Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
рабочая программа (5 класс) по теме
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль внеурочной деятельности | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль внеурочной деятельности по математике
в условиях внедрения ФГОС в среднем звене.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В условиях внедрения ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является важнейшей частью образовательной образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе по математике доступны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая и проблемно-ценностное общение.
Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. В процессе прохождения поступления от одного вида деятельности к другому у ученика развивается познавательный интерес.
Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.
Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности;
1) формирование коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом;
3) выявление и поддержка математически одаренных учащихся;
4) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Внеурочная деятельность основывается на общедидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения математике, внеурочная работа не может не оставаться на методических принципах: внимание к предмету, понимания математических значений, оценки знаний. Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
Каждый, творческий работающий учитель, и есть фанат своего предмета. Он ищет новые пути, новые возможности для поддержания интереса, в частности, к математике. Как и многие мои коллеги, я постепенно прихожу к мысли, что изучение математики, особенно в среднем звене, в условиях внедрения ФГОС требует совместных усилий, как со стороны учителя, детей, так и со стороны родителей. В этом случае необходимо полное взаимопонимание всех сторон, участвующих в образовательном процессе. Я считаю, что внеурочная деятельность по предмету имеет в современное время особо важную роль. Ведь математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Учитывая вышеизложенное, апробируя методические находки коллег, я разработала примерную программу внеурочной деятельности для пятого класса, обучающегося по ФГОС, внося так же коррективы с учетом возраста учащихся, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка .
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (34 занятия в течение учебного года).
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание блока «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения.
Программа внеурочной деятельности по математике
5 класс
Учитель математики Тамдын С.С.
№ занятия | тема | дата |
1 | О математике с улыбкой. Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике.( 2 часа) | |
2 | Из истории чисел: арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. .( 2 часа) | |
3 | Игры. .( 2 часа) | |
4 | Четные и нечетные числа. .( 2 часа) | |
5 | Задачи-шутки, задачи-загадки. .( 2 часа) | |
6 | . Задачи, решаемые с конца. .( 2 часа) | |
7 | .Задачи на взвешивания.( 2 часа) | |
8 | Логические задачи. .( 2 часа) | |
9 | . Задачи на разрезания и складывание фигур. .( 2 часа) | |
10 | История календаря. .( 2 часа) | |
11 | Математическая олимпиада. .( 2 часа) | |
12 | Старинные математические истории. .( 2 часа) | |
13 | Математические ребусы.( 2 часа) | |
14 | Упражнения на быстрый счет. .( 2 часа) | |
15 | Переливания. .( 2 часа) | |
16 | Выпуск математической газеты. .( 2 часа) | |
17 | Итоговое занятие. .( 2 часа) |
Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, учитель получает возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....
Роль внеурочной деятельности по математике в условиях внедрения ФГОС в среднем звене
Данный материал может быть использован как методическое руководство по математике....
Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС ООО
Обобщение опыта по теме: "Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС ООО"...
Формирование у учащихся УУД в процессе урочной и внеурочной экспериментальной деятельности по физике в условиях внедрения ФГОС.
Современному информационному обществу требуется деятельный, активный человек, который может пополнять свои знания в течение всей жизни, находить нужную информацию и пользоваться ею. Роль педагогов в с...
Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по математике в условиях введения ФГОС
Я хочу уделить внимание тому, как важно развивать логическое мышление обучающихся во внеурочной деятельности по математике....
Построение системы внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО
Внеурочная деятельность на данным момент является неотъемлемой часть образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...