«Классный час - игра как форма воспитательной работы»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Специфика Нахимовского военно-морского училища такова, что воспитатель находится все время в тесном контакте с воспитанниками – с команды «подъем» и до команды – «отбой». Это время общения расписано конкретно по распорядку дня, имеет строгое расписание: подъем, зарядка, личная гигиена, переход в учебный корпус, утренний осмотр, завтрак, развод на занятия и т.д. Поэтому воспитательный процесс, как таковой, в подобном учреждении закрытого типа, осуществляется непрерывно. Однако обязательно должно быть время на неспешное общение, общение не «на ходу». Это время классного часа. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat_klassnyy_chas_kak_forma_vrspitatelnoy_raboty.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Классный-игра как форма воспитательной работы»
Специфика Нахимовского военно-морского училища такова, что воспитатель находится все время в тесном контакте с воспитанниками – с команды «подъем» и до команды – «отбой». Это время общения расписано конкретно по распорядку дня, имеет строгое расписание: подъем, зарядка, личная гигиена, переход в учебный корпус, утренний осмотр, завтрак, развод на занятия и т.д. Поэтому воспитательный процесс, как таковой, в подобном учреждении закрытого типа, осуществляется непрерывно. Однако обязательно должно быть время на неспешное общение, общение не «на ходу». Это время классного часа. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы. Это не стандартный урок, хотя по регламенту, чаще всего, рассчитан на стандартные 45 минут.
Говоря о нестандартности классного часа как мероприятия в рамках воспитательного процесса, руководитель должен контролировать, чтобы это общение не превращалось в пустой разговор, общение «ни о чем». Необходимо помнить, что классный час это форма воспитательной работы, а следовательно несет определенные воспитательные функции.
Просветительская функция – позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Эта, информация может быть из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует воспитанников.
Ориентирующая функция – обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.
Направляющая - эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.
Формирующая функция - проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.
Трудно сказать какая из перечисленных функций наиболее значимая, чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует воспитанников. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.
По своей направленности классные часы можно разделить по типам:
Нравственные классные часы, целями которых являются:
- просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
- критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
- развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение);
Интеллектуально-познавательные классные часы, цель которых: развивать познавательный интерес, умение и способность осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематические классные часы нацелены на развитие кругозора, духовное развитие и формирование интересов и духовных потребностей.
Информационные классные часы направлены на: формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, на формирование личностного отношения к происходящему в классе, роте, училище, городе, стране. Развитие умений и навыков проведения исследовательской работы.
Итак, классные часы являются основным компонентом из целой системы работы воспитателя (классного руководителя), следовательно, они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов: беседа, экскурсия, игровой классный час, поход, посещение театра, кинотеатра, выставки, дискуссия, турнир, вечер отдыха, диспут, деловая игра и т.д. В зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и, как мы уже сказали, от специфических условий учреждения. Еще раз обратим внимание, что классный час – это не урок, но он включается в расписание и проводится каждую неделю в определенный день, в НВМУ – это суббота. Не всегда это мероприятие рассчитано на 45минут, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда времени требуется намного больше, это зависит от темы, цели, возраста, формы проведения классного часа и здесь уже сам воспитатель может определить продолжительность общения. Поскольку мы говорим о неформальном общении, то немаловажным будет, чтобы классный час проводился не в назидательном тоне, а классный руководитель не подавлял инициативу воспитанников, их желание высказать свою мнение и выступить с критикой.
Конечно, у каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности проведения такого мероприятия, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.
Для гарантируемого успеха необходима подготовка, которая должна строиться по следующему плану: определение темы разговора с учащимися; формулировка целей, задач классного часа; составление плана (сценария), подборка необходимого материала, презентации по теме; наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможно дать конкретные задания воспитанникам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием); определение целесообразности участия в классном часе приглашенных (родителей, специалистов по обсуждаемой теме, бывших выпускников); проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Однако, каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться шаблонной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения. Традиционная структура классного часа включает: вступительную часть, основную часть и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение их в основной части, принятие решения в заключении.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет как психологическая подготовка учеников к определенному разговору, так и подготовка помещения к данному мероприятию. В наше время всеобщей компьютеризации необходимо использование компьютерных технологий.
Возвращаясь к вопросу о продолжительности классного часа, хочется отметить главное – еще на стадии подготовки, постараться предусмотреть объем информационного и степень эмоционального восприятия нахимовцев, и лучше всего закончить его на пике заинтересованности донной темой, чтобы после окончания мероприятия у воспитанников не пропало желание поделиться своими впечатлениями. Рекомендуемая продолжительность классного часа: в 5-8 класс от 20 до 30 минут; в 9 – 11 классах – более 1 часа (по необходимости, когда рассматривается актуальная тема, интересующая каждого воспитанника).
Что касается организации и проведения классного часа, то здесь все должно быть направленно на достижение поставленной цели.
Название должно вмещать в себя основную направленность и лаконично отображать содержание. Цель и задачи должны быть очень конкретными и отражать содержание. Форма проведения мероприятия, как уже отмечалось, может быть различная, главное, чтобы она помогала как можно полнее раскрыть тему.
Организационный момент – важная составляющая классного часа, которой отводится задача - переключить воспитанников с учебной на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности и положительные эмоции. Эффективному переключению на вне учебную деятельность способствует: непредсказуемость в организационном моменте, (использование, проблемных вопросов, звукозаписи и т.п.). Так же изменение организации (размещение, перестроение и т.д.), переход в другое помещение (музей, библиотеку, в актовый зал и т.п.). На организационный момент следует отводить от 1 до 3 минут (если требуется переход в другое помещение, об этом следует позаботиться заранее).
Вводная часть должна занимать от 1/5 до 1/3 времени всего мероприятия. В этой части необходимо активизировать участников, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности данной темой. На этом этапе требуется не только увлечь нахимовцев, но и определить, нужно ли внести коррективы по мероприятия. Например, если рассчитывая на новизну своего сообщения, Вы запланировали рассказ, а вводная беседа показала, что слушатели знакомы с этой проблемой. Тогда необходимо заменить рассказ беседой, или игровой ситуацией. В этой части вашего общения необходимо почувствовать эмоциональный настрой воспитанников и постараться настроить их на дальнейшее восприятие темы общения. Именно во вводной части воспитатель формирует первичные представления о предстоящем мероприятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план, разбивает на команды, объясняет необходимые правила. Если Вы разбиваете участников на команды, то необходимо построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве.
Основная часть классного часа по времени самая продолжительная, она рассчитана на 1/2 времени всего мероприятия. Основная цель этой части – реализация идеи занятия. Здесь очень важно поровну распределить активность между воспитателем и воспитанниками и конечно, эффект будет гораздо выше, если эмоциональная атмосфера будет отличаться от обычного урока, она должна быть более раскрепощенной, свободной, а для поддержания дисциплины вводятся правила игры. Созданию такой атмосферы способствует доброжелательная, эмоционально-позитивная реакция воспитателя («Как интересно», «Спасибо за новую версию»).
Заключительная часть классного часа по времени должна дать возможность подвести итог - это примерно 1/5 – 1/4 времени. Для этой части мероприятия возможны задания тестового характера: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. Для заинтересовавшихся темой классного часа и желающих получить более подробную информацию можно дать рекомендации, где и как ее можно получить.
Критерии эффективности классного часа: личностная значимость для воспитанников, комфортность, благоприятный психологический климат, возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей, обогащение жизненного опыта нахимовцев, духовно-нравственная ценность, вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Мы уже говорили о многообразии форм и технологий проведения классных часов. Более подробно хотелось бы остановиться на игре.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Она относится к косвенному методу воздействия: ребенок (подросток) не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности, дает возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо позиции пассивного «потребителя» информации, а это крайне важно для эффективности учебно-воспитательного процесса.
В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Проявляются повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности. Участники стремятся не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества. Доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Очень важным становится мнение товарищей. Постоянное взаимодействие со сверстниками порождает стремление занять достойное место в коллективе, позволяет проявиться навыкам лидера, организаторские способности, взаимопомощи и ответственности. Ярко начинает проявляться самостоятельность, воспитанники многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.
Соревновательной игре могут предшествовать ряд классных часов информационного характера, направленных на более глубокое изучение определенной темы. Такая подготовка с одной стороны уравнивает силы соперников, а с другой усиливает накал соревновательного элемента. Участие в играх вырабатывает умение сплачиваться как в классе, так и роте. Ребята организуются в более или менее постоянные игровые коллективы с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива, а соревновательный элемент, в свою очередь, активизирует познавательный процесс.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что классный час - это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы. Это организуемое во внеурочное время общение воспитателя, классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия. Он и играет большую роль в жизни воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися.
Методический материал для начинающих классных руководителей....
Классный час как форма воспитательной работы
Материал презентации позволяет увидеть, как в системе работы классного рукводителя можно использовать основные виды классных часов....
Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.
План работы по самообразованиюклассного руководителя...
Доклад на тему "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"
Классный час - это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у н...
Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива
Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител...
Методическая разработка"Формы воспитательной работы классного руководителя"
Методическая разработка"Формы воспитательной работы классного руководителя"...
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»...