Диагностических исследований по выявлению готовности школьников к обучению в интерактивном режиме (методика Е.В. Коротаевой )
консультация (9 класс) на тему
Диагностические исследования по выявлению готовности школьников к обучению в интерактивном режиме(методика Е.В.Коротаевой) 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchi_k_proverke_diagnosticheskih_metodik.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключ к проверке диагностических методик
Модифицированная методика 1. «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой
Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.
Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности тех или иных характеристик. При этом поясняется, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай пары характеристик и отметь на оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.
Характеристики готовности к групповому взаимодействию | Оценочная шкала | Характеристики готовности к групповому взаимодействию | ||||
Легко принимаю ситуацию групповой работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Избегаю совместной деятельности |
В групповой работе ощущаю свободу, раскованность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | В групповой работе ощущаю напряженность, скованность |
Готов согласиться с доводами окружающих | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Не меняю собственной точки зрения |
Свободно высказываю мнения, предположения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | В открытом обмене мнениями предпочитаю больше слушать, чем говорить |
Делюсь информацией | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Предпочитаю владеть информацией |
С благодарностью откликаюсь на предложения взаимопомощи и сотрудничество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Избегаю ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения |
Владею умениями и навыками работы в группе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Испытываю трудности, находя свое место в общей деятельности |
Нацелен на решение групповых задач и оказание поддержки во время деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Групповые цели и действия не являются приоритетными, предпочитаю реализовывать свои цели |
Спокойно реагирую на смену ролей во время деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Стараюсь выбирать одну и ту же роль в процессе совместной работы |
Настроен на получение разнообразной информации во время подведения итогов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Негативно отношусь к этапу подведения итогов, опасаюсь критики |
Покидаю группу в ожидании новой встречи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Часто преобладает настроение обманутых ожиданий |
Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащихся к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.
Сводный оценочный лист
Школа_________________ Класс _____________________________
№ | ФИО учащегося | Сумма баллов |
Алина О. | 25 | |
Бахарева И. | 39 | |
Соболев М. | 17 |
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке | Сумма баллов |
Высокий уровень | От 11 до 15 |
Нормальный (средний) уровень | От 16 до32 |
Сниженный уровень | От 33 до 42 |
Низкий уровень | От 43 до 55 |
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
- количество учащихся с высоким уровнем готовности к групповому взаимодействию, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
При желании образовательное учреждение может определить количество учащихся с другими, более низкими, уровнями, воспользовавшись методикой.
Методика 2. «Готовность работать с информацией
и информационными источниками»
Цель: Выявить уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.
Ход проведения. Учителю предлагается отметить на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности у ученика тех или иных характеристик. При этом важно учесть, что оценка «3» отражает промежуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу «когда как».
Инструкция для преподавателя.
Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценочной шкале уровень готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками.
Характеристики готовности ученика к работе с информацией и информационными источниками | Оценочная шкала | Характеристики затруднений ученика в работе с информацией и информационными источниками | ||||
Легко концентрирует свое внимание на информационном объекте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | С трудом концентрирует свое внимание на информационном объекте |
Умеет сформулировать информационный запрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Затрудняется в формулировании информационного запроса |
Умеет оценить адекватность источника информации запросу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Затрудняется в оценке адекватности источника информации запросу |
Умеет инициировать и эффективно вести беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Негативно относится к ситуациям, требующим поддержать беседу по содержанию прочитанного текста или другого информационного источника |
Умеет получать недостающую информацию с помощью вопросов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Избегает ситуаций, требующих обращения к учителю или товарищам для получения недостающей информации |
Имеет хорошую технику чтения и письма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Слабая техника чтения и письма |
Осознанно читает текст (выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | У ученика в основном превалирует механическое чтение (с трудом выделяет главные мысли, понимает подтекст и контекст, устанавливает логические связи при чтении и т.д.) |
Эффективно умеет пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Испытывает затруднения, когда пользуется домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации |
Умеет определять тему, сюжет, ключевые слова информационного источника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Затрудняется в определении темы, сюжета, ключевых слов информационного источника |
Легко включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | С трудом включает полученную информацию в общую работу или другой блок информации |
Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчитывается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценочному листу выявляется итоговый уровень готовности учащегося к работе с информацией и информационными источниками.
Сводный оценочный лист
Школа ________________________________________
Класс _________________________________________
№ | ФИО учащегося | Сумма баллов |
Алина О. | 25 | |
Бахарева И. | 39 | |
Соболев М. | 17 |
Интерпретация полученных данных
Оценочная таблица
Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном режиме и к групповой работе на уроке | Сумма баллов |
Высокий уровень | От 10 до 19 |
Нормальный (средний) уровень | От 20 до 27 |
Сниженный уровень | От 28 до38 |
Низкий уровень | От 39 до 50 |
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
- количество учащихся с высоким уровнем готовности к работе с информацией и информационными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
При желании образовательное учреждение может определить количество учащихся с другими, более низкими, уровнями, воспользовавшись методикой.
Методика 3. Оценка уровня школьной мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р.Гинзбурга
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.).
Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | 2 3 4 4 3 3 3 0 0 5 | 3 3 0 4 1 3 4 3 - - | 5 3 3 3 3 0 0 4 - - | 5 2 3 3 3 3 4 0 0 - |
Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Таблица
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41—48 |
II | 33—40 |
III | 25—32 |
IV | 15—24 |
V | 5—14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
— нормальный (средний) уровень мотивации учения;
— сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл.). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | О П С С П П П В В У | П П В С И П У П - - | У П П П П В В С - - | У О П П П П С В В - |
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика 4. «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожковой
Цель: выявить уровень социализированности учащегося.
Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое суждение и оцени степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка данных.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Среднюю оценку социализированности учащегося получают при сложении всех оценок и делении этой суммы на 20 (количество утверждений). Если получаемая средняя оценка больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же она больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени социализированности ребенка. Если средняя оценка окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социализированности. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше).
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким уровнем социализированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:
- количество учащихся со средним уровнем социальной адаптированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем социальной адаптированности, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика 5. «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой
Цель: выявить позицию учащегося в общении в педагогическом процессе.
Ход проведения. Педагогу предлагается прочитать следующие суждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по шкале баллов.
Инструкция для педагога.
Оцените степень готовности к общению в педагогическом процессе ваших учащихся по предложенной матрице.
Сторона общения | Позиционные варианты | Баллы |
1. Информационно-событийная | Не воспринимает информацию, не реагирует на события | 1 |
Воспринимает и усваивает событийную информацию на уровне пассивного включения. | 2 | |
Принимает, усваивает информацию. Действует сообразно с событиями | 3 | |
Усваивает и перерабатывает информацию; ищет новые каналы получения и обработки информации, прогнозирует развитие событий | 4 | |
2. Организационно-деятельностная | Не включается в общую деятельность | 1 |
Принимает участие в общей работе под давлением внешних обстоятельств. | 2 | |
Активно сотрудничает с другими, исходя из внутренней мотивации к совместной работе | 3 | |
Принимает активное участие в сотрудничестве; организует ситуации совместной деятельности других людей | 4 | |
3. Эмоционально-эмпатийная | Игнорирует позиции окружающих | 1 |
Учитывает позиции других, но не меняет стиля своего поведения | 2 | |
Корректирует свою позицию, учитывая поведения окружающих | 3 | |
Создает условия для гармонизации своей позиции с позициями окружающих | 4 |
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитывается общая сумма:
- 3 балла – закрытая позиция, отчуждение;
- 4 – 6 баллов – позиция пассивного участия (вступает в контакт под давлением обстоятельств, из боязни наказания, дисциплинарных санкций);
- 7 – 9 баллов – позиция активного участия (вступает в контакт, поскольку происходящее вызывает интерес);
- 10 – 12 баллов – позиция, инициирующая позитивное общение с окружающими.
Таким образом, с помощью данной матрицы можно оценить позицию всего коллектива класса и сделать вывод о перспективах учебного сотрудничества. Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше). Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с позицией, инициирующей позитивное общение с окружающими, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Кроме того, образовательное учреждение может определить для себя:
- количество учащихся с позицией активного участия, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с позицией пассивного участия, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика 6. Опросник «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся в течение 25 минут предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
Инструкция для учащегося.
Дорогой друг! Прочитай перечисленные ниже утверждения и отметь знаком «+» свое согласие или знаком «-» свое несогласие с ними.
- Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Не важно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности. Вам не достает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация данных.
Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:
I: 1. 3. 6. 7. 8. 11. 12. 16. 17. 19. 20. 22. 23 (номера предложений).
II: 2. 4. 5. 9. 10. 13. 15. 18. 21. 24
Подсчитайте в первой строке сумму ответов со знаком «+», во второй – сумму ответов со знаком «-». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:
0–6 баллов – неготовность;
7–12 баллов – низкая готовность;
13–18 баллов – средняя готовность;
19–24 балла – высокая готовность.
Результаты, полученные по всей группе обследованных детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше). Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
- количество учащихся с высоким уровнем готовности обучающихся к выбору профессии.
Методика 7. «Удовлетворенность учащихся и родителей
образованием»
Цель: выявить отношение учащихся и их родителей к образовательному процессу.
Ход проведения. Учащемуся и его родителю предлагается прочитать вопросы и отметить в графе ответов свое мнение.
ЧАСТЬ «А»
Удовлетворенность родителей образованием
Инструкция для родителей.
Уважаемые родители! Целью исследования является выяснение удовлетворенности участников образовательного процесса образованием. Наш опрос анонимен, просим Вас честно ответить на вопросы в связи с тем, что Ваше мнение важно для регулирования деятельности образовательного учреждения. Внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению. Заранее благодарим!
№ п/п | Утверждения | ДА | НЕТ | ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ |
1 | Мне нравится школа, в которой обучается мой ребенок. | |||
2 | В школу мой ребенок ходит с удовольствием. | |||
3 | Учителя поощряют успехи моего ребенка. | |||
4 | Мой ребенок всегда питается в школьной столовой. | |||
5 | Занятия в школе помогают моему ребенку вести здоровый образ жизни. | |||
6 | После уроков ребенок не испытывает чувства усталости. | |||
7 | Если бы мы переехали в другой город, то отправили бы ребенка в такую же школу, в какой он учится сейчас. | |||
8 | Я часто посещаю родительские собрания. | |||
9 | Мне интересно участвовать вместе с ребенком в школьных делах. | |||
10 | Моему ребенку интересно учиться. | |||
11 | У ребенка остается время на отдых после уроков. | |||
12 | Я прислушиваюсь к мнению учителя по поводу моего ребенка. | |||
13 | Я благодарна (ен) учителям за отношение к моему ребенку. | |||
14 | В школе мой ребенок чувствует себя безопасно. | |||
15 | Мой ребенок с удовольствием занимается на уроках физической культуры. | |||
16 | Школа для ребенка - место общения с друзьями. | |||
17 | Моему ребенку хватает времени на выполнение домашнего задания. | |||
18 | К концу недели ребенок обычно не устает. | |||
19 | В школе для моего ребенка есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов. | |||
20 | Школа, где учится мой ребенок, очень уютная. |
ЧАСТЬ «Б»
Удовлетворенность учащихся образованием
Инструкция для учащихся.
Уважаемые ребята! Целью исследования является выяснение удовлетворенности участников образовательного процесса образованием. Наш опрос анонимен, просим Вас честно ответить на вопросы в связи с тем, что Ваше мнение важно для улучшения работы школы. Внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте галочку в графу ответа, соответствующую Вашему мнению. Заранее благодарим!
№ п/п | ОПРОСНИК | ДА | НЕТ | ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ |
1 | Мне нравится школа, в которой я обучаюсь. | |||
2 | В школу я хожу с удовольствием. | |||
3 | Учителя вместе со мной радуются моим успехам. | |||
4 | Мне нравится питаться в школьной столовой. | |||
5 | Занятия в школе помогают мне вести здоровый образ жизни. | |||
6 | Я не испытываю чувства усталости на уроках. | |||
7 | Если бы я переехал(а) в другой город, то поступил(а) бы в такую же школу, в какой учусь сейчас. | |||
8 | Я очень люблю узнавать что-то новое в школе. | |||
9 | Мне интересно участвовать в школьных делах. | |||
10 | На уроках я чувствую себя комфортно. | |||
11 | У меня остается время на отдых после уроков. | |||
12 | Мне важно вырасти культурным и образованным человеком. | |||
13 | Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя. | |||
14 | Обычно в школе я чувствую себя безопасно. | |||
15 | Я с удовольствием занимаюсь на уроках физической культуры. | |||
16 | Школа для меня - место общения с друзьями. | |||
17 | Мне хватает времени на выполнение домашнего задания. | |||
18 | К концу недели я обычно не устаю. | |||
19 | У меня есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов. | |||
20 | Моя школа очень уютная. |
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитывается количество ответов в графе «ДА» и определяется -
- низкий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 7-9 ответов «ДА»;
- средний уровень удовлетворенности образовательным процессом – 9-11 ответов «ДА»;
- высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 12 и выше ответов «ДА».
Результаты, полученные по всей группе обследованных родителей и детей, заносятся в сводный оценочный лист (образец сводного оценочного листа см. выше). Оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующему показателю:
- количество учащихся и родителей с высоким уровнем удовлетворенности образовательным процессом.
Методика 8. «Уровень профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.
Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):
- делаю, как правило, хорошо – 2 балла;
- делаю средне – 1 балл;
- делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.
Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):
- положительные (интересно, легко) – 2 балла;
- нейтральные (все равно) – 1 балл;
- отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.
Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):
- да – 2 балла;
- все равно – 1 балл;
- нет – 0 баллов.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Работа с опросником может производится как индивидуально, так и в группе.
Текст опросника
- Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
- Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
- Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
- Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
- Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
- Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
- Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
- Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
- Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.
- Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
- В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
- Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии
- Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
- Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
- Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.
- На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
- Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
- Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
- Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.
- Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
- При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
- Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
- Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.
- Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
- Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
- Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.
- Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
- Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.
- Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
- Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
- Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
- Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
- Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
- Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
- Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
- Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
- Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
- Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
- Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.
- Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.
- Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
- Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
- Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.
- Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
- Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
- Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
- Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технологической, логической, математической.
- При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
- Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
- Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
Бланк ответов
Тип профессий | |||||||||||||||||||
Ч-З | Ч-Т | Ч-П | Ч-Х | Ч-Ч | |||||||||||||||
№ | а | б | в | № | а | б | в | № | а | б | в | № | а | б | в | № | а | б | в |
1 |
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
| 4 |
|
|
| 5 |
|
|
|
6 |
|
|
| 7 |
|
|
| 8 |
|
|
| 9 |
|
|
| 10 |
|
|
|
11 |
|
|
| 12 |
|
|
| 13 |
|
|
| 14 |
|
|
| 15 |
|
|
|
16 |
|
|
| 17 |
|
|
| 18 |
|
|
| 19 |
|
|
| 20 |
|
|
|
21 |
|
|
| 22 |
|
|
| 23 |
|
|
| 24 |
|
|
| 25 |
|
|
|
26 |
|
|
| 27 |
|
|
| 28 |
|
|
| 29 |
|
|
| 30 |
|
|
|
31 |
|
|
| 32 |
|
|
| 33 |
|
|
| 34 |
|
|
| 35 |
|
|
|
36 |
|
|
| 37 |
|
|
| 38 |
|
|
| 39 |
|
|
| 40 |
|
|
|
41 |
|
|
| 42 |
|
|
| 43 |
|
|
| 44 |
|
|
| 45 |
|
|
|
46 |
|
|
| 47 |
|
|
| 48 |
|
|
| 49 |
|
|
| 50 |
|
|
|
- Ч-З – человек – знаковая система
- Ч-Т – человек – техника
- Ч-П – человек – природа
- Ч-Х – человек – художественный образ
- Ч-Ч – человек – человек
Обработка и интерпретация результатовКаждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:
- а – оценка своих умений;
- б – оценка своего эмоционального отношения;
- в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.
Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.
Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».
Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек – знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек – художественный образ» и «человек – техника») и т.д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Методика 9. «Мотивации учебной деятельности» (методика И.С. Домбровской )
Инструкция для учащегося:
«Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:
- 4 – всегда
- 3 – почти всегда
- 2 – иногда
- 1 – очень редко
- 0 – никогда
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам.
- Мне нравится узнавать новые факты
- Мне нравится самому искать и находить новые знания
- Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения
- Я учусь, так как должен учиться для получения профессии
- Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
- Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
- Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне
- Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
- Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью
- Я учусь ради своего будущего
- Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере
- Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
- Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений
- Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач
- Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях
- Мне нужно учиться
- Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют
- Я помогаю другим в обучении
- Мне интересно понимать закономерности явлений
- Мне нравится самому объяснять новые факты
- Мне нужны знания для самосовершенствования
- Я учусь, так как этого требуют
- Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
- Знания помогают мне наладить контакт с окружающими
- Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня
- Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний
- Я стремлюсь быть высокообразованным человеком
- Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности
- Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю
- Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса
Бланк ответов
1 | 7 | 13 | 19 | 25 |
2 | 8 | 14 | 20 | 26 |
3 | 9 | 15 | 21 | 27 |
4 | 10 | 16 | 22 | 28 |
5 | 11 | 17 | 23 | 29 |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 |
Обработка полученных данных
По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.
Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И. Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.
Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К. Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа для выявления уровня литературного развития учащихся.
Использую в конце 1 полугодия. 6 класс...
ОПРОСНИК для выявления готовности к ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (по В.Б. Успенскому)
Определение готовности учащихся к выбору профессии....
Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме.
Данный тест позволяет определить степень готовности ученика к совместной работе в группе....
Мастер-класс по теме "Интерактивные методы обучения. Технология модерации, Сингапурская методика"
Данный мастер-класс знакомит с интерактивными методами обучения: технологией модерации и Сингапурской методикой по предмету "Английский язык" для развития социокультурной компетенции у учащихся. В мас...
Результаты диагностического исследования на выявление уровня толерантности обучающихся (воспитанников) 9 А класса
Анализ результатов исследования...
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Диагностические методики со стимульным материалом для изучения психологической готовности к обучению в школе....
Анкеты для выявления готовности обучающегося к семейной жизни.
Составленные анкеты помогут выявить отношение обучающегося к созданию в будущей семьи,выяснить отношение молодежи к браку,выявить умение обучающихся правильно выстраивать отношения в семье...