Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
материал по теме
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
- дефекты умственного развития;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
- неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
С этой целью нами была составлена Программа по профилактике правонарушений в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Цель программы- формирование в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся и воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_pravonar.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждён
Директор школы
_________________
Калашникова Н.Т.
( ) __________ 2009 год
Составлен с учётом
мнения УС
председатель
_________________
Фефелова Э.С.
( ) __________ 2009 год
Разработана
заместителем директора по УВР Варфоломеевой Е.А.,
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
- дефекты умственного развития;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
- неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
С этой целью нами была составлена Программа по профилактике правонарушений в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Цель программы - формирование в МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся и воспитанников.
Задачи программы:
- Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
- изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
- анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
- систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
- организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
- установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
- привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
- привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
- включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
- содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
- оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
№ п/п | Мероприятия | Ответственный | Исполнители | ||
Программные задачи | Действия | Срок исполнения | |||
1 | Организационные мероприятия | Разработка программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних МОУ «Никольской средней общеобразовательной школы» | Август Сентябрь 2009 | Зам. директора по ВР Педагог психолог | Зам. директора по ВР Педагог психолог |
День знаний, урок гражданственности и патриотизма | 1 сентября | Зам. директора по ВР | Классные руководители | ||
Классные часы по правовому воспитанию | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР | Классные руководители | ||
2 | Общие организационные мероприятия | Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава школы. | ежедневно | Зам. директора по УР Зам. директора по ВР | Классные руководители |
Сбор сведений и обновление данных о социальном составе учащихся школы: Выявление детей из социально-незащищенной категории; Выявление детей из многодетных семей; Выявление подопечных детей и детей-сирот; Выявление детей-инвалидов; Выявление детей «группы риска»; Выявление детей, нуждающихся в дополнительном питании; Выявление неблагополучных семей. | В течение 1 полугодия | Зам. директора по ВР Социальный педагог | Зам. директора по ВР Социальный педагог | ||
Организация совместной работы школы и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Согласно плану КДН | Зам. директора по ВР | |||
Организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семье, находящейся в социально опасном положении. | В течение года | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Организация посещения семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении с составлением акта обследования материально-бытовых условий. | По мере необходимости | Зам. директора по ВР Классные руководители | Зам. директора по ВР Классные руководители | ||
Оказание помощи семье в воспитании и обучении несовершеннолетнего. | В течение года | Зам. директора по ВР | Классные руководители учителя | ||
Привлечение несовершеннолетнего к участию в спортивной секции, техническом или ином кружке, клубе с учетом установленных обстоятельств его неблагополучия. | В течение года | Зам. директора по ВР | Классные руководители | ||
Постановка на профилактический учет в образовательном учреждении несовершеннолетнего и (или) его семьи. | При необходимости | Зам. директора по ВР | Классные руководители | ||
Организация работы по вовлечению детей во все формы организованной занятости (внеклассные и общешкольные мероприятия, кружки, секции). | Постоянно | Зам. директора по ВР | Учителя Классные руководители | ||
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете. | Постоянно | Зам. директора по ВР | Учителя Классные руководители Педагог-психолог | ||
Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних | |||||
Создание условий по сохранению здоровья учащихся: | |||||
1 | Совершенствование работы медицинской службы | Реализация «Программы по профилактике алкоголизма и табакокурения». | В течение года | Зам. директора по ВР Врач | Учителя Классные руководители Педагог-психолог врач |
Реализация «Программы по профилактике венерических заболеваний». | В течение года | Зам. директора по ВР Врач | Учителя Классные руководители Педагог-психолог врач | ||
Реализация « Программы по профилактике туберкулёза» Реализация «Программы по профилактике употребления ПАВ» | В течение года | Зам. директора по ВР Врач | Учителя Классные руководители Педагог-психолог врач | ||
2 | Организация и контроль питания в школе | Контроль соблюдения правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологического режима пищеблока, норм раздачи готовой продукции. | Регулярно | Администрация | Классные руководители врач |
3 | Профилактика травматизма | Контроль за соблюдением техники безопасности на уроках. | Ежеквартально | Зам. директора по УР | Учителя |
Организация и контроль проведения перемен. | В течение года | Зам. директора по УР Зам. директора по ВР | Учителя Дежурный кл/руководитель | ||
Организация и проведение классных и воспитательских часов по темам: - Правила поведения в школе - Правила поведения в столовой - Правила дорожного движения - Правила оказания первой помощи - Правила поведения во время каникул - Профилактика травматизма в зимний период | По планам классных кураторов и воспитателей | Зам. директора по УР Зам. директора по ВР | Учителя Классные руководители | ||
4 | Обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной поддержки обучающихся | Изучение личных дел воспитанников; комплектация по классам; составление социальной карты класса; корректировка списков детей по социальному статусу; определение детей группы риска. | Сентябрь | Зам.директора по ВР | Педагог-психолог |
Изучение психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся. | В течение года | Зам.директора по ВР | Педагог-психолог | ||
Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; беседы с воспитанниками и воспитателями | Октябрь | Зам.директора по ВР | Педагог-психолог | ||
Исследование процессов формирования личности ребенка, развитие познавательных и эмоционально-волевых сфер. Изучение положения ребенка в классном коллективе. Изучение потребностей, интересов, способностей, возможностей ребенка. Анализ полученных результатов. | В течение года | Зам.директора по ВР | Педагог-психолог | ||
Создание условий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности | |||||
1 | Совершенствование содержания учебного процесса | Включение вопросов профилактики правонарушений несовершеннолетних в планы заседаний методических объединений. | По плану МО | Зам.директора по УР | Руководители МО Учителя |
Использование приемов развития навыков социальной компетенции обучающихся при проведении уроков. | Постоянно на учебных и внеучебных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР | Руководители МО Учителя | ||
Использование приемов развития творческих навыков (креативная реабилитация) учащихся на уроке. | Постоянно на учебных и внеучебных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР | Руководители МО Учителя | ||
Включение в содержание уроков материалов по развитию у воспитанников потребности вести здоровый образ жизни. | В течение года | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР | Руководители МО Учителя | ||
Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии и др. | В течение года | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР | Руководители МО Учителя | ||
2 | Профилактика неуспеваемости и непосещения уроков без уважительных причин | Выявление детей, не посещающих занятия. | Ежедневно | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Социальный педагог |
Обследование жилищно-бытовых условий детей, склонных к пропускам занятий.
| По мере выявления | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель | ||
Выявление и анализ причин (социальных, педагогических, психологических, бытовых), приводящих к прогулам занятий.
| По мере выявления | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель | ||
Определение путей преодоления факта непосещаемости учащегося.
| По мере выявления | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Учителя Педагог-психолог | ||
Изучение положения данных детей в классном коллективе. Изучение интересов, возможностей, способностей, потребностей данных детей | В течение второго полугодия | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Учителя Педагог-психолог | ||
Привлечение детей, склонных к пропускам занятий к различным спортивным мероприятиям, их посещению в качестве участников, болельщиков, группы поддержки. | В течение второго полугодия | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Учителя Педагог-психолог | ||
Привлечение детей, склонных к непосещению школы к различным формам досуговой, творческой, социально значимой деятельности.
| В течение второго полугодия | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Учителя Педагог-психолог Социальный педагог | ||
Проведение индивидуальных бесед с детьми данной группы. Профилактические беседы с родителями данных учащихся по вопросам родительской ответственности и организации контроля над детьми. | Весь период | Зам.директора по УР Зам. директора по ВР | Классный руководитель Учителя Педагог-психолог | ||
| Создание условий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы | ||||
1 | Совершенствование содержания воспитательного процесса | Усиление профилактической направленности воспитательских часов путем включения в занятия воспитателя игр и упражнений, развивающих коммуникативные способности, социальные игры. | В течение года | Зам.директора по ВР | Классные руководители |
Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.). | В течение года | Зам. директора по ВР | Педагоги | ||
Проведение заседаний МО, посвященных изучению материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | В течение года | Зам.директора по ВР | Руководители МО педагоги | ||
2 | Обеспечение условий для подготовки к жизни в обществе ипрофессиональному самоопределению подростков с нарушениями в развитии | Развитие профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках трудового обучения, СБО, факультативах, внеклассных мероприятиях. | По учебно-воспитательному плану | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР | Учителя |
Обучение учащихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им продолжить работу (компьютерные занятия в ДЮЦ и др.) | По плану кружковой работы | Зам.директора по ВР | учителя | ||
Приобщение воспитанников среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы и прилегающей к ней территории. | В течение года | Зам.директора по ВР | Учителя Классные руководители | ||
Проведение классных часов в выпускных классах «Моя будущая профессия». | По плану работы | Зам.директора по ВР | Классные руководители | ||
Участие в проведении родительских собраний выпускных классов с привлечением представителей профессиональных училищ. | 1 раз в год | Зам.директора по ВР | Классные руководители | ||
Организация участия воспитанников в трудовой, кружковой, досуговой деятельности. | В течение года | Зам. директора по ВР | Учителя Классные руководители | ||
3 | Проведение воспитательных мероприятий, направленных на социализацию | Развитие системы кружковой работы: | По плану работы кружка | Зам.директора по ВР | Зам.директора по УР Зам.директора по ВР учителя |
Проведение творческих отчетов кружков, клубов, секций (открытые занятия, выставки, конкурсы, концерты и т.д.) | В конце каждой четверти | Зам.директора по ВР | Руководители кружков, клубов, секций | ||
Воспитание у школьников потребности и осмысления необходимости трудовой деятельности. | В течение года на кл/часах, | Зам. директора по ВР | Учителя Классные руководители | ||
Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, района | По плану | Зам. директора по ВР | Учитель физкультуры | ||
Организация и проведение конкурса рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей». | октябрь | Зам. директора по ВР | Учитель ИЗО | ||
Проведение классных часов по темам правового воспитания. | По плану работы | Зам. директора по ВР | Классные руководители | ||
4 | Возвращение в школу длительно отсутствующих учащихся | Организация работы по возвращению детей в школу: установление взаимосвязи с участковыми, соседями, паспортным столом, образовательным учреждением по месту жительства ребенка и др. Ведение переписки. | Постоянно | Зам.директора по ВР | |
5 | Проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди учащихся специалистами различных медицинских учреждений | 1-2 раза в год | Зам.директора по ВР | |
Участие учащихся в различных школьных, районных профилактических мероприятиях и акциях против наркомании. | Постоянно | Зам.директора по ВР | Классные руководители | ||
Изучение положительного опыта деятельности общественных организаций, волонтёрских движений, занимающихся профилактикой наркомании, токсикомании, алкоголизма. | Постоянно | Зам.директора по ВР | Классные руководители Педагог-психолог | ||
Оформление тематических информационных стендов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма. | 1 раз в год | Зам.директора по ВР | Классные руководители | ||
Оформление стеллажа в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании. | Обновление по мере поступления литературы. | Зам.директора по ВР | Библиотекарь | ||
Проведение классных часов по проблемам наркомании, токсикомании. | В течение года | Зам.директора по ВР | Классные руководители | ||
6 | Диагностика и работа с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении | Изучение л/дел первоклассников и вновь принятых учащихся | Август-сентябрь | Зам. директор по ВР | Воспитатели |
Выявление детей и семей, находящиеся в группе социального риска, родителей и/или лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко с ними обращающихся. | Весь период | Зам. директор по ВР | |||
Анкетирование родителей. | В течение года | Зам. директор по ВР | Педагог-психолог | ||
Изучение и анализ причин неблагополучия, проблем в семье, ребенка. | По мере выявления | Зам. директор по ВР | Педагог-психолог | ||
Посещение учащихся на дому, тщательное обследование жилищно-бытовых условий семьи, находящихся в социально-опасном положении (знакомство с членами семьи, оценка условий их жизни), анализ полученных данных, составление социальных паспортов классов, социального паспорта школы. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классный руководитель | ||
Индивидуальная консультативная/ разъяснительная работа с детьми, семьями, находящихся в социально- опасном положении. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классный руководитель Социальный педагог | ||
Коррекция картотеки детей и семей данной категории. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классный руководитель | ||
Контрольные текущие посещения детей и семей данной категории. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классный руководитель | ||
Проведение общешкольных родительских собраний. | 4 раза в год | Зам. директор по ВР | Зам. по ВР, УВР, | ||
Проведение классных родительских собраний. | 4 раза в год | Зам. директор по ВР | Классные родители | ||
Проведение индивидуальных и групповых консультаций и бесед по вопросам воспитания школьников. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классные руководители Педагог-психолог | ||
7 | Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе и управлении школой | Организация посещения родителями уроков и внеклассных мероприятий в дни открытых дверей. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классные руководители |
Привлечение родителей к подготовке и проведению совместных общешкольных и общеклассных дел. | В течение года | Зам. директор по ВР | Классные руководители | ||
Выборы и организация работы школьного и классных родительских комитетов. | Сентябрь В течение года | Зам. директор по ВР | Классные руководители | ||
Организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику правонарушений несовершеннолетних: | |||||
1 | Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Координация при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. | По мере выявления | Зам. директора по ВР | |
Совместное первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи. | При необходимости | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР Классный руководитель | ||
Информирование о принятии решения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы. | По факту | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР куратор | ||
2 | Органы внутренних дел | Координация информации об обнаружении или поступлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения | По факту | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР куратор |
Установление данных, характеризующих личность несовершеннолетнего, сведения о родителях (законных представителях), месте нахождения, условиях воспитания | |||||
Информирование о принятых мерах | По факту | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
3 | Органы управления социальной защиты населения | Взаимодействие по оказанию социальной помощи несовершеннолетнему и (или) его семье | При необходимости | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР |
4 | Службы занятости населения | Взаимодействие по временному трудоустройству в свободное от учебы время несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия | При необходимости | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР |
Консультации по профессиональному ориентированию несовершеннолетних. | |||||
5 | Органы опеки и попечительства | Координация при решении вопросов о лишении родителей родительских прав, об оформлении опеки | В течение года | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР |
Содействие в оформлении документов на опеку и попечительство. | По мере необходимости | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Выявление детей, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в опеке или попечительстве. | Весь период | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Корректировка картотеки подопечных детей школы. | Январь | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Составление документации на подопечных детей с указанием данных об опекунах, месте проживания и т.д. Акты обследования. | Февраль, март | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Осуществление контроля за здоровьем и материально-бытовым содержанием детей. Посещение на дому. | В течение года | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
Помощь в организации каникулярного времени. | Февраль, март, май | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР | ||
6 | Органы по делам молодежи | Взаимодействие по организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних | В течение года | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР |
7 | Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма | Организация привлечения несовершеннолетних к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях | В течение года | Зам. директора по ВР | Зам. директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2010-2015 г. "Я и моё будущее"
Программа по профилактике правонарушений может служить пособием для написания собственных программ. Данная программа участвовала в городском конкурсе "Организация профилактической работы В ОУ Санкт-Пе...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся МБОУ "СШ №19"...
Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.
Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...