоциональную сферу учащихся.  Они предполагают             формирование необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями,         обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных  состояний  и  причин  их порождающих.    

     Мною используются методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему.  Модификацией  метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств                     конкурентоспособной личности.  Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству,  к соперничеству. В процессе соревнования ребенок  достигает  определенного  успеха в отношениях с        товарищами, приобретает новый социальный статус.  Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к  самоактуализации.  

     Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников,  применяемые мною в работе отмечу, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном противоречивом единстве.  Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств,  а  гармонично  организованная  их система. Разумеется, на   каком-то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее  изолированном виде.  Но без  соответственного  подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё значение,  замедляет движение   воспитательного  процесса  к   намеченной  цели.  И     ещё  нравственность формируется  не на словестных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных  отношениях и сложностях жизни, в которых  ребёнку приходится  разбираться, делать  выбор, принимать решения   и   совершать поступки. Поэтому методы нравственного                  воспитания должны быть  взаимосвязаны с жизнью.

      Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием  учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных  ориентаций родителей.   Всем известна фраза: «Всё начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции               семейного воспитания в будущей семье — всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.  Не менее важна для ребёнка и  встреча  с такими  взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно,      родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.

    Огромна   роль   учителя -  он   может   стать объединяющей силой и  поддержкой для родителей и детей.

Основными задачами работы с родителями школьников  являются:

1) повышение педагогической культуры родителей, 

2)   стремление   к   организации   коллективных   семейных   отношений,       где присутствуют  общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи  и взаимовыручки; 3)  переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; 4)  формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.

     Повышение  уровня  воспитанности  учащихся  своего класса – цель  моей   педагогической деятельности.  Но о конечном результате говорить пока рано, так как процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек  занимается  самовоспитанием.  И очень важно, чтобы всё   хорошее,  что есть в каждом человеке,  только приумножалось  с годами, проявлялось в большей мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....

Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...

Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, су...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...