Психологический тренинг
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг "Предупреждение насилия в школе"
Прежде, чем начать наш семинар мне хотелось бы. Чтобы вы выслушали для начала притчу о странниках.
Однажды странники, устраивались на ночлег на морском, усыпанном галькой берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: “Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно”. После этого и свет, и голос исчезли.
Странники были разочарованы. Они ожидали важного откровения, вселенской правды, которая сделала их богатыми и знаменитыми, а вместо этого они получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков.
Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение – грусть: алмазов было так мало!
Думаю, что вы сегодня не будете радоваться и грустить одновременно.
Проводя наше занятие, я хочу познакомить вас с его правилами. Они следующие:
- Внимательно слушай
- Если не хочешь говорить, можешь помолчать
- Никого не оценивай, не критикуй.
- Если хотите высказаться – подними руку.
Энергизатор “знакомство”.
Давайте все встанем в круг и познакомимся поближе.
Я называю свое имя и говорю одно из моих качеств на первую букву моего имени.
Теперь проведем мозговой штурм. Это я называю слово, а вы мне ассоциации, связанные с этим словом.
Итак, “насилие”:
- издевательства,
- прозвища,
- оскорбления,
- драки,
- хулиганские поступки,
- угрозы,
- запугивание,
- отсутствие заботы,
- неоказание помощи,
- пренебрежение,
- использование власти,
- и т.д.
Давайте снова встанем в круг.
И разделимся на группы, для этого по очереди называем времена года “зима”, “весна”, “лето”, “осень”.
И каждая команда занимает свой стол.
Каждая команда получает задание-ситуацию, вы сейчас проанализируйте и ответьте на стоящие перед вами вопросы.
Снова объединяемся в один общий круг.
Задание следующее: продолжи фразу. (См. слайд)
А сейчас перед вами, ребята, выступит инспектор по делам несовершеннолетних и более подробно расскажет нам о насилии в подростковой среде.
И в завершении снова я приглашаю вас в круг. Пусть каждый поделится тем, что сегодня ему особенно запомнилось. Я передаю мяч со словами: “мне понравилось сегодня” или “Я хотел бы”, например “Я хочу, чтобы все были добрее друг к другу”.
Всем спасибо.
Приложение
Мальчишки из 7 класса очень дружные. Они все имеют прозвища, но в большинстве своем не обидные.
- Какие прозвища есть у ребят из вашего класса?
- Всегда ли они безобидные?
- Могут ли прозвища причинить боль?
- Что бы вы стали делать, если кто-то дал бы вам обидное прозвище?
- каких прозвищ не должно быть?
Каждый день Гриша, который учится в 5 классе, сталкивается с ребятами из 8 класса, которые над ним насмехаются. Гриша маленького роста, ему трудно познакомится с ребятами и друзей у него мало.
- Каковы последствия этих столкновений?
- Если вы что-то такое увидите, что вы будете делать?
- Что это? Ребята его просто дразнят или издеваются?
Сережа высокий и сильный мальчик для подростка своего возраста, но не очень смышленый. К тому же он ощущает себя малышом, потому что так к нему относится отец: сильный и властный человек. Сережа начал издеваться над некоторыми одноклассниками, которые меньше его ростом.
- Что может случиться?
- Что чувствует каждый участник ситуации?
- Как могут быть преодолены эти трудности?
Хусейн – единственный мальчик азиатского происхождения в классе. Отец советует ему игнорировать неприятные высказывания одноклассников в свой адрес. Недавно несколько мальчишек начали бросаться в него камнями.
- Чтобы вы почувствовали, окажись вы на месте Хусейна?
- Попросили бы помощи в школе
- Какие могут быть последствия этой ситуации?
Маша из 6 класса была в туалете. Две девочки из 9 класса потребовали у нее денег. Она сказала, что денег у нее нет. Тогда они стали толкать ее. С того случая, как только они увидят Машу, они над ней насмехаются.
- Что бы вы стали делать на месте Маши?
- К каким последствиям может привести эта ситуация?
- Что это? Девочки ее просто дразнят или издеваются?
Света веселая и красивая девочка. Мама светы – хозяйка небольшого магазинчика, который торгует старыми вещами (секонд-хенд) на краю города. Над Светой смеются из-за этого, и она возненавидела школу.
- Что может случиться?
- Сто чувствует каждый участник ситуации?
- Как могут быть преодолены эти трудности?
Алеша, коля, Борис и Даня часто играют в футбол. Алеша очень хорошо играет. Алеша часто цепляется к Дане. Даня пропускает мячи, и ребятам приходиться долго ждать, пока он сбегает за мячом и принесет его. Когда Алеша отпускает грубые замечания в адрес Дани, тот отшучивается, как может. Однажды после очень грубого замечания Даня убежал за мячом и не вернулся.
- Что чувствует Даня, когда Алеша делает ему замечания?
- Почему Алеша не прекращает придираться к Дане? Это честно? Какой в этом смысл?
- Что может случиться в данной ситуации?
- Что бы вы сделали, если бы были на месте Бориса и Коли?
Оксана - новенькая. У нее сильный украинский акцент, она им очень отличается от всех остальных учеников. Одноклассникам нравится ее говор, он их смешит. Сегодня Оксана очень расстроена, потому что ее дразнят.
- Что может случиться?
- Что чувствует каждый участник ситуации?
- Как могут быть преодолены эти трудности?
Али – азербайджанец. Он занимается спортом и очень симпатичный, но заикается. Некоторые ребята из класса дразнят Али, а друзья Али из-за этого злятся. В один прекрасный день они решили разобраться с теми, кто его дразнят.
- Что может случиться?
- Что чувствует каждый участник ситуации?
- Как могут быть преодолены эти трудности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.
Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...
Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»
Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....