Роль родителей учащихся в условиях внедрения ФГОС
статья (5 класс) по теме
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Задача родителей на данном этапе – «работать в связке» с учителем (классным руководителем), познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_roditeley_uchashchihsya.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность родителей учащихся, обучающихся по стандартам ФГОС нового поколения
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании школьников. Проблемы особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
Однако в настоящее время большая часть родителей, занятых материальным обеспечением семьи, воспринимает школу как некую «камеру хранения», в которой с 9 и до 15-17 часов с их детьми, по крайней мере, ничего плохого не случится. Вторая проблема отношения родителей к школе непосредственно относится к родителям учащихся пятых классов. Не только у детей в этом возрасте, но и у родителей срабатывает «механизм взрослости», когда считается, что ребенок окончил начальную школу, он уже достаточно ответственный, ему можно дать больше самостоятельности и т.д. Поэтому, роль родителей учащихся основной школы – это вопрос, требующий к себе большого внимания.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.
Работа школы с родителями в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы. И новый Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Новая образовательная программа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. А значит, важными условиями воспитания школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной. Задача родителей на данном этапе – «работать в связке» с учителем (классным руководителем), познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Если раньше возникшая проблема решалась по схеме:
учитель – проблема - родитель, или
родитель – проблема - учащийся, или
учитель – проблема - учащийся,
то ФГОС нового поколения предполагает решение проблемы по схеме:
проблема – (родитель + учащийся + учитель).
Родители и педагоги являются наставниками детей, помогающими правильно организовать их деятельность, в нужный момент корректируя, направляя и вдохновляя их. Ребенок должен чувствовать себя не только как обучающийся, а для этого все условия создает образовательное учреждение, но и как самостоятельно действующая личность, принимая решения и решая задачи в школе и семье. Он постоянно должен ощущать, что ценят его мнение, с ним считаются.
Права и обязанности родителей.
Родители обучающегося обязаны:
– обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность школы;
– обеспечить подготовку обучающимся домашних заданий. Родители несут ответственность за создание благоприятных условий для выполнения домашней работы. Совместно со школой контролируют обучение ребенка;
- родители обязаны сами выполнять и обеспечивать выполнение их детьми устава школы и правил внутреннего распорядка.
-родители обязаны сами проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу школы и воспитывать это чувство уважения к ним у обучающегося.
- родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами.
- родители обязаны извещать классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.
- родители также обязаны возмещать ущерб, причиненный обучающимся имуществу школы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Родители вправе защищать законные права и интересы ребенка, в том числе:
– получать информацию об успеваемости обучающегося в доступной форме ;
– вправе быть принятыми руководителем школы и классным руководителем;
- родители вправе принимать участие в управлении школой, в том числе:
– входить в состав органов самоуправления школы;
–ознакомиться с учредительными документами школы, учебным планом, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность школы в доступной форме.
Система работы с родителями
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общих интересов.
Основные направления совместной работы школы и родителей можно назвать следующие:
1) педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, конференции, вечера вопросов и ответов);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела, открытые уроки, педагогические дискуссии (круглые столы), тематические конференции по обмену родительским опытом);
3) участие родителей в управлении школой (родительские комитеты, встречи с администрацией, совет школы).
- Педагогическое просвещение родителей.
Важным направлением работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО является информационное сопровождение и просвещение. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов. Но среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о том, что такое новый стандарт и о роли родителей в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей всё-таки являются педагоги и администрация школы.
Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание информационных материалов для родителей (например, буклет или брошюра относительно введения ФГОС НОО в основной школе).
Весомую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и Интернет-сайт школы. В структуре сайта может быть создан специальный раздел «ФГОС НОО», который включает и информационные рубрики для родителей:
- материалы для обсуждения;
- полезные ссылки;
- материалы для родителей.
- Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе
Урок-наблюдение
Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения. Информированность о школьной жизни, образовательном процессе оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах родителей. Многие родители после урока – наблюдения пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе.
Урок - практическое участие
Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. В пятом классе такими уроками могут стать в большей части уроки исследовательской деятельности, на которых и обучающийся, и его родитель учатся навыкам исследовательской работы.
Урок – соревнование
Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. Но урок – соревнование создает ситуации успеха учащихся в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование оправдано. Таким уроком в пятом классе может быть, например, урок открытия новых знаний по какой-нибудь сложной (для понимания пятиклассников) теме.
Родительское собрание
Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог на собрании не авторитарен, а только направляет деятельность родителей и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе. На классном руководителе пятиклассников лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Вместе с обучающимися, перешедшими в основную школу, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями.
Важно учитывать, что:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Шагая в ногу со временем, просвещая родителей по теме образования, должна измениться и форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Следует продолжить использование и таких традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов работы, как творческие конкурсы на темы «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Портрет моей семьи», «Лучший семейный праздник» и т.п.; концерты с выступлениями творческих семей, спортивные мероприятия, чествование династий, выдающихся представителей семей.
- Участие родителей в управлении школой.
Родители — важные участники образовательного процесса, они являются заказчиками, и в то же время создают в семье среду, благоприятствующую обучению и воспитанию детей. Родители — именно те люди, которые во взаимодействии со школой берут на себя роль по поддержке молодого поколения, важно, чтобы их усилия согласовывались с работой учителей, это одна из задач новых ФГОС.
Родительский комитет
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни школы.
Общешкольные родительские собрания
Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают представители администрации школы, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Внеурочная деятельность
Главная задача нового стандарта - сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко «взрослой жизни во взрослом обществе», то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Новая система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений.
Так как родители становятся активными участниками образовательного процесса, они могут влиять и на содержание внеурочной деятельности. Путем анкетирования родителей будущих пятиклассников могут быть определены виды и формы внеурочной деятельности.
Таким образом, к переходу на ФГОС должны быть готовы учителя, администрация, родители. Главная готовность должна быть внутренняя. Работа по освоению стандарта должна быть командной. Один в поле не воин. Необходимо чаще приглашать родителей в школу, обсуждать с ними вопросы воспитания и обучения, прислушиваться к их мнению и сообща искать пути к решению тех или иных задач.
Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....
Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....
Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....
Роль информатики в условиях внедрения ФГОС
В условиях быстрой смены технологий и их технического воплощения велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению но...
Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....
Социализация учащихся в условиях внедрения ФГОС
Одной из основных целей образования является формирование личности, полезной обществу, на основе богатого культурного жизненного опыта. Иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, з...
Эффективные способы и методы контроля знаний учащихся в условиях внедрения ФГОС
Презентация к выступлению...