Программа по профилактике правонарушений.
материал на тему

Критинина Ольга Михайловна

Программа предназначена для социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 107809_programma.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МКОУ

БООШ №5

_________/Грачева Л.В./

Программа рассмотрена на

заседании педагогического

Совета протокол № от

Программа

 по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ,  детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения обучающихся

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №5

Бутурлиновка  2011г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, употребления ПАВ,  детского и подросткового суицида и формирования толерантного поведения обучающихся.

Разработчики программы

Критинина Ольга Михайловна – социальный педагог МКОУ БООШ №5

Цели программы

  • Создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди подростков;
  • Проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ;
  • Формирование у подростков навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми.

Сроки реализации программы

2011 – 2015гг.

Ожидаемые конечные результаты

  • Сокращение численности семей и подростков, состоящих на внутришкольном учете;
  • Сближение семей с родительской общественностью в вопросах профилактики асоциальных явлений в подростковой среде;
  • Углубление и разнообразие форм работы учителя и классного руководителя.

Пояснительная записка

Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.

 Причины, способствующих совершению подростками преступлений, следует выделить:

  • тяжелое финансовое положение семей;
  • неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей;
  • наличие психических отклонений в развитии;
  • распространение культа силы (2/3 преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
  • нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
  • педагогическая запущенность.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ БООШ №5. 

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Закон РФ «ОБ образовании» от 10.07.92г., в редакции ФЗ от 23.12.2003г. №186-ФЗ
  • ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» №114 – ФЗ от 25.07.02г.
  • Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95г. в редакции ФЗ от 28.08.04 г. №122 – ФЗ.
  • ФЗ№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.99г.
  • ФЗ №124 «ОБ основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98г.
  • Федеральная целевая программа по профилактике наркомании №1030 от 09.09.99г.
  • Закон Воронежской области «Об образовании» №303 от 14.02.05г.
  • Положение о Совете профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
  • Положение о постановке на внутришкольный учет.

Цели, задачи, основные направления программы:

Цель: - создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди подростков и в проведении первичной профилактики употребления психоактивных веществ, формирование у подростков навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально – педагогической помощи.
  • Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
  • Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
  • Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологии раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.
  • Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях.
  • Формирование в подрастающем поколении уважении к людям иной веры, языка, культуры.

        Основные направления программы:

  • Профилактика употребления наркотических средств, работа по профилактике ПАВ с подростками.
  • Профилактика правонарушений подростков, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
  • Профилактика экстремизма и формирование толерантного поведения учащихся.
  • Профилактика детского и подросткового суицида.

   

         Методы:

  • Методы формирования сознания личности (беседы, рассказ, внушение, пример)
  • Методы организации деятельности (упражнение, приучение, ситуация выбора, поручение, традиции и др.)
  • Метод стимулирования (поощрение, наказание, награждение, премирование и др.)
  • Метод коррекции (наблюдение, оказание индивидуальной помощи, оценка результатов и т.д.)
  • Метод самовоспитания (самоубеждение, самооценка, рефлексия и т.д.)

         

         Формы:

Выбор форм определяется возрастными особенностями. С младшими школьниками – это сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие; с подростками – коллективные творческие дела.

Средства:

  • Социально – педагогические (теоретические, методические, работа по месту жительства)
  • Материально – технические (кабинеты и оснащение, оборудование для занятий и др.)
  • Организационные (деятельность органов самоуправления, детских общественных организаций)

План

мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности.

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Участие в межведомственных операциях: «Подросток», «Дискотека».

В течении года

Соц.педагог,

Кл.руководители

2

Выявление безнадзорных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих «группу риска».

Сентябрь

Соц.педагог

3

Посещение неблагополучных семей

Каждый месяц

Соц.педагог, кл.руководители

4

Контроль за посещением занятий в школе, успеваемостью учащихся, состоящих на внутришкольном учете.

Ежедневно

Классные руководители

5

Консультация с учителями – предметниками, родителями по поводу дальнейшего воспитания ребенка.

1 раз в неделю

Соц.педагог

6

Вовлечение во внеклассные и в школьные мероприятия, кружки и секции, дела школы учащихся, состоящих на внутришкольном учете, группы риска.

В течении года

Классные руководители

7

Организация и участие в акциях по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании.

В течении года

Классные руководители, соц.педагог

8

Совет профилактики

1 раз в четверть

Соц.педагог

9

Классные часы «Конвенция о правах ребенка»

В течении года

Классные руководители

10

Родительские лектории «Трудности адаптации первоклассников» (для родителей 1-го класса)

Сентябрь

Классный руководитель

11

Родительские лектории «Трудности адаптации пятиклассников» (для родителей 5-го класса)

Сентябрь

Классный руководитель

12

Классные часы на темы: нарушение устава школы, поведение учащихся в школе, вредные привычки.

В течении года

Классные руководители

13

Родительский лекторий «Психологические особенности и варианты детской агрессии»

Ноябрь

Классные руководители

14

Беседы на тему: «Чем вредны занятия сексуальной жизнью в раннем возрасте» (учащиеся 13-15 лет)

Декабрь

Медицинский работник

15

Фестиваль агитбригад «Здоровое поколение – здоровая нация»

Декабрь

Классные руководители

16

Родительский лекторий «Профилактика правонарушений» (для родителей 8-9 классов)

Январь

Классные руководители

17

Анкетирование учащихся «Уровень агрессии»

 Март

Социальный педагог

18

Круглый стол «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья ученика»

Апрель

Соц.педагог, классные руководители,

Инспектор ПДН

19

Проведение мероприятий, способствующих трудовой занятости несовершеннолетних.

Май

Соц.педагог, классные руководители

20

Профориентационная работа среди учащихся 9 класса

Май

Соц.педагог

21

Реализация летней программы «Лето»

Май-август

Зам.директора по УВР, соц.педагог, классные руководители

План

мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Выявление учащихся с низким социальным статусом, высоким уровнем тревожности, конфликтности, с дезаптацией.

Постоянно

Администрация школы, соц.педагог, кл.рук.

2

Организация коррекционно-развивающих занятий для учащихся по снижению уровня тревожности.

Постоянно

Соц.педагог, кл.руководители

3

Работа с семьями учащихся, проведение родительского всеобуча.

Постоянно

Администрация школы, соц.педагог, кл.рук.

4

Организация встреч учащихся школы с представителями Православной церкви.

Постоянно

Соц.педагог

5

Посещение на дому неблагополучных семей.

Ежемесячно

Соц.педагог, кл.руководители

6

Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказании помощи в экстренных случаях.

Постоянно

Соц.педагог

7

Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Регулярно, в течении года

Соц.педагог

8

Организация встреч учащихся с медицинскими работниками по профилактике самоубийств (психологом, наркологом, подростковым гинекологом)

Апрель

Соц.педагог

9

Оформление выставок, стендов, пропагандирующих ценность человеческой жизни.

2 раза в полугодие

Библиотекарь

10

Проведение общешкольных акции «Скажи жизни ДА», конкурс плакатов

Ноябрь

Соц.педагог, кл.руководители

11

Классные часы:

«Учимся понимать переживания людей»;»Наши чувства и действия»; «Почему трудно признавать свою вину?»; «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…»; «Дружба – главное чудо»; «Любовью дорожить умейте»;  «Поговорим еще раз о любви»;»Дети и родители. Давайте понимать друг друга»; «Совершенно секретно» (для девочек)

Постоянно

Классные руководители

12

Всемирный день борьбы со СПИДом: цикл мероприятий

С 1 декабря

Кл.руководители, соц.педагог

13

Организация работы с учащимися на каникулах

Ноябрь, январь, март

Кл.руководители, соц.педагог

14

Тематические родительские собрания «Подростковый суицид»

В течении года

Кл.руководители, соц.педагог

15

Цикл бесед «Шаг навстречу»

1 раз в четверти

Соц.педагог

16

Отчет о работе по профилактике суицидального поведения детей и семейного неблагополучия

Ежеквартально до 26 числа

Соц.педагог

17

Международный день семьи, беседы

15.05

Классные руководители

План

мероприятий по профилактике экстремизма и формирования толерантного поведения учащихся

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Проведение диагностики по участию в группировках экстремисткой направленности.

Ежегодно

Соц.педагог, кл.руководители, зам.директора по УВР

2

Проведение бесед, классных часов, «круглых столов» по вопросам толерантности:

  • Уважай ближнего как самого себя
  • Толерантность и мы
  • Толерантность – ключевая проблема современного мира
  • Стратегия поведения в конфликте
  • Жить в мире с собой и с другими
  • Я и мое окружение
  • Толерантность и интолерантность
  • Можно ли научиться толерантности?
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов

Постоянно

Кл.руководители

3

Проведение информационно-просветительской работы с родителями по вопросам толерантности

Постоянно

Соц.педагог, кл.руководители, администрация школы

4

Организация тематических книжных выставок, посвященных дню толерантности

Ежегодно

Библиотекарь

1

Анкетирование по вопросам:

  • курения;
  • употребления алкоголя;
  • употребления наркотиков

1-9

4-9

7-9

Ежегодно

Кл. рук.,

зам. дир-ра

2

Беседы, лекции:

  • Губительная сигарета;
  • Даем бой курению;
  • Вредные привычки и как от них избавиться;
  • Пить, курить - здоровью вредить;
  • Пагубная страсть;
  • Мифы о наркомании

1-6

4-9

1-9

1-6

7-9

7-9

ежегодно

Кл. рук.

3

Круглый стол «Час вопросов и ответов»

7-9

Ежегодно,

март-апрель

Соц. педагог,

кл. рук.

4

Выставки рисунков:

«Алкоголь и будущее»

«Губительная сигарета»

«Мы за мир без наркотиков»

5-6

1-4

7-9

Ежегодно,

декабрь

Кл. рук.,

ст. вожатая

5

Индивидуальные консультации с подростками зоны социального риска

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог

6

Особое внимание к учащимся, состоящим на учете в школе и ПДН

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, кл. руководит.

7

Систематические встречи учащихся с медицинскими работниками, инспекторами ПДН по вопросам профилактики асоциального поведения

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, кл. руководит.

8

Работа школьного Совета профилактики

1-9

В течение всего периода

Соц. педагог, кл. руководит.

План

мероприятий по профилактике употребления ПАВ

Ожидаемый результат

Педагогический коллектив, решая поставленные задачи, ожидает:

  1. Сокращение численности семей и подростков, состоящих на внутришкольном учете.

  1. Сближение семей с родительской общественностью в вопросах профилактики асоциальных явлений в подростковой среде.

  1. Углубление и разнообразие форм работы учителя и классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи

Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий....

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.

Рост употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи, сложные жизненные обстоятельства, социально неблагополучное окружение, отсутствие возможности позитивной самореализации, заниженный...

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении  зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...

Программа по профилактике правонарушений

Программа  по профилактике правонарушений,  алкоголизма и употребления табачных изделий обучающимися...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...