программа деятельности классного руководителя
методическая разработка (7 класс) на тему

Пименова Светлана Михайловна

воспитательная программа деятельности классного руководителя "Россия для нас начинается со Снежинска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

СОГЛАСОВАНО:                                               УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по        воспитательной               Директор МОУ «Средняя

 работе  МОУ «Средняя общеобразовательная           общеобразовательная школа №126»

школа №126»

_______________________        Я.В.Пьянкова                    __________________О.И. Кузьмина

«_____»____________________2007 г.                        «_____»____________________2007 г.

           

ПРОГРАММА

деятельности классного руководителя

«Россия для нас начинается со Снежинска»

Пименовой Светланы Михайловны,

учителя математики

первой квалификационной категории,

классного руководителя 8 б класса

                                                                       МОУ «Средняя

                                                                       общеобразовательная школа № 126»

Срок реализации программы – 3 года

Возрастной диапазон:  13-15 лет

г.Снежинск

Паспорт

Программы деятельности классного руководителя

«Россия начинается со Снежинска»

Наименование Программы

Программа деятельности классного руководителя

«Россия начинается со Снежинска»

Основание для разработки Программы

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы.

Модель личности выпускника МОУ «СОШ № 126»

Государственный заказчик-координатор Программы

Управление образования г. Снежинска

МОУ «СОШ № 126»

Социальный заказ

Родители учащихся 7б  класса

Основные разработчики Программы

Классный руководитель 7б класса

 Пименова Светлана Михайловна

Исполнители Программы

Пименова Светлана Михайловна

Учащиеся 7б класса МОУ «СОШ № 126»

Родители учащихся

Цель Программы

Создать условия для формирования Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.

Задачи Программы

  • Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
  • Формировать активную жизненную позицию (позитивное, ценностное отношение к себе, другим людям, семейным, школьным и городским традициям).
  • Формировать навыки здорового образа жизни и личной гигиены.
  • Формировать готовность к сознательному самостоятельному профессиональному выбору.

Срок реализации Программы

2007-2010г.г.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Личность:

  • творческая, образованная, способная к самореализации;
  • подготовленная к профессиональному и социальному самоопределению;
  • ведущая здоровый образ жизни, свободная от вредных привычек;
  • испытывающая чувство гордости за свою семью, школу, город.

Контроль за исполнением Программы

Контроль реализации Программы осуществляется:

- родителями учащихся класса;

- педагогами и администрации школы.

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения,…..способны к сотрудничеству,….обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Речь идет о людях, имеющих сформированную активную гражданскую позицию. Воспитание гражданина страны – одно из самых главных направлений, т. к. именно сейчас идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, школе, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны  видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это личность, обладающая единством духовно-нравственных и патриотических качеств. Духовно-нравственное воспитание заключается в целенаправленном развитии у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека. Чтобы воспитать патриотические качества, необходимо начать с малого, а именно с воспитания любви к своей семье, школе, городу. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Главный закон человеческого существования – это объединение с другими людьми. Чтобы быть гражданином, надо постоянно ощущать себя активным соучастником жизни как близких, так и не очень близких, а иногда и очень далеких людей. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Все выше сказанное учитывалось при составлении программы

 «Россия начинается со Снежинска».

Цель программы:

 Создать условия для формирования Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.

Задачи программы:

  •  Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
  • Формировать активную жизненную позицию (позитивное, ценностное отношение к себе, другим людям, семейным, школьным и городским традициям).
  • Формировать навыки здорового образа жизни и личной гигиены.
  • Формировать готовность к сознательному самостоятельному профессиональному выбору.

Программа рассчитана на три года (2007 – 2010) реализуется с 7по 9 классы.

 Для реализации данной программы я использую такие формы мероприятий как: классные часы, классные собрания, экскурсии, тематические вечера, ролевые игры, этические беседы, акции, КТД, праздники, круглые столы, диспуты, конкурсы.

Программа реализуется через воспитательные циклы, темы которых определены с учетом цели и задач программы, а также возрастных особенностей учащихся.

период

Ведущая деятельность

Ведущая сторона социализации

Подростковый

(11 – 14 лет)

Общение со сверстниками

Освоение норм отношений между людьми

Юношеский

(14 – 18 лет)

Учебно-профессиональная деятельность

Освоение профессиональных знаний и умений

Воспитательные циклы

7 класс        «Я и мой город»

     Цикл «Я и мой город» делится на два направления «Мой город» и «Искусство управлять собой».

     Первое направление выбрано в связи с тем, что 2007 год – год 50-летия Снежинска. Именно в этом году наиболее полно раскрываются основные вехи истории города. Проводятся различные мероприятия с участием очевидцев, ветеранов, руководителей. На их примере можно и нужно пробуждать и развивать в детях чувство гордости, привязанности к любимому городу. Важно развивать в школьниках чувство преемственности и ответственности за будущее своей Малой Родины.

     «Искусство управлять собой». Именно в этом возрасте у подростков происходит формирование характера и становление норм и шаблонов поведения в обществе, социальной группе (класс, секция, кружок, и т. д.). Это необходимо, т.к. в силу возрастных особенностей существенно повышается риск проявления неадекватного поведения, психологических срывов, неверного понимания  окружающей обстановки. Основное внимание уделяется развитию памяти, внимания, усидчивости, логическому мышлению.

8 класс           «Я и моя семья»

 

      Цикл «Я и моя семья» делится на два направления «Моя семья – мой дом родной» и

«Береги здоровье смолоду».

        Первое направление выбрано в связи с тем, что для гармоничного успешного развития личности ребенка необходимым условием являются доброжелательные отношения в семье, где все заботятся, помогают друг другу. Ребенок чувствует себя защищенным, приобретает уверенность в своих силах, что очень помогает ему с успехом справляться с обучением. Именно конструктивный союз семьи и школы, взаимное дополнение их усилий обеспечивает оптимальный положительный вектор развития личностных качеств ребенка. Кроме того,  2008 год является годом «Семьи», что помогает реализации данного направления.

        «Береги здоровье смолоду». Это направление выбрано потому,  что в 13 – 14 лет закладываются основы правильного отношения к своему здоровью. Необходимо прививать привычки к спорту, правильному питанию, активному отдыху и здоровому образу жизни в целом. Разъясняется опасность вредных привычек, сидячего образа жизни и т.п. В этом помогает и то, что наша школа культивирует особое отношение к здоровью человека, т.к. является школой с оздоровительной направленностью.

9 класс            «Я и общество»

 

       Цикл «Я и общество» делится на два направления «Гражданином быть обязан» и «Профессиональная ориентация».

        Первое направление выбрано затем, чтобы помочь старшим подросткам осознать и определиться со своей социальной ролью в обществе, занять активную жизненную позицию, ощутить свою ответственность за будущее страны.

         Направление «Профессиональная ориентация» связано с необходимостью выбора дальнейшего пути в жизни ребенка. Необходимо определиться с дальнейшей формой обучения, с приоритетными предметами, на которые нужно обратить особое внимание, а значит с выбором профессии, соответствующей способностям и желанию школьника, где бы он мог наиболее полно реализовать свой потенциал и принести максимальную пользу обществу.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Личность:

  • творческая, образованная, способная к самореализации;

  • подготовленная к профессиональному и социальному самоопределению;

  • ведущая здоровый образ жизни, свободная от вредных привычек;

испытывающая чувство гордости за свою семью, школу, город.

Для оценки эффективности воспитательного процесса в классе применяется система диагностики, учитывающая особенности классного коллектива.

        

        Эта программа была апробирована на 7 – 9 классах ( выпуск 2005 г.),  в 2007 г.  она была скорректирована с учетом особенностей нового класса и наиболее значимых событий этого времени.

7 класс                                   Цикл «Я и мой город»

Задачи:

 

  •  Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.

а) изучать и развивать свои способности;

б) воспитывать в себе лучшие черты характера.

  • Формировать активную жизненную позицию (позитивное, ценностное отношение к себе, другим людям, семейным, школьным и городским традициям)

а) познакомить учащихся с историей родного города;

б) познакомить с культурными, научными и спортивными достижениями;

в) познакомить с интересными людьми – жителями Снежинска;

г) воспитывать ответственность за настоящее и будущее города.

Формы деятельности

«Мой город»

«Искусство управлять собой»

1

Тематические классные часы

«Мой город», «Наши учителя – выпускники нашей школы», «Зарождение города», просмотр фильма о Снежинске, «Снежинск – город искусства», «Снежинск – город спортивный», «Поэзия снежинских поэтов», «Снежинск – город науки»  

«Что в человеке самое главное», «Познай себя», «Как управлять собой», «Культура умственного труда в классе и дома», «Внимание и внимательность», «Разговор с самим собою по душам»

2

экскурсии

В музей ЦДО «Поговорим о Снежинске», в ДК «Октябрь»

 «с. Воскресенское», посещение выставки работ снежинских художников, посещение школьного музея боевой и трудовой славы, посещение спасательной станции, пожарной и воинской частей, посещение музея ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ.

3

КТД

Проводы русской зимы,  «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Ветераны Снежинска»; урок чтения «С любовью к Снежинску»

4

Походы, поездки

Поход на озеро Синара, «Изучаем памятники природы»

(поездка на озеро Аракуль), поход на гранатовые горки, Сугомакская пещера

5

Собрания д./о КЛАД

«Ими гордится школа»

 (о ветеранах школы), «Снежинск – наш дом»

«Что такое хорошо, и что такое плохо», «Чего в другом не любишь, того не делай сам»

6

Акции

«Пожилой человек», «Вахта памяти», «Помогите детям»

«Здоровое сердце», «Сделаем школу чистой»

7

Тренинги

«Как развивать память», «Как развивать свои способности»

8

Встречи с интересными людьми

Встреча со снежинскими художниками, поэтами, ветеранами ВОВ, труда и воинами - интернационалистами

9

Родительские всеобучи

Для пап «В семье растет сын», для мам «В семье растет дочь».

10

Родительские собрания

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

«Общение в жизни школьника», «Влияние семьи на воспитание нравственных качеств ребенка»

8 класс                         Цикл «Я и моя семья»

Задачи:

  •  Формировать активную жизненную позицию (позитивное, ценностное отношение к себе, другим людям, семейным, школьным и городским традициям).

а) формировать уважительное отношение к родителям и семье;

б) прививать нормы этикета;

в) воспитывать чувство коллективизма.

  • Формировать навыки здорового образа жизни и личной гигиены.

а) формировать привычку к активному образу жизни;

б) культивировать в себе привычку к правильному питанию;

в) воспитывать неприятие к вредным привычкам.

Формы деятельности

«Мой дом – моя семья»

«Береги здоровье смолоду»

1

Тематические классные часы

«Мой дом – моя крепость», ролевая игра «Отцы и дети», круглый стол «Семейный альбом», «Без матери не мыслима Россия», «Этикет в школе и дома»,  «Об уважении к родителям и семье».

«Что значит быть здоровым», «Живи разумом, так и лекаря не надо», «Правильное здоровое питание», «Гигиена человека» (беседа врачей отдельно девочкам и мальчикам), «Сильная воля – эликсир здоровья», ролевая игра «Скажи, НЕТ вредным привычкам», «Персинг, что он несет».

2

экскурсии

Выставка «Семейные реликвии» в школьном музее боевой и трудовой славы.

3

КТД

«Улыбка матери» (концерт), «Смотр семейных талантов», праздник на свежем воздухе «Масленица», «Огонь, вода и медные трубы».

Веселые бега «Моя команда – моя семья», «Праздник на воде» (праздник в бассейне), зимняя спартакиада «веселые старты», военно-спортивная игра «Зарница».

4

Походы, поездки

Совместная с родителями поездка на базу отдыха

Поход на Вишневые горы

5

Собрания д./о КЛАД

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Мое здоровье – мое будущее»

6

Акции

«Не лозунги, а дела»

«Здоровое питание», «Против белой смерти»

7

Тренинги

«Благодарная память моей семьи»

«Конфликт и выходы из него»

8

Встречи с интересными людьми

Семейная гостиная «Воспоминания моего детства»

Индивидуальные консультации специалистов (врачей и психолога)

9

Родительские всеобучи

«Семейные традиции и праздники»

«Возрастные особенности подростка и семья ученика», «Профилактика вредных привычек у подростков», «Гармония общения – это залог психического здоровья ребенка»

10

Родительские собрания

«Кто я своему ребенку?», «Свободное время и семейный досуг».

«Мир в семье»

        9 класс                        Цикл «Я и общество»

Задачи: 

  •  Формировать активную жизненную позицию (позитивное, ценностное отношение к себе, другим людям, семейным, школьным и городским традициям).

а) развивать силу воли;

б) формировать в себе активную гражданскую позицию;

в) формировать в себе чувство патриотизма.

  • Формировать готовность к сознательному самостоятельному профессиональному выбору.

а) ознакомить ребят со всем спектром профессий;

б) помочь сделать предположительный выбор профессии;

Формы деятельности

«Гражданином быть обязан»

«Профессиональная  ориентация»

1

Тематические классные часы

«Что значит быть гражданином», «Великие люди о самовоспитании», «Как стать настойчивым в учении, труде и спорте», «Как стать мужественным и добрым», дискуссия «Что такое личность», «О вежливости, тактичности и деликатности», «Девочка, девушка, женщина», «Сильный, смелый, мужественный», диспут «Кем быть и каким быть?».

«О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью», «Как выбрать профессию», диспут «Что значит найти свое место в жизни», классные часы из серии «Знакомство с профессиями».

2

экскурсии

Экскурсия в ЦДО «Известные люди Снежинска»

Экскурсии на градообразующее предприятие

3

КТД

Праздник «Союз ума, добра и красоты», смотр общественной активности

Деловая игра «Кадровый вопрос»

4

Походы, поездки

Поездка в АВК

5

Собрания д./о КЛАД

«Портрет моего поколения», «Гражданином быть обязан», «Надо жить так, как будто на тебя смотрит следующее поколение», «Человек среди людей».

«О людях хороших, о профессиях разных»

6

Акции

«Трудом славен человек»

7

Тренинги

«Как победить слабости и недостатки своего характера», «Кто я?», «Я и другие».

8

Встречи с интересными людьми

Встреча с воином-интернационалистом

Д.С. Миляевым, встреча с сотрудниками правоохранительных органов.

Встреча с представителями профлицея № 120, СГФТА, ЮУрГУ, встреча со студентами,

встреча с представителями разных специальностей.

9

Родительские всеобучи

«Средства и методы самовоспитания»

«Как помочь выпускнику основной школы сделать выбор», «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся»

10

Родительские собрания

«Роль семьи в формировании моральных качеств подростка», «Закон и ответственность».

«Перспективные профессии и ориентации учащихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности классного руководителя

Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...

Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"

Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...

Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"

Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...

программа деятельности классного руководителя

данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...

Программа деятельности классного руководителя 9 класса

Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...

Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...