Эссе "Как оценить ученика?"
статья (11 класс) на тему

Грязнова Валентина Сергеевна
Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Новый образовательный стандарт должен стать настольной книгой для каждого педагога, руководством для правильного и качественного обучения и оценивания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ocenit_uchenikaGryaznova_Valentina_Sergeevna.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Эссе

Номинация: «Как оценить ученика?

В российских школах используется пятибалльная система оценивания. В оценке ученика заложена только половина его труда, другая половина в субъективной позиции учителя. Главное – осторожно пользоваться этим «тонким инструментарием

Как не хотелось бы приводить в пример западные страны, но их система оценивания заслуживает внимания. Существуют десяти -  и стобальные системы оценивания. Это имеет большое значение в психологическом плане для учащегося

Время идёт, на смену знаниевому  подходу в образовании  пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать  на основе  компетентностно-ориентированных заданий. Новый образовательный стандарт должен стать настольной книгой для каждого педагога, руководством для правильного и  качественного обучения и оценивания учащихся.

Наверно для объективного оценивания было бы рационально применять и мнения самих учащихся. Оценочная деятельность – это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом. Я считаю, что любое оценивание должно осознаваться ребёнком как положительный и значимый для него результат. Среди многочисленных способов оценки работ учащихся считаю эффективным стимулом оценивания -  электронное портфолио. Использование электронного портфолио дает возможность применять  более гибкий контакт учащегося и учителя  в обучении, оценку учитель выставляет не за изученное учащимся (или вызубренное) правило, а за тот объём знаний, который в какой-то мере обеспечил  развитие его личности.

Наверно, было бы правильно, если  бы в каждые школы в начальном звене ввели безотметочную систему, ведь на этом этапе образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться.

В среднем звене постепенно помимо четвертных  и  итоговых контрольных работ вводить обязательную систему зачётов по предметам, которые ребёнок выбирает сам.  Роль педагога помочь ученику найти свои наклонности, интересы, помогать развивать их, и положительная оценка не заставит себя долго ждать. Можно также постепенно вводить рейтинговую систему оценки. Но это было бы рационально только в профильных классах и по тем предметам, которые для учащихся являются основными,   в старшем звене плавно  перейти на систему оценивания, по модели ЕГЭ.

Основная часть

Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности и необходимым действием педагога в работе с детьми.  Учитель и ребёнок связаны единой системой оценочных отношений в повседневной жизни. Основной парадигмой в моей работе считается: «Научить иностранному языку основательно практически невозможно каждого ребёнка. Но показать его важность для дальнейшей жизни ребёнка, научить пользоваться его возможностями – это моя основная задача». Конечно при оценивании детей, имеющих повышенную мотивацию к предмету, будут одни критерии, при оценивании детей, имеющих пониженную мотивацию к предмету – другие. И для каждой такой группы детей должно быть своё оценивание, которое не испугает их, не заставит ненавидеть изучаемый предмет. При этом необходимо продумать методические приёмы, обеспечивающие:

  • снятие тревожности;
  • высокую мотивацию;
  • принятие достоинств ребёнка;
  • поддержку исключительных (персональных) достоинств ребёнка;
  • объективность и доброжелательность педагогического внушения;
  • высокую оценку успешно выполненной деятельности ребёнка.

Оценивание во многом зависит от качества обучения, которое в своё время пропорционально его эффективности. Да и если оценка окажется не такой, какую бы хотелось ученику, он всё равно будет благодарен педагогу за его участие и помощь в выборе его образовательной траектории.

Страшно подумать, какую роль может сыграть неправильно выставленная отметка!  Оценка  – это наше незыблемое право карать и миловать каждого в классе. Оценивание будет эффективным при условии хорошего знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету, эмоциональной уравновешенности педагога, понимании душевного состояния ребёнка. Оценкой нужно не наказывать, а побуждать к действию

Как бы хотелось верить, что об этом помнят все педагоги.  

Мне нравится характеристика эффективного обучения американского ученого Б.Блума, которой я придерживаюсь в своей работе учителя английского языка:

  1. Обучение ведётся по заранее составленному плану и программе.
  2. В процессе обучения всегда предусматривается ожидаемый результат.
  3. Учащиеся тщательно сориентированы на процесс обучения.
  4. Инструкции учителя ясны и понятны.
  5. Процесс обучения тщательно контролируется и измеряется.
  6. Учебное время на уроке используется рационально.
  7. Между учителем и учащимися осуществляется положительное взаимодействие.

При учёте этих принципов, обучение имеет только положительное воздействие и даёт результат.

Время идёт, на смену знаниевому  подходу в образовании  пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать  на основе  компетентностно-ориентированных заданий. Оно  определяет оценку как усвоение материала, который будет личностно значимым для ученика.

 

Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Оценка должна восприниматься ребёнком как ценность, а при наличии отрицательных результатов -  находить успехи в чёт-то другом и обязательно показывать это ученику и всему классу.

Обязательными критериями при оценивании учащегося должны быть такие, как:

  1. учёт картины значимых образовательных результатов учащегося в целом, предусматривающий  готовность применять их в сходных и вариативных ситуациях;
  2.  включённость ученика в добывание знаний, принятие важности и значимости получения знаний, поддержание высокой учебной мотивации школьников и учёт уровня развития их познавательных способностей;
  3. личностно-значимые мотивы приобретения знаний, ориентированные на способность практически применять их  для  решения  проблем, дальнейшего профессионального выбора;
  4. учёт особенностей здоровья ребёнка под девизом «Не навреди!»;
  5. совместная  заинтересованность  ученика и педагога в  получении знаний «К знаниям вместе с детьми!».

Считаю, что учёт этих условий позволит педагогу рационально проектировать работу на достижения учеников и правильное их оценивание.

Учитель – профессионал подобен садовнику, который озабочен, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали окружающих. Такие педагоги  и вносят своё,  «нравственное наполнение» не только в обучение, но и в развитие учащихся. Учащиеся таких педагогов имеют высокую самооценку и считают себя прилежными по сравнению с теми учащимися, которые учились у педагогов, ориентированных только на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Как оценить учителя?"

Как же правильно оценить учителя? Оценить так, чтобы это была не просто профессиональная оценка, но и оценка его как учителя-воспитателя, закладывающего в души детей те истины, которые возможно, как и...

Меня оценят в XXI веке

Данный классный час проводится с целью воспитания в детях честности, непоколебимости характера, доброго и милосердного отношения к людям. Каждый ребенок во время классного часа хочет показать свое "Я"...

Как оценить уровень физической культуры учащихся.

Тесты и их оценка, согласно  "Комплексной программе"...

Элективный курс по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье"

Программа элективного курса по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье" предназначена для учащихся 9-х классов. В предверии внедрения ФГОС в основной школе курс может быть предназначен для...

Система оцени качества обучения в условиях сельской школы

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с...

"Как правильно оценить себя" презентация.

Презентация "Как правильно оценить себя" предназначена для классного часа в 9- 10 классе....

Как подготовить и провести современный урок? Как оценить? Рекомендации педагогам.

В  условиях  новых  ФГОС  остро  встает  вопрос  об  изменении  подходов  к  структуре  урока,  выбираемым  технологиям,  фор...


 

Комментарии

знаниевый подход -ужас какой! компетентность - это и есть знание. что ж вы так замурыживаетесь,господа?