«Оцени поступок»
тест (5 класс) по теме
Тест на выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Детям предлагается оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оцениват поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_otseni_postupok_po_turielyu_modifikatsiya_kurganovoy_i_karabanovoy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Вид социальных норм | категории конвенциональных норм | конвенциональные нормы | мини-ситуации нарушения конвенциональных норм |
|
| ||||
конвенциональные нормы | ритуально - этикетные | - культура внешнего вида, - поведение за столом, - правила и формы обращения в семье | - не почистил зубы; - пришел в грязной одежде в школу; - накрошил на столе; - ушел на улицу без разрешения; |
|
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
организационно – административные | - правила поведения в школе, - правила поведения на улице, - правила поведения в общественных местах, | - вставал без разрешения на уроке; - мусорил на улице; - перешел дорогу в неположенном месте; |
| |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
вид социальных норм | категория моральных норм (по Туриелю) | моральные нормы | мини-ситуации нарушения моральных норм | |
моральные нормы
|
Нормы альтруизма
Нормы ответственности, справедливости и законности
| - норма помощи, - норма щедрости,
- норма ответственности за нанесение материального ущерба | - не предложил друзьям помощь в уборке класса; - не угостил родителей конфетами; - взял у друга книгу и порвал ее; |
Всего в предложенной анкете было представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл
Так делать можно | 2 балла
Так делать иногда можно | 3 балла
Так делать нельзя | 4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
|
|
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Как оценить учителя?"
Как же правильно оценить учителя? Оценить так, чтобы это была не просто профессиональная оценка, но и оценка его как учителя-воспитателя, закладывающего в души детей те истины, которые возможно, как и...
Эссе "Как оценить ученика?"
Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать н...
Меня оценят в XXI веке
Данный классный час проводится с целью воспитания в детях честности, непоколебимости характера, доброго и милосердного отношения к людям. Каждый ребенок во время классного часа хочет показать свое "Я"...
Как оценить уровень физической культуры учащихся.
Тесты и их оценка, согласно "Комплексной программе"...
Элективный курс по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье"
Программа элективного курса по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье" предназначена для учащихся 9-х классов. В предверии внедрения ФГОС в основной школе курс может быть предназначен для...
Методическая разработка - игровое пособие "Оцени поступок".
Всё новое, это хорошо забытое старое. Новизна данного пособия лишь в том. что в неё вошёл раздаточный и демонстрационный материал, разработанный мною и кружковцами специально для наших занятий. Пособи...
Аналитическая справка по результатам использования методики "Оцени свой поступок" по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой, О.А.Карабановой
Результаты мониторинга развития нравственных основ личностии духовной культуры обучающихся...