Доклад: "Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива"
материал
Доклад на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_kak_sposob_formirovaniya_uchenicheskogo_kollektiva.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»
Подготовила:
Классный руководитель 5 «А» класса
Татаренко Е. И.
2020 год
Тема самообразования: «Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива»
Период работы над темой: 2017 – 2020 гг.
Цель самообразования :
- Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
- Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы :
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
В связи с изменениями социально –экономических условий , в том числе и в процессе дегуманизации общества наступлением массовой культуры , обозначилась актуальность нравственного развития подрастающего поколения. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых. Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой, разработала план воспитательной работы, согласно которому работаю с классом.
Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
- знакомлюсь с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
- посещаю уроки и внеклассные мероприятия коллег;
- принимаю участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;
- выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;
- провожу анкетирование среди учащихся и родителей.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся;
- овладение уровнем воспитанности по отношению к близким, знакомым, одноклассникам;
- хранение памяти о своих родных, о своей малой Родине.
Основные коллективные формы и методы нравственного воспитания, просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме: классные часы, беседы, информационные часы, викторины, читательские конференции, игры и др.
Классный час – это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час -это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьникам, оставил след в их сознании, повлиял на их поведение. В 5 классе были проведены классные часы об отзывчивости и скромности, о культуре общения и дружбе, о доброте и товариществе.
В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют цель, обогатить моральные представления и понятия, которые связаны с положительными проступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей, обсуждаются поступки учащихся. Такие беседы провожу сразу после совершения поступка. В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся», как главных критериев поведения школьников. Также проводятся беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице, со взрослыми; правила поведения перехода через дорогу, пожарной безопасности, антитеррору и др. Дети расписываются за проведённые беседы в журнале инструктажей. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать и рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.
Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д. В целях убеждения использую и нравственные требования поведения школьников.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников. В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта учащихся путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей. Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается помочь отстающему в учении однокласснику. Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений, их систематичность и последовательность, общественно-полезную направленность.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию им своих потребностей. Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.
Мною используются методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников, применяемые мною в работе отмечу, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё значение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словестных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей. Всем известна фраза: «Всё начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребёнка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.
Огромна роль учителя - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями школьников являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки; 3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; 4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, так как процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"
Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....
Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"
Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива". При составлении презентации были использованы фотографии учащих...
Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива
В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....
Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....
«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».
доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...
Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива
Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, су...
доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...