программа воспитательной работы
рабочая программа на тему

Двоеглазова Светлана Юрьевна

программа работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_4_klass.docx85.52 КБ

Предварительный просмотр:

 казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

от_____________ 2015 г. №_________

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

в 4 Б классе

Составитель: С.Ю. Петунина

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

МО классных руководителей                                                                                                           Заместителем директора по

Протокол от «____» _____________ 2015 г. № ___                                                                          воспитательной работе

Руководитель МО        «___» _____________2015 г.

____________________ М. Б. Горбарчук                                     _____________А. С. Краснова

        

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы:

  • Конституция РФ 1993 г. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
  • Годовой план воспитательной работы КУ «Радужнинская специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида» на 2013 - 2014 учебный год.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.07 1998 № 124-Ф3 « Об основных гарантиях прав ребёнка»
  • Федеральный закон  от24.11 1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов»
  • Постановление Правительства РФ от 12. 03. 1997 №288 «Об утверждении Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»

Актуальность

       В младшем школьном возрасте закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

      Для детей с умеренной  умственной отсталостью характерно позднее развитие, наличие психофизиологических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании. У данной категории детей нарушена и  эмоционально-волевая сфера,  отсутствует  инициатива, самостоятельность. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей с ОВЗ  эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы ребенка с ОВЗ Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

     Все отмеченные особенности психической деятельности детей с ОВЗ  носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции, социализации  в современном обществе детей с ОВЗ. Обеспечение защиты жизненно важных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности.    Задача классного руководителя – оказать профессиональную помощь таким детям и их родителям, сделать все возможное, чтобы  ребенок получил образование, учился жить в современном обществе.  Личность ученика с его потребностями и интересами должна быть в центре учебно-воспитательного процесса и положена в основу работы классного руководителя. Внимание, уделяемое проблемам, связанным с поиском новых путей оптимизации воспитания  детей с недостатками физического и умственного развития, в конечном итоге, ориентировано на реабилитацию этой категории лиц, на последующую интеграцию их в общество.

Характеристика классного коллектива

1. 4 Б класс    классный руководитель: Петунина Светлана Юрьевна.

2. Количество учащихся в классе: 6 обучающихся; мальчиков 3; девочек 3; один ученик на домашнем обучении: Кравченко Кирилл
3.
Возрастной состав учащихся:  в классе обучаются учащиеся 2002 - 2004 года рождения.
4.
Физическое и психическое здоровье детей:  (по медицинским картам, количеству пропусков в учебном году)  физическое развитие соответствует возрасту, соматически здоровы.

Основной состав класса сформирован  01.09.2012 года.

5. Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельно обучающихся: 

        Знания и умения обучающихся 4 Б класса отметками не оцениваются. Диагностика  обучающихся по окончанию 2014 -2015 уч. года показала, что уровень общеучебных навыков у данной группы детей на низком уровне, динамика ЗУН очень незначительная.

6. Особенности организации воспитательной работы с обучающимися, уровень культуры классного коллектива и отдельных учащихся.

        Белоногова Лариса: на уроках требуется  контроль и стимулирование, очень низкая познавательная активность, волевые усилия требуют побуждений. Проявляется несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; не осмысливает значимости обучения в школе; но проявляет старания и желания учиться при словесном оценивании её работы на уроках. На уроках и вовнеурочной деятельности обычно спокойна.   В общении с другими детьми доброжелательна . Основные социально-бытовые навыки сформированы.  Опрятна, может обслуживать себя самостоятельно, в редких случаях требуется помощь взрослого. Наблюдается низкий уровень сформированности трудовых навыков. Нарушена координация движений, присутствует синдром навязчивых движений.   Ребенок воспитывается в полной, многодетной, приемной семье. Родители достаточное внимание  уделяют воспитанию сына, часто интересуются её успехами в школе.

Желунин Никита: на уроках требуется  контроль и стимулирование, очень низкая познавательная активность, волевые усилия требуют побуждений. Проявляется несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; не осмысливает значимости обучения в школе; но проявляет старания и желания учиться при словесном оценивании его работы на уроках. На уроках и вовнеурочной деятельности обычно спокоен, но часто нарушает дисциплину приступами смеха и шаблонными, навязчивыми фразами. В общении с другими детьми часто проявляет навязчивость и даже иногда агрессию. Основные социально-бытовые навыки сформированы. Мальчик опрятен, может обслуживать себя самостоятельно, в редких случаях требуется помощь взрослого. Наблюдается низкий уровень сформированности трудовых навыков. Нарушена координация движений, присутствует синдром навязчивых движений. Никите очень нравится подготавливать учебные принадлежности для уроков труда и рисования не только для себя, но и для своих одноклассников.   Ребенок воспитывается в полной, многодетной семье. Родители достаточное внимание  уделяют воспитанию сына, часто интересуются его успехами в школе.

   Коваленко Елена: на уроках требуется  контроль и стимулирование, низкая познавательная активность, волевые усилия требуют побуждений. Проявляется несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; не осмысливает значимости обучения в школе; но проявляет старания и желания учиться при словесном оценивании ее работы на уроках. На уроках и вовнеурочной деятельности обычно спокойна, дисциплину не нарушает. Основные социально-бытовые навыки сформированы. Елена опрятна, может обслуживать себя самостоятельно, в редких случаях требуется помощь взрослого. Наблюдается низкий уровень сформированности трудовых навыков.  Ребенок воспитывается в полной семье. Родители достаточное внимание  уделяют воспитанию дочери, часто интересуются ее успехами в школе.      

    Лукашенко Ксения: на уроках требуется  контроль и стимулирование, низкая познавательная активность, волевые усилия требуют побуждений. Проявляется несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; не осмысливает значимости обучения в школе; но проявляет старания и желания учиться при словесном оценивании ее работы на уроках. На уроках и вовнеурочной деятельности обычно спокойна, дисциплину не нарушает. Основные социально-бытовые навыки сформированы. Ксения опрятна, может обслуживать себя самостоятельно, в редких случаях требуется помощь взрослого.    Ребенок воспитывается не в  полной семье (одна мама; родители в разводе). Мама  достаточное внимание  уделяют воспитанию дочери, часто интересуются ее успехами в школе.      

Профессоров Владимир: на уроках требуется постоянный контроль и стимулирование; познавательная активность, волевые усилия требуют побуждений. Проявляется несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; старательно выполняет учебные задания, стремится выполнять их самостоятельно. Волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от выполняемого задания.  На уроках спокоен, но из-за отсутствия речи часто использует звуки неречевого характера: щебет, писк. Проявляются стереотипные движения тела и рук. Часто наблюдается психический инфантилизм.  Речевое общение со сверстниками ограничено, интерес к окружающим не проявляет. Умеет делать мелкие, точные движения на бытовом уровне, наблюдается общая напряженность. Любит раскрашивать. Интереса к общению с другими детьми не проявляет, чаще держится в стороне, сам по себе.    Мальчик воспитывается в полной семье. Родители уделяют воспитанию и развитию ребенка достаточное внимание. Систематически интересуются успехами сына в школе.

7. Работа с родителями:  поддерживается постоянная взаимосвязь  с родителями  всех обучающихся класса. Родители обучающихся интересуются успехами в учебе и межличностными отношениями с одноклассниками и учителями, посещают классные и  общешкольные мероприятия. Принимают активное участие в жизни класса и школы.        

Цели и задачи воспитательной работы на 2015 - 2016  учебный год

Цель:    Коррекция  интеллектуальных, личностных, творческих, качеств учащихся, их социальная адаптации и интеграция в общество, на основе индивидуального и личностно – ориентированного подхода.

Задачи:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся, ситуации успеха;
  • способствовать  развитию у  учащихся творческих способностей;
  • формировать  в поведении учащихся  социально одобряемо  общественные и личные  отношения;
  • способствовать созданию условий для сохранения и укрепления здоровья, самоутверждения каждого воспитанника;
  • формировать у школьников гражданскую и патриотическую ответственность, духовность и культуру;
  • способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика;
  •  вести работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
  • вести работу по изучению личности каждого ученика, его индивидуальных особенностей и способностей;
  • скоординировать работу родительского комитета и его участие в школьных делах;
  • вести систематическую работу по развитию культурных и гигиенических умений и навыков, выполнять    установленный режим дня.
  •  формировать единый детский коллектив, привлекать всех детей к выполнению простейших общественных поручений.
  • привлечь всех родителей к активному участию налаживания разносторонней жизни детей в коллективе.

Принципы программы:

Принцип комплексности – координация деятельности всех мероприятий для достижения поставленных целей и задач, использование разнообразных методов и форм работы с учащимися.

Принцип индивидуального подхода – выявление и организация образовательного процесса с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся  их реальных возможностей.            

Принцип демократизации педагогического процесса – предоставление свободного выбора  вида деятельности, учет желания и мнения учащегося.

Принцип осознанности деятельности учащимся  -  формирование способности учащегося независимо от возраста и наличия проблем видеть перспективу и значимость цели деятельности, отслеживать позитивно свои усилия и результаты.

Принцип добровольной активности – активизация познавательной деятельности.

Принцип доброжелательности – развитие коммуникативных способностей учащихся.

Принцип исследовательской творческой позиции –  формирование творческого потенциала учащихся.

Функции воспитательной деятельности

Развивающая – стимулирование положительных изменений в личности ребёнка и педагога, обеспечивает развитие педагогического и ученического коллективов.

Коррекционная – осуществление педагогически целесообразной коррекции развития, поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности

Диагностическая – позволяет получить и использовать достоверную и педагогически значимую информацию о коррекции и развитии личности обучающихся, эффективности учебно-воспитательного процесса.

Защитная – направлена на повышение уровня социальной защищённости учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития.

Интегрирующая - содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.

Методы и приёмы воспитательной работы

  • организация режима жизни, как метод широкого воспитательного воздействия;
  • игровое моделирование, как метод воспитывающего действия;
  • доверие, как метод воспитания;
  • стимулирование поведения (соревнование, поощрение);
  • пример, как метод воспитывающего действия;
  • педагогическое требование, общественное мнение при формировании общественного поведения, создание воспитывающих ситуаций
  • при организация деятельности;
  • педагогическая оценка, как приём воспитывающего воздействия.

Формы работы классного руководителя

  • тематические классные часы;
  • конкурсы, викторины;
  • участие в школьных и городских мероприятиях (по возможности);
  • создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;
  • моделирование ситуаций поведения в социуме;
  • выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств;
  • праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя и др.);
  • экскурсии, викторины;
  • дни открытых дверей;
  • взаимодействие классного руководителя, обучающихся и родителей, при подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Содержание воспитательной работы

  • Ценностно – ориентированная деятельность: отработка общепринятых социальных норм поведения во всех сферах жизни (школа, столовая, урок, улица, магазин и др.);
  • Трудовая деятельность:   владение основными навыками самообслуживающего труда;
  • Оздоровительная деятельность: отработка навыков санитарно-гигиенического ухода за собой; привитие  потребности вести здоровый образ жизни;  сохранение психологического здоровья;
  • Познавательная  деятельность:  расширение кругозора; повышение познавательной активности;
  • Художественно – творческая деятельность: развитие основ творческого мышления и воображения;
  • Коммуникативная деятельность: знакомство с основными моделями коммуникативного поведения;

Ожидаемым результатом реализации программы является:
1. Благоприятная эмоционально-психологическая среда для, коррекции и поддержки индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка, с учётом степени дефекта, позволяющая:

  • сформировать основные социальные компетенции у группы детей, способных, в силу своих психофизических возможностей занять активную жизненную позицию и реализовать себя в условиях семьи и гражданского общества;
  •  расширить повседневный жизненный опыт и социальные контакты детей с выраженными нарушениями в развитии, а также       индивидуально-дозированно формировать у них жизненные компетенции, обеспечивающие введение в социальную среду в доступных пределах;
    2. Развитие у обучающихся позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества (к человеку, семье, отечеству, природе, миру, труду, культуре);
    3. Сформированность у обучающихся компетенций здоровьесбережения;
    4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания детей, сохранению и укреплению их здоровья;
    3. Налаженные взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе толерантности и поддержки;
    5. Успешные деловые отношения с внешними социальными партнёрами, заинтересованными в вопросах воспитания детей (в рамках договоров совместной работы).
    6. Сохранение положительной динамики результатов образования, способствующих успешной социальной адаптации, трудовой реабилитации и интеграции в современное общество обучающихся с ОВЗ.

Механизм реализации программы.

  • Реализация содержания воспитания в школе происходит в процессе как освоения обучающимися непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеучебное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы. Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:
  • -отбор содержания материала для каждого урока, воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии с сформулированными в программе воспитания ценностными ориентациями педагогической деятельности.;
  • -организация процесса обучения и воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
  • -интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.
  • В ходе реализации программы необходимы:
  • 1.Изучение педагогами структуры патогенеза учащихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подхода.
  • 2. Оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определение зон ближайшего развития, щадящего режима для детей по рекомендациям и решениям медико - психолого-педагогического консилиума школы.
  •  3. Разработка оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанника, единых требований к обучающимся, путей расширение воспитательного пространства в результате совместной деятельности методических объединений учителей, логопедов, воспитателей и классных руководителей, социально-психологической и медицинских служб.
  • 4. Учет педагогами в своей деятельности наиболее психофизических особенностей и возможностей воспитанников, а также значимых мотивов и доминирующих видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
  • Воспитательное пространство создается школой за счет развития деятельности детских творческих организаций, реализации досуговых программ, конкурсных программ, различных массовых мероприятий, экскурсий, оздоровительного и трудового лагерей в летнее время, активной интеграцией в социокультурную среду города. А также за счет укрепление старых и создание новых традиций: предметных недель, трудовых десантов «Школа - наш общий дом», творческих конкурсов, выставок работ воспитанников, праздников  «День знаний», «День Учителя», «День именинника», «День Матери», «День защитника Отечества», «Праздник детства», посвященный окончанию учебного года, торжественные награждение успешно обучающихся воспитанников и активистов общественной жизни на общешкольных итоговых линейках в конце года.

План работы на сентябрь

Направление работы

месячник  безопасности детей

01 - 04

07 - 11

14 - 18

21 - 30

Ценностно - ориентированная

 День знаний. Торжественная линейка.

Классный час: «Переменка»

правила поведения в школе.

Беседа по ПДД «Дорога в школу и домой»

  Час книги: «Русские народные сказки»

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Классный час: «Маленькое дело – лучше большого безделья».

Участие в общественно полезном труде в школе. Ежедневные дежурства в классе, в столовой,  участие в общественно-полезном труде.

оздоровительная

создание условий для сохранения здоровья и физического развития.

 Ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.

 Классный час: «Мы за здоровый образ жизни»

познавательная

Классный час «Моя малая родина»

                                          

Урок безопасности: «Огонь – друг, огонь  – враг »

Рисунок по теме : «Режим дня»

Художественно-творческая

Час творчества: «Моя малая Родина»

 Час творчества: «Нам нужен мир» (рисунки)

 

Рисунок по теме: «Мой друг светофор»

Изготовление плаката «Береги природу»  (совместно с родителями)

Изготовление газеты к Дню учителя

Воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся.

Коммуникатив

ная

Формирование и развитие навыков ученического самоуправления.  Распределение обязанностей среди учащихся класса.

беседы о  нравственности – культуре речи и поведении.

Ежедневно: чтение сказок, рассказов. Обсуждение прочитанного.

План работы на октябрь

Направление работы

неделя

01-09

12 - 16

19 -  23

26-30

Ценностно-ориентированная

Классный час «Профессия - учитель»

Просмотр учебного фильма «правила поведения при пожаре»

   Классный час: «Путешествие в страну здоровья»

Познавательный час: «Профессия - повар»

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Ежедневные дежурства в классе, участие в общественно-полезном труде.

оздоровительная

Библиотечный час

Беседа «Я пешеход,  пассажир».

Создание  условий для сохранения здоровья и физического развития.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе.  Подвижные игры. Игры в сенсорной комнате.

познавательная

Праздничная линейка, посвященная Дню учителя

Концертная программа: «Созвездие талантов»

Классный час: «Я и моё поведение».

Познавательный час: «Правила поведения при пожаре»  

Классный час: «Осенний калейдоскоп»

Работа с картами развития. Выявление роста или падения учебных способностей.

Художественно-творческая

Изготовление сувениров для учителей

Рисунок по теме:

«Мой режим дня».

Рисунок по теме: «Поведение при пожаре»

Рисунок по теме: «В мире профессий»

воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся

коммуникативная

Ежедневно: чтение сказок, рассказов. Обсуждение прочитанного. Драматизация сказок.

Ежедневно: чтение сказок, рассказов. Обсуждение прочитанного.

                                                                                              План работы на ноябрь


План работы на декабрь

Направление работы

неделя

01 - 04

07 - 11

14 - 18

21 -25

ценностно-ориентированное

Классный час: «Символы нашей Родины» 

Беседа: «Взрывы и их опасность»

Беседа «Правила пожарной безопасности при установки елки»

  Беседа  по правилам поведения  на мероприятиях

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны.

трудовое

Ежедневные дежурства в классе.

Изготовление новогодних украшений.

Оздоровительно-спортивное

Ежедневные прогулки на свежем воздухе.  Подвижные игры. Игры в сенсорной комнате.  

Беседа: «Причины возникновения пожара»

Беседа: «Правила безопасности во время новогодних праздников»

Познавательное

Беседа: «Безопасность в зимний период»

Урок мужества:

 «Конституция РФ»

(12 декабря)

Профилактика предосторожности в работе с электричеством «Осторожно, ток»

Коллективно-творческое дело «Новогодняя карусель»:

– выставка новогодних сувениров, игрушек, поделок;

– конкурс новогодних газет;

художественно-творческое

Изготовление новогодних поделок, сувениров

 Изготовление новогодних игрушек

Изготовление новогодних открыток

Конкурс рисунков «Здравствуй, Новый Год»

воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся

Коммуникативное

Беседа ко Дню инвалида «Протяни руку помощи».

Час книги:  произведения Э.Успенского

Библиотечный час:  «Береги природу»

Игровое представление – «Новогодняя карусель»


План работы на январь

Направление работы

неделя

11 - 15

18 - 22

 25 - 29

27 - 31

ценностно - ориентированная

 Классный час: «Класс – мой дом, я хозяин в нем»

 Классный час: «Безопасность во время зимних игр на улице »

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Просмотр обучающих мультфильмов по ППБ

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

Просмотр обучающих мультфильмов по безопасности дома

трудовая

Ежедневные дежурства в классе.

оздоровительная

Создание  условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам

познавательная

Беседа: «Режим дня»

 Познавательный час «Спасибкино» посвященный всемирному дню «Спасибо»

Просмотр обучающих мультфильмов по ПДД

художественно-творческая

Изготовление поделок ко «Дню открытых дверей»

воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся    

 Рисунок на тему: «Зимние забавы»

коммуникативная

Беседа о предметах личной гигиены.

Час книги. Рассказы Н.Носова

Библиотечный час


План работы на февраль

Направление работы

 месячник посвященный Дню защитников Отечества

01 - 05

08 - 12

15 - 19

22  - 29

ценностно - ориентированное

Беседа по ПДД. Сигналы светофора.

Классный час: «День защитника Отечества»  

Классный час: «Дерево смотрят в плодах, а человека в делах »

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Ежедневные дежурства в классе.

Конкурс рисунков « Моя родная Армия»

оздоровительная

 Классный час: «Мое здоровье — в моих руках»

 

Цикл бесед: «Берегись автомобиля»

создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам

познавательная

Библиотечный час

Познавательный час: «День защитника отечества»

Беседа: «Служба - МЧС» .  

художественно-творческая

 Изготовление поделок к празднику «День защитника отечества»

 

воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся    

коммуникативная

Игра: «Вежливые слова»

Просмотр мультфильмов снятых по произведениям И.А.Крылова


План работы на март

Направление работы

неделя          

01 - 04

 07 - 11

14 - 18

ценностно - ориентированная

«Все для вас»:

– концертная программа, посвящённая международному женскому дню;

 Классный час: «Если добрый ты – это хорошо»

 

Кл. час посвященный 8 марта. "Мамочка, милая моя"

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Ежедневные дежурства в классе.

оздоровительная

Беседа: «Профилактика несчастных случаев на дороге во время каникул»

создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам

познавательная

Библиотечный час: «стихи, рассказы о маме»

Акция «Сохраним лес от пожаров»;  Конкурс экологических листовок

Классный час по ПДД

художественно-творческая

Подготовка рисунков, поздравительных открыток и плакатов к 8 марта.

Изготовление подарков для мам.

Конкурс рисунков «Этот зеленый мир»

воспитание умения видеть прекрасное.   Эмоциональное развитие учащихся

коммуникативная

Классный час:  «В дружбе – сила»


План работы на апрель  

Направление работы

неделя   детской книги

04  – 08 

11  - 15

18 - 22

25 - 29

ценностно - ориентированная

Помощники - дорожные знаки.

 

Беседа «Птицы – наши пернатые друзья».

Беседы по ПДД и ППБ  

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Ежедневные дежурства в классе.

Акция «Чистый двор»

оздоровительная

  Беседа:  «Осторожно, огонь»

Беседа: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу»

Уроки здоровейки: как сохранить и улучшить свое здоровье

"Зачем человек спит, или как сделать сон полезным"

создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам

познавательная

Игровая программа: «День смеха»

 

Беседа о правилах  поведения у водоемов  в весенний период

художественно-творческая

Конкурс рисунков к дню космонавтики 12.04.

Конкурс рисунков: «любимая книга»

воспитание умения видеть прекрасное. Эмоциональное развитие учащихся

коммуникативная

Библиотечный  час: «День детской книги»

Классный  час: "День космонавтики".  

 

День мультфильма

План работы на май

Направление работы

месячник по профилактике ДТП

02  – 06

09 - 13

16 - 20

23  - 30

ценностно - ориентированная

Беседа к Дню Победы: «Память жива»

КТД «Памяти павшим»

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы

Литературно – музыкальная композиция «Память за собой позови…»

Последний звонок

торжественная линейка

Развитие интереса к школьным традициям,  связь с родителями, общественностью, развитие эстетического вкуса

Воспитание уважения к истории и культуре своей страны. Понимание ими ответственности за нарушение действующих норм поведения

трудовая

Трудовые десанты по облагораживанию школьной территории

Ежедневные дежурства в классе.

Акция  «Как живешь, учебник?»

оздоровительная

Классный час: «Правила дорожного движения»

Трудовой десант: «А у нас во дворе»

создание условий для сохранения здоровья и физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам

познавательная

 Просмотр художественных фильмов, посвященных ВОВ

Урок  мужества "Память"

 

Библиотечный час: «Любимые книжки»

художественно-творческая

Изготовление плакатов, рисунков к дню победы

Выставка рисунков, плакатов: «Этот День Победы»

Игровая программа: «Моя семья»

Конкурс рисунков и плакатов, творческих работ посвященный  9 Мая.

коммуникативная

  "Этих дней не смолкнет слава"  конкурс чтецов

Я – пешеход. Экскурсия.

Беседа о поведении во время летних каникул

 «Безопасное лето»

рисунки

Игровая программа  

"Каким был для тебя прошедший учебный год"

Работа с родителями

Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична. Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

 При организации работы с семьями воспитанников  нужно обязательно учитывать:  

  • психофизиологические особенности учащихся:
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств. В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников.

формы работы с родителями:

  • индивидуальные беседы и встречи;
  • классные родительские собрания;
  • общешкольные родительские собрания;
  • внеклассные мероприятия с привлечением родителей.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:

  1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости и др. )
  2. Организация диагностической работы по изучению семей (индивидуальная работа с семьей)
  3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  4. Выявление и  использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  5. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
  6. Активное включение в  работу с семьей педагога- психолога, социального педагога.

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                             

                                                                                                                       

               

                                                                           

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                         

                                                             

                                                         

           

Месяц

Беседы и посещение родителей

Работа с родителями, дети которых нарушают дисциплину

Родительские собрания

Общешкольные родительские собрания

Сентябрь

Посещение квартир заполнения обучающихся для соц. паспорта. Знакомство с родителями.

Родительское собрание  

(организационное).

1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

Организационное родительское собрание

Октябрь

 Обсудить уровень развития учащихся на начало года. Познакомить  с программными требованиями.

Беседа с родителями по необходимости

Родительское собрание  

Итоги 1 четверти

Ноябрь

Родительские консультации.

Обсудить уровень развития учащихся к концу  четверти.

Участие родителей  в профилактике нарушений. Проведение бесед.

 

Декабрь

Работа с родительским комитетом.

Консультация психолога.

Беседа с родителями, дети которых пропускают занятия (уточнения причин).

Родительское собрание  

Итоги 2 четверти, 1 полугодия.

Февраль

Индивидуальная работа с семьями.  

Обсудить вопросы личной успешности ребенка в школе, взаимоотношения детей в коллективе.

Участие родителей в профилактике нарушений. Проведение бесед.

Март

Беседа о значимости похвалы и наказания ребенка в семье. Консультация логопеда.

Беседа с родителями, дети которых пропускают занятия (уточнения причин).

Родительское собрание  Положительные  эмоции  и их  значение  в  жизни  человека

Апрель

Родительские консультации.

Разъяснить необходимость занятости ребенка во внеурочное время, учитывая его желание, способности, наклонности, здоровье.

Участие родителей в профилактике нарушений. Проведение бесед.

Май

Подвести итоги  учебного года в рамках воспитания, обучения, развития ребенка.

Беседа с родителями о летнем отдыхе детей.

Родительское собрание  

 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей.                          

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Организуя психолого-педагогическое просвещение семьи в начальной школе, необходимо учитывать:

  • возраст родителей учащихся и их опыт в воспитании своих детей (первый ребенок или второй);
  • их образовательный и культурный уровень;
  • знание особенностей возраста, в котором находится их ребенок;
  • их собственные знания о своем ребенке;
  • их планы относительно будущего собственного ребенка.
  • Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей было успешным, оно должно базироваться на запросах самих родителей в просвещении, на исследованиях классного руководителя, связанных с просвещением родителей, на запросах педагогического коллектива, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса в данном классе. Запросы родителей в просвещении должны изучаться на каждом родительском собрании в виде опросов.

Темы родительских собраний должны быть интересны родителям и учитывать специфику возраста учащихся класса, особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе,  психолого-педагогические особенности коллектива учащихся, трудные темы развития и становления личности ребенка и его адаптации к  миру взрослых. Родительские собрания, посвященные возрастной специфике младших школьников, должны затрагивать следующие темы:

  • Возрастные особенности физиологии и гигиены младших школьников.
  • Возрастные кризисы младших школьников.
  • Особенности коммуникации взрослых и детей с ОВЗ.
  • Эстетическое, нравственное, трудовое воспитание школьников в семье.

Вовлечение родителей учащихся в совместную деятельность.        

Одним из важных направлений в работе классного руководителя с родителями является вовлечение их в активную совместную деятельность. Наибольший эффект эта работа имеет тогда, когда они начинается непосредственно в начальной школе.

Вовлечение родителей в досуговую деятельность необходимо для того, чтобы повысить ответственность семьи перед учебным заведением и классом, в котором учится ребенок, расширить возможности для улучшения взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель», способствовать демонстрации позитивною примера семей в воспитании собственного ребенка, поставить воспитательную работу в классе на качественно новый уровень.

 Вовлечение родителей в жизнь класса, в котором учится их ребенок, возможно не только во внеурочной деятельности.

Родители должны иметь представление, как организована урочная деятельность их детей, какие требования предъявляет педагог к знаниям, умениям и навыкам учащихся, как проходят уроки в классе по различным предметам.

Участие родителей в урочной деятельности возможно по следующим причинам:

  • посещение уроков в связи с потребностью родителей или по просьбе учителя;
  • посещение уроков в связи с подготовкой и проведением тематических родительских собраний;
  • проведение родителями классных часов, часов общения;
  • проведение родителями дней ребенка в классе;
  • Участие родителей во внеурочной деятельности возможно по следующим направлениям:
  • организация и проведение в классе кружков по интересам;
  • экскурсии на природу, историко-краеведческие экскурсии;
    участие в совместных турнирах и состязаниях;
  • совместные праздничные концерты; благотворительные аукционы.

Консультации и тренинги для родителей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут.

Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску разрешения трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  • Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  • Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  • В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  • Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  • Консультация должна проходить в доброжелательной  атмосфере, без назидания и угроз.
  • В ходе проведения консультации необходимо обратить внимание на хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только тогда говорить о проблемах.
  • В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  • Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  • Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
  • Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма  коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает им принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их род позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют позиции детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.  

Тематика родительских собраний на 2015-2016  учебный год

Собрание № 1

Организационная работа в начале учебного года.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями план мероприятий в классе на год.
  2. Выбрать  секретаря для ведения протоколов родительских собраний .
  3. Сбор сведений, о семьях обучающихся (уточнить), сведения о наличии рабочих тетрадей и дополнительной литературы;

Собрание № 2.

О  родительском авторитете.

Задачи собрания:

1.способствовать  формированию  у  родителей  значимости  родительского авторитета в жизни  семьи.

2. консультация психолога

3.  итоги обучения за первую четверть.

Собрание № 3

Положительные  эмоции  и их  значение  в  жизни  человека.

Задачи собрания:

  1. способствовать  приобретению  родителями  практических  знаний  по развитию  эмоций  у учащихся;  
  2.  консультация логопеда.
  3. итоги обучения за вторую четверть.
  4. решение  внутриклассных вопросов.

Собрание 4

«Итоги обучения за год»

Задачи собрания:

1.Взаимоотношения детей в коллективе.

2.Подвести итоги  учебного года в рамках воспитания, обучения, развития ребенка.

3. Решение  внутриклассных вопросов.

Организационно-координирующая работа с учителями предметниками

Взаимодействие с учителями-предметниками, специалистами службы сопровождения (логопед, психолог),

 по решению проблем диагностики и коррекции развития личности и коллектива

Вопрос/проблема

С кем ведется работа

Содержание работы/

деятельность классного руководителя

Сроки

Собеседования с учителями, работающими в классе

первый год

 Лапутько Ю.Н.

Знакомство с индивидуальными психофиологическими особенностями учащихся и классного коллектива.

Система взаимодействия с родителями.

Первая – вторая неделя сентября

Информирование учителя физической культуры

о состоянии здоровья учащихся

  Лапутько Ю.Н.

Дети-инвалиды, часто болеющие дети.

 Медицинские показания по дозированию физической нагрузки, освобождению от физических нагрузок на уроках физкультуры.

В течение года

Индивидуальные беседы с учителями-предметниками по вопросам психологического микроклимата в классном коллективе

 Лапутько Ю.Н.

Дегальцева Т.М.

Планирование работы на основании наблюдений учителей

В течение года

Собеседования с учителями, специалистами по вопросам учебной успешности, не успешности, положительной или отрицательной динамики,

проблемы и способы их решения.

 Лапутько Ю.Н.

Дегальцева Т.М.

Имашева А.В.

Ефимова Л.О.

 Планирование индивидуальной работы с учащимся в данном направлении  

В течение четверти

Привлечение учителей-предметников, специалистов  к подготовке и проведению классных родительских собраний

Лапутько Ю.Н.

Дегальцева Т.М.

Имашева А.В.

Ефимова Л.О.

Сбор информации об учебных успехах и проблемах детей, замечаний по качеству домашней работы и т.п.

Сообщение учителям- предметникам темы родительского собрания,  времени проведения.

Доведение до сведения учителей вопросов, предложений родителей по организации учебно-воспитательного процесса

В течение года  

(тематические родительские собрания – не реже одного раза в четверть)

Взаимодействие с учителями-предметниками, специалистами службы сопровождения (логопед, психолог)

по вопросам планирования и проведения воспитательной работы

Привлечение учителей-предметников, специалистов, к участию в организации и проведении классных часов, общешкольных мероприятий

 

Лапутько Ю.Н.

Дегальцева Т.М.

Имашева А.В.

Ефимова Л.О.

Методическая помощь.

 Музыкальное сопровождение, помощь в оформлении, создании реквизита и т.п.

В течение года

По плану воспитательной работы

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность:

  • Возрождение традиций семейного воспитания.
  •  Улучшение микроклимата в семье.
  •  Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к  безнадзорности, правонарушениям

Используемая литература

  1. Виноградов Б. Модернизация - реформирование – революция в образовании // Народное образование. – № 6, 2002.
  2.  Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным коррекционным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. – М., Владос, 2007.
  3. Жигорев М.В. Индивидуальная программа обучения детей с комплексными нарушениями в развитии, М., 2006 .
  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос".
  6. Иванов Д.А., Мухаматулина Е.А., Сазонова Е.В., Суханова С.В. Концепция воспитательной работы в системе образования (проект), // Классный руководитель, № 7, 2000 г.;
  7.  Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе. – М.: Управление образованием, 2005.
  8.  Письмо от 04.09.1997, № 48 О специфике деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I-VIII вида (в редакции письма от Минобразования РФ от 14.12.2000, № 3.
  9.  Программа 1-4 и 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2001. Степанов Е.Н., Мизюлина Г.П. Концепция воспитательной системы школы самовыражения личности учащегося, // Классный руководитель, № 5, 2000 г.;
  10.  Степанов Е.Н. Воспитательная система класса: Методическое пособие. ., 1998.
  11.  Степанов Е. Н. Пятилетний цикл деятельности по построению воспитательной системы образовательного учреждения, // Народное образование № 8, 2002 г.
  12. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М., Школьное образование, 2007.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...