Урок - тренинг "Умение слушать"
классный час (7 класс) на тему

Велитарская Ирина Арсеньевна

 

Живя в всверхскоростном ритме времени мы утратили одно из важнейших качеств - это умение слушать, умение выслушать собеседника. Уметь выслушать оппонента - это 50% успеха, а может и более, как знать, но не менее - точно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_slushat.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-тренинг

Умение слушать.

Классный руководитель Велитарская И. А.

Живя в всверхскоростном ритме времени мы утратили одно из важнейших качеств - это умение слушать, умение выслушать собеседника. Уметь выслушать оппонента - это 50% успеха, а может и более, как знать, но не менее - точно.

Потратив всего пять минут своего внимания для того чтобы выслушать человека, мы можем приобрести друга, соратника, единомышленника на всю оставшуюся жизнь. Это, конечно, не означает, что мы должны выступать в роли некой жилетки, в которую сможет поплакаться и высморкаться любой желающий, а то, что научившись слушать мы сможем эфективнее управлять, принимать более точные решения.

Честерфилд сказал как-то: "Никогда не старайся казаться умнее или образованней своего собеседника". Не станем воспринимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую приобретает репутацию блестящего собеседника.

Почему? Да потому, что умение слушать — чрезвычайно редкое искусство.

Это искусство необходимо для повседневных отношений в коллективе. Человек, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он все узнает последним, окружающие неохотно сообщают ему о своих идеях. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль общения как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды и раздражение. Проведенный среди 1500 менеджеров крупнейших западноевропейских компаний опрос показал, что 93% из них отнесли умение выслушивать мнение коллег и подчиненных к числу наиболее важных качеств руководителя. Оно оказалось на втором месте, опередив даже такое безусловно важное качество, как умение принимать эффективные решения.

Уважать мнение другого, даже если оно полностью противоположно нашему собственному, кажется, по крайней мере в такой формулировке, просто лозунгом, добрым пожеланием. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупного козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказываться от собственного мнения, что можно менять его в зависимости от обстановки, ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказывать свое мнение. Но давайте делать это спокойно, и особенно — в такой форме, при которой несогласие с собеседником не вызовет ни осуждения, ни насмешки ни унижения.

 Каждый имеет право на свою точку зрения, давайте постараемся не перебивать партнёра по беседе выражениями типа: "И речи быть не может"., "Ошибаетесь!", "Вы неправы!", "Это не имеет отношения к делу!". Допуская их, мы не только погрешим против хорошего тона, но и рискуем получить щелчок всякий раз, как станем излагать свои доводы. Наши же слова бумерангом вернутся к нам.

Есть куда более деликатные и эффективные способы донести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: "Простите, пожалуйста, но мне кажется, что по вопросу о…". "Ваше мнение интересно, но давайте взглянем на проблему с другой стороны...". "При решении данного вопроса я учту ваши пожелания".

 А главное — никогда не надо перебивать. Сколько раз случалось, что в конце своей речи человек вносил какие-то поправки, свидетельствовавшие о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!

Алгоритм правильного умения слушать

1.При беседе не держите руки в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также барабанить пальцами по подлокотнику кресла или по краю стола, не следует касаться рукой собеседника, например, хватая его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одна на другую.

2.Ноги созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг ножек кресла и таким образом навеки в кем закрепиться. Нужно сесть удобно, это само собой разумеется, но в спокойной позе. Остерегайтесь неосторожных и слишком размашистых жестов, не играйте пальцами. Не подходите слишком близко к собеседнику и даже во время самого оживленного разговора не трогайте его.

3.Во время беседы деловые люди не суют в рот ни карандаш, ни спичку, ни (тем более) зубочистку. Они вынимают изо рта сигарету, трубку или сигару, прежде чем начать говорить.

4.Кашлять, чихать нужно по возможности сдержанно, прикрываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собеседника, который притворится, что ничего не заметил. Следовательно, абсолютно излишне сопровождать чиханье пожеланием "будьте здоровы" или каким-то аналогичным. Впрочем, из Англии распространился обычай, чихнув, прошептать "простите", что делает инцидент исчерпанным.

5.Не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему. Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или назойливо его рассматривать. Поддерживают связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.

6.Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыбнуться собеседнику. Улыбка — ключ к сердцу, не станем скупиться на неё.

7.Но давайте воздерживаться от слишком громкого или слишком долгого смеха и давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.

Притча об умении слушать

Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… белую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?— «…пошли лошадь другой масти», — продолжил царь. — Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?  — «…непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», — ответил второй царь.

Тренинг 1.

Участники делятся попарно. Оба участника одновременно говорят от 30 секунд до 1 минуты. Тема разговора «Моя любимая телевизионная передача».

Обсуждение упражнения:  

1.   Что вы чувствовали?

2.   Насколько вам трудно было говорить, когда вас не слушают?

Теперь пары высказываются поочередно в течение 1 минуты.  Пока один говорит на любую тему, другой его полностью игнорирует. Затем они меняются ролями.

Обсуждение упражнения:

1.   Как вы себя чувствовали, когда вас игнорировали?

2.   Что это вам напоминало?

Тренинг 2.

Все участники сидят в кругу. Мяч бросается любому участнику. При каждом броске произносится какое-то грубое слово.

Игра продолжается, пока не иссякнут слова. Затем при каждом броске говорится хорошее, ласковое, доброе слово до тех пор, пока не иссякнут слова или не разрядится обстановка в классе.

Обсуждение упражнения:

1.   Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес грубое слово?

2.   Что вы чувствовали, когда слышали хорошее, ласковое, доброе слово?

Тренинг 3.

Те же пары. Один говорит в течение минуты, другой внимательно слушает. Затем они меняются ролями.

Обсуждение упражнения:

1.   В чем состояла разница между приведенными выше упражнениями и последним?

2.   Вы чувствовали, что вас слушают?

Что нового вы узнали для себя из упражнений?

Сказка с неожиданным сюжетом.

«Как обидели серого волка»

Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Однажды прекрасным летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал. Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Вот тебе на! Это я-то? Я ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в этом лесу! Впрочем, она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам знак, для чего она и залезла под кровать. Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих выпученных глаз Вы сами понимаете, какие чувства появились у меня к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря на все это, я — волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были трудности и неудобства из-за моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы съесть ее. Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках и сразу понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной было открыто, и я быстро удалился.На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и лживом создании. Я не знаю, что потом было с этой девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет».

Обсуждение сказки:

1.   Чем наша история отличается от уже знакомой вам сказки?   2.   Как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения?    3.   Имеет ли это значение?  4.   Хорошо или плохо, когда в сказках есть «плохие» и «хорошие» герои?

«Круг»  Участники становятся в круг и по очереди завершают предложение «Сегодня на занятии я себя чувствовал…».

«Прощание»  

Все стоят в кругу, держась за руки. Ведущий «включает ток», т. е. пожимает руку соседа. «Ток» проходит по всему кругу и возвращается к ведущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса в рамках реализации программы «Психология жизненного успеха». В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, кото...

Конспект занятия с членами замещающих семей "Умение слушать"

Данный коспект занятия предназначен для проведения с членами замещающих семей, которые испытывают определенные трудности. Чаще всего эти трудности встречаются в семьях, которые воспитывают детей подро...

Эссе на тему "Умение слушать и вести беседу"

Может быть кому пригодится? У Всех курсы......

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

классный час "Умение слушать"

классный час "Умение слушать"...

Занятие "Толерантность: умение слушать"

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,...

Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания. 9 класс

В ходе урока используются различные формы работы: беседа, тест, психологическая игра, которая доказывает, что активное слушание это залог конструктивного общения....