Эссе "Как оценить учителя?"
статья (11 класс) по теме

Грязнова Валентина Сергеевна
Как же правильно оценить учителя? Оценить так, чтобы это была не просто профессиональная оценка, но и оценка его как учителя-воспитателя, закладывающего в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя – учителя будущего. Но к такому идеалу нужно стремиться уже сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ocenit_uchitelya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всем известно, что оценить учителя предметника можно по разным критериям. Диагностику профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности можно провести по рекомендациям В.Н.Зверевой, которая включает помимо основных показателей (диагностических блоков) и  знание психологических закономерностей обучения,  обучения воспитания и развития школьников. Например, анализ методики проведения уроков можно отследить по ходу наблюдения урока или анализа конспекта урока. Но уроки не могут быть объективным показателем, потому что оценить эффективность дидактического процесса можно лишь в том случае, если анализируется процесс изучения целостной системы, а не отдельных уроков, да ещё по разным темам и в разных классах.

Мне кажется нельзя оценивать учителей и одной меркой. Ведь существует несколько типов педагогов по мотивации педагогической деятельности:

  • учитель исполнительского типа, который ориентируется в профессиональном саморазвитии на признание и одобрении вышестоящих органов управления;
  • профессионально-коммуникативный учитель:
  • независимый учитель, для которого гуманистическая программа деятельности становится средством самоутверждения в собственных глазах;
  • либеральный учитель, который сводит гуманизацию обучения в основном к социально-психологическому контакту с детьми, пытаясь путём заниженных требований и упрощённо понимаемой «доброты» завоевать авторитет.

Как оценить каждого из них? Конечно,  сложно.

Слагаемые оценки качества работы учителя и в том, научил ли он своих воспитанников понимать друг друга, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.  И не надо гордиться тем, сколько у тебя «призёров олимпиад» и «медалистов», ведь порой так бывает в школах, что не всем педагогам дают классы повышенного уровня. И что? Значит нужно поставить крест на классах, где одни троечники? Понимая необходимость научить детей творчески подходить к решению проблем, мы, педагоги, сами забываем об этом. А ведь так важно найти неординарное, оригинальное решение с тем ребёнком, который, наверно, и сам страдает оттого, что он не такой как остальные.  Давайте помнить об этом всегда!      

Учитель – профессия – птица,

Вряд ли труднее сыскать,

С какою другою сравнится,

Ребячьи сердца зажигать…

Эти крылатые слова я впервые услышала много лет назад по окончании института на первом в моей жизни педагогическом совете. Не трудно представить, какое они произвели впечатление на меня в то время!  Шли годы, менялись поколения учителей, подходы к учебно-воспитательному процессу, но эти слова непроизвольно оставались в моей памяти и стали моим девизом в работе.

Когда за плечами имеется  опыт работы,  легче доказать правоту данного изречения. В моей жизни встречались разные учителя. Кому-то вовсе и необязательно было зажигать «ребячьи сердца», у них получалось всё само собой. Уроки, домашние задания, контрольные – всё как у всех. Но я с гордостью вспоминаю и таких, которые остались не только для меня, но и наверно,  для многих из нас той «элитой», превращающей свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей.  И, поверьте, сколько бы не прошло лет, такие педагоги есть!

Как же правильно оценить учителя? Оценить так, чтобы это была не просто профессиональная оценка, но и оценка его как учителя-воспитателя, закладывающего в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой.  Я думаю, что именно такие учителя – учителя  будущего. Но к такому идеалу нужно стремиться уже сегодня.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Как оценить ученика?"

Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать н...

Разработка педсовета "Потфолио учителя2

Предлагаемый материал поможет учителю сформировать собственный электронный портфолио,отвечающий последним требованиям.Портфолио обощит и систематизирует Ваши наработки.Все всегда будет под рукой.Обобщ...

Меня оценят в XXI веке

Данный классный час проводится с целью воспитания в детях честности, непоколебимости характера, доброго и милосердного отношения к людям. Каждый ребенок во время классного часа хочет показать свое "Я"...

Как оценить уровень физической культуры учащихся.

Тесты и их оценка, согласно  "Комплексной программе"...

Элективный курс по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье"

Программа элективного курса по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье" предназначена для учащихся 9-х классов. В предверии внедрения ФГОС в основной школе курс может быть предназначен для...

Система оцени качества обучения в условиях сельской школы

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с...

"Как правильно оценить себя" презентация.

Презентация "Как правильно оценить себя" предназначена для классного часа в 9- 10 классе....


 

Комментарии

Чупина Людмила Александровна

Валентина Сергеевна, ваше эссе об оценке учителя и ученика заставило меня посмотреть на работу учителя с другой стороны. Спасибо за откровения.