Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра»
рабочая программа (10 класс) на тему
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_azbuka_dobra.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» составлена на основе следующего нормативного документа:
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Содержание предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Цели и задачи, реализуемые в ходе освоения курса «Этика: азбука добра»
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе;
- способствовать воспитанию чувств коллективизма;
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Место предмета в образовательном процессе.
Программа курса «Этика: азбука добра» реализует одно из направлений плана внеурочной деятельности (духовно-нравственное). Данная рабочая программа создана на основе авторской программы И.С.Хомякова и В.И.Петрова и предполагает освоение курса в течение 4 лет (1-4 классы). В первом классе курс рассчитан на 33 часа – 1час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Этика: азбука добра ».
Личностные результаты:
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Метапредметные результаты:
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Школьный этикет | 5 |
3 | Правила общения | 17 |
4 | О трудолюбии | 3 |
5 | Культура внешнего вида | 3 |
6 | Внешкольный этикет | 4 |
Итого: | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
- М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007
- И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией Виноградовой Н.Ф. М.: Вента-граф, 2011 год.
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2015-2014 учебного года
предмет | Сентябрь | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | Октябрь | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | 1 четверть | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 8 |
2 четверть 2015-2016 учебного года
предмет | Ноябрь | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | Декабрь | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | 2 четверть | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 8 |
3 четверть 2015-2016 учебного года
предмет | Январь | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 3 |
предмет | Февраль | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 3 |
предмет | Март | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 3 |
предмет | 3 четверть | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 9 |
4 четверть 2015-2016учебного года
предмет | Апрель | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | Май | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 4 |
предмет | 4 четверть | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 8 |
предмет | 2015-2016 учебный год | |||||
Кол-во часов | Из них | |||||
план | факт | Контр. работ | Практических работ | |||
план | факт | план | Факт | |||
Этика | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата урока | Изучаемые вопросы (основные понятия и термины) | Формы и методы работы | Примечание | |||
По плану | По факту | По плану | По факту | ||||||
Введение – 1 час | |||||||||
1 | Знакомство с Маркизом Этикетом | 1 | 4.09 | понятия « этика», « этикет». Цели, задачи факультатива. | Беседа. Знакомство с классом. Игра «Кто вежливый» | ||||
Школьный этикет – 5 часа | |||||||||
2 | Правила поведения в школе | 1 | 11.09 | Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». | Беседа. Знакомство с правилами поведения в школе. Игра «Кто готов?». Разыгрывание ситуаций. | ||||
3 | Перемена с увлечением | 1 | 18.09 | Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. | Беседа о правилах поведения на перемене. Игры «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Летел гусь». | ||||
4 | Как правильно вести себя за обеденным столом | 25.09 | Понятие обеденного этикета. Столовые приборы. Поведение за столом. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Беседа о правилах поведения за столом, пользовании столовыми приборами. Разыгрывание ситуаций. | |||||
5 | Добрый день. Здравствуйте. | 1 | 2.10 | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. | Беседа об отношении к окружающим людям. Заучивание слов. Психологический тренинг. Игра «Доскажи словечко» | ||||
6 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | 1 | 9.10 | Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик . | Беседа о режиме дня первоклассника. Составление режима дня (творческая работа) | ||||
Правила общения – 17 часов | |||||||||
7 | Поговорим о доброте | 1 | 16.10 | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Описывать сюжетную картинку (серию). | ||||
8 | По стране вежливых слов | 1 | 23.10 | Использовать в речи слова вежливости. | Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Использовать доброжелательный тон в общении. Разыгрывание ситуаций. | ||||
9 | Этикет мы познавая, дружно, весело играем! | 1 | 6.11 | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. | ||||
10 | Правильно ли мы говорим? | 1 | 13.11 | Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения | Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | ||||
11 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. | 1 | 20.11 | Правила личной гигиены. Бережное отношение к здоровью. | Повторение правил доктора Воды. Заучивание слов. Игра «Наоборот». Творческая работа. | ||||
12 | Будьте здоровы! | 1 | 27.11 | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. | Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Тест «Здоровый человек – это…» | ||||
13 | Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить.1 | 1 | 4.12 | Понятие «здоровый образ жизни». Виды спорта. | Беседа о здоровье. Игра «Угадай кто…». Оздоровительная минутка. | ||||
14 | Спеши творить добро людям | 1 | 11.12 | Понятия «добро» и «зло». Как избежать конфликтов. | Обсуждение ситуаций. Игра «Кто прав». | ||||
15 | К вам пришли гости | 1 | 18.12 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | Беседа о правилах гостеприимства. Разыгрывание ситуаций. Коллективная работа «Чтобы гости не скучали…» | ||||
16 | Эстетические хитрости застолья | 1 | 25.12 | Понятия «обеденный этикет», «сервировка» | Беседа о правилах сервировки, культура поведения за столом. Разыгрывание ситуаций. Практическая работа. | ||||
17 | Гостеприимный хозяин | 1 | 15.01 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации | Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), | ||||
18 | Телефонный этикет | 1 | 22.01 | Понятие «телефонный этикет». Слова приветствия, обращения и прощания. | Беседа о правилах телефонного этикетаю Игра «Да-нет». Заучивание слов. Разыгрывание ситуаций. Работа в парах. | ||||
19 | Поприветствуем друг друга | 1 | 29.01 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. | Заучивание слов. Игра «Доскажи словечко». Моделирование ситуаций. Практическая работа в парах. | ||||
20 | Как вести себя в общественных местах | 1 | 5.02 | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. | Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | ||||
21 | Без друга в жизни туго | 1 | 12.02 | Умение вести диалог, спор. Как не обидеть собеседника. | Беседа о значении дружбы. Творческая работа: составление кодекса дружбы. | ||||
22 | Можно и не ссориться | 1 | 19.02 | Умение вести диалог, спор. Как не обидеть собеседника. | Беседа о значении дружбы. Творческая работа: составление кодекса дружбы. | ||||
23 | Можно и не ссориться | 1 | 26.02 | Знакомство с правилами общения, представления и обращения. | Беседа о правилах общения. Игра «Да-нет». Разыгрывание ситуаций. | ||||
24 | Порадовать близких – как это просто! | 1 | 5.03 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. | Беседа о значении семьи. Анализ ситуаций. | ||||
О трудолюбии – 3 часа | |||||||||
25 | Твой труд дома | 1 | 12.03 | Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. | Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Развивающие игры. | ||||
26 | Учись учиться | 1 | 19.03 | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. | ||||
27 | Каждой вещи – своё место | 1 | 2.04 | Организация труда. Понятие «бережливость».способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Игра «Что лишнее?» | ||||
Культура внешнего вида - 3 часа | |||||||||
28 | Наш класс. | 1 | 9.04 | Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. | Тестирование «Мой друг». Творческая работа: составление законов жизни класса | ||||
29 | Чистота внешнего вида – залог здоровья. | 1 | 16.04 | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. | Беседа о внешнем виде. Оценивать внешний вид человека. Игра «Да-нет». | ||||
30 | Как оценить внешний вид товарища. | 1 | 23.04 | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. | Беседа о правилах ухода за одеждой. Игра «Что лишнее?» Разыгрывание ситуаций. | ||||
Внешкольный этикет – 4 часа | |||||||||
31 | Правила поведения на улице | 1 | 7.05 | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Моделирование ситуаций. | ||||
32 | Правила поведения на дороге жизни | 1 | 14.05 | Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Профилактика детского травматизма. | Беседа о правилах поведения на дороге. Анализ ситуаций. | ||||
33 | Мой путь от дома до школы | 1 | 21.05 | Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. | Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Игра «Кто прав?» Моделирование ситуаций. | ||||
34 | Правила безопасности при общении с животными | 1 | 26.05 | Понятие «безопасность при общении с животными». | Беседа о правилах поведения при общении с животными. Как вести себя при встрече с беспризорными животными. Разыгрывание ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Добрые сердца
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Добрые сердца»...
Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейных отношений» (10 класс)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...
Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейных отношений" 10 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Данная программа направлена на формирование у старшеклассников потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей...