Час общения "Я - гражданин"
методическая разработка на тему
Данное мероприятие предназначеннно для проведения в среднем звене с целью закрепления знаний о правах и обязанностях детей, о символике государства, развивать чувство патриотизма, любви к родному краю, городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Я- гражданин!
Тип занятия: - интегрированное
Цель: -закрепить знания о правах и обязанностях детей
-закрепить знания о символике государства
- повторить термины , усвоенные при изучении темы
-развивать чувство патриотизма, любви к родному краю, городу
-воспитывать чувство толерантности по отношению к другим
Оборудование: - картинки «Права ребенка»
-карточки с кроссвордами
-карточки со словами «гражданин», «государство», «герб», «патриот»,
«правовед», «гимн»
-карточки с названиями символов России и государственной символики
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Орг.момент
-организация класса
-объявление темы, ее практическое применение, связь с жизнью и предметами
-вид работы (интерактивный)
- правила работы в группе(работаем в группах, по окончании задания проверяем)
-ОЦЕНИВАНИЕ (после каждого выполнения упражнения карточки с заданиями сдаются жюри для подведения итогов, группа оценивается по результатам (скорости и правильности выполнения задания -11,10,9,8, 7 баллов)
2. Беседа
Учитель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.)
Учитель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.
Учитель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей?
-право на имя, отчество, фамилию.
-жить и воспитываться в семье
-общаться с родителями и другими родственниками
-защищать свои права
-выражать свое мнение
-право на имущество
-право на медицинское обслуживание
-право на образование.
Учитель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей. Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы) .
Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? »
Учитель: - А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей)
Учитель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
Учитель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»).
- А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») .
Учитель: - Интересно, какое же здесь право написано? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино») .
Учитель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы
- Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) .
Учитель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. А кто является президентом нашей страны?
Упражнение «Кроссворд» (отгадать , кто быстрее и правильнее)
Вопросы сказочного кроссворда
- Очень маленькая девочка, которая родилась из зёрнышка, и которую пытались насильно выдать замуж, тем самым , нарушая ее права.
- Девочка-замарашка, которую заставляли работать непосильным трудом и которая попала на королевский бал и потеряла там свою туфельку.
- Это маленький шалун, получивший своё имя за то, что он ничего не знал, но всегда любил похвастаться.
- Мальчик-луковка, права которого ущемлялись и он был посажен в тюрьму насильно.
- Эта девочка не побоялась одна отправиться в чертоги Снежной Королевы, чтобы вернуть своего похищенного брата, хотя Снежная королева выкрала его путем обмана.
- Весёлый, но непослушный деревянный мальчуган, смело отстаивающий свои права.
- Эта девочка была обманута мачехой, но получала помощь от своей коровушки, побывав у неё в ухе.
- Мальчик, который был лишен права на образование и медицинское обслуживание, которому семью заменили дикие звери из джунглей
Ответы: Дюймовочка, Золушка, Незнайка, Чиполлино, Герда, Буратино, Хаврошечка, Маугли.
По вертикали получается фраза :
МОИ ПРАВА
5. Упражнение «Догоняй-ка!»
Продолжить стихотворные строчки , вписать нужное слово(карточка):
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый –самый важный?
На спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много- выбирайте, там –король, здесь- (президент).
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, важней, нужней для страны –(ребенок)
Сколько бы ни было в мире детишек,
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их..(должны)
Богатство твоей страны – это ты!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы все лучшее( дать).
В Конвенции каждый что надо найдёт
На каждый вопрос ответ :
Помни! Ребёнком считают того,
Кто не достиг (восемнадцати) лет.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и (мальчишки)
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает (имя).
ПОМНИ!Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в (стол)
Твоих интересов ради!
Вы запомните, ребята, что ни дед и ни сосед,
Только мама, только папа- они за вас несут (ответ).
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно (знать)!
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте!
Хорошими людьми (вырастайте)!
- Упражнение «Можно-нужно»(Волшебная ваза)
Мы с вами говорили о правах, но рядом с ними всегда называют еще одно слово, какое же ? Правильно, это слово -«обязанности»! И обучаясь с вами в школе мы тоже имеем свой круг обязанностей. Давайте назовем и бросим в эту вазу наши невидимые обязанности по школе, только формулировать мы их будем от обратного, не называя слово «нельзя» т.е., что в школе можно и нужно делать
(в вазу бросаем названные фразы, например : «в школе нужно передвигаться осторожно, не спеша»)
7. (По времени) «Письмо президенту»
Написать письмо президенту, а в нем обратиться с просьбой ввести или отменить то или иное право или обязанность в школе (обществе), аргументировать, почему)
8. Рефлексия
-какие понятия сегодня повторяли?
-какую государственную символику называли?
-какие символы характеризуют Россию?
-чем же отличаются права от обязанностей?
-о каких важных документах сегодня шла речь?
-можно ли теперь, после этого занятия , когда вы уже ознакомились с понятиями прав, обязанностей, повторили символику государства , научились отличать одно от другого, считать вас гражданами своей страны? А патриотами? Почему?
9. Итог занятия, оценивание работы групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными....
Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
Обучение иноязычному общению - инструмент духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»А.С.МакаренкоВ новом стандарте НОО духов...
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...