Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
материал по теме

Варфоломеева Елена Александровна

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

  • неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
  • дефекты умственного развития;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

С этой целью нами была составлена Программа по профилактике правонарушений в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».

Цель программы- формирование в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся и воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki_pravonar.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждён

Директор школы

_________________

Калашникова Н.Т.

(     ) __________ 2009 год

Составлен с учётом

мнения  УС

председатель

_________________

Фефелова Э.С.

(     ) __________ 2009 год

        

                                                                                                                                                                                            Разработана  

                                                                                       заместителем директора по УВР Варфоломеевой Е.А.,

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

  1. неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
  2. дефекты умственного развития;
  3. недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
  4. неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

С этой целью нами была составлена Программа по профилактике правонарушений в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».

Цель программы - формирование в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся и воспитанников.

Задачи программы:

  1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  2. Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних: 
  1. изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
  2. анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
  3. систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
  4. формирование здорового образа жизни;
  5. оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
  6. организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
  7. установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
  8. привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
  9. привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
  10. включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
  11. содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
  12. оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;

п/п

Мероприятия

Ответственный

Исполнители

Программные задачи

Действия

Срок

исполнения

1

Организационные мероприятия

Разработка программы  по профилактике правонарушений несовершеннолетних МОУ «Никольской средней общеобразовательной школы»

Август

Сентябрь

 2009

Зам. директора по ВР

Педагог психолог

Зам. директора по ВР

Педагог психолог

День знаний, урок гражданственности и патриотизма

1 сентября

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Классные часы по правовому воспитанию

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

Классные руководители

2

Общие организационные мероприятия

Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава  школы.

ежедневно

Зам. директора по УР

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Сбор сведений и обновление данных о социальном составе учащихся школы:

Выявление детей из социально-незащищенной категории;

Выявление детей из многодетных семей;   

Выявление подопечных детей и детей-сирот;

Выявление детей-инвалидов;

Выявление детей «группы риска»;

Выявление детей, нуждающихся в дополнительном питании;

Выявление неблагополучных семей.

В течение 1 полугодия

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Организация совместной работы школы и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно плану КДН

Зам. директора по ВР

Организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семье, находящейся в социально опасном положении.

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Организация посещения семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении с составлением акта обследования материально-бытовых условий.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Оказание помощи семье в воспитании и обучении несовершеннолетнего.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

учителя

Привлечение  несовершеннолетнего к участию в спортивной секции, техническом или ином кружке, клубе с учетом установленных обстоятельств его неблагополучия.

В течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Постановка  на профилактический учет в образовательном учреждении  несовершеннолетнего и (или) его семьи.

При необходимости

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Организация работы по вовлечению детей во все формы организованной занятости (внеклассные и общешкольные мероприятия, кружки, секции).

Постоянно

Зам. директора по ВР

Учителя

Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

Постоянно

Зам. директора по ВР

Учителя

Классные руководители

Педагог-психолог

Создание условий по предупреждению  правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

Создание условий по сохранению здоровья учащихся:

1

Совершенствование работы медицинской службы

Реализация «Программы по профилактике

алкоголизма и табакокурения».

В течение года

Зам. директора по ВР

Врач

Учителя

Классные руководители

Педагог-психолог

врач

Реализация «Программы по профилактике

венерических заболеваний».

В течение года

Зам. директора по ВР

Врач

Учителя

Классные руководители

Педагог-психолог

врач

Реализация « Программы по профилактике туберкулёза»

Реализация «Программы по профилактике употребления ПАВ»

В течение года

Зам. директора по ВР

Врач

Учителя

Классные руководители

Педагог-психолог

врач

2

Организация и контроль питания в школе

Контроль соблюдения правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима пищеблока,  норм раздачи готовой продукции.

Регулярно

Администрация

Классные руководители

врач

3

Профилактика травматизма

Контроль за соблюдением техники безопасности на уроках.

Ежеквартально

Зам. директора по УР

Учителя

Организация и контроль проведения перемен.

В течение года

Зам. директора по УР

Зам. директора по ВР

Учителя

Дежурный кл/руководитель

Организация и проведение  классных и воспитательских часов по темам:

- Правила поведения в школе

- Правила поведения в столовой

- Правила дорожного движения

- Правила оказания первой помощи

- Правила поведения во время каникул

- Профилактика травматизма в зимний период

По планам классных кураторов и воспитателей

Зам. директора по УР

Зам. директора по ВР

Учителя

Классные руководители

4

Обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки обучающихся

Изучение личных дел воспитанников; комплектация по классам; составление социальной карты класса; корректировка списков детей по социальному статусу; определение детей группы риска.

Сентябрь

Зам.директора по ВР

Педагог-психолог

Изучение психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся.

В течение года

Зам.директора по ВР

Педагог-психолог

Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; беседы с воспитанниками и воспитателями

Октябрь

Зам.директора по ВР

Педагог-психолог

Исследование процессов формирования личности ребенка, развитие познавательных и эмоционально-волевых сфер. Изучение положения ребенка в классном коллективе. Изучение потребностей, интересов, способностей, возможностей ребенка.  Анализ полученных результатов.

В течение года

Зам.директора по ВР

Педагог-психолог

Создание условий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности

1

Совершенствование содержания учебного процесса

Включение   вопросов профилактики  правонарушений несовершеннолетних в планы заседаний методических объединений.

По плану МО

Зам.директора по УР

Руководители МО

Учителя

Использование приемов развития навыков социальной компетенции обучающихся при проведении уроков.

Постоянно

на учебных и внеучебных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Руководители МО

Учителя

Использование приемов развития творческих навыков (креативная реабилитация)  учащихся на уроке.

Постоянно   на учебных и внеучебных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Руководители МО

Учителя

Включение в содержание уроков материалов по развитию у воспитанников потребности вести здоровый образ жизни.

В течение года

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Руководители МО

Учителя

Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии и др.

В течение года

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Руководители МО

Учителя

2

Профилактика неуспеваемости и непосещения уроков без уважительных причин

Выявление детей, не посещающих занятия.

Ежедневно

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Социальный педагог

 

Обследование жилищно-бытовых условий детей, склонных к пропускам занятий.

 

По мере выявления

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Выявление и анализ причин (социальных, педагогических, психологических, бытовых), приводящих к прогулам занятий.

 

По мере выявления

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

 Определение путей преодоления факта непосещаемости учащегося.

 

По мере выявления

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Учителя

Педагог-психолог

Изучение положения данных детей в классном коллективе. Изучение интересов, возможностей, способностей, потребностей данных детей

В течение второго полугодия

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Учителя

Педагог-психолог

Привлечение детей, склонных к пропускам занятий к различным спортивным мероприятиям, их посещению в качестве участников, болельщиков, группы поддержки.

В течение второго полугодия

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Учителя

Педагог-психолог

Привлечение детей, склонных к непосещению школы к различным формам досуговой, творческой, социально значимой деятельности.

 

В течение второго полугодия

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Учителя

Педагог-психолог

Социальный педагог

Проведение индивидуальных бесед с детьми данной группы. Профилактические беседы с родителями данных учащихся по вопросам родительской ответственности и организации контроля над детьми.

Весь период

Зам.директора по УР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Учителя

Педагог-психолог

                                                                             

Создание условий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы

1

Совершенствование содержания воспитательного процесса

Усиление профилактической направленности воспитательских часов путем

включения в занятия воспитателя  игр и упражнений, развивающих коммуникативные способности, социальные игры.

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.).

В течение года

Зам. директора по ВР

Педагоги

Проведение заседаний МО, посвященных изучению материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В течение года

Зам.директора по ВР

Руководители МО

педагоги

2

Обеспечение условий для подготовки к жизни в обществе ипрофессиональному самоопределению подростков с нарушениями в развитии

Развитие профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках трудового обучения, СБО, факультативах, внеклассных мероприятиях.

По учебно-воспитательному плану

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Учителя

Обучение учащихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им продолжить работу (компьютерные занятия в ДЮЦ и др.)

По плану кружковой работы

Зам.директора по ВР

учителя

Приобщение воспитанников среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы и прилегающей к ней территории.

В течение года

Зам.директора по ВР

Учителя

Классные руководители

Проведение классных часов в выпускных классах «Моя будущая профессия».

По плану работы

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Участие в проведении родительских собраний выпускных классов с привлечением представителей профессиональных училищ.

1 раз в год

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Организация участия воспитанников в трудовой, кружковой, досуговой деятельности.

В течение года

Зам. директора по ВР

Учителя

Классные руководители

3

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на социализацию

Развитие системы кружковой работы:

По плану работы кружка

Зам.директора по ВР

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

учителя

Проведение творческих отчетов кружков, клубов, секций (открытые занятия, выставки, конкурсы, концерты и т.д.)

В конце каждой четверти

Зам.директора по ВР

Руководители кружков, клубов, секций

Воспитание у школьников потребности и осмысления необходимости трудовой деятельности.

В течение года на кл/часах,

Зам. директора по ВР

Учителя

Классные руководители

Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, района

По плану

Зам. директора по ВР

Учитель физкультуры

Организация и проведение конкурса рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей».

октябрь

Зам. директора по ВР

Учитель ИЗО

Проведение классных часов по темам правового воспитания.

По плану работы

Зам. директора по ВР

Классные руководители

4

Возвращение в школу длительно отсутствующих учащихся

Организация работы по возвращению детей в школу: установление взаимосвязи с участковыми, соседями, паспортным столом, образовательным учреждением по месту жительства ребенка и др. Ведение переписки.

Постоянно

Зам.директора по ВР

5

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на  формирование здорового образа жизни

Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди учащихся специалистами различных медицинских учреждений

1-2 раза в год

Зам.директора по ВР

Участие учащихся в различных школьных, районных профилактических мероприятиях и акциях против наркомании.

Постоянно

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Изучение положительного опыта деятельности общественных организаций, волонтёрских движений, занимающихся профилактикой наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Постоянно

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Педагог-психолог

Оформление тематических информационных  стендов по проблемам  наркомании,  табакокурения, алкоголизма.

1 раз  в год

Зам.директора по ВР

Классные руководители

Оформление стеллажа в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании.

Обновление по мере поступления литературы.

Зам.директора по ВР

  Библиотекарь

Проведение классных часов по проблемам наркомании, токсикомании.

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

6

Диагностика  и  работа с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении

Изучение л/дел первоклассников и вновь принятых учащихся

Август-сентябрь

Зам. директор по ВР

Воспитатели

Выявление детей и семей, находящиеся в группе социального риска, родителей и/или лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко с ними обращающихся. 

Весь период

Зам. директор по ВР

Анкетирование родителей.

В течение года

Зам. директор по ВР

Педагог-психолог

Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка.

По мере выявления

Зам. директор по ВР

Педагог-психолог

Посещение учащихся на дому, тщательное  обследование жилищно-бытовых условий семьи, находящихся в социально-опасном положении (знакомство с членами семьи, оценка условий их жизни), анализ полученных данных, составление социальных паспортов классов, социального паспорта школы.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классный руководитель

Индивидуальная консультативная/ разъяснительная работа с детьми, семьями, находящихся в социально- опасном положении.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классный руководитель

Социальный педагог

Коррекция  картотеки детей и семей данной категории.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классный руководитель

 Контрольные текущие посещения детей и семей данной категории.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классный руководитель

Проведение общешкольных родительских собраний.

4 раза в год

Зам. директор по ВР

Зам. по ВР, УВР,

Проведение классных родительских собраний.

4 раза в год

Зам. директор по ВР

Классные родители

Проведение индивидуальных и групповых консультаций и бесед по вопросам воспитания школьников.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классные руководители

Педагог-психолог

7

Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе и управлении школой

Организация посещения родителями уроков и внеклассных мероприятий в дни открытых дверей.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классные руководители

Привлечение родителей к подготовке и проведению совместных общешкольных и общеклассных дел.

В течение года

Зам. директор по ВР

Классные руководители

Выборы и организация работы школьного и классных родительских комитетов.

Сентябрь

В течение года

Зам. директор по ВР

Классные руководители

Организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику правонарушений несовершеннолетних:

1

Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Координация  при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

По мере выявления

Зам. директора по ВР

Совместное первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи.

При необходимости

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Информирование о принятии решения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы.

По факту

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

куратор

2

Органы внутренних дел

Координация информации об обнаружении или поступлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения

По факту

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

куратор

Установление данных, характеризующих личность несовершеннолетнего, сведения о родителях (законных представителях), месте нахождения, условиях воспитания

 Информирование о принятых мерах

По факту

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

3

Органы управления социальной защиты населения

Взаимодействие по оказанию социальной помощи несовершеннолетнему и (или) его семье

При необходимости

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

4

Службы занятости населения

Взаимодействие по временному трудоустройству в свободное от учебы время несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия

При необходимости

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Консультации по профессиональному ориентированию несовершеннолетних.

5

Органы опеки и попечительства

Координация при решении вопросов о лишении родителей родительских прав, об оформлении опеки

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Содействие в оформлении документов на опеку и попечительство.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Выявление детей, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в опеке или попечительстве.

Весь период

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Корректировка  картотеки подопечных детей школы.

Январь

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Составление документации на подопечных детей с указанием данных об опекунах, месте проживания и т.д. Акты обследования.

Февраль, март

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Осуществление контроля за здоровьем и материально-бытовым содержанием детей. Посещение на дому.

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Помощь в организации каникулярного времени.

Февраль, март, май

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

6

Органы по делам молодежи

Взаимодействие по организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

7

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма

Организация привлечения несовершеннолетних к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях

В течение года

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2010-2015 г. "Я и моё будущее"

Программа по профилактике правонарушений может служить пособием для написания собственных программ. Данная программа участвовала в городском конкурсе "Организация профилактической работы В ОУ Санкт-Пе...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся МБОУ "СШ №19"...

Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.

Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...