«Система работы классного руководителя по формированию патриотической личности».
материал на тему

Конкурсная работа в рамках Городских педагогических чтений «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологии воспитания».

Секция «Патриотическое воспитание в современных условиях».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_e.a._mou_gimnaziya_no4.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда»

Городские педагогические чтения 

«Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологии воспитания».

Секция №2 «Патриотическое воспитание в современных условиях».

Тема:

«Система работы классного руководителя

по формированию патриотической личности».

Исполнитель:

учитель биологии и химии

Лазарева Елена  Александровна

Волгоград, 2015

В течение всей истории в гуманистической педагогике и психологии на разных этапах решается, по сути одна проблема: как создать в классе наиболее благоприятные условия для развития личности школьника. В нашем образовательном учреждении классные руководители используют программу «Воспитание школьников» Н.Е. Щурковой.  По мнению Надежды Егоровны, «предъявить ребенку мир – это значит раскрыть перед ним многоцветную палитру социального значения и личностного смысла объектов мира так, чтобы в объекте обнаружилось ценностное содержание. Выпускник школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии».

 За мой недолгий опыт педагогической деятельности мне довелось стать классным руководителем трех классов. Коллективов, непохожих друг на друга, начиная с приоритетного направления учебной деятельности: в 2007 году я выпустила класс эколого-биологической направленности, в 2009 – архитектурно-художественной, а в следующем году  - лингвистической с профильным изучением математики и обществознания и заканчивая возрастными особенностями.

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Оно складывается в результате непрерывной работы классного руководителя с семьями обучающихся, учительским коллективом, участниками событий, значимых для нашей страны. Иногда устами очевидцев говорят книги, музейные экспонаты, письма с фронтов Великой Отечественной войны.

Так, в 2008 году 10 г классу клубом «Сталинград» была предоставлена возможность иллюстрирования сборника воспоминаний, очерков, рассказов участников и очевидцев Сталинградской битвы «Мы – сталинградцы». Старшеклассники очень живо откликнулись на эту просьбу. На классных часах мы знакомились с событиями глазами детей и взрослых, и каждый выбрал для иллюстрирования историю, которая затронула его сердце. Особенно потрясли гимназистов воспоминания маленьких детей и подростков. По итогам работы состоялась встреча  с членом совета клуба «Сталинград» и ассоциации «Дети военного Сталинграда» Кузнецовым Б.Б., который от имени ветеранов и своих коллег передал слова благодарности и грамоты тем гимназистам, которые, на их взгляд, «наиболее полно отразили события» в своих работах (Волосовцу Александру, Воробьевой Вере, Тадевосяну Ваагну), а также инициатору работы – заместителю директора по воспитательной работе Ставровой Татьяне Николаевне.

К сожалению, книга была издана только в 2012 году и в нее вошли не все рисунки, но в ноябре 2015 года она заняла почетное место в Музее 92-ой ОСБ

С 2009 года я начала работать в 5-ом классе, но с самых первых мероприятий, посвященных событиям Вов, я старалась донести до детей причастность каждой семьи к героическому прошлому России. На мероприятиях мы выясняли, кто из родственников детей является защитником нашей Родины на фронтах и в тылу, сохранились ли в семье документы того времени, письма с фронта, какие традиции существуют в семье на празднование 9 мая. Мы посетили музей Панораму Сталинградской битвы.

В 6 классе мы стали победителями игры среди гимназистов в игре «Дорогами русского подвига», в которой ребята показали хорошие знания полководцев Великой Победы, героического прошлого нашего города.

В 2009 - 2010 году мне удалось выиграть муниципальные гранты, средства которых были направлены на выявление редких растений в Ворошиловском и Советском районах г. Волгограда. Единомышленниками и главными помощниками в реализации проекта стали мои 7-классники, которые готовили посадочный материал. Такая работа затронула и патриотические ноты в душах детей и их родителей. Ребята узнали, что когда-то редкие растения встречались и на склонах Мамаева Кургана, но из-за военных действий их места обитания были нарушены. Поэтому они живо откликнулись на возможность произвести посадку на мемориальном кладбище этого исторического комплекса. Конечно, не все растения прижились, но мои подопечные до сих пор испытывают гордость за то, что им была предоставлена возможность прикоснуться к героическому прошлому нашего города и даже оставить небольшой след на Главной высоте России.

Именно в этот период они заинтересовались историей Поста №1 г. Волгограда. На одном из классных часов я рассказала ребятам об истории этой традиции, а они поделились воспоминаниями своих родителей, которые когда-то несли Вахту Памяти у Вечного огня. Мы выучили гимн «постовцев», провели традиционную «свечу» и с тех пор мой класс мечтал оказаться в составе Почетного караула.

Каждый год в моем плане работы появляется системообразующее мероприятие, которое помогает осуществить процесс воспитания «крупными дозами». Они способствуют созданию повышенного эмоционального напряжения. Что позволяет перевести ценности воспитательной системы в личные ценности каждого из его участников. Такие события наполняют детскую жизнь эмоциями, которые остаются в памяти надолго. В 8 классе таким мероприятием стало участие класса в районной военно-патриотической игре «Орленок». В 5-и этапах выступала команда «Факел» из 8 человек, а на последнем – литературно-музыкальной композиции – их поддержал весь класс.

Первый этап соревнований «Сталинградские рубежи» начинался с представления команд, и визитка должна была включать информацию о родственниках – участниках Сталинградской битвы. Мы провели необходимую работу с родителями класса, прабабушками учениц, я, конечно, не осталась в стороне и поделилась информацией о своих родственниках. Ниже привожу фрагмент нашей визитки:

Артём: Команда «Факел» муниципального общеобразовательного учреждения гимназии номер 4 города Волгограда принимает эстафету празднования 70-летия победы советских войск под Сталинградом! (поднимает факел).

Денис (стихотворение «Город славы», автор – В. Крысов»).

Над городом мирно рассветы плывут,

О людях былинных им волны поют,

Как символ свободы и чести людской,

Стоит Волгоград над могучей рекой.

В гимназии нашей хранятся награды

92-ой отдельной стрелковой бригады.

О черных бушлатах слагались легенды,

В музее гимназии – связь поколений (слова Лазаревой Е.А.).

Артём (на фоне музыки):

В каждой семье чтут память тех, кто отдал жизни  за счастье нашей страны. Кто пожертвовал своей молодостью, несбывшимися надеждами во имя свободы будущих детей и нас, правнуков Великой Победы!

Ира А.: (шаг впёред, демонстрация портретов)

Мой двоюродный прадедушка, Андрей Евсеевич Лысенко родился в 1919 году на Украине. Воевал в бронетанковых войсках, перевозил боеприпасы, раненых. Участвовал в боях за Дом Павлова в Сталинграде, Курской дуге, в  освобождении Польши, Чехословакии, брал Берлин. Награждён орденом Отечественной войны II – ой степени.

Его будущая жена, Анастасия Ивановна Пинясова родилась в 1927 году в городе Катта-Кургане, Узбекской республики. В 1945 году, зимой когда ей было всего 17 лет, приехала в Сталинград и работала на нефтезаводе.

Юля П. (шаг впёред, демонстрация портрета): Дедушка и бабушка руководителя нашей команды в далёком 1942 году тоже были совсем юными.

 Деменкова Зинаида Васильевна – труженица тыла. Вместе со своими подругами участвовала в строительстве оборонительных рубежей в районе хутора Тормосино,  ухаживала за ранеными в госпиталях Сталинграда, имеет звание ефрейтора МПВО, награждена юбилейной медалью к 65-летию победы под Сталинградом.

Ира В. (шаг впёред, демонстрация портрета):

Слесаренко Василий Иванович, уроженец  Сталинграда, был призван в ряды Красной Армии 12 августа 1942 года. В составе 159-ой отдельной стрелковой бригады 28-ой армии участвовал в боях за Ростов, Калмыкию. После ранения вернулся в родной город. Получил профессию живописца, участвовал в росписи здания Вокзала станции «Волгоград-1», создании барельефов Волгоградского педагогического института в который спустя четверть века поступила его внучка.  Воспоминания Василия Ивановича и его однополчан помещены в книгу «Мы из 159-ой».  

Артём:

 Город счастья и солнца.

Прекрасен ты вновь

И над Волгой стоишь величаво.

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Волгоград – наша доблесть

И наша любовь.

Волгоград – наша гордость и слава!

Воспоминания прабабушки Афанасьевой Ирины заинтересовали представителей прессы, интервью девочки помещено в газету «Городские вести» (Приложения).

За ходом игры следила вся гимназия, которая получала из школьной газеты самые свежие новости (Приложения).

На последнем этапе соревнования мы подготовили композицию, в которой постарались отразить события зимы 1942-43 года. Ключевой нитью прошли строки из писем советских и немецких солдат из окопов Сталинграда. Поскольку у нас лингвистический класс, мы перевели самые трогательные фрагменты писем немецких солдат (они не дошли до их семей, самолет развился под Киевом, и они были обнародованы только спустя долгие годы). Письмо 1. (Дима) .

 Wir haben Weihnachten gefeiert. Zur Schade, war dieses Fest unlustig, obwohl es ziemlich gemütlich und warm war. Wir sind vor der Wolga.

 К сожалению, у нас Рождество, о котором я тебе пишу, выдалось невеселое, хотя было довольно уютно и тепло. Мы стоим прямо у Волги. На Рождество нам удалось раздобыть даже рому, не очень крепкого, но замечательно вкусного. Один мой приятель достал кое-что в дивизии — ветчину и студень. Конечно же, украл на кухне, но было очень вкусно, да у них там полно, иначе он бы украсть не мог. Хлеба было в обрез, поэтому мы пекли оладьи — снизу ветчина, а сверху мука, вода и соль. Это уже мое четвертое Рождество на войне и, пожалуй, самое грустное. Но когда кончится война, мы все это возместим сторицей. Я твердо надеюсь, что следующее Рождество мы будем праздновать дома.

Письмо 2 (Игорь). 

Du hast mir geschrieben: wenn es ein Gott gibt, kehrst du gesund und lebendig zurück.Du kehrst unbedingt zurück! Du bist ein Mensch, der Tiere und Pflanze gern hat, niemandem etwas Böses tut (von tun), seine Frau und sein Kind liebt.

Если есть Бог, написала ты мне в твоем последнем письме, он скоро вернет тебя мне живым и здоровым. Ты писала: такого человека, как ты, который любит животных и цветы и никому не делает зла, любит своего ребенка и жену. Бог непременно сохранит. Благодарю тебя за эти слова, письмо твое теперь всегда со мной в нагрудном кармане.

Письмо 3 (АНТОН). 

 Ich habe dir schon 26 Briefe aus dieser verdammten Stadt geschickt und habe von dir 17 bekommen. Ich schreibe an dich noch einmal. Warte auf meine folgenden Briefe nicht!

...Двадцать шесть писем я уже отправил тебе из этого проклятого города и получил от тебя семнадцать. Пишу тебе еще раз, больше писем не жди. Да, вот так обстоят дела, и я долго думал, как сформулировать эту тяжкую фразу, чтобы все сказать и не причинить тебе слишком сильной боли. Я прощаюсь с тобой, потому что сегодня утром все решилось. Я вовсе не хочу в письме касаться военной ситуации — она целиком в руках у русских, вопрос лишь в том, сколько мы еще продержимся. Это может продолжаться еще несколько дней или всего несколько часов. Я оглядываюсь на нашу с тобой жизнь. Мы уважали друг друга, любили, и вот уже два года в разлуке. Это хорошо, что нас разделило время, — оно усиливало напряженность ожидания, но и увеличивало отчуждение. Время должно залечить боль от моего невозвращения.

Из землянки выходит немец в военной форме (АРТЁМ)  (слайд: «Курт Ройбер. Немецкий священник, врач, художник.) В руках у него повернутый к себе лист бумаги.

Ich sehe mich immer in Menschengesichtern an und kann nicht von ihnen wegbrechen.

- Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем - смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием

. - Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму. Сегодня, в канун Рождества меня попросили сделать подарок – нарисовать картину.

Поворачивает изображение Сталинградском Мадонны к зрителю.

И вот на оборотной стороне географической карты я набросал образ Богородицы с младенцем на руках. Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь.

Голос за кадром: 25 декабря, в католическое Рождество, кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось ...

В композиции прозвучали русские («Неистов и упрям», «Не клонись-ка ты головушка», стихотворение «До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Лети, перышко» из современного фильма «Главный калибр») немецкая рождественская песня «О, Танненбаум!» («Ель», которые отражали тоску солдат по близким, Родине. Мы постарались донести до зрителя мысль о том, что пока мы помним тех, кто отдавал жизни за мир сегодня, нам удастся его сохранить». Особенно трогательным стало прочтение письма прадедушки Вербиной Ирины. которое бережно хранится в семье: «Здравствуйте милые Клаша и дочка Лидочка. Шлю вам свой сердечный привет с пожеланием всего наилучшего. Милые, это письмо пишу с воздушного полустанка, так как наш путь на запад. От вас, ввиду нашего переезда писем давно нет, но вам пишу аккуратно, видимо и от вас получу все сразу на новом месте. Клаша, пиши все подробно как дела, как здоровье, не беспокоят ли вас на квартире?  За Крым предоставлен к награде, получу - напишу. Готовимся к следующим битвам, не беспокойся, думаю, весь опыт мне поможет победить врага. Всем привет. Очень скучаю по Лидочке. Вышли ее фото. Ваш всех любящий С. Н. Голиков. Целую много -  много раз, до свидания.                                                    

10 мая 1944 года».

С этой композицией мы выступали на церемонии вручения юбилейных медалей защитникам Сталинграда, труженикам тыла, детям военного Сталинграда, а также организовали концерт для родителей класса. Оформлением послужила выставка фотографий «Мы помним, мы гордимся!», с которых живыми свидетелями праздника на своих правнуков смотрели молодые защитники Родины. Вовченко Юлия написала для композиции  стихотворение:

Учу немецкий, лежа на диване,

Живу, учусь и город свой люблю,

И лишь однажды на Мамаевом Кургане

Увидела фамилию свою…

 

Когда–то в детстве папа говорил мне,

Что дед погиб в этих краях в бою,

И молча представляю деда,

Когда я песни военные пою.

 

Мой дед погиб и честно, и отважно

За то, что я живу, пою, люблю,

За Родину и за родного сына –

За жизнь свободную в родном краю!

 

И часто молча говорю: «Спасибо»,

Что жизнь отдал за дом и за семью,

И гордо на Мамаевом Кургане

Читаю я фамилию свою!

Педагог-гуманист Мария Монтессори говорила: «Единственный, кто понимает ребенка, есть другой ребенок, а педагогу надо видеть, прежде всего, главную линию: взаимодействие с самим ребенком».  Место классного руководителя – рядом с воспитанниками, основная функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания. В 2012 году вместе с участником всероссийского тура олимпиады «Наше наследие» Чилингаровым Артемом мы готовили информацию об участниках Первой мировой войны. Мне удалось отыскать интересную информацию о своем прадедушке Деменкове Константине Ивановиче и предоставить её своему воспитаннику (Приложения). Я считаю, что заинтересованный в успехе своих детей учитель должен показывать своим постоянным примером сопричастность к событиям, которые помогают реализовать патриотическую составляющую личности ребенка. По итогам этой олимпиады Артем стал стипендиатом Городской Думы, а я его руководителем.

В конце каждого учебного года мы проводим для родителей праздничный классный час. Восьмой класс стал примечательным в плане патриотических мероприятий. В стихах, которые я подготовила для презентации, содержится информация о них. Фрагмент:  

Восьмой вы год уже все вместе

Учеба, конкурсы, заданья.

Нет, мы не топчемся на месте

Пусть оживут воспоминанья!

На главной высоте России (участие в составе актива Музея боевой славы гимназии)

Нам повезло родиться, жить

И чувствуем свою мы силу

Уверены: мы сможем победить!

 «Орлята» крыльями взмахнули

Еще в далеком сентябре

Стреляли, бегали, творили

И целым классом завершили вручением медалей в феврале! (2 место в конкурсе)

Денис и Юля, Настя, Дима

Музейной славою гордятся

И экспонаты, как живые,

Экскурсоводам нашим снятся

Хоть 3-е место получили

Они за этот конкурс ратный

Василия в Облдуму пригласили (Рубченко В. – лучший экскурсовод города)

Он – лучший среди лучших – всем понятно!

Кульминацией патриотических событий в жизни стало несение Вахты Памяти на Посту №1 г. Волгограда. 10 человек из класса удостоились этой чести, а двое стали Отличниками Поста!

В мае 2015 года наш класс высадил на территории гимназии Аллею Славы в рамках эколого-патриотического проекта и удостоился грамоты администрации ОУ. Весь посадочный материал предоставила моя семья.

На торжественной линейке 8 мая 2015 года состоялся вынос Полотна Победы, которое подготавливал весь коллектив гимназии. На лоскутках алой ткани были вышиты имена наших героических предков, вот некоторые их них:

Список участников Вов для формирования Полотна Победы, 10б класс.

ФИО

звание

фронт

награды

Голиков Семен Николаевич (семья Вербиной Ирины)

Капитан гвардии

629 истребительный авиационный полк 102 авиадивизии

2 ордена Красного знамени, орденом Отечественной войны 2 степени,  медаль за оборону Сталинграда

 Догадов Василий Григорьевич (семья Чилингарова Артема)

Полковник

Пограничные войска

2 ордена Красной звезды, 2 ордена Отечественной войны, орден Красного знамени, медали: за оборону Москвы, за взятие Кенигсберга

Белоусов Михаил Николаевич (семья Сергеева Игоря)

сержант

2 украинский фронт

Медаль за отвагу

Анатолий Иванович Фокин (семья Вовченко Юлии)

подполковник

Пехотинские войска

Орден красной звезды, медаль за оборону, медаль за победу над Германией, медаль за боевые заслуги

Путря Василий Федорович,1908 г.р.

Капитан 3-го ранга

Северный фронт, командовал артиллерией эскадренного миноносца «Грозный»

Орден Красной звезды

Бабиков Павел Семенович (1914-1996 гг.)

частник Вов, Сталинградской битвы.

293 отдельный разведбатальон 205 стрелковой дивизии

Старцев Николай Иванович 

майор

Дошел до Берлина, участвовал в Японской войне

Орден Красной звезды и др. награды

Хотелось бы верить, что годы, проведенные моим 11б классом в рамках нашего образовательного учреждения, позволят в 2016 году с уверенностью сказать, что я выполнила свою миссию по воспитанию патриотической личности достойно!

Литература.

  1. Вечный огонь. Проспект. В39-Волгоград. Комитет по печати, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Система работы учителя по формированию толерантной личности

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...