ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
рабочая программа по теме
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение, самореализацию и самовоспитание личности. Главной особенностью программы «Подросток и закон» является направленность педагогической деятельности на формирование мотивации саморазвития детей, укрепление осознанного отношения к совершаемым поступкам, создания благоприятных и безопасных условий для развития ребенка, укрепление позитивной самооценки учащихся, повышение гражданской активности и компетентности молодежи путем ее вовлечения в деятельность общественных организаций и движений благотворительной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podrostok_i_zakon.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №684
_________Костомарова А.В.
«_____»_________20___г.
ПРОГРАММА
первичной профилактики правонарушений и наркомании
среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
ГБОУ СОШ №684
на 2012-2015 гг.
Составитель программы:
Заместитель директора
по соц.защите
Сергеева А.Д.
Москва, 2012г.
Наименование программы. | Программа первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг. |
Основные исполнители программы | Социально-психологическая служба. |
Основание для разработки программы | В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение, самореализацию и самовоспитание личности. Главной особенностью программы «Подросток и закон» является направленность педагогической деятельности на формирование мотивации саморазвития детей, укрепление осознанного отношения к совершаемым поступкам, создания благоприятных и безопасных условий для развития ребенка, укрепление позитивной самооценки учащихся, повышение гражданской активности и компетентности молодежи путем ее вовлечения в деятельность общественных организаций и движений благотворительной направленности. |
Основная цель программы | Комплексное решение проблем профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних образовательных учреждений, защиты их прав социальной адаптации и реабилитации. |
Задачи программы | - создание благоприятных условий для формирования адекватного нормативно-правового сознания подростков; - профилактика развития девиантного, делинквентного и аддиктивного поведения; - сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности; - научить учеников приемам безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию; - сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Родины, сформировать толерантность и эмпатию. |
Сроки реализации | 2012-2015гг. |
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе , в целом по стране.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Принимая во внимание, что эффективность правового образования и воспитания напрямую зависит от участия заинтересованных сторон: родитель – учитель – подросток, программа «Подросток и закон» включает в себя все направления комплексного решения вопросов профилактики правонарушений и антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних, родительской общественности, преподавателей образовательных учреждений, а также сотрудников правоохранительных органов, в том числе:
Работа с учащимися:
1. Проведение занятий с обучающимися школы по правовым вопросам.
2. Проведение молодежных диспутов, вечеров встреч, круглых столов.
3. Организация и проведение видео-лекториев для подростков «группы риска» по вопросам профилактики наркомании и правонарушений.
4. Проведение тренингов на повышение самооценки подростков.
5. Проведение антинаркотических профилактических занятий с подростками.
6. Вовлечение несовершеннолетних в деятельность общественных организаций и движений благотворительных направлений.
Работа с преподавателями:
1. Проведение обучающих семинаров «Система школьной профилактики правонарушений наркомании» и «Наркомания и ее последствия» для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей старших классов и психологов, а также обучение по курсу «Право и ответственность» для заместителей директоров по социальным вопросам, преподавателей права, граждановедения и ОБЖ.
2. Проведение круглых столов и анкетирования по вопросам реализации данных программ в урочной и внеклассной работе образовательных учреждений.
3. Оказание консультационно-методической помощи по вопросам реализации программы «Подросток и закон».
4. Проведение обучающего семинара "Тактика и психология безопасности жизнедеятельности".
Работа с представителями родительской общественности:
1. Участие представителей социально-психологической службы в родительских собраниях по разъяснению действующего законодательства, связанного с правовой тематикой.
2. Организация и проведение родительских лекториев по темам: «Права и обязанности родителей и подростков» и «Наркомания и ее последствия».
Работа с сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся вопросами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних:
- Проведение правового и психологического мониторинга с работниками правоохранительных органов.
- Организация бесед со старшеклассниками с привлечением правоохранительных органов.
- Привлечение инспекторов ПДН и сотрудников КДН на родительские собрания и общешкольные мероприятия.
Исследование процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних:
1. Проведение правового и психологического мониторинга с несовершеннолетними и с работниками правоохранительных органов.
2. Диагностическое исследование, в ходе которого проводится комплексное психолого-педагогическое обследование личности подростка с целью выявления причин дезадаптации.
3. Анализ социальной ситуации образовательной среды, выявление и корректировка возникающих трудностей.
Методическая работа:
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Формирование базы данных: | Август, сентябрь. | ЗСЗ, классные руководители. |
2. | Составление плана совместной деятельности ГБОУ СОШ №684 с инспектором по делам несовершеннолетних по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. | Сентябрь. | Зам. директора по СЗ. |
3. | Анализ информации о состоянии преступности. | Сентябрь, февраль. | Зам. директора по СЗ, инспектор ПДН. |
4. | Проведение ежегодной операции «Подросток». | По отдельному графику. | Администрация школы. |
5. | Изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ОПДН МВД, детей из неблагополучных семей. Обеспечение вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятия кружков, секций, работающих в ГБОУ СОШ №684 и учреждениях дополнительного образования города. | Сентябрь, октябрь. | Зам. директора по ВР. |
6. | Организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, стимулированию правопослушного поведения учащихся. | В течение года. | Зам. директора по ВР, ЗСЗ. |
7. | Проведение информационных встреч с представителями КДН, ОПДН МВД. | В течение года. | ЗСЗ, сотрудники КДН, инспектор ПДН. |
8. | Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних. | В течение года. | Администрация. |
9. | Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними | В течение года. | Зам. директора по СЗ, инспектор ПДН. |
10. | Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п. | Постоянно. | Зам. директора по ВР. |
11. | Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей. | Постоянно. | Зам. директора по СЗ. |
Предполагаемый результат.
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди обучающихся, планируется достижение следующих результатов:
- социально-педагогическая реабилитация обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- вовлечение малоактивных обучающихся во внеучебную деятельность и общеучилищные мероприятия;
- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
- формирование правовой компетентности и социальной ответственности родителей;
- выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников;
- нормативно-правовое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Заместитель директора
по социальной защите Сергеева А.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Аспекты деятельности ГБОУ – «Бежецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот» по профилактике правонарушений.
В данном материале представлен опыт работы школы в данном направлении...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» ГБОУ СОШ №684 НА 2012-2015 ГГ.
В условиях новых тенденций развития социума одной из важнейших проблем современной школы является сохранение здоровья учащихся. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психо...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.
Рост употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи, сложные жизненные обстоятельства, социально неблагополучное окружение, отсутствие возможности позитивной самореализации, заниженный...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА ГБОУ СОШ №684 НА 2012- 2015 ГГ.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией обществе...
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних ГБОУ № 620 «Росток».
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних ГБОУ № 620 «Росток». Я хочу начать свое выступление со стихотворения С. Давидович:Мне кажется в этом стихотворении...
Аналитическая справка о деятельности отряда профилактики правонарушений “Дневной дозор” в ГБОУ “Актанышская КШИ
В настоящее время в школе особое внимание уделяется организации и проведению ранней профилактики правонарушений среди учащихся. Одним из звеньев школьной системы профилактики правонарушений и преступл...
ПЛАН на 2024-2025 учебный год совместных мероприятий УМВД России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга и ГБОУ школы №609 по профилактике правонарушений
ПЛАН совместных мероприятий УМВД России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга и ГБОУ школы №609 по профилактике правонарушений...